Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Большакова Татьяна Николаевна

Знакомство учащихся с методами географического исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_3.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала Большакова Татьяна Николаевна

                                                   учитель географии

ГБОУ СОШ №122 Центрального района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Предмет: география

УМК: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. "География. Введение в географию". Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово" 2012 год  

Класс: 5

Тема урока: Методы географических исследований

Цель урока: ознакомить учащихся с методами географического исследования

Планируемые результаты обучения: 

Предметные – приводить примеры методов географических исследований (описание, картографический, сравнительный, аэрокосмический, статистический)

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод

Межпредметные связи: география, биология, астрономия

Ресурсы: учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. "География. Введение в географию", атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Приветствует учащихся, настраивает на работу,

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,

- Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Личностные УУД (самоопределение).

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

(5 мин.)

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.

- За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований. Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).

3. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований

3.1. Что такое метод

(3 мин.)

Цель: организовать формирование понятия «метод»

3.2. Методы географических исследований. (20 мин.)

Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований

3.3. Источники географических знаний (5.)

Цель: организовать формирование об источниках географических знаний

4. Физминутка. (3 мин.)

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Организует формулировку понятия «метод».

Организует формирование знаний о методах географических исследований.

Организует формирование знаний об источниках географических знаний.

Показывает движения.

Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос, рассказывают.

Записывают в тетрадь основные методы.

Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план.

Рассказ учеников о природе Грузии

Обсуждение вопроса.

Выполняют задания.

Отвечают на вопрос, работают с учебником,

записывают в тетрадь основные источники.

Выполняют упражнения.

- Прочитайте первые два абзаца § 2 (с 9).

- Что такое метод? (способы и приемы исследования) Слайд 2

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

- Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 3

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом  широко пользуются участники исследований и экспедиций.

- Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический.  Слайд5

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

 - Некоторые  из одноклассников проживали  в Грузии. Расскажите, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас?  (Обсуждение)

- Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Ленинградской области и Грузии, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 6

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

- Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 7

5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд8

 Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

 - Поработаем со статистичесчким материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).

Какие источники географической информации используются на уроке географии?  Слайды 9-11

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Личностные УУД (смыслообразование).

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь  перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

(6 мин.)

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах?  Слайды 12-16

2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

3. Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Отвечают на вопросы учителя.

- Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 17

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД (смыслообразование).

7. Домашнее задание.

(2 мин.)

Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

Прочитать §2. Выполнить задания по электронному приложению. Сделать географическое описание природы своего населенного пункта. Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"

Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"

Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС.  На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Изучение методов географических исследований....

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Познакомить учащихся с методами географического исследования....

Технологическая карта урока географии "Географическая карта", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Географическая карта", 5 класс...