Рабочая программа по информатике 7-9 класс
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
В файле представлена рабочая программа по Иформатике и ИКТ, 7-9 класс, к учебнику Н.Д.Угринович (136 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа, Угринович, 7-9 класс | 573 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №11»
г. Усть-Илимска Иркутской области
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» ___________ 2014 г.
Утверждено приказом
Директора школы
___________________________
№ _____ от _________
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
7-9 класс
Разработана
Ивановой Н.В.
учителем первой квалификационной категории
г. Усть-Илимск 2014
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической части курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе: 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год (итого 105 часов).
В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, и рекомендуется остальные 25% распределить на региональном и школьном уровне (105 + 26). Мы считаем рациональным введение данного курса с 7 по 9 класс, 7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год, 8 класс -1 час в неделю, 34 часа в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее преподавался пропедевтический курс по программе Л. Босовой «Информатика» в 5 и 6 классе.
Курс рекомендован учащимся 7-9 классов и нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности:
- фиксировать информацию об окружающем мире;
- искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
- организовывать информацию;
- передавать информацию;
- проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
- создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на преподавание информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год), в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе – 2 часа в неделю (68 часов в год).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Универсальные учебные действия
Личностные:
- владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
- организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
- использование обучающих, тестирующих программ и программ-тренажеров для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.
Метапредметные:
- владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Предметные:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации;
- оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
- развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
- разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;
- определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;
- освоение основных конструкций языка программирования;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
- построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
- определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
- решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
- формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
- выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
- отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
в сфере коммуникативной деятельности:
- понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение культуры поведения в сети Интернет.
в сфере трудовой деятельности:
- определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
- овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
- знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
- умение тестирования используемого оборудования и программных средств;
- использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- определение пропускной способности используемого канала связи;
- выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
- решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
- создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
- использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;
- использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;
- создание и наполнение собственных баз данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.
в сфере эстетической деятельности:
- приобретение навыков компьютерного дизайна;
- овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
- демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.
в сфере физической деятельности:
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
- владение профилактическими мерами при работе со средствами информатизации;
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Основные формы занятий с учащимися: уроки, лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
Преобладающие формы текущего контроля выступают письменные и устные опросы, самостоятельные работы
Предлагаемое тематическое планирование соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. В нижеприведенной таблице предлагается распределение тем курса по годам обучения.
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»
№ | Тема |
| Количество часов | |||
