Текст как форма представления информации.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок уссвоения новых знаний. Цель урока: сформировать у обучающихся понятия текста и текстовой информации. Подготовить их к работе с текстовым редактором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tekst.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Организационная информация | |
Тема урока | Текст как форма представления информации |
Предмет | Информатика |
Класс | 5 класс. Программа |
Автор урока (ФИО, должность) | Колосова Татьяна Владимировна, учитель информатики |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Цель урока | Сформировать у учащихся понятия текста и текстовой информации. Подготовить их к работе с текстовым редактором. |
Решаемые учебные задачи: | Образовательные: 1.Дать представление о тексте как одной из самых распространенных форм представления представления информации. 2. Рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов. 3. Рассмотреть компьютер как инструмент создания тестовых документов. Развивающие: 1.Способствовать развитию информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать. 2.Формировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости. |
Методы | частично-поисковый, репродуктивный, словесный. |
Методические приемы | Анализ задач, эвристическая беседа, работа в парах |
Оборудование: | Компьютеры; ноутбук; мультимедийный проектор и экран; маршрутные листы; |
Технологии | Технологии развивающегося обучения, технология критического мышления, мультимедийные технологии, здоровьесберегающие |
План урока | 1.Организационный момент 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Актуализация знаний. 4. Обобщение и систематизация знаний 1 этап Подготовительный 2 этап Игра. (Презентация) 3 этап. Проверка и разбор заданий. 5. Работа за компьютером. 6. Подведение итогов. Домашнее задание 7. Рефлексия Проверка УУД Ответить на вопрос: «Чему я научился?» - я хорошо умею… - мне надо еще поработать… |
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
-Развивают мотивы учебной деятельности. -Ученики принимают социальную роль обучающегося. -Развивают навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях. | -Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Перерабатывают информацию для получения необходимого результата. -Делают выводы на основе обобщения знаний. -Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. - основы ИКТ компетентности. | -Общее представление о тексте как о форме представления информации. - Умение создавать несложные тексты. -Сформировать у обучающихся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации.. |
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.
2. Сообщение темы, целей урока и мотивация на ее изучение.
- Ребята, что такое ребус?
(Загадка, к которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и цифрами.)
- Совершенно верно.
Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.
Первые ребусы появились во Франции в 15 веке. Первый печатный ребус появился там же в 1582 году. В середине 19 века ребусы появились и в России.
3. Актуализация опорных знаний
- А сейчас давайте поиграем, т.е. разгадаем ребус.
(Хранение, передача, обработка, информация, информатика, компьютер).
- Скажите, как связаны между собой эти слова?
(информатика изучает способы хранения, передачи и обработки информации)
- Какую информацию может хранить, передавать и обрабатывать компьютер?
(графическую, текстовую, числовую, звуковую)
- Перечислите виды информации, которые были представлены в ребусах.
(графическая и текстовая)
Назовите виды информации, представленные на схеме метрополитена, на
музыкальной открытке, на конверте, сегодняшняя дата: 12.12.2013? слайды
Молодцы.
- Какие формы представления информации вы знаете?
(числовая, символьная и графическая)
-Как вы думаете, с какой формой информации человек работает больше всего?
(текст)
- Совершенно верно.
Графическое представление информации мы уже с вами прошли.
- Так что же мы сегодня будем изучать? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(Текст как форма представления информации).
Молодцы!
Информация, представленная в форме письменного текста, называется?
(текстовой информацией)
Где мы можем встречать текстовую информацию?
в книгах;
в газетах;
в журналах
4.Объяснение нового материала
Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Свои первые тексты человек выводил прутом на песке и углём на стенах пещеры, выцарапывал на глиняных табличках и высекал на каменных плитах.
Лена Скорнякова приготовила мини сообщение
Подходящий для письма материал был обнаружен в Древнем Египте.
На побережье Нила в изобилии произрастал папирус – растение похожее на нашу осоку. Из его стеблей вырезали полосы, смазывали их клеем, высушивали на солнце. Получались тонкие, гибкие листы удобные для письма. В других странах использовали иной материал для письма. Например, в России широко применяли для этих целей бересту. Во II веке н.э. в Китае придумали способ производства бумаги из растительного сырья. Позднее секрет изготовления бумаги узнали арабы, а в X веке и европейцы. В течение тысячи лет бумага верой и правдой служила человеку. Совершенствовались только технология производства и способы нанесения текста на бумагу.
- О чем нам сейчас рассказала Лена?
(о носителях информации)
Жемчугова Катя: Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.
Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.
В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.
Спасибо, за интересные сообщения.
А чем же писали раньше? Слайд
Задание 1
Слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова. А что у вас получится мы сейчас узнаем.
Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.
Cтрока из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)
Мороз и солнце, день чудесный
Кто может продолжить это стихотворение?
Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Итак, сейчас мы с вами работали с текстом: читали, записывали, рассказывали.
- Так что же такое текст? Давайте теперь попробуем ответить на этот вопрос.
(словесное высказывание)
В каких формах может быть представлен текст?
Текст
словесное высказывание
напечатанное написанное в устной форме.
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание написанное, напечатанное или существующее в устной форме. Запишем в тетради.
Задания на закрепление:
Является ли текстом или текстовой информацией:
Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак» - да
Фотография в альбоме - нет
Написанное вами сочинение - да
Схема метрополитена - нет
Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма - да
Просмотренная картина - нет
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Назовите минимальную единицу длины (миллиметр), веса (миллиграмм), информации (бит).
- А как вы думаете, какая минимальная единица текста.
(символ)
- Что относится к символам? (буквы, цифры, знаки препинания)
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов.
Давайте вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
Задание 2
Рабочая тетрадь стр. 77 № 103
Итак, на протяжении тысячелетий люди записывали информацию.
В течение этого времени менялось:
то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага);
то, с помощью чего записывали информацию (камень, костяная палочка, птичье перо, авторучки)
Но не менялось главное:
чтобы внести изменение в текст, его надо было переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.
- Какое изобретение 20 века помогло изменить технологию письма?
- Какие преимущества имеет компьютер?
С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
Задание 3 Практическая работа
Слова, анаграммы
Задание 4
Заполнить пропуски
Для компьютера текст – это последовательность символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.
Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.
Заполнить пропуски в предложениях.
Итак, давайте подведем итог нашего урока. Заполните пропуски в тексте. Читаем.
Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется ________________. Такой информацией мы пользуемся ежедневно. _____________________________– это удобная форма представления информации. Минимальная единица текста – это _______. К ним относятся ____________, _________, _____________________. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить ______________ текста.
Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется текстовой. Такой информацией мы пользуемся ежедневно. Письменный текст – это удобная форма представления информации. Минимальная единица текста – это символ. К символам относятся буквы, цифры, знаки препинания. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить смысл текста.
Рефлексия
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. мне захотелось…
Работа в группах Вопрос: В чем заключается преимущества создания текстового документа с помощью компьютера?
- быстро и просто вносятся изменения в текст;
- можно делать сколько угодно исправлений, они будут абсолютно незаметны;
- можно сделать сколько угодно копий;
- можно вставлять в текст рисунки, схемы и т.д.;
- ·можно сохранить текст в памяти компьютера и использовать его в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"
Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart...
Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"
Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ" Босова Л.Л....
Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"
Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...