Рабочая программа по информатике. 1 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Данная рабочая программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП), а также на основе авторской программы А.В.Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_1_klass.docx88.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1576 СПш 743

РАССМОТРЕНО

Председатель

методического

объединения учителей

начальных классов СПш 743

 Т.А. Богаевская            

                     

Протокол № _8_

от «29» мая 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

руководителя

СПш 743

О.Ю. Бугаева

                         

     

«29» мая 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СПш 743

Н.И. Петрова

                                   

«29» мая 2014г.

Рабочая программа по предмету

«Информатика»

1 класс

на  2014-2015 учебный год

                                                                                                             Учитель:  1А, 1Б – Сарычева С.В.

                                     

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………......3

Календарно-тематический план…………………………………………………9

Литература…………………………………………………………………….…42

Пояснительная записка

   Данная рабочая программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП), а также на основе авторской программы А.В.Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

   Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на изучение учащимися 1 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

   Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного усвоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных и информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

   В курсе выделяют следующие разделы:

  • Раздел 1 – «Предмет»:

- Цвет предметов.

- Форма предметов.

- Размер предметов.

- Названия предметов.

- Признаки предметов.

- Состав предметов.

  • Раздел 2 – «Действия предметов»:

- Понятия «равно», «не равно».

- Отношения «больше» и «меньше».

- Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

- Действия предметов.

- Последовательность событий.

- Порядок действий.

  • Раздел 3 – «Множество. Кодирование»:

- Цифры.

- Возрастание, убывание.

- Множество и его элементы.

- Способы задания множеств.

- Сравнение множеств.

- Отображение множеств.

- Кодирование.

- Симметрия фигур.

  • Раздел 4 – «Высказывание. Графы»:

- Отрицание.

- Понятия «истина» и «ложь».

- Понятие «дерево».

- Графы.

- Комбинаторика.

   Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

   Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

  • Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
  • Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  • Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении различных практических задач;
  • Формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
  • Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
  • Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.

   В ходе обучения информатике по данной программе с использованием рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя решаются следующие задачи:

  • Развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е.умения работать с информацией (правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой);
  • Формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;
  • Сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

   Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т.п.

   Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т.е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникативной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, т.е. они становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

   В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
  • Основные информационные методы (метод перебора, полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

   В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

   Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценным являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Планируемые результаты освоения содержания курса

   В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. Развитие мотивов учебной деятельности;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и просессами.

Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные)

   В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • Называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
  • Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
  • Описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
  • Разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;
  • Называть последовательность простых действий;
  • Находить пропущенное действие в заданной последовательности;
  • Выделять истинные и ложные высказывания;
  • Решать некоторые задачи с помощью графов;

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

   Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

   При выполнении письменной контрольной работы:

 Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

 Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью;
  • За каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла;
  • «3» и «2» не ставится, так как ученик не справился с контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).

Оценка устных ответов учащихся:

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

   Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответудовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметки «3» и «2» не ставятся.

Источники информации и средств обучения

  1. Учебно-методический комплект:
  1. Горячев А.В. Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч./А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. – М.: Баласс: Школьный дом, 2012.
  2. Информатика. 1 класс («Информатика в играх и задачах»): методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики/ А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина. – М.: Баласс, 2011.
  3. Информатика. 1 класс: комплект наглядных посоьий: в 2 ч./ сост. Т.О.Волкова. – М.:Баласс, 2005.
  1. Компьютерная поддержка:
  1. Программа «Страна «Фантазия».
  2. Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1-2 годы обучения.
  1. Технические средства обучения:
  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
  5. Сканер


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел.

Тема.

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания образования

Планируемые результаты.

Освоение предметных знаний. Универсальные учебные действия.

Формы

органи-

зации

учебной

деятель-

ности

Формы

диагно-

стики

и контроля

познава-

тельных

УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

Предмет (9 ч)

1

Цвет предметов

1

Открытие новых знаний

Понятие о правилах игры.

Правила работы с учебником-тетрадью. Техника безопасности и гигиены при работе с компьютером. Правила работы на уроках с использованием компьютера.

Задание «Назови цвет».

Учитель показывает детям предметы или картинки с предметами, ученик называют цвет. Можно использовать предметы в классе.

Игра «Назови цвет» (с мячом).

Учитель называет предмет, бросая мяч ученику.

Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета предмет.

Игра «Что такого цвета?».

Учитель загадывает классу любой цвет и предлагает детям назвать как можно больше предметов этого цвета.

Игра «Бывает-не бывает» (физпауза).

