ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_informatiki.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ.
Дополнительная образовательная программа
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Окно в удивительный мир информатики»
Возраст обучающихся – 5-6 классы.
Срок реализации – 2 года.
Автор (составитель):
Вышегородцева Анна Геннадьевна
учитель информатики
МБУ школа № 24 г.о.Тольятти.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
"Окно в удивительный мир информатики"
5-6 классы (68 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
5 класс
- Курс общего развития
- Геометрическое конструирование и программирование на ЛОГО
6 класс:
- Пользователь ПЭВМ
- Алгоритмитизация
Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.
В нашей школе обучение информатике и ИКТ ведется с 1 по 4 класс, а затем, с 8 по 11 классы и дается в форме уроков 1 час в неделю. Классы 5-7 просто «выпадают» из системы обучения. Для того чтобы ученики 5-7 классов могли развить свои способности в овладении компьютером решено давать дополнительный курс информатики. Курс предназначен для учащихся 5–6классов, желающих повысить свой уровень ИКТ компетентности, является предметным по содержанию, создан в поддержку предмета «информатика» в части развития алгоритмического мышления.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе.
Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Элективный курс предназначен для обучения решению и оформления с помощью ИКТ задач, не входящих в обязательную программу изучения информатики для учащихся 5–6 классов.
Информатика и ИКТ практически используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;
- подготовка к сознательному усвоению систематического курса информатики;
- ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой,
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Предполагаемый объем учебного времени – 1час в неделю, 34 часа в год. Таким образом, весь курс рассчитан на 68 часов.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным. Основополагающими принципами построения курса информатики в 5-6 классах являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; концентричность в структуризации материала.
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТЙЙ.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-обучающих занятий. Поэтому учебный процесс можно организовать в следующей форме:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции, беседы), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практические работы. Эта форма работы предполагает следующее:
- Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 1-2, для итогового до3).
- Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
- Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Также предполагается участие детей в различных городских соревнованиях, школьных конференциях, выставках, предметных недель.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- умение пользоваться компьютером при работе с информацией;
- использовать и преобразовывать простые информационные объекты на компьютере;
- использовать полученные знания в учебном процессе.
Состав учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Окно в удивительный мир информатики» включает учебные пособия и практикум:
1. Коляда М.Г. Информатика . научно-популярное издание. Сталкер. Донецк, Украина. 1997.
2. В мире информатики. Программирование в среде Logo. Факультативный курс. Тур С. Н., Бокуча-ва Т. П. БХВ-Петербург - 2007,
3. М. С. Цветкова, О. Н. Масленикова. Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов Бином. Лаборатория знаний, 2007
4. Дуванов А.А. Азы информатики. Пишем на компьютере. 6 класс. Издательство: BHV, 2004 г
ПРОГРАММА КУРСА
Тематический план.
5 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Информация вокруг нас | 5 | 5 | - |
3 | Знакомимся с компьютером | 10 | 6 | 4 |
4 | Компьютерная графика | 12 | 4 | 8 |
5 | Начальные уроки по программированию | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 18 | 14 |
6 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
6 | Путешествие во времени. | 4 | 4 | - |
7 | От текста к рисунку, от рисунка к схеме | 6 | 6 | 3 |
8 | Компьютерная графика. | 6 | 6 | 3 |
9 | Понятие алгоритма. | 2 | 2 | 3 |
10 | Компьютерная среда и алгоритм | 6 | 5 | 3 |
11 | Среда программирования ЛогоМиры | 5 | 5 | 5 |
12 | Среда программирования VBasic | 5 | 5 | 5 |
ИТОГО: | 34 | 33 | 22 |
Содержание учебной дисциплины.
Первый год обучения. 5 класс.
Тема 1. Введение в курс.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности работы в компьютерном классе;
Учащиеся должны уметь:
- проведение инструктажа по ТБ;
Тема 2. Информация вокруг нас.
Учащиеся должны знать:
- что такое информация;
- виды представления информации по форме;
- как происходит передача информации;
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на кодирование и декодирование информации;
- решать задачи, используя метод координат;
-представлять информацию в наиболее удобной форме;
Тема 3. Знакомимся с компьютером.
