рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
рабочая программа по информатике 7 класс (Л.Босова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Руководитель ШМО Протокол № ______ _________Т.А.Правдюк «____»___________2013г. | Согласовано: Зам. директора по УВР ___________ Е.В.Лихачёва «____»____________2013 г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 19 ______________ А.М.Лобанов «___»______________2013г. Приказ № _______ |
Рабочая программа педагога
Синицыной Татьяны Петровны,
учителя второй квалификационной категории
по Информатике 7 «А», 7 «Б» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от
«_____»_____________2013г.
Содержание
- Пояснительная записка 3 – 4
- Содержание тем учебного курса 5
- Учебно – тематический план 6
- Требования к уровню подготовки учащихся 7
- Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся 8
- Перечень учебно-методического обеспечения 9
- Список литературы (основной и дополнительной) 10
- Приложение №1 11
Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения
Содержание тем учебного курса
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами
операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой
системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Объекты и системы | 6 | 3 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 10 | 10 |
3 | Алгоритмика | 7 | 3 | 4 |
Резерв | 2 | 0 | 2 | |
Итого: | 35 | 16 | 19 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
• понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
• иметь представление о назначении и области применения моделей;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
• выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
• для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Информацию о ходе усвоения учащимися учебного материала можно проследить в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, тематического и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, В дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% —«4»;
86-100% — «5».
Перечень учебно-методического обеспечения
Перечень цифровых образовательных ресурсов
- Объекты и их имена.
- Признаки объектов.
- Отношения объектов.
- Системы объектов.
- Модели объектов.
- Информационные модели.
- Табличные информационные модели.
- Графики и диаграммы.
- Схемы.
- Графы.
- Алгоритм — модель деятельности исполнителя.
Средства обучения:
- Операционная система Windows или Alt Linux.
- Пакет офисных приложений Office или OpenOffice.
- Плакаты Босовой Л.Л.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Программные средства:
- Операционная система MS Windows XP.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского.
- Программа-архиватор WinRaR.
- Клавиатурный тренажер Babytapy.
- MS Office 2003, 2007.
- Звуковой и видео редактор Windows Movie Maker.
- Система оптического распознавания текста ABBYY Fine Reader.
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media.
- Система программирования Pascal.
- Почтовый клиент MS Outlook.
- Браузер MS Explorer.
- Программа интерактивного общения mail.ru Агент.
- Простой редактор Web-страниц (Блокнот).
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Информатике и ИКТ
Класс 7 «А», «Б»
Учитель Синицына Т.П.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4.
Планирование составлено на основе программы авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Дополнительная литература
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
- Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Коррек тировка | Использование ИКТ | Вид контроля | |
Теория | Практика | ||||||
Объекты и системы ( 6 часов ) | |||||||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows или Linux » | 0,5 | 0,5 | Презентация учителя | |||
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 0,5 | 0,5 | ||||
3. | Состав объектов. Практическая работа №3»Создаем текстовые объекты» (задания 1-3) | 0,5 | 0,5 | Презентация ученика | |||
4. | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) | 0,5 | 0,5 | Презентация учителя | |||
5. | Система и окружающая среда.Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) | 1 | |||||
6. | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы». | 1 | Контрольная работа | ||||
Информационное моделирование (20 часов) | |||||||
7. | Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3) | 0,5 | 0,5 | Презентация ученика | |||
8. | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». | 0,5 | 0,5 | Презентация учителя | |||
9. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5) | 0,5 | 0,5 | ||||
10. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7) | 0,5 | 0,5 | Презентация ученика | |||
11. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9) | ||||||
12. | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | 1 | |||||
13. | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | 1 | Контрольная работа | ||||
14. | Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2) | 0,5 | 0,5 | ||||
15. | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4) | 0,5 | 0,5 | ||||
16. | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6) | 0,5 | 0,5 | Презентация учителя | |||
17. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | 0,5 | 0,5 | Презентация ученика | |||
18. | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы». | 0,5 | 0,5 | ||||
19. | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) | 0,5 | 0,5 | ||||
20. | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) | 0,5 | 0,5 | ||||
21. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) | 0,5 | 0,5 | ||||
22. | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3) | 0,5 | 0,5 | Презентация ученика | |||
23. | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) | 0,5 | 0,5 | Презентация учителя | |||
24. | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2) | 0,5 | 0,5 | ||||
25. | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | 0,5 | 0,5 | ||||
26. | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6-7).Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование». | 0,5 | 0,5 | Контрольная работа | |||
Алгоритмика ( 7 часов ) | |||||||
27. | Анализ контрольной работы. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | Презентация учителя | ||||
28. | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | Презентация ученика | ||||
29. | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | |||||
30. | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | |||||
31. | Исполнитель Робот.Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | |||||
32. | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | 1 | Презентация учителя | ||||
33. | Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика». | 1 | Контрольная работа | ||||
34,35 | Анализ контрольной работы. Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа». | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...