Учитель называет предмет из окружающего мира и цвет (например, фиолетовый арбуз, голубое небо и т.д.). Если предмета такого цвета в окружающем мире не бывает, ученики хлопают в ладоши.

Загадки. Загадки-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Правила поведения в кабинете информатики».

Предметные: определяют цвет предметов; классифицируют предметы по их цвету; выявляют закономерности в чередовании цветов.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Организация совместной учебной деятельности

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

2

Форма предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока на выбор учителя или учеников.

- На прошлом уроке изучали цвета предметов.

Каждый предмет имеет свою форму.

Задание «Нарисуй фигуру».

Учитель поочередно вызывает учеников к доске, и каждый из них рисует одну геометрическую фигуру, которой нет на доске, и называет ее. Заканчивается игра в тот момент, когда на доске соберутся основные геометрические фигуры. Дети запоминают эти фигуры.

Игра «Назови форму» (с мячом).

Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.

Игра «Что такой формы?».

Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.

Игра «Бывает-не бывает» (физпауза).

Учитель называет предмет из окружающего мира и цвет (например, фиолетовый арбуз, голубое небо и т.д.).

Если предмета такого цвета в окружающем мире не бывает, ученики хлопают в ладоши.

Работа с палочками.

Загадки. Загадки-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Применение компьютеров»

Предметные: определяют форму предметов; классифицируют предметы по форме; выявляют закономерности в чередовании фигур различной формы.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя; находят закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

3

Размер предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме. Каждый предмет имеет цвет и форму, а также свой размер.

Игра «Кто большой?».

Дети должны на слух решить, какое животное является большим, а какое-маленьким. Учитель называет различных животных, а дети хлопают в ладоши, если животное большое, и не хлопают, если оно маленькое.

Задание «Вставь пропущенные слова».

Учитель говорит классу различные предложения, а дети хором вставляют пропущенные слова «большой» или «маленький».

Игра «Карлики-великаны» (физпауза).

По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны»-встают. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Игра «Говори наоборот» (с мячом).

Учитель кидает ученику мяч, называя какой-либо параметр размера, ученик возвращает его учителю с противоположным ответом.

Загадки. Задачи-шутки. Пословицы.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мифодия-1-й год обучения-«Компьютер и его основные устройства».

Предметные: знакомят с понятием размера предмета: большой, маленький, средний; сравнивают и классифицируют предметы по их размеру; закрепляют навыки выявления закономерности в чередовании предметов.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя; находят закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

4

Названия предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Мы изучили цвет, форму и размер предметов. Каждый предмет еще имеет свое название.

Игра «Дай название предмету».

Учитель показывает предмет, а дети дают ему название. Предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов.

Игра «Рыба, птица, зверь…»

Учитель ходит с мячом по классу и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». На последнем слове он бросает ученику мяч (или указывает на какого-либо ученика), а ученик должен быстро назвать животное (в данном случае какую-либо птицу). Названия животных не должны повторяться. Затем считалка возобновляется: рыба, птица, зверь, рыба,… Ученик называет какую-либо рыбу и т.д.

Игра «Цветок, дерево, фрукт, овощ…».

Проводится аналогично предыдущей игре.

Игра «Найди лишнее» (физпауза).

Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, овощи). Если учитель называет правильный предмет, дети сидят спокойно, и хлопают в ладоши, если предмет назван неправильно.

Задание «Дай общее название».

  1. Учитель показывает картинки с однородными предметами. Дети дают этим предметам общее название.
  2. Учитель находит в классе группу однородных предметов и указывает на них. Дети должны дать им общее название.
  3. Учитель устно перечисляет однородные предметы, а ученики быстро придумывают обобщенное название.

Задание «Продолжи ряд».

Учитель называет ряд однородных предметов. Дети определяют их общее название, дополняют этот ряд предметами, соответствующими общему названию.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мифодия-1-й год обучения-«Клавиатура, работа на клавиатуре».

Предметные: знакомятся с понятием «общее название для группы предметов»; обобщают и классифицируют предметы по их общему названию.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

5

Признаки предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Задание «Опиши предмет».

Учитель показывает детям различные предметы, а дети самостоятельно описывают признаки предметов.

Задание «Сравни предметы».

Дети сравнивают какие-либо предметы, отличающимися двумя или большим количеством признаков.

Игра «Угадай предмет» (физпауза: кто первый угадал-встает).

Учитель подробно описывает какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.

Игра «Бывает-не бывает» (физпауза).

Учитель называет предмет из окружающего мира и цвет (например, фиолетовый арбуз, голубое небо и т.д.). Если предмета такого цвета в окружающем мире не бывает, ученики хлопают в ладоши.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мифодия-1-й год обучения-«Графика».