Всего по программе, рекомендованной Министерством образования РФ | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||
1 | Информация и информационные процессы | 9+2 | 11 | |||
2. | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7+2 | 9 |
|
| |
3. | Кодирование и обработка текстовой информации | 9+2 |
|
| 11 | |
4. | Кодирование и обработка числовой информации | 10+2 |
|
| 12 | |
5. | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15+2 | 15 |
| 4 | |
6. | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20+8 |
|
| 28 | |
7. | Моделирование и формализация | 10+3 | 4 |
| 9 | |
8. | Коммуникационные технологии | 16+5 |
| 20 |
| |
9. | Информационное общество | 3 | 3 |
|
| |
10. | Повторение, резерв времени | 6 | 3 | 3 | 4 | |
| Итого | 105+26 (131) | 34 | 34 | 68 | |
Всего в соответствии с рабочей программой | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
Раздел программы | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Факт/ дата | |
Знать/понимать: | Уметь: | ||||||
1. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. |
| К | Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы |
|
| ||
| К | Информационная безопасность. | |||||
| ОСЗ | Правовая охрана информации. Электронная подпись. | Тематический (тест) | ||||
Итого часов по разделу - 3 | |||||||
Итого контрольных работ - 0 | |||||||
2. Компьютер и программное обеспечение | 1. История развития вычислительной техники | К | Вычисления в доэлектронную эпоху. Аналитическая машина Бэббиджа. Поколения ЭВМ. |
|
| ||
2. Устройства компьютера | ОНМ | Процессор. Устройства ввода/вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. | Текущий | ||||
3. Типы персональных компьютеров | ОСЗ | Типы персональных компьютеров. Области применения. | Текущий (тест № 2) | ||||
4. Данные и программы | К | Данные. Программы. Обработка данных по программе.. | |||||
5. Файлы и файловая система. | ЗПЗ | Файл, имя файла. Тип файла. Файловая система Файловый менеджер. Основные операции с файлами (создание, перемещение, копирование, удаление). | Текущий (пр/р) | ||||
6. Программное обеспечение компьютера | К | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Загрузка компьютера. | |||||
7. Графический интерфейс ОС. | К | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню) | Текущий (тест № 3) | ||||
8. Компьютерные вирусы | ОСЗ | Компьютерные вирусы. Виды. Способы заражения. Антивирусные программы. | |||||
9. Контрольная работа № 1 | УК | «Компьютер. Программное обеспечение» | Тематический | ||||
Итого часов по разделу – 9 | |||||||
Итого контрольных работ – 3 | |||||||
3. Моделирование и формализация | 1.Моделирование как метод познания | ОНМ | Моделирование. Использование моделей Основное свойство моделей |
|
| ||
2.Виды моделей | К | Материальные и информационные модели. | Текущий (тест № 4) | ||||
3.Объект как системная единица модели | ОСЗ | Создание информационной модели | |||||
4. Контрольная работа № 2 | УК | Тематический | |||||
Часов по разделу – 4 ч, из них | |||||||
контрольных работ – 1 ч. | |||||||
(Раздел учебника – Технология обработки графической информации) | 1. Растровая и векторная графика | ОНМ | Растровая графика. Пиксель. Растр. Кодировка цвета. Видеопамять. Векторная графика. |
|
| ||
2. Растровые и графические редакторы. Форматы графических файлов | К | Растровые и векторные графические редакторы. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. | |||||
3. Графический редактор Tux Paint. Новые возможности Paint | К | Растровый редактор Tux Paint. Создание и редактирование растровых графических изображений. | Текущий | ||||
4. Графический редактор Gimp. Возможности | К | Растровый редактор Gimp. Возможности. Создание и редактирование растровых графических изображений | Текущий (тест № 5) | ||||
5. Графический редактор Gimp. Возможности | К | Растровый редактор Gimp. Создание и редактирование растровых графических изображений | Текущий | ||||
6. Векторный графический редактор в OpenOffice. | К | Векторный графический редактор. Возможности. Создание и редактирование векторных графических изображений | |||||
7. Векторный графический редактор в OpenOffice.3D-объекты | К | Создание и редактирование 3D-объектов | Текущий | ||||
8. Контрольная работа № 3 «Компьютерная графика» | УК | Тематический | |||||
9. Программа Open Office Impress: знакомство | ОНМ | Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Макеты слайдов. | |||||
10. Возможности программы. Обработка текста | ЗПЗ | Правила оформления и размещения объектов на слайде. Работа с текстом. | |||||
11. Обработка изображений | ЗПЗ | Создание анимации в презентации. Мультимедийные эффекты на слайдах. | Текущий | ||||
12. Настройка презентации. Создание презентации по заданным темам. Начало проекта | ОСЗ | Мультимедийные эффекты на слайдах. Выбор темы проекта. Начало проекта. | |||||
13. Создание презентации по заданным темам. Проект | ОСЗ | Проект. Создание презентации по заданным темам. | |||||
