Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности
рабочая программа по информатике и икт на тему

Лихолит Татьяна Николаевна

Основы информационной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_informatsionnoy_bezopasnosti_is11.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                             среднего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы информационной безопасности

для специальности

230401 Информационные системы (по отраслям)

2014

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией Информатики, программирования и программных средств

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям)

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/___________

Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе    

                            ___________/____________                                                                                                                                                  

             Подпись          Ф.И.О.                                                                         Подпись      Ф.И.О.

Составители: Лихолит.Т.Н, преподаватель

 Рецензенты: ______________________________________________

                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, введенная за счет вариативной составляющей стандарта по специальности.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по профессии рабочих 16199 Оператор  электронно-вычислительных машин

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной  дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

уметь:

 - классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;

 - применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

 - классифицировать основные угрозы безопасности информации;

В результате освоения  учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

 - сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;

 - место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;

 - источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;

 - жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи;

 - современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося__90____часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося ___60__ часов;

самостоятельная работа обучающегося _30_ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

80

в том числе:

 практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

40

в том числе:

Формы текущего контроля знаний  экзамен 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Основы информационной безопасности

120

Раздел 1. Информационная безопасность и уровни ее обеспечения

Содержание

20

Тема 1.1. Понятие "информационная безопасность"

Введение.

4

2

Проблема информационной безопасности общества

Самостоятельная работа № 1

Тема 1.2. 

Составляющие информационной безопасности

Доступность информации. Целостность информации

4

3

Конфиденциальность информации

Тема 1.3.

Система формирования режима информационной безопасности

Задачи информационной безопасности общества

4

2

Практическая работа №1 Параметры безопасности программы Microsoft Outlook

Самостоятельная работа № 2

Тема 1.4. Нормативно-правовые основы информационной безопасности в РФ

Правовые основы информационной безопасности общества

8

3

Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации

Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности

Практическая работа № 2 Права на использование директории для определенного пользователя

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Раздел 2. Стандарты ИБ

Содержание

32

Тема 2.1. Стандарты информационной безопасности: "Общие критерии"

Требования безопасности к информационным системам

12

2

Принцип иерархии: класс – семейство – компонент – элемент

Практическая работа №3 Проверка компьютера на предмет наличия уязвимостей

Практическая работа №4 Исследование угроз доступности

Практическая Работа №5 Использование средств администрирования Windows  для анализа и настройки безопасности системы

Практическая работа № 6 Использование шифрующей файловой системы

Самостоятельная работа № 5

Тема 2.2. Стандарты информационной безопасности

распределенных систем

Сервисы безопасности в вычислительных сетях

4

2

Администрирование средств безопасности

Самостоятельная работа № 6

Тема 2.3. Стандарты информационной безопасности в РФ

Гостехкомиссия и ее роль в обеспечении информационной безопасности в РФ

4

3

Документы по оценке защищенности автоматизированных систем в РФ

Самостоятельная работа № 7

Тема 2.4. Административный уровень обеспечения информационной безопасности

Цели, задачи и содержание административного уровня

4

2

Разработка политики информационной безопасности

Тема 2.5. Классификация угроз "информационной безопасности

Классы угроз информационной безопасности

8

3

Каналы несанкционированного доступа к информации

Практическая работа №7 Аварийное восстановление

Практическая система №8 Защита и восстановление данных на компьютере, используя систему архивации

Самостоятельная работа № 8

Раздел 3. Компьютерные вирусы и защита от них

Содержание

28

Тема 3.1. Вирусы как угроза информационной безопасности

Компьютерные вирусы и информационная безопасность

4

2

Характерные черты компьютерных вирусов

Тема 3.2. Классификация компьютерных вирусов

Классификация компьютерных вирусов по среде обитания. Классификация компьютерных вирусов по деструктивным  возможностям

2

2

Тема 3.3. Характеристика "вирусоподобных" программ

Виды "вирусоподобных" программ.Характеристика "вирусоподобных" программ. Утилиты скрытого администрирования. "Intended"-вирусы

22

3

3

Практическая работа №9 Исследование реестра, на предмет возможных уязвимостей для вирусов

Практическая работа № 10 Использование брэндмауэров

4

Практическая работа №11 Использование антивирусных программ

1

Практическая работа № 12 «Использование специальных антивирусных утилит, исправляющих последствия вирусной атаки  AVZ.».