Предметные: знакомятся с понятиями признаков предметов (цвет, форма, размер, название и т.п.); описывают и определяют предметы через их признаки; обобщают и классифицируют предметы по какому-либо общему признаку .

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

6

Состав предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

- Мы рассматривали различные предметы и описывали их признаки. Теперь будем говорить о том, из чего состоит предмет (называть его составные части). Есть предметы простые, а есть сложные, у них много составных частей. Будем описывать и определять предметы через их составные части.

Задание « Из чего состоит предмет».

  1. Учитель показывает предмет, а ученики перечисляют, из чего он состоит.
  2. Дети представляют себе называемый предмет и перечисляют его составные части.

Игра «угадай предмет» (физпауза: кто первый угадал-встает).

Учитель подробно описывает какой-либо предмет (перечисляя признаки и составные части), а ученики отгадывают его.

Игра «Найди отличия».

Учитель задает пару предметов с общим названием, дети находят между ними отличия.

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: знакомятся с понятием составных частей предметов; описывают и определяют предметы через их составные части.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя;
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

7

Контрольная работа 1 – «Предмет»

1

Урок контроля знаний учащихся

Предмет.

Цвет предметов. Форма предметов. Размер предметов. Названия предметов. Признаки предметов.

Игра «Бывает-не бывает» (физпауза).

Учитель называет предмет из окружающего мира и цвет (например, фиолетовый арбуз, голубое небо и т.д.). Если предмета такого цвета в окружающем мире не бывает, ученики хлопают в ладоши.

Предметные: находят особенные черты в группе предметов с общим названием; применяют на практике знания, полученные на уроках 1-6.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Самостоятельная

Контрольная работа 1 – «Предмет» (бланк контрольной работы 1 в середине тетради).

8-9

Разбор контрольной работы. Повторение

2

Урок коррекции и оценивания знаний.

Подведение итогов контрольной работы 1.

Любая любимая детьми игра по предыдущим темам.

Выполнение заданий в тетради.

Задание «Нарисуй то, чего не бывает».

На чистых листах бумаги, дети рисуют всевозможные небылицы, то, чего на свете не бывает.

Игра «Назови пару» (с мячом).

Учитель бросает ученику мяч, называя животного, а ученик возвращает учителю мяч, называя пару для этого животного.

Загадки. Задачи-шутки.

Проект «Осенний дворик».

Изготовление графического изображения (осенней картины) и использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора.

Предметные: закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках; работают в компьютерной среде: осваивают способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов).

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание о неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

Действия предметов (8 ч)

10

Понятия «равно», «не равно»

1

Открытие новых знаний

Учитель на наглядном материале объясняет понятия «столько же», «равно», «не равно».

Игра «Покажем столько же».

Учитель показывает различное число карандашей, а дети называют столько же счетных палочек.

Игра «Ночь».

Дети закрывают глаза, опускают голову на руку, лежащую на парте. Вторая рука поднята вверх. Учитель хлопает в ладоши несколько раз. Дети, не открывая глаз и не поднимая головы, должны показать на пальцах, сколько раз хлопнул учитель.

Игра «Прыгни столько же» (физпауза).

Учитель предлагает всем детям встать т прыгнуть столько же раз:

- сколько хвостов у кота;

- сколько рук у человека и т.п.

Задачи. Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мифодия-1-й год обучения-«Раскрашивание компьютерных рисунков»

Предметные: знакомятся с понятиями «столько же», «равно», «не равно»; сравнивают группы предметов по количеству.

Личностные: объясняют себе, какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предложение (версию);
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Организация совместной учебной деятельности

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

11

Отношения «больше» и «меньше»

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Учитель на наглядном материале объясняет понятия «больше» и «меньше».

Игра «Прыгни больше (меньше)» (физпауза).

Ученики встают, и учитель предлагает всем прыгнуть больше трех раз. После того как все ученики попрыгают, выясняют, кто сколько раз прыгнул. Учитель объясняет, почему нельзя было прыгнуть 1,2,3 раза. Игра повторяется с разными заданиями.

Игра «Угадай-ка».

Учитель задумывает число. Вызванный ученик готовит (предполагает), какое число задумано. Учитель отвечает, что его число больше (или меньше) названного. Игра повторяется, пока дети не отгадают число.

Задание «Закончи предложение».

Учитель читает предложение, а ученики хором его заканчивают. (Например, Маше 6 лет, а Мише 7 лет, значит Маше лет…(меньше) и т.п.).

Задачи. Загадки. Задачи-шутки.

Пословицы и поговорки.