Учащиеся должны знать:
- основные устройства компьютера;
- объекты Рабочего стола;
- что такое Меню;
Учащиеся должны уметь:
- работать в простых текстовых редакторах;
-работать с помощью клавиатуры и мыши;
-работать с окнами;
Тема 4. Компьютерная графика.
Учащиеся должны знать:
- предназначение графических редакторов;
- интерфейс графического редактора;
Учащиеся должны уметь:
- запускать графический редактор;
-устанавливать размеры области для рисования;
-применять инструменты графического редактора;
Тема 5. Начальные уроки по программированию.
Учащиеся должны знать:
- интерфейс среды ЛогоМиры;
- как задать движение черепашки;
Учащиеся должны уметь:
- писать простые программы;
Темы практических работ.
1. Пр/р. № 1. Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы.
2. Пр/р № 2. Введение текста.
3. Пр/р № 3. Редактирование текста.
4. Пр/р № 4. Работа с фрагментами текста.
5. Пр/р № 5. Форматирование текста.
6. Пр/р № 6. Знакомство с интерфейсом графического редактора.
7. Пр/р № 7. Мой первый рисунок.
8. Пр/р № 8. Комбинированный рисунок.
9. Пр/р № 9. Мой второй рисунок.
10. Пр/р № 10. Работа с графическими фрагментами.
11. Пр/р № 11. Сборка рисунка из деталей.
12. Пр/р № 12. Построения с помощью клавиши Shift.
13. Пр/р № 13. Знакомство со средой ЛогоМиры.
14. Пр/р № 14. Управление черепашкой.
Второй год обучения. 6 класс.
Тема 6. Путешествие во времени.
Учащиеся должны знать:
- как хранилась информация в древности;
- различные виды письменности;
- с помощью чего можно хранить информацию в сегодняшние дни.
Учащиеся должны уметь:
- различать и использовать различные средства хранения и передачи информации.
Тема 7.От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Учащиеся должны знать:
- способы решения задач по составленным схемам;
- решение задач с использованием таблиц;
Учащиеся должны уметь:
- решать логические простые задачи
-представлять информацию в наиболее удобной форме;
Тема 8. Компьютерная графика.
Учащиеся должны знать:
-что такое пиксель, пиктограмма;
Учащиеся должны уметь:
-увеличивать/уменьшать масштаб рисунка;
-рисовать по пикселам;
-отображать сетку;
Тема 9. Понятие алгоритма.
Учащиеся должны знать:
- что такое алгоритм;
-какие алгоритмы существуют в жизни;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять рисунок по заданному алгоритму;
Тема 10. Компьютерная среда и алгоритм.
Учащиеся должны знать:
-что такое программа;
-инструменты различных компьютерных программ;
- какие бывают алгоритмы;
Учащиеся должны уметь:
-различать алгоритмы по структуре;
- использовать алгоритмы при решении практических задач;
Тема 11. Среда программирования ЛогоМиры.
Учащиеся должны знать:
-назначение и применение различных команд;
-каким должно быть имя программы;
Учащиеся должны уметь:
- составлять простые программы;
- как сохранять изменения в программе;
Тема 12. Среда программирования VBasic.
Учащиеся должны знать:
-что представляет собой основное поле VBasic;
- операторы графики;
Учащиеся должны уметь:
- запускать VBasic;
- рисовать фигуры
- определять координаты точек;
- составлять программы в среде VBasic.
Темы практических работ.
1. Пр/р. № 1. Создание рисунков по пикселам.
2. Пр/р № 2. Создание рисунков по пикселам.
3. Пр/р № 3. Создание витража.
4. Пр/р № 4. Рисование плана местности.
5. Пр/р № 5. Шахматная доска.
6. Пр/р № 6. Экзотическая бабочка.
7. Пр/р № 7. Телефонный аппарат.
8. Пр/р № 8. Виноградная гроздь.
9. Пр/р № 9. Мозаика.
10. Пр/р № 10. Меню готовых форм.
