рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

рабочая программа по информатике 7 класс (Л.Босова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

Руководитель ШМО

Протокол № ______

_________Т.А.Правдюк

«____»___________2013г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________ Е.В.Лихачёва

«____»____________2013 г.

   Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 19

______________ А.М.Лобанов

   «___»______________2013г.

                  Приказ № _______

Рабочая программа педагога

Синицыной Татьяны Петровны,

учителя второй квалификационной категории

по Информатике 7 «А», 7 «Б» класс

                                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                     педагогического совета

                                                                                                              протокол № _____ от

                                                                                              «_____»_____________2013г.

2013-2014 учебный год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                       3 – 4
  2. Содержание тем учебного курса                                                                                               5
  3. Учебно – тематический план                                                                                                    6
  4. Требования к уровню подготовки учащихся                                                                          7
  5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся                                   8
  6. Перечень учебно-методического обеспечения                                                                      9
  7. Список литературы (основной и дополнительной)                                                             10
  8. Приложение №1                                                                                                                      11

Пояснительная записка


С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения



Содержание тем учебного курса

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами

операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой

системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Объекты и системы

6

3

3

2

Информационное моделирование

20

10

10

3

Алгоритмика

7

3

4

Резерв

2

0

2

Итого:

35

16

19

     Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

•   для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

•   называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

•   осуществлять деление заданного множества объектов на классы  по  заданному  или  самостоятельно  выбранному признаку — основанию классификации;

•   понимать смысл терминов  «система»,  «системный подход», «системный эффект»;

•   приводить  примеры  материальных,   нематериальных  и смешанных систем;

•   понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

•   иметь представление о назначении и области применения моделей;

•   различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

•   приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

•   уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•   знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

•   знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

•   осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

•   приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

•   давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

•   осуществлять управление  имеющимся формальным  исполнителем;

•   выполнять операции с основными объектами операционной системы;

•   выполнять основные операции с объектами файловой системы;

•   уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

•   уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

•   выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

•   создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

•   для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации,  содержащие образные,  знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

  Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Информацию о ходе усвоения учащимися учебного материала можно проследить в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, тематического и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

 Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.

В качестве одной из основных форм контроля  рассматривается тестирование. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, В дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

   50-70%    — «3»;

71-85%    —«4»;

86-100%  — «5».

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

  1. Объекты и их имена.
  2. Признаки объектов.
  3.  Отношения объектов.
  4. Системы объектов.
  5. Модели объектов.
  6. Информационные модели.
  7. Табличные информационные модели.
  8.  Графики и диаграммы.
  9. Схемы.
  10. Графы.
  11.  Алгоритм — модель деятельности исполнителя.

Средства обучения:

  1. Операционная система Windows или Alt Linux.
  2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-  

collection.edu.ru/).

  1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Программные средства:

  1. Операционная система MS Windows XP.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского.
  3. Программа-архиватор WinRaR.
  4. Клавиатурный тренажер Babytapy.
  5. MS Office 2003, 2007.
  6. Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker.
  7. Система оптического распознавания текста ABBYY Fine Reader.
  8. Мультимедиа проигрыватель Windows Media.
  9. Система программирования Pascal.
  10. Почтовый клиент MS Outlook.
  11. Браузер MS Explorer.
  12. Программа интерактивного общения mail.ru Агент.
  13. Простой редактор Web-страниц (Блокнот).

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по  Информатике и ИКТ

 

Класс  7 «А», «Б»

Учитель  Синицына Т.П.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю  1 час.

Плановых контрольных уроков 4.

Планирование составлено на основе программы  авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Дополнительная литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
  5. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во часов

Коррек

тировка

Использование  ИКТ

Вид

контроля

Теория

   Практика

Объекты и системы ( 6 часов )

1.

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows или Linux »

0,5

0,5

Презентация учителя

2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

0,5

0,5

3.

Состав объектов. Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)

0,5

0,5

Презентация ученика

4.

Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)

0,5

0,5

Презентация учителя

5.

Система и окружающая среда.Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)

1

6.

Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы».

1

Контрольная работа

Информационное моделирование (20 часов)

7.

Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)

0,5

0,5

Презентация ученика

8.

Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели».

0,5

0,5

Презентация учителя

9.

Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели»

(задания 4-5)

0,5

0,5

10.

Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели»

(задания 6-7)

0,5

0,5

Презентация ученика

11.

Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели»

(задания 8-9)

12.

Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

1

13.

Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование»

1

Контрольная работа

14.

Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели»  (задания 1-2)

0,5

0,5

15.

Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4)

0,5

0,5

16.

Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6)

0,5

0,5

Презентация учителя

17.

Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

0,5

0,5

Презентация ученика

18.

Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы».

0,5

0,5

19.

Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»

(задания 1-3)

0,5

0,5

20.

Электронные таблицы.  Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»

(задания 4-6)

0,5

0,5

21.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

0,5

0,5

22.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

0,5

0,5

Презентация ученика

23.

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

0,5

0,5

Презентация учителя

24.

Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2)

0,5

0,5

25.

Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

0,5

0,5

26.

Деревья. Практическая работа №10  «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7).Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование».

0,5

0,5

Контрольная работа

Алгоритмика ( 7 часов )

27.

Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика».

1

Презентация учителя

28.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика»

1

Презентация ученика

29.

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика»

1

30.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»

1

31.

Исполнитель Робот.Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»

1

32.

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»

1

Презентация учителя

33.

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика».

1

Контрольная работа

34,35

Анализ контрольной работы. Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...