Кодирование информации с помощью знаковых систем
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме
Любая информация в процессе ее передачи и хранения подвергается кодированию.
Изучение информатики тесно связано с использованием компьютера, где информация также хранится в закодированном виде.
Вопросы, связанные с кодированием информации, широко представлены и в заданиях ЕГЭ по информатике, и в заданиях олимпиад и конкурсов различного уровня.
Понятие кодирования информации рассматривается практически на всех этапах школьного обучения информатике.
Изучение этой темы направлено на формирование у учащихся представления об общих принципах кодирования информации, что, в свою очередь, способствует развитию четкости мышления учащихся, увеличивает степень абстрагированности от конкретного содержания информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakovye_sistemy_kodirovaniya.pptx | 1.93 МБ |
znakovye_sistemy_kodirovaniya_-_9_kl.docx | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кодирование – это перевод информации из одной формы в другую без потери ее смысла. Цели кодирования – достижение наибольшей эффективности и удобства передачи информации по каналам связи, ее хранения и обработки.
Любая знаковая система (ЗСК) характеризуется следующими основными параметрами: Алфавитом – набором знаков, входящих в ЗСК. Мощностью М - количеством знаков, входящих в ЗСК. Длиной или разрядностью кода L - количеством знаков, из которых составлен код. Длина кода может быть как постоянной , так и переменной.
Примеры Шахматная доска Алфавит: 8 латинских букв и 8 арабских цифр Мощность M = 8+8 = 16 Длина кода L = 2 (каждая клетка имеет обозначение из двух знаков: Е2 , С4 и т.п.). Русский язык Алфавит – набор букв русского языка. Мощность M = 33 Длина кода L - переменная, т.к. слова естественного языка могут состоять из разного количества букв. Почтовый индекс Алфавит: цифры от 0 до 9 Мощность M = 8+8 = 16 Длина кода L = 6 (индекс состоит из 6-ти цифр). Десятичная система счисления Алфавит – 0 - 9. Мощность M = 10 Длина кода L – переменная
Задания для самостоятельной работы в группах Имеется ЗСК из трех любых знаков. Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна одному знаку. Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна двум знакам. Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна трем знакам. Подсчитать количество составленных кодов в трех случаях. Постараться найти закономерность, связывающую количество кодов, мощность системы кодирования и длину кода. Как можно быстрее найти формулу, по которой можно вычислить количество кодов при данной мощности ЗСК и заданной длине кода. Победит тот, кто быстрее выполнит задание.
В результате совместной работы мы с вами выяснили, что: Используя систему кодирования мощностью М, при постоянной длине кода L можно сформировать К <= M L различных кодов .
Задачи для самостоятельного решения Сколько комбинаций можно составить из двух нот? Нужно передать 20 сообщений флажками четырех цветов. Сколько флажков должно быть? Голосуют 3 человека по типу " да/нет ". Сколько исходов голосования существует? На светофоре может гореть одна лампочка их трех. Сколько вариантов загорания двух соседних светофоров существует ? В некотором языке всего 4 буквы. Каждое слово состоит или из двух, или из трёх букв. Сколько слов в этом языке? Сколько различных имен длиной не более 5 букв можно образовать, если в алфавите только 3 знака ? Для хранения величины в памяти троичного компьютера отвели 4 ячейки. Сколько значений может принимать эта величина ? Сколько лампочек нужно иметь, чтобы передать другу не менее 15 сигналов , если каждая может быть включена, выключена или мигать?
Продолжите фразы Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня получилось … Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Я смог… Мне захотелось …
Домашнее задание Придумать 3 задачи, связанные с вычислением параметров ЗСК. Подготовиться к тесту по кодированию информации с помощью ЗСК.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Методическая разработка
учителя информатики Пугаевой О.И.
урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме
«Кодирование информации с помощью знаковых систем»
по технологии деятельностного эвристического обучения
Методическое обоснование темы
- Любая информация в процессе ее передачи и хранения подвергается кодированию.
- Изучение информатики тесно связано с использованием компьютера, где информация также хранится в закодированном виде.
- Вопросы, связанные с кодированием информации, широко представлены и в заданиях ЕГЭ по информатике, и в заданиях олимпиад и конкурсов различного уровня.
- Понятие кодирования информации рассматривается практически на всех этапах школьного обучения информатике.
- Изучение этой темы направлено на формирование у учащихся представления об общих принципах кодирования информации, что, в свою очередь, способствует развитию четкости мышления учащихся, увеличивает степень абстрагированности от конкретного содержания информации.
Методические рекомендации по проведению занятия
- Изучение нового материала наиболее эффективно, если учащиеся в процессе урока не просто получают знания в готовом виде, а приобретают их путем логических размышлений и самостоятельного выявления закономерностей.
- Педагогический метод, предназначенный для реализации такого познавательного процесса, можно отнести к деятельностной и эвристической технологиям обучения.
- Занятие по представленной теме должно быть проведено так, чтобы режиссура учителя позволила подвести учащихся к самостоятельному выводу об основных принципах кодирования и способов вычисления параметров этого процесса.