14. Создание презентации по заданным темам. Проект | ОСЗ | Проект. Создание презентации по заданным темам. | |||||
15. Защита проектов | УК | Защита проектов | Итоговый | ||||
Часов по разделу – 15, из них | |||||||
контрольных работ – 2 ч, | |||||||
защита проекта – 1 ч | |||||||
Итого контрольных работ – 3 | |||||||
Защита проекта - 1 | |||||||
Резерв – 3 час | |||||||
Итого часов за год – 34 |
8 класс
Тема урока | Тип | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Факт/ дата | |
Знать/понимать: | Уметь: | |||||
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | ||||||
| Техника безопасности, требования | Соблюдать правила техники безопасности при использовании средств ИКТ | ||||
| К | Информация. Информационные объекты различных видов. Человек и информация. Свойства информации |
|
| ||
| К | Информационные процессы в природе, обществе, технике. | ||||
| ОНМ | Знаки: форма и значение. Знаковые системы. | ||||
| К | Кодирование информации. Код. | текущий | |||
| К | Единицы измерения количества информации. | ||||
| К | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. | ||||
| К | Информационная емкость знака. Количество информации в сообщении. Формула Хартли | ||||
| ЗПЗ | Вычисление количества информации (решение задач). | текущий | |||
| ОСЗ | |||||
| УК | Тематический | ||||
Часов по разделу – 11 ч, из них | ||||||
Контрольных работ – 1 ч | ||||||
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||||
| ОМН | Передача информации. Пропускная способность каналов. |
|
| ||
| ОМН | Виды компьютерных сетей. Сетевые ресурсы. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей. | ||||
| К | Интернет. Подключение к Интернету. Интернет-адрес. Доменная система имен. | текущий | |||
| К | Маршрутизация данных. Транспортировка данных. | ||||
| К | Всемирная паутина. Браузеры. Адрес Web-страницы. | текущий | |||
| К | Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Электронная Web-почта. | ||||
| К | Файловые архивы. Загрузка файлов с серверов файловых архивов. | ||||
| К | Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Потоковые звук и видео. | ||||
| ЗПЗ | Поиск информации в Интернете. Поисковые системы. Язык поисковых систем. | текущий | |||
| К | Хостинг. Реклама. Интернет-аукционы и магазины. Цифровые деньги. | ||||
| К | Web-страницы. Web-сайты. Структура Web-страницы. Язык разметки гипертекста HTML | ||||
| К | Язык разметки гипертекста HTML (Заголовки. Шрифт. Выравнивание текста. Абзацы. Вставка изображений). | ||||
| К | Язык разметки гипертекста HTML (Вставка изображений. Выравнивание. Подпись изображения). | ||||
| К | Гиперссылки. Гиперссылка на адрес электронной почты. | ||||
| К | Нумерованные и маркированные списки. | ||||
| К | Текстовые поля. Переключатели. Флажки. Поля списков. Отправка данных из формы. | ||||
| УК | Тематический (теория) | ||||
| ЗПЗ | Разработка сайта с помощью языка HTML. | ||||
| ЗПЗ | |||||
| УК | Тематический (практика) | ||||
Часов по разделу – 20 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 1 ч, | ||||||
защита проекта – 1 ч | ||||||
Итого контрольных работ за год – 2 ч, | ||||||
Защита проекта – 1 ч, | ||||||
Резерв – 2 часа | ||||||
Итого часов за год – 34 ч. |
9 класс
Тема урока | Тип | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Факт/ дата | |
Знать/понимать: | Уметь: | |||||
Кодирование и обработка графической информации | ||||||
| К | Техника безопасности, требования. Этапы развития средств компьютерной графики. Аппаратные средства КГ. Графический редактор. Среда графического редактора. Представление изображения в памяти ПК. Пиксель. Растр. Особенности векторной и растровой графики. |
|
| ||
| ОНМ | Пространственная дискретизация Разрешающая способность. Оптическое разрешение. Аппаратное разрешение. Глубина цвета | ||||
| К | Графический режим экрана монитора. Пространственное разрешение экрана монитора и качество изображения. | ||||
| К | Тематический (тест) | ||||
Часов по разделу – 4 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 1 ч | ||||||
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | ||||||
| ОНМ | Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. |
|
| ||
| ЗПЗ | Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. | ||||
| ОНМ | Текстовый редактор. Мастера и шаблоны. Способы создания документов. Сохранение и печать документа. | ||||
| ЗПЗ | Шаблоны. Параметры страницы. Колонтитулы и номера страниц. | Текущий (Практ. работа) | |||
| К | Форматирование документа. Списки, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты. | Текущий | |||
| К | Форматирование символов и абзацев. | Текущий | |||
| К | Списки. Создание и форматирование списков. | Текущий | |||
| К | Создание заголовков. Оглавление. Вставка в документ таблицы. | Текущий | |||
| К | Гипертекст. Назначение закладки и указателя гиперссылки. Гипертекстовый документ. | Текущий | |||
| К | Гипертекстовый документ. | ||||
| УК | Тематический (практика) | ||||
