Технологическая карта урока"Метод координат"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Метод координат»
Класс: 5
Учитель: Крыпаева Вера Борисовна
Тип урока:
Цели по содержанию:
обучающие:
- сформировать представления о методе координат (познакомить с понятиями: «метод координат», «ось абсцисс», «ось ординат», «начало координат» и «координаты точки»);
- закрепить ранее изученные понятия: «кодирование информации», «декодирование информации», «код», «способы кодирования информации»;
- изучить принципы построения координатной плоскости, точек по заданным координатам;
- учиться строить точки по заданным координатам и определять координаты точки на координатной плоскости.
развивающие:
- развитие индивидуальных форм работы на уроке;
- развитие умения использовать математический опыт при принятия решений;
- развитие навыков самоконтроля.
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету информатика, математика;
- создание межпредметных связей информатики с математикой, астрономией и географией;
- воспитание самостоятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- ученик будет знать:
принципы построения координатной плоскости и точек.
- ученик будет уметь:
строить координатную плоскость, точки по заданным координатам и определять координаты точки на координатной плоскости;
Метапредметные:
у ученика будут сформированы следующие УУД:
- регулятивные
- осуществляют самооценку, самоконтроль.
- соотносят свои действия с планируемыми результатами
- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознают качество и уровень усвоения
- описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно – практической деятельности
- сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном
- коммуникативные
- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- умеют выражать мысли
- умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию
- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме
- познавательные
- умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, структурируют знания
- умеют осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
- умеют заменять термины определениями
- умеют выделят и формулируют проблему
- умеют анализировать условия и требования задачи
- умеют выражать смысл ситуации в виде рисунка, текста
личностные:
- умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Используемая технология:
Элементы технологии критического мышления
Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством организации интерактивного формата образовательного процесса.
Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия.
Информационно-технологические ресурсы:
- Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- ЦОР http://metodist.lbz.ru
- Обучающая презентация
- Карточки для закрепления полученных знаний
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель создает проблемную ситуацию. Детям через интерактивную доску предлагается игра в «Морской бой», где для того, чтобы подбить корабль необходимо указать его местоположения двумя значениям (координатами) morskoy_boy.htm | Учащиеся обсуждают и вспоминают, как они играли в неё на листочке. Выявляют способ решения и пытаются применить к предложенной учителем игре. | Коммуникативные Личностные |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель предлагает выполнить следующие задания каждому ребенку по 1-2 слову: 1з. Зашифруйте сообщение «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну» по заданному правилу: в новом сообщении меняются местами буквы каждой пары. 2з. Зная, что каждому числу соответствует буква русского алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующее сообщение (1-2 набору чисел на ученика): 5-13-33 20-16-4-16 25-20-16-2-29 21-19-16-3-6-18-26-6-15-19-20-3-16-3-1-20-30 21-14, 15-1-5-16 2-16-13-30-26-6 18-1-9-14-29-26-13-33-20-30, 25-6-14 9-1-21-25-10-3-1-20-30. Отвечают на вопросы: Как называются процессы, которые вы применили при выполнении заданий? На экране демонстрируется, способы кодирования информации и учащимся предлагается их назвать. К какому способу кодирования вы бы отнесли нашу игру? Что вам нужно знать, чтобы подбить корабль? | Выполняют задания и сравнивают с ответом: Свн е уаикпнтслокьс оявазын емджс убоюо, тчл огееч зичутаи ьв хес рсзан, ужелек икаюу-илоб доун Ответ: Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Правильность выполнения задания фиксируется на полях тетради. Отвечают: Кодирование. Декодирование. Графический Числовой Символьный. Графический Выделяют проблему. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Формулирует совместно с учащимися цель урока. | Фиксируют в чем возникли затруднения. | Регулятивные |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Поясняет, что данный способ кодирования носит название «Метод координат» | Зафиксированные затруднения выстраивают в виде плана (работа в группах). Озвучивается одной группой, выслушивается дополнения с других и фиксируются общие вопросы, на которые нужно найти ответ. | Регулятивные Коммуникативные |