2

Практическая работа № 13 Очистка системы

3

Практическая работа № 14 Настройка антивирусной программы, обновление сигнатур.

4

Практическая работа № 15 Оптимизация антивирусной программы под определенную систему

5

Практическая работа № 16 Задание исключений и требований доверия

1

Практическая работа № 17 Борьба с рекламными и шпионскими программами

2

Практическая работа № 18 Настройка межсетевого экрана

Самостоятельная работа № 9

Самостоятельная работа № 10

Самостоятельная работа при изучении дисциплины 

40

Доклад на тему:

Выдающиеся личности в истории вычислительной техники;

Общество в период развития информатизации;

Понятие государственной тайны;

Чем отличаются функциональные требования от требований доверия?;

Механизмы безопасности используемые для обеспечения конфиденциальности трафика;

Реферат на тему:

Категории государственных информационных;

Ответственность за использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

Механизм обеспечения ИБ в вычислительных сетях;

Сообщения на тему:

В чем особенность компьютерного вируса «Чернобыль»;

Хронология развития компьютерных вирусов;

40

ВСЕГО

120

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает  наличие  учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • наглядные пособия (таблицы, схемы и т.д.).

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий,  интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Клейменов С.А., Мельников В.П.  Информационная безопасность. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Гриф МО РФ. 7-е изд. - М.: Издательство: Академия, 2012. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Основы информационной безопасности: Учебное пособие  – М.: Финансы и статистика, 2005. – 176 с.
  2. С. П. Расторгуев Основы информационной безопасности – М.: Академия, 2007. – 192 с.
  3. Е. Б. Белов, В. П. Лось, Р. В. Мещеряков, А. А. Шелупанов Основы информационной безопасности – М.: Горячая Линия – Телеком, 2006. – 544 с.

4. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности: краткий курс/Профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008. – 400 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов
  2. http://www.edu.ru/ - Федеральные образовательные ресурсы

3. http:// www.adinf.ru – Web-сайт разработчиков антивируса ADinf.

4. http:// www.dials.ru – сервер антивирусной лаборатории.

5. http:// www.symantec.ru  – Российское интернет-представительство компании Symantec, производящей антивирусный пакет Norton AntiVirus.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общие и профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение  классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;

Умение  применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

 Умение  классифицировать основные угрозы безопасности информации.

Знание  сущности и понятия информационной безопасности, характеристики ее составляющих;

Знание места информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;

Знание  источников  угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;

 Знание жизненных циклов конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи;

 Знание современных средств и способов обеспечения информационной безопасности.

ОК 1-ОК 9

ПК 1.9., ПК 1.10.,

ПК 2.6.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся  при выполнении и защите результатов практических занятий, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы, других видов текущего контроля.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся  при выполнении и защите результатов практических занятий, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы, и других видов текущего контроля.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном учреждении среднего профе...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в Государственном образовательном казенном учреждении начал...

Рабочая программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» 1 курс, базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» Програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Курс лекций по дисциплине Основы информационной безопасности

Курс лекций по дисциплине Основы информационной безопасности содержит темы по всем разделам курса. Курс лекций может быть использован как при изучении дисциплины, так и при подготовке к зачету....

Курс лекций по дисциплине Основы информационной безопасности

Курс лекций по дисциплине Основы информационной безопасности содержит темы по всем разделам курса. Курс лекций может быть использован как при изучении дисциплины, так и при подготовке к зачету....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...