Предметные: знакомятся с понятиями «больше» и «меньше»; сравнивают группы предметов по количеству.

Личностные: объясняют себе, какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

12

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Игра «Зарядка» (физпауза).

Учитель просит детей встать и выполнять те упражнения, которые он попросит. Эти упражнения должны содержать слова «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т.п.

Задания:

  1. «Нарисуй сверху (снизу)».

Классная доска делится пополам горизонтальной линией на 2 части: верхнюю и нижнюю. Ученики, вызванные по очереди, рисуют простейшие предметы, задаваемые учителе сверху (или снизу) от этой линии.

  1. «Нарисуй справа (слева)».

Классная доска делится пополам вертикальной линией на 2 части: правую и левую. Ученики, вызванные по очереди, рисуют простейшие предметы, задаваемые учителем, справа (слева) от этой линии.

Игра «Назови соседа» (с мячом).

Учитель кидает ученику мяч, произнося слово «слева» (или «справа»), а ученик возвращает учителю мяч, называя своего соседа (слева или справа). Игра должна происходить в быстром темпе.

Упражнения со счетными палочками.

Изучение римских цифр.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мифодия-1-й год обучения-«Конструирование».

Предметные: изучают понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; закрепляют умение пользоваться понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; учатся ориентироваться на листке бумаги.

Личностные: объясняют себе, какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

13

Действия предметов

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

- Мы рассматривали различные предметы, изучали их признаки (свойства), их составные части; описывали предметы, объясняя, какой это предмет и из чего он состоит. Будем изучать действия предметов (что они умеют делать или что с ними можно делать).

Игра «Назови действия» (с мячом).

Учитель кидает ученику мяч, называя предмет, а ученик возвращает учителю мяч, называя одно действие предмета (что он сам делает, или то, что с ним делают).

Игра «Бывает-не бывает» (физпауза).

Учитель задает предмет и его действие. Ученики сидят, если такое бывает, и хлопают в ладоши, если такого не бывает.

Задание «Опиши предмет».

Учитель показывает детям предметы (или их изображение на картинках), а дети описывают предмет по плану:

  1. Какой он: его признаки, свойства (какого цвета, формы, размера, материала, веса, вкуса и т.п.).
  2. Из чего состоит: его составные части.
  3. Его действия – что он делает или что с ним делают.

Задание «Угадай предмет».

Учитель описывает предмет по предыдущему плану, а дети угадывают его.

Игра «Лишнее действие» (физпауза).

Учитель называет предмет (или живое существо) и начинает перечислять его действия. Если предмет это действие выполняет, ученики сидят спокойно, если не выполняет – хлопают в ладоши.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Раскрашивание компьютерных рисунков»

Предметные: определяют и называют действия предметов; обобщают и классифицируют предметы по их действиям; описывают и определяют предметы через их признаки, составные части и действия.

Личностные: объясняют себе, какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

14

Последовательность событий

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Игра «Кем (чем) будет?»

Игра заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) будет предмет. Важно подчеркнуть невозможность обратного превращения.

Игра «Кем (чем) был?»

Игра заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был предмет раньше.

Задание «Придумай предложение».

Учитель говорит предложение, описывающее какое-либо событие, а дети придумывают предложение, которое описывает следующее событие (продолжение). Действия должны вытекать одно из другого.

Задание «Расскажи сказку».

Учитель предлагает детям вспомнить и рассказать сказки: «Курочка Ряба», «Красная шапочка», «Три поросенка». Каждый ученик произносит 1-2 предложения, далее продолжает следующий ученик.

Игра «Ухо-нос».

По команде «Ухо» дети берутся за свое ухо, по команде «Нос» - за нос. Учитель тоже выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время начинает «делать ошибки». Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Загадки. Задачи-шутки.  

Предметные: готовятся к введению понятия «алгоритм»; определяют последовательность событий.

Личностные: объясняют себе, что делают с удовольствием, а что нет (мотивы).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

15

Порядок действий. Контрольная работа 2 – «Действия предметов»

1

Урок контроля знаний учащихся

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Игра «Выполни задание» («Робот»).

Действия предметов.

Понятия «равно», «не равно».

Отношения «больше» и «меньше».

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Действия предметов. Последовательность событий. Порядок действий.

Предметные: готовятся к введению понятия «алгоритм»; определяют порядок действий; на практике применяют знания, полученные на уроках 10-14.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Самостоятельная работа

Контрольная работа 2 (бланк контрольной работы 2 в середине тетради).

16-17

Разбор контрольной работы. Повторение.

2

Урок коррекции и оценивания знаний.

Подведение итогов контрольной работы 2.