Часов по разделу – 11 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 1 ч | ||||||
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | ||||||
| ОНМ | Системы счисления. Запись числа в развернутой форме. |
|
| ||
| ОНМ | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | ||||
| К | Перевод чисел в позиционных системах счисления. | ||||
| К | Арифметические операции в позиционных системах счисления | Текущий | |||
| К | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | ||||
| К | Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных. | ||||
| К | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | Текущий | |||
| К | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. | Текущий | |||
| К | Создание таблиц значений функций. | ||||
| К | Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. | Текущий | |||
| К | Построение диаграмм и графиков. | Текущий | |||
| УК | Тематический | ||||
Часов по разделу – 12 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 1 ч, | ||||||
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ | ||||||
| К | Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя |
|
| ||
| К | Способ записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. | ||||
| К | Языки программирования. История развития языков программирования. Программы-трансляторы | ||||
| К | Линейный алгоритм. | Текущий | |||
| К | Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор». | ||||
| К | Текущий | ||||
| К | Алгоритмическая структура «цикл». | ||||
| К | Текущий | ||||
| ОСЗ | Решение задач на алгоритмическом языке. | Текущий | |||
| ОСЗ | Решение задач на алгоритмическом языке. | Текущий | |||
| УК | тематический | ||||
| ОНМ | Проект. Графический интерфейс проекта. | ||||
| ОНМ | Объекты. Событие. Обработчик события. | ||||
| К | Форма. Управляющие элементы. | Текущий | |||
| К | Тип переменной. Имя переменной. Присваивание переменным значений. | Текущий | |||
| К | Арифметические выражения. | ||||
| К | Проект «Калькулятор» (+, -, *, /, %, корень, степень, С, сообщения об ошибках) | ||||
| К | Текущий | ||||
| К | Строковые выражения. Логические выражения. | Текущий | |||
| К | Функции даты и времени. Создание живой открытки «До дня Рождения (каникул, олимпиады) осталось…» | Текущий | |||
| К | Коды символов. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. | Текущий | |||
| К | Выбор. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. | Текущий | |||
| К | Цикл. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. | Текущий | |||
| К | |||||
| К | Область рисования. Графические методы. Системы координат. | ||||
| К | Создание анимации на языке программирования. | Текущий | |||
| ОСЗ | тематический | ||||
| УК | тематический | ||||
Часов по разделу – 28 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 2 ч, | ||||||
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ | ||||||
| К | Моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. |
|
| ||
| К | Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов. | ||||
| К | Содержательная постановка физической задачи. Качественная описательная модель | ||||
| К | Формальная модель задачи. Компьютерная модель движения тела. | Текущий | |||
| К | Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели на языке программирования. | ||||
| К | Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели в электронных таблицах. | Текущий | |||
| К | Решение систем уравнений в электронных таблицах | Текущий | |||
| ОЗС | Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью. | ||||
| УК | тематический | ||||
Часов по разделу –9 ч, из них | ||||||
контрольных работ – 1 ч | ||||||
Повторение, резерв – 4 часа | ||||||
Итого контрольных работ за год – 6 ч, | ||||||
Итого часов за год – 68 ч. |
Условные обозначения:
ОНМ - Урок ознакомления с новым материалом
ЗПЗ - Урок закрепления и применения знаний
ОСЗ - Урок обобщения и систематизации знаний
К – Комбинированный урок
УК – Урок-контроль
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
- выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.:ил.;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.:ил.;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.:ил.;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;
а также дополнительная литература:
- Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;
- Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Список литературы для учителя:
- Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.
- Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.
- Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.
- Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.
- Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.
- Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
- Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
- Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Интернет-ресурсы
2. www.fipi.ru
4. http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...