Рабочая программа по информатике 7 - 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 7 - 9 класс. УМК - Угринович Н.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 7 - 9 класс | 50.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ускюльская средняя общеобразовательная школа
Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2013г. | Утверждено: Директор школы: __________________ Полевщикова Е. А. Приказ № 50 от 30.08.2013г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 – 9 классов
Составитель: Мальцева К.А.,
учитель информатики и ИКТ
2013-2014 учебный год
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8, 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня основного общего образования, и на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям; программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 2 – 11 классы Информатика. Москва. «Бином. Лаборатория знаний», 2006 г. Автор: Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 7- 9 классах ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы, представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологиях, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Задачи изучения информатики и информационных технологий:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера;
- обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
По учебному плану МОУ Ускюльской СОШ на изучение информатики в 8 классе отведен 1 час в неделю (36 часов), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов). Из компонента образовательного учреждения на изучение информатики в 7 классе выделен 1 час в неделю, всего 35 часов.
Программой предусмотрено проведение:
- Практических работ (10-15 мин), в 7 классе – 5 часов, в 9 классе – 16,5 часов, в 8 классе – 11 часов;
- Практических работ на весь урок, в 7 классе – 14 часов;
- Практикумов, в 8 классе – 2,5 часа, в 9 классе – 5 часов;
- Контрольных работ, в 9 классе – 4 часа.
Работы, рассчитанные на весь урок оцениваются по пятибалльной системе.
В рабочей программе произведена корректировка следующих тем:
В 9 классе добавлено 4 часа на проведение контрольных работ по темам: «Алгоритмы и исполнители», «Обработка текстовой информации», «Системы счисления», «Представление информации».
Из резерва учебного времени (с учетом контрольных работ), увеличено количество часов на изучение разделов: «Алгоритмы и исполнители» (3 часа), «Представление информации» (2 часа), «Обработка текстовой информации» (2 часа), «Обработка числовой информации» (2 часа), «Обработка графической информации» (1 час), «Моделирование и формализация» (1 час). Это связано с тем, что на изучение данных разделов в примерной программе выделено мало часов, а для дальнейшего обучения эти темы необходимы.
В 7 классе из резерва учебного времени добавлено 2 часа на изучение раздела «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», так как этот раздел требует более глубокого изучения для лучшего усвоения материала.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Наряду с традиционными уроками программа предусматривает нестандартные уроки:
- урок – зачет,
- урок – практикум,
- урок – путешествие,
- урок – сказка,
- урок в форме соревнований (конкурс, турнир, викторина).
Используемые методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ, доклад, учебная лекция);
- наглядные (работа с таблицами, демонстрация);
- практические (разнообразные задания),
- а так же общедидактические (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый).
Средства обучения информатике
В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:
• программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС) обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;
• объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
• учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечиваю предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ ее частей, устройств);
• средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность формации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.
Для выявления уровня сформированности системы качества знаний учащихся используются контрольные, практические работы.
Обоснование выбора учебно-методической комплекта для реализации рабочей программы
Учебно-методический комплект по информатике и ИКТ для 7 – 9 классов под редакцией Н.Д. Угриновича: программа, тематическое планирование, контрольные работы, методические рекомендации, дидактические материалы. УМК отражает современные методические и педагогические тенденции, его содержание полностью соответствует стандарту. В учебниках содержатся дополнительные задания, вопросы, для лучшего усвоения знаний учащимися. Содержит практические задания, подобранные для 2-х операционных систем: Windows, Linux. В дидактических материалах даны задания разного уровня сложности. В методических пособиях даны рекомендации по проведению уроков.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию личностно – ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображении;
- создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
7 - ой класс (35 часов)
Аппаратные и программные средства ИКТ (11 часов)
Устройства компьютера (процессор, устройства ввода и вывода информации, операционная и долговременная память). Условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение компьютера, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (17 часов)
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров. Flash – анимация в презентациях и на Web – страницах.
Моделирование и формализация (4 часа)
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (3 часа)
Информационные ресурсы общества, образовательные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы (16,5 часов)
Аппаратные и программные средства ИКТ
- Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры.
- Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
- Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.
- Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.
- Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
- Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
- Кодирование графической информации.
- Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
- Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения.
- Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.
- Кодирование звуковой информации.
- Запись и монтаж звукового клипа.
- Запись и монтаж видео – клипа.
- Разработка GIF и Flash- анимации.
Моделирование и формализация
- Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.
- Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах.
- Построение и исследование компьютерной модели системы управления.
- Построение и исследование геоинформационной модели.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8 - ой класс (36 часов)
Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Управление, обратная связь.
Практическая работа (0,5 часа)
- Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Хранение информации (4 часа)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Практическая работа (1 час)
- Поиск записей в готовой базе данных.
- Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа № 8
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадках и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Защита информации от компьютерных вирусов. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно – графической форме (графический пользовательский интерфейс)
Практическая работа (1,5 часа)
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Коммуникационные технологии (12 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщений. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб – страницы, презентации с использованием шаблонов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Практическая работа (4 часа)
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
- Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
- Загрузка файла из файлового архива.
- Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
- Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
- Создание комплексного информационного объекта в виде веб-страницы, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
- Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Практикум: работа № 9
Мультимедийные технологии (8 часов)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практическая работа (2,5 часа)
- Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
- Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
- Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа № 3, 4
Информационные технологии в обществе (4 часа)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Личная информация, информационная этика и право.
Практическая работа (1,5 часа)
- Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
- Защита информации от компьютерных вирусов.
- Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Практикум: работа № 10
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 - ый класс (68 часов)
Алгоритмы и исполнители (22 часа)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Логические значения, операции, выражения.
Практическая работа (3 часа)
- Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
- Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
- Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Контрольная работа (1 час)
- Контрольная работа № 1 по теме: «Алгоритмы и исполнители».
Практикум: работа № 6
Представление информации (8 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации
Практическая работа (2 часа)
- Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
Контрольная работа (1 час)
- Контрольная работа № 2 по теме: «Системы счисления».
Обработка текстовой информации (16 часов)
Страница. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания, словари. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, ссылки, оглавление, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Практическая работа (4,5 часа)
- Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
- Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- Вставка в документ формул.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
- Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Создание гипертекстового документа.
Контрольная работа (1 час)
- Контрольная работа № 3 по теме: «Обработка текстовой информации».
Практикум: работа № 1
Обработка числовой информации (8 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Практическая работа (2 часа)
- Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
- Создание и обработка таблиц.
- Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм и графиков.
Контрольная работа (1 час)
- Контрольная работа № 4 по теме: «Обработка числовой информации».
Практикум: работа № 5
Обработка графической информации (5 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, планшета, сканера, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Практическая работа (2 часа)
- Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
- Сканирование графических изображений.
Практикум: работа № 2
Формализация и моделирование (9 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Простейшие управляемые компьютерные модели. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрическое преобразование фрагментов и компонентов.
Практическая работа (3 часа)
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
- Построение генеалогического дерева семьи.
- Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
- Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа № 7
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика/Контроль | Всего | ||
7 класс | ||||
1 | Аппаратные и программные средства ИКТ | 5,5 | 5,5/0 | 11 |
2 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 8 | 9/0/0 | 17 |
3 | Моделирование и формализация | 2 | 2/0/0 | 4 |
4 | Информационная деятельность человека. Информационная безопасность | 3 | 0/0/0 | 3 |
Итого | 18,5 | 16,5/0/0 | 35 |
Тематическое планирование учебного материала 8-9 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||||||||||||||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||||||||||||||
8 – 9 класс | Итого | 8 класс | 9 класс | Итого | |||||||||||||
Теория | Практика | Практикум | Контроль | Теория | Практика | Практикум | Контроль | Всего | Теория | Практика | Практикум | Контроль | Всего | ||||
1 | Моделирование и формализация | 4,5 | 3 | 0,5 | - | 8 | - | - | - | - | 0 | 5 | 3 | 1 | - | 9 | 9 |
2 | Информация и информационные процессы | 3,5 | 0,5 | - | - | 4 | 3,5 | 0,5 | - | - | 4 | - | - | - | - | 0 | 4 |
3 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 2,5 | 1,5 | - | - | 4 | 2,5 | 1,5 | - | - | 4 | - | - | - | - | 0 | 4 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 4,5 | 0,5 | - | 14 | - | - | - | - | 0 | 9,5 | 4,5 | 1 | 1 | 16 | 16 |
5 | Обработка графической информации | 1,5 | 2 | 0,5 | - | 4 | - | - | - | - | 0 | 2 | 2 | 1 | - | 5 | 5 |
6 | Обработка числовой информации | 3,5 | 2 | 0,5 | - | 6 | - | - | - | - | 0 | 4 | 2 | 1 | 1 | 8 | 8 |
7 | Представление информации | 4 | 2 | - | - | 6 | - | - | - | - | 0 | 5 | 2 | - | 1 | 8 | 8 |
8 | Алгоритмы и исполнители | 15,5 | 3 | 0,5 | - | 19 | - | - | - | - | 0 | 17 | 3 | 1 | 1 | 22 | 22 |
9 | Хранение информации | 2,5 | 1 | 0,5 | - | 4 | 2,5 | 1 | 0,5 | - | 4 | - | - | - | - | 0 | 4 |
10 | Коммуникационные технологии | 7,5 | 4 | 0,5 | - | 12 | 7,5 | 4 | 0,5 | - | 12 | - | - | - | - | 0 | 12 |
11 | Информационные технологии в обществе | 2 | 1,5 | 0,5 | - | 4 | 2 | 1,5 | 0,5 | - | 4 | - | - | - | - | 0 | 4 |
12 | Мультимедийные технологии | 4,5 | 2,5 | 1 | - | 8 | 4,5 | 2,5 | 1 | - | 8 | - | - | - | - | 0 | 8 |
Итого (+ резерв 11 часов) | 60,5 | 27,5 | 5 | - | 93 (104) | 22,5 | 11 | 2,5 | - | 36 | 42,5 | 16,5 | 5 | 4 | 68 | 104 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...