Рабочая программа по информатики 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ для учащихся 9 класса. (уч. Семакин И.Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_semakin.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса –М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008г, 359с
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 9 класса рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№П/П | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ||
Всего | Практических работ | Тестирование | ||
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 10 | 5 | 2 |
2 | Информационное моделирование | 5 | 1 | 1 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | 2 | 1 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 2 | 2 |
5 | Управление и алгоритмы | 10 | 1 | |
6 | Программное управление работой компьютера | 13 | 1 | |
7 | Информационные технологии и общество | 4 | 1 | |
8 | Повторение | 4 | 1 | |
ИТОГО | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов
Компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Практическая работа №1 «Работа в локальной сети»
Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №3 «Работа с WWW »
Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №5 «Создание web-страницы»
- Информационное моделирование – 5 часов
Модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
Формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Практическая работа №6 «Компьютерный эксперимент»
- Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов
База данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
Реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
Логическая величина, логическое выражение;
Логические операции.
Практическая работа №7 «Создание базы данных»
Практическая работа №8 «Создание простых и сложных запросов»
- Табличные вычисления на компьютере – 10 часов
Электронная таблица и табличный процессор;
Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Типы данных .формулы.
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
Графические возможности табличного процессора.
Практическая работа №9 «Правила заполнения Excel»
Практическая работа №10 «Вычисления в электронных таблицах»
- Управление и алгоритмы – 10 часов
Кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
Основные свойства алгоритма;
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
- Программное управление работой компьютера – 13 часов
Основные виды и типы величин;
Назначение языков программирования;
Трансляция;
Назначение систем программирования;
Правила оформления программы на Паскале;
Правила представления данных и операторов на Паскале;
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество 4 часов
Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
История способов записи чисел (систем счисления);
Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
Информационная безопасность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
- Передача информации в компьютерных сетях
Учащиеся должны
Знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- Информационное моделирование
Учащиеся должны
знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Хранение и обработка информации в базах данных
Учащиеся должны
знать:
- что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Табличные вычисления на компьютере
Учащиеся должны
знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- Управление и алгоритмы
Учащиеся должны
знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- Программное управление работой компьютера
Учащиеся должны
знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
уметь:
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество
Учащиеся должны
знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Количество часов | Использование ИКТ и ТСО | Использование проектной технологии | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка плана | |
9 «А» | 9 «Б» | |||||||
Передача информации в компьютерных сетях 10ч | ||||||||
1 | Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Инструктаж по Т.Б. | 1 | ||||||
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа 1 «Работа в локальной сети» | 1 | ПК | |||||
3 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Практическая работа 2 «Работа с электронной почтой». | 1 | ||||||
4 | Входная контрольная работа (Тестирование) | 1 | ПК | |||||
5 | Работа над ошибками. Интернет Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете | 1 | ||||||
6 | Практическая работа 3 «Работа с WWW» | 1 | ПК | |||||
7 | Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем Практическая работа 4 «Поиск информации в Интернете» | 1 | ПК | |||||
8 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 1 | ||||||
9 | Практическая работа 5 «Создание Web-страницы» | 1 | ПК | |||||
10 | Тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | ||||||
Информационное моделирование 5 ч | ||||||||
11 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | 1 | ||||||
12 | Табличные модели. | 1 | ||||||
13 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | ||||||
14 | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. Практическая работа 6 «Компьютерный эксперимент» | 1 | ПК | |||||
15 | Тестирование по теме «Информационное моделирование». | 1 | ||||||
Хранение и обработка информации в базах данных 12ч | ||||||||
16 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | 1 | ||||||
17 | Назначение СУБД. Практическая работа 7 «Создание базы данных» | 1 | ПК | |||||
18 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 1 | ||||||
19 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | 1 | ||||||
20 | Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | ||||||
21 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | 1 | ||||||
22 | Логические операции. Сложные условия поиска | 1 | ||||||
23 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | ||||||
24 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | ||||||
25 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | ||||||
26 | Практическая работа 8 «Формирование простых и сложных запросов» | 1 | ПК | |||||
27 | Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | ||||||
Табличные вычисления на компьютере – 10ч | ||||||||
28 | Итоговое тестирование за 1 полугодие. | 1 | ||||||
29 | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера | 1 | ||||||
30 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Практическая работа 9 «Правила заполнения Excel» | 1 | ПК | |||||
31 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 | ||||||
32 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. Т.б | 1 | ||||||
33 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | 1 | ||||||
34 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | 1 | ||||||
35 | Построение графиков и диаграмм. Использование абсолютной адресации. | 1 | ||||||
36 | Практическая работа 10 «Вычисления в электронных таблицах» | 1 | ПК | |||||
37 | Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | ||||||
Управления и алгоритмы-10ч | ||||||||
38 | Кибернетическая модель управления.. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов. | 1 | ||||||
39 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | 1 | ||||||
40 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 1 | ||||||
41 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | ||||||
42 | Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | 1 | ||||||
43 | Работа с циклами. | 1 | ||||||
44 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | 1 | ||||||
45 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. | 1 | ||||||
46 | Использование ветвлений | 1 | ||||||
47 | Тестирование по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | ||||||
Программное управление работой компьютера-13 ч | ||||||||
48 | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | 1 | ||||||
49 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | ||||||
50 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль. Разработка линейных алгоритмов. | 1 | ||||||
51 | Оператор ветвления | 1 | ||||||
52 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | 1 | ||||||
53 | Логические операции на Паскале | 1 | ||||||
54 | Циклы на языке Паскаль | 1 | ||||||
55 | Циклы на языке Паскаль | 1 | ||||||
56 | Одномерные массивы в Паскале | 1 | ||||||
57 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале | 1 | ||||||
58 | Поиск чисел в массиве | 1 | ||||||
59 | Разработка массивов | 1 | ||||||
60 | Тестирование «Программное управление работой компьютера». | 1 | ||||||
Информационные технологии и общество -4ч | ||||||||
61 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | 1 | ||||||
62 | История ЭВМ и ИКТ | 1 | ||||||
63 | Основы социальной информатики | 1 | ||||||
64 | Тестирование по теме «Информационные технологии и общество» | 1 | ||||||
65 | Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл | 1 | ||||||
66 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | 1 | ||||||
67 | Повторение изученного за курс 8-9 классов | 1 | ||||||
68 | Повторение изученного за курс 8-9 классов | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса., 2008г
- Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Ссылки на интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...