Любая любимая детьми игра по предыдущим темам.

Выполнение заданий в тетради.

Игра «Зарядка» (физпауза).

Учитель просит детей встать и выполнять те упражнения, которые он попросит. Эти упражнения должны содержать слова «вверх», «вниз», «влево», «вправо» и т.п.

Проект Новогодняя открытка».

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора.

Игра «Бывает- не бывает» (физпауза).

Учитель называет предмет и его действие. Ученики сидят, если такое бывает, и хлопают в ладоши, если такого не бывает.

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: закрепляют знания, полеченные на предыдущих уроках; работают в компьютерной среде: осваивают способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов).

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Множество. Кодирование (11 ч)

18

Цифры

1

Открытие новых знаний

Задание «Придумай пример».

На каждую цифру от 0 до 9 ученики придумывают пример: чего на свете 0,1,2 и т.д.

Игра «Убираем цифры».

Учитель задает задачу про цифры от 0 до 9, написанные на доске, а каждый вызванный ученик стирает с доски ту цифру, о которой идет речь.

Игра «Следующее число» (с мячом).

Следующее число – это число, стоящее сразу за названным, оно больше заданного числа на 1. Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо число. Ученик возвращает мяч учителю и называет следующее число.

Игра «Предыдущее число» (с мячом).

Предыдущее число – это число, которое стоит перед названным числом, оно меньше заданного числа на 1. Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо число. Ученик возвращает учителю мяч и называет предыдущее число.

Игра «Прыгни больше (меньше)» (физпауза).

Ученики встают, а учитель предлагает всем ученикам прыгнуть больше трех раз. После того как все ученики попрыгают, выясняют, кто сколько раз прыгнул. Учитель объясняет, почему нельзя было прыгнуть 1,2,3 раза. Игра повторяется с разными заданиями.

Игра «Угадай-ка» (от 0 до 9).

Учитель задумывает число. Вызванный ученик говорит (предполагает), какое число задумано. Учитель отвечает, что его число больше (меньше) названного. Игра повторяется, пока дети не отгадают задуманное число.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Раскрашивание компьютерных рисунков».

Предметные: знакомятся с порядком следования чисел натурального ряда; знакомятся с порядковыми числительными; учатся сравнивать числа.

Личностные: объясняют себе, что делают с удовольствием, а что нет (мотивы).

Метапредметные:

  • Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке;
  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Организация совместной учебной деятельности

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

19

Возрастание, убывание

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра по предыдущей теме.

Игра «убираем цифры».

Учитель дает задачу про цифры от 0 до 9, написанные на доске, а каждый вызванный ученик стирает с доски ту цифру, о которой идет речь.

Игра «Расставь по возрастанию».

Возрастание – это когда на первом месте стоит самая маленькая цифра, а затем больше, потом еще больше и т.д. Учитель вызывает к доске учеников и раздает им цифры (от 0 до 9) в произвольном порядке, а ученики встают в порядке их возрастания.

Игра «Расставь по убыванию».

Убывание – это когда на первом месте стоит самая большая цифра, а затем – меньше, потом еще меньше и т.д. Учитель вызывает к доске учеников и раздает им цифры (от 0 до 9) в произвольном порядке, а ученики встают в порядке их убывания.

Игра «Расставь по росту».

Учитель просит детей расставить игрушки по росту.

Игра «Прыгни больше…, но меньше…» (физапуза).

Ученики встают, а учитель предлагает всем ученикам прыгнуть больше 3 раз, но меньше 7. После того как все ученики попрыгают, выясняют, кто сколько раз прыгнул. Учитель объясняет, почему нельзя было прыгнуть 1,2,3 и 7,8 и т.д. Игра повторяется с разными заданиями.

«Игра «Угадай-ка» (от 0 до 9).

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: закрепляют умение сравнивать числа в порядке возрастания и убывания.

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

20

Множество и его элементы

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

Игра «Рыба, птица, зверь…»

Учитель ходит с мячом по классу и произносит: «Рыба, птица, зверь…». На последнем слове он бросает ученику мяч (или указывает на какого-либо ученика), а ученик должен быстро назвать животное (в данном случае какого-либо зверя). Названия не должны повторятся. Затем считалка возобновляется. После этой игры учитель рисует на доске мешочек  и записывает всех названных зверей в него. В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют множеством. Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. Можно собрать множество «Птицы», «Рыбы» т.п.

Игра «Назови множество».

Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.

Игра «Я знаю…»

Учитель говорит фразу «Я знаю… (например, пять деревьев)». Вызванный ученик перечисляет пять деревьев и т.д.

Игра «Найди лишнее» (физпауза).

Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики хлопают в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Множества».  

Предметные: знакомятся с понятием «множество»; знакомятся с понятием «элемент множества»; определяют принадлежность элемента множеству.

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

21

Способы задания множеств

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая  игра из предыдущего урока.

Множество является заданным (известным), если известны его элементы. Чтобы задать множество, можно просто перечислить все его элементы.

Задание «Перечисли элементы множества».

Учитель задает детям название множества, а ученики по очереди перечисляют его элементы. Учитель выбирает только множества с небольшим количеством элементов.

Игра «Я знаю…»

Игра «Назови множество».

Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству.

Игра «Съедобное - несъедобное» (физпауза).

Ученик ловит мяч, если названный учителем предмет съедобен, и не ловит – если предмет несъедобен.

Игра «Найди лишнее» (физпауза).

Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики хлопают в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Графика».

 

Предметные: закрепляют знание понятий «множество» и «элементы множества»; изучают различные способы заданий множеств: пересечение и задание общего свойства его элементов.

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

22

Сравнение множеств

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая  игра из предыдущего урока.

Игра «Прыгни больше (меньше)» (физпауза).

Ученики встают, а учитель предлагает всем ученикам прыгнуть больше 3 раз. После того как все ученики попрыгают, выясняют, кто сколько раз прыгнул. Учитель объясняет, почему нельзя было прыгнуть 1,2,3 раза. Игра повторяется с разными заданиями.

Задание «Сравни множества».

Учитель называет или показывает два множества, ученики называют, какое множество больше.

Задание «Равны ли множества?»

Равными называются множества, состоящие из одинакового числа одинаковых элементов.

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: сравнивают множества по числу элементов в них; знакомятся с понятием равенства множеств.

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

23

Отображение множеств

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая  игра из предыдущего урока.

Игра «Назови букву» (с мячом) (физпауза).

Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо слово, а ученик возвращает учителю мяч, называя первую букву этого слова.

Игра «Слово на букву…»

Учитель из набора карточек со всеми буквами алфавита достает произвольно очередную букву, а дети придумывают слова, начинающиеся на эту букву. (Сделать вывод, что на буквы ы, ъ, ь нет слов). Не всегда для каждого элемента одного множества можно подобрать соответствующий элемент другого множества.

Игра «Слово, соберись».

Учитель раздает детям карточки с буквами алфавита и называет слово, например, «стол». Дети выходят к доске и собирают это слово. Если заменить букву «о» на букву «у», получится «стул». Учитель дает различные пары слов для сравнения.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Конструирование».

Предметные: знакомятся с понятием «отображение множеств»; ставят соответствие элементам одного множества элемент другого множества.

Личностные: осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

24

Кодирование

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

Диктант по клеточкам.

Игра «Выбираем капитана» (кодирование действий предметами) (физпауза).

Корабль готов к отплытию, но надо выбрать капитана. Учитель договаривается с детьми о том, какое действие означает каждый из предлагаемых предметов. После этого дети встают и выполняют упражнения. Кто ошибается – садится на место. В конце игры остается один ученик, он и становится капитаном (а все остальные тоже «идут с ним в плавание).

Игра «Слово на букву…».

Учитель показывает произвольную букву из алфавита, а дети на эту букву называют морские предметы (или явления).

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: знакомятся с понятиями «кодирование» и «декодирование»; ставят в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

Личностные: осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию);
  • Познавательные: делают выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следовании им

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

25

Симметрия фигур

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

Игра «Зеркало» (физпауза).

Ученики встают и повторяют все движения учителя в зеркальном отражении. Учитель напоминает детям, что в зеркале все становится «наоборот».

Задание «Нарисуй симметричные фигуры» (на доске).

Учитель слева рисует на доске «зеркало» (вертикальную прямую АБ), а затем поочередно рисует любые фигуры. Ученик справа рисует отраженную фигуру (если на доске нет клеточек, то расстояние определяется приблизительно). Учитель подводит итог, изменились ли в зеркале фигуры.

Игра «Делай наоборот» (физпауза).

Учитель дает различные задания, а дети выполняют «отраженные» действия.

Задание «Есть ось симметрии?»

Учитель показывает фигуру, а ученики предполагают (верно или неверно) наличие у нее оси симметрии горизонтальной или вертикальной. Затем учитель проверяет их предположения, пытаясь сложить фигуру по предполагаемой оси. (Подвести итог, что не каждая фигура имеет ось симметрии).

Загадки. Задачи-шутки

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Графика»

Предметные: знакомятся с понятиями симметричности фигур, оси симметрии; находят ось симметрии некоторых фигур.

