Рабочая программа по информатике 10-11 класс по Угриновичу
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка»
«Согласовано» Руководитель МО _____________Киселева Ю. В. Протокол № ___ от «____»____________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Соколова И. А. «____»____________20__ г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №4 _____________Зубарев С. В.. «___»_____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Киселевой Юлии Владимировны
Высшая