- Для этого учителю необходимо:
- Найти убедительные примеры.
- Ввести в процесс обучения соревновательный элемент.
- Подвести учащихся к формулированию правильного вывода.
- Закрепить сформированные знания с помощью решения задач.
Основные сведения об уроке
Тема программы | Кодирование информации |
Тема урока | Знаки, символы, знаковые системы |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Вид урока | Лекционно – эвристический с использованием групповой самостоятельной работы учащихся |
Методическая цель урока | Отработать методику проведения урока по технологии деятельностного обучения. |
Цели образования | Цели обучения: дать представление о различных системах кодирования, в том числе, о знаковой системе и ее параметрах. Цели воспитания: содействовать воспитанию самостоятельности мышления, творческого подхода к решению поставленных задач, убедительности в доказательствах своего мнения, культуры речи. Цели развития: способствовать формированию у учащихся познавательного «инстинкта» и уверенности в собственных силах. |
Материально-техническое обеспечение | Доска любого типа, компьютерный класс, мультимедиа проектор. |
Межпредметные связи | Биология – генетический код; музыка – нотная запись; лингвистика – алфавиты; экономика – штрих-коды; мореплавание – сигнальные флажки и т.п. |
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Восприятие |
| |||
Проверка домашнего задания | Демонстрация подготовленного материала о разных системах кодирования | Контроль домашнего задания | |||
Этапы изучения нового материала
|
|
| Задания на поиск закономерности
| Самостоятельная работа по нахождению закономерности между мощностью ЗСК и длиной кода позволит учащимся не испытывать трудностей при решении задач по этой теме. | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные
Коммуникативные
|
Закрепление нового материала | Решение задач |
| Задачи на ЗСК
| Решение задач приведет к закреплению самостоятельно найденных знаний по вычислению параметров ЗСК. | |
Контроль Проверка решения задач. | |||||
Рефлексия Подведение учащимися личностных итогов урока | Самостоятельно оценить:
| Предоставить возможность учащимся сформулировать и открыто высказать, что нового они узнали, чему научились, чего добились, какие элементы урока показались им интересными и полезными, а какие – нет и почему. | Продолжить фразы:
| Рефлексия позволит учащимся еще раз проверить полученные знания, оценить уровень и качество их восприятия. |
Дидактический материал к уроку
- Задания для самостоятельной работы в группах, распечатанные на принтере:
- Имеется ЗСК из трех любых знаков.
- Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна одному знаку.
- Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна двум знакам.
- Сформировать и записать все коды, возможные в такой системе кодирования, если длина каждого кода равна трем знакам.
- Подсчитать количество составленных кодов во всех трех случаях.
- Постараться найти закономерность, связывающую количество кодов, мощность системы кодирования и длину кода.
- Как можно быстрее найти формулу, по которой можно вычислить количество кодов при данной мощности ЗСК и заданной длине кода.
- Победит тот, кто быстрее выполнит задание.
- Условия задач, представленные или на бумаге, или в виде компьютерного теста:
- Сколько комбинаций можно составить из двух нот?
- Нужно передать 20 сообщений с помощью флажков четырех цветов. Сколько флажков должно быть?
- Голосуют 3 человека по типу "да"/"нет". Сколько возможных исходов голосования существует?
- На светофоре может гореть одна лампочка их трех. Сколько вариантов загорания двух соседних светофоров?
- В некотором языке всего 4 буквы. Каждое слово в этом языке состоит или из двух, или из трёх букв. Сколько слов в этом языке.
- Сколько различных имен длиной не более 5 букв можно образовать, если в алфавите только 3 знака?
- Сколько лампочек нужно поставить на подоконник, чтобы передать другу не менее 15 различных сигналов, если каждая может быть включена, выключена или мигать?
- Для хранения величины в памяти троичного компьютера отвели 4 ячейки. Сколько различных значений может принимать эта величина?
- Компьютерная презентация, отображающая самые важные элементы нового материала.
Список литературы для учащихся
- Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ». 8 класс. Бином. 2011.
- Кодирование информации с помощью знаковых систем с сайта http://www.5byte.ru/9/0005.php
Список литературы для учителя
- Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ». 8 класс. Бином. 2011.
- Кодирование информации с помощью знаковых систем с сайта http://www.5byte.ru/9/0005.php
- Головкина Е.В. Подведение итогов.
http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ - Титова Н.С. Виды деятельности учителя и ученика. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/10/24/sravnitelnaya-kharakteristika-osnovnykh-vidov-deyatelnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Презентация к уроку в 8 классе...
презентация по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем"
Содержание презентации соответствует материалу учебника Угринович Н. Д. "Информатика и ИКТ 8 класс"...
Проверочная работа по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование."
Письменная проверочная работа по указанной теме....
«Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы»
С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния....
Кодирование информации с помощью знаковых систем
8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.9. З...
Презентация к уроку информатики в 8 классе "Кодирование информации с помощью знаковых систем"
Презентация к уроку информатики в 8 классе "Кодмрование информации с помощью знаковых систем"...
"Кодирование информации с помощью знаковых систем"
по учебнику Угринович Н.Д....