Личностные: осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: находят закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следовании им

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

26

Контрольная работа 3 – «Множество. Кодирование»

1

Урок контроля знаний учащихся

Множество. Кодирование.

Цифры. Возрастание, убывание. Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия фигур.

Задание «Сколько осей симметрии?»

Учитель показывает фигуру, а ученики предполагают количество осей симметрии в ней. Затем учитель проверяет их предположения складыванием фигур по разным направлениям. (Подвести итог, что фигура может иметь 2 и больше осей симметрии).

Домашнее задание.

Сделать из бумаги фигуру, которая будет иметь 2 или больше осей симметрии.

Предметные: на практике применяют знания, полученные на уроках 18-25.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста)

27-28

Разбор контрольной работы. Повторение

2

Урок коррекции и оценивания знаний.

Подведение итогов контрольной работы 3.

Выполнение заданий в тетради.

Проект «Сказочный зоопарк».

Изготовление графического изображения (сказочного зоопарка) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора.

Игра «Следующее (предыдущее) число» (с мячом).

Учитель кидает ученику мяч, называя какое-либо число. Ученик возвращает мяч учителю и называет следующее (предыдущее) число.

Игра «Расставь по возрастанию (убыванию)».

Учитель вызывает к доске учеников и раздает им цифры (от 0 до 9) в произвольном порядке, а ученики встают в порядке их возрастания (убывания).

Задание «Вычеркни лишнее слово».

Учитель выписывает на доске ряд слов, а ученики находят лишнее и объясняют причину, по которой слово является лишним.

Игра «Зеркало».

Игра «Слово на букву…»

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках; работают в компьютерной среде: осваивают способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов).

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста)

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

Высказывание. Графы (8 ч)

29

Отрицание

1

Открытие новых знаний

- Мы изучили свойства предметов, научились определять их и называть. Теперь для каждого свойства будем находить противоположное (или обратное) ему свойство.

Игра «Говори наоборот» (с мячом).

Учитель предлагает ученикам говорить «все наоборот». Учитель кидает мяч и называет какое-нибудь свойство, а ученик возвращает учителю мяч и называет противоположное свойство.

Задание «Найди противоположные свойства».

Учитель показывает детям картинки с любыми предметами. Ученики определяют какое-либо свойство этого предмета и называют противоположное ему свойство.

Игра «Сделай наоборот».

Учитель на доске рисует различные предметы и просит учеников нарисовать такие же, только короче или длиннее, больше или меньше. Но вызываемый ученик делает все наоборот.

Игра «Говори наоборот».

Ученики учатся использовать частицу «не». Учитель использует слова, для которых нельзя подобрать отрицание, не используя эту частицу.  

Игра «Съедобное – несъедобное» (физпауза).

Дети спокойно сидят, если учитель называет съедобный предмет, и хлопают в ладоши, если названный учителем предмет – несъедобный.

Игра «Найди себя».

Учитель рисует на доске волшебный мешок.

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: знакомятся с понятием «отрицание»; учатся отрицанию некоторого свойства с помощью частицы «не»; классифицируют предметы по одному свойству.

Личностные: осознают себя ценной частью большого, разнообразного мира (природы и общества).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следовании им

Организация совместной учебной деятельности

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

30

Понятия «истина и «ложь»

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

Учитель показывает какой-либо предмет и называет любое его свойство, а ученики говорят, правду или неправду сказал учитель.

«Правда» в математике называется «истина», а «неправда»-«ложь».

Игра «Исправь ошибку».

Учитель показывает детям картинки с изображениями различных предметов и дает им названия. Если название истинно, то ученики сидят спокойно, а сели ложно - поднимают руку и дают истинное название.

Игра «Дай истинное название».

Учитель кидает мяч ученику и задает любые вопросы, а дети возвращают мяч учителю и дают на них правильные ответы.

Игра «Истина – ложь».

Учитель говорит ученикам предложения. Если то, о чем идет речь, - истина, то дети остаются сидеть за партами. Если данное предложение – ложь, дети встают со своих мест. Учитель чередует истинные и ложные предложения.

Задание «Говори истину».

Каждый ученик придумывает истинное высказывание.

Задание «Говори ложь».

Каждый ученик придумывает ложное высказывание.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»

Предметные: знакомятся с понятиями «истина» и «ложь»; оценивают простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следовании им

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

31

Понятие «дерево»

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

Игра «Выращивание дерева».

В математике схема, где начальная точка называется корнем, веточки, которые идут от него, называются ребрами, а точки на схеме – вершинами, называется деревом.

Игра «Найди на дереве…».