Этап реализации построенного проекта | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, поиск новых знаний | Поясняет, комментирует, дает дополнительную информацию, предлагает обратиться к тем или иным источникам информации, организует работу в группах. | Распределяют вопросы между собой сами или с помощью учителя. Для поиска информации учащиеся используют различные источники: учебник, презентация учителя и ЭОР (Метод координат.htm). | Коммуникативные Познавательные |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Корректирует, анализирует и проводит экспертизу по первичному закреплению. | Озвучивают, то, что получилось сначала в группе и на усмотрение учителя одна из групп проговаривает на класс и дополняется другими группами. Индивидуально выполняют задания повторяя и систематизируя изученный материал. 1 задание в карточке и 2 задание со слайда на доске, результаты фиксируются в тетрадь. | Регулятивные Коммуникативные |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Организуем самостоятельную работу учащихся с разными типами заданий. Создаем ситуацию успеха. Помогаем ученикам допустивших ошибки. | ЭОР (Метод координат.htm) | Познавательные |
Этап включения в систему знаний и повторения | Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся | Организация выполнения творческих задач. Проведение экспертизы | Работают в электронном практикуме, выполняя творческие задания высокого уровня в парах.( координатная плоскость.exe) Выявляют и оценивают уровень, на который усвоили материал (задания ЭОР, задания практикума). | Познавательные |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учебник, § 1.8 «Метод координат», стр. 31 или конспект в тетради. «3» - Рабочая тетрадь, №34, стр. 32-33. вариант 1,2,3,4,5,6(2 на выбор). «4» - Рабочая тетрадь, №35, стр.38 «5» - задать координаты, по которым можно получить рисунок. | Записывают задания, задают вопросы. | Коммуникативные |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Инициирование рефлексии детей по их собственной деятельности и взаимодействию с учителем и другими детьми в классе | Организация рефлексии. Спрашиваем, кто поставил оценку 5, 4, 3. В каких пунктах алгоритма самооценки 0 баллов
| Учащийся по алгоритму выставляется себе баллы. Устно отвечает на вопросы, оценивая выполнения каждого из сделанных заданий сопоставляя свой ответ с ответом, за который ставят балл. | Регулятивные Коммуникативные |
В качестве раздаточного материала
Ученикам:
- памятка построения системы координат (прил.1.).
- тексты индивидуальных работ (прил.2.);
- алгоритм самооценки и критерии выставления оценок (прил.3);
Приложение1. «Памятка»:
- Нанесите ось OХ.
- Нанесите ось OY.
- Обозначьте начало координат.
- Обозначьте единичный отрезок на оси OХ.
Обозначьте единичный отрезок на оси OY.
Приложение 2 (индивидуальные работы).
1 задание (карточка)
Постройте систему координат по памятке и отметьте точки (на карточке):
1 (4,8), 2 (1,8), 3 (5,11), 4 (7,11), 5 (11,15),
6 (9,11), 7 (13,11), 8 (15,8), 9 (19,13),
10 (17,8) 11 (19,4) , 12 (13,5), 13 (9, 5), 14 (11,1) 15 (7,5), 16 (5,5).
Соедините точки:
16-3-2-16-12-8-9-10-11-8-7-3
4-5-6 13-14-15
2. Определите координаты (слайд)
Приложение 3.
Алгоритм самооценки | 1 балл ставится при следующем варианте ответов: |
1. Какова была цель задания? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? | 1. Учащийся может сформулировать цель своего задания. 2. Результат получен. 3. Безошибочное выполнение 4. Самостоятельно. |
Критерии выставления оценки.
18-20 б. – «5»
14-16 б. – «4»
10–13 б – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Метод координат", 5 класс
Технологическая карта урока информатики "Метод координат", 5 класс (ФГОС)УМК Л.Л. Босова...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...
Технологическая карта урока "Географические координаты" 5 класс
Современный урок, выполненный в виде технологической карты, соответствующий требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Изучение методов географических исследований....
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Познакомить учащихся с методами географического исследования....