11. Пр/р № 11. Конструирование из кубиков.
12. Пр/р № 12. Эскиз ткани.
13. Пр/р № 13. Составление графических программ.
14-15. Пр/р № 14-15. Создание мультипликационного сюжета.
16. Пр/р № 16. Изменение внешнего вида черепашки.
17. Пр/р № 17. Создание бегунков.
18. Пр/р № 18. Определение координат.
19. Пр/р № 19. Составление программы по заданным координатам.
20. Пр/р № 20. Изображение прямоугольника.
21. Пр/р № 21. Разукрашивание фигуры.
22. Пр/р № 22. Составление программы по заданным параметрам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Первый год обучения. 5 класс. | ||
1 | Тема 1.Введение (1 час) | 1 |
Тема 2. Информация вокруг нас. (5) | ||
2 | 2.1. Что такое информация? Действия с информацией. | 1 |
3 | 2.2. Количество информации. | 1 |
4 | 2.3. В мире кодов. | 2 |
5 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 3. Знакомимся с компьютером. (10) | ||
6 | 3.1. Как устроен компьютер. ТБ рабочего места. | 1 |
7 | 3.2. Управляем компьютером с помощью мыши. Главное меню. | 1 |
8 | 3.3. Компьютер – помощник в оформлении текстов. | 3 |
9 | 3.4. Текстовый редактор. | 2 |
10 | 3.5. Подготовка документа на компьютере. | 2 |
11 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 4. Компьютерная графика. (12) | ||
12 | 4.1. Создание компьютерного рисунка. | 8 |
13 | 4.2. Создание движущихся изображений. | 3 |
14 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 5. Начальные уроки по программированию (4) | ||
15 | 5.1. Знакомство со средой ЛогоМиры. | 1 |
16 | 5.2. Черепашка меняет облик. | 2 |
17 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
ИТОГО : | 34 | |
Второй год обучения. 6 класс. | ||
Тема 6.Путешествие во времени. (4) | ||
22 | 7.1. Как хранили информацию раньше. | 1 |
23 | 7.2. Носители информации XX века. | 1 |
7.3. Как происходит передача информации. | 1 | |
24 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 7. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. (6) | ||
26 | 8.1. Решение задач. | 2 |
27 | 8.2. Решение задач с помощью таблиц. | 2 |
8.3. Как формируется изображение на экране монитора. | 1 | |
28 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 8. Компьютерная графика. (6) | ||
29 | 9.1. Что такое пиксел. | 2 |
30 | 9.2. Пиктограмма. | 3 |
35 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 9. Понятие алгоритма. (2) | ||
10.1. Алгоритмы в нашей жизни. | 1 | |
Выводы. Контрольные вопросы. | 1 | |
Тема 10. Компьютерная среда и алгоритм. (6) | ||
36 | 11.1. Какие бывают алгоритмы. | 1 |
37 | 11.2. Действия с рисунком. | 1 |
11.3. Повтор в алгоритмах. | 1 | |
11.4. Меню готовых форм. | 1 | |
11.5.Конструирование из кубиков. | 1 | |
38 | Выводы. Контрольные вопросы. | 1 |
Тема 11. Среда программирования ЛогоМиры. (5) | ||
39 | 11.1. Поля команд. | 1 |
11.2. Рисование фигур. | 1 | |
11.3. Поля форм. | 1 | |
11.4. Создание сюжета. | 1 | |
Выводы. Контрольные вопросы. | 1 | |
Тема 12. Среда программирования VBasic. (5) | ||
12.1. Операторы графики. Компьютерная система координат. | 1 | |
12.2. Оператор SCREEN. | 1 | |
12.3. Оператор PSET, COLOR. | 1 | |
12.4. Оператор LIN. | 1 | |
Выводы. Контрольные вопросы. | 1 | |
ИТОГО : | 34 | |
ИТОГО : | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...
Программа элективного курса "Информатика в экономике"
Элективный курс реализуется для учащихся 10 классов. Способствует профориентации и дальнейшему самоопределению учащихся в выборе образовательной траектории. Объем 34 часа....