Игра проводится на трех деревьях. Учитель называет предмет, описывая его свойства (отмеченные на деревьях), а вызванный ученик находит его и обводит.

Задание «Составь вопрос, требующий ответа «да» или «нет».

Учитель объясняет детям, что есть вопросы, на которые достаточно ответить «да» или «нет». Учитель задает детям вопросы, а вызванные ученики на них отвечают.

Задание «Составь вопрос, на который нельзя ответить «да» или «нет».

Учитель объясняет детям, что есть вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Учитель задает детям вопросы, а вызванные ученики на них отвечают.

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Раскрашивание компьютерных рисунков».

Предметные: знакомятся с понятием «дерево»; классифицируют предметы по нескольким свойствам; учатся узнавать предметы по нескольким свойствам (с помощью дерева).

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

32

Графы

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Повторение.

Любая игра из предыдущего урока.

- Будем изучать еще один вид схем, который называется графом. Граф имеет вершины (точки), соединенные ребрами (отрезками, линиями), и две вершины могут быть соединены несколькими ребрами.

Задание «Сосчитай пути».

Игра «Сколько путей?»

Игра «Составь меню»

Загадки. Задачи-шутки.

Предметные: знакомятся с понятием «граф»; решают некоторые задачи с помощью графов.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий; находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Коллективная, групповая

Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы

33

Комбинаторика. Контрольная работа 4 – «Высказывания. Графы.»

1

Урок контроля знаний учащихся.

Высказывания. Графы.

Отрицание. Понятия «истина» и «ложь». Понятие «дерево». Графы. Комбинаторика.

 Игра «Угадай, сколько фишек в каждой руке?»

Игра «Займи домик»

Предметные: решают некоторые задачи комбинаторного типа; применяют на практике знания, полученные на уроках 29-33.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции важности исполнения роли хорошего ученика.

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Самостоятельная работа

Контрольная работа 4 – «Высказывания, Графы» (бланк контрольной работы 4 в середине тетради)

34

Разбор контрольной работы

1

Урок коррекции и оценки знаний

Подведение итогов контрольной работы 4.

Выполнение заданий в тетради.

Игра «Угадай, сколько фишек ТВ каждой руке?»

Загадки. Задачи-шутки.

Проект «Ура, каникулы!»

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантазий на тему предстоящих летних каникул составлением его из готовых частей.

Предметные: закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках; работают в компьютерной адаптированной среде: собирают с помощью инструмента «лапка» изображение фантазий на тему предстоящих летних каникул.

Личностные: объясняют себе, что получается хорошо, а что нет (результаты).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

35-36

Логические задачи. Повторение

2

Урок обобщения и закрепления знаний

Старинная народная задача «Галки и палки».

Игра «Рыба, птица, зверь…»

Задача «Кто старше?»

Игра «Карлики – великаны» (физпауза)

Игра «Угадай предмет».

Игра «Найди лишнее» (физпауза).

Игра «Бывает – не бывает».

Игра «Следующее (предыдущее) число».

Игра «Зеркало» (физпауза).

Загадки. Задачи-шутки.

Компьютерная поддержка: программа «Мир информатики от Кирилла и Мефодия-1-й год обучения-«Конструирование».

Предметные: решают некоторые задачи комбинаторного типа; закрепляют навыки решения логических задач.

Личностные: оценивают простые ситуации и однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учатся работать по предложенному плану;
  • Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий, находят пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Коллективная, групповая

Ответы на вопросы, результативность решения задач

        


ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипов И.Н. О преподавании информатики в младших классах/ И.Н.Антипов, О.А.Боковнев, М.Е. Степанов//Информатика и образование. -1993.-№5.
  2. Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе/ О.Ф.Брыксина//Информатика.-2000.-№6.
  3. Горячев А.В. Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч./А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О. Волкова.-М.:Баласс: Школьный дом, 2012.-64с.:ил.-(Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Информатика. 1 класс («Информатика  в играх и задачах»): методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики/ А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина.-М.:Баласс, 2011.
  5. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование.-2003-№9.-с.94-96.
  6. Общеобразовательная система «Школа-2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа: в 2 кн.Кн.2Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ под ред.Д.И.Фельдштейна.-М.:Баласс,2011.
  7. Учебные стихи по информатике//Информатика:прил.к газ. «1 сентября».-2006.-№13.-С.26-31.

Электронные ресурсы:

  1. Компьютер в начальной школе – проблемы, поиски, решения// Большой Московский семинар по методике раннего обучения информатике (ИТО-2006). – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-Q-piont.html
  2. Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=332
  3. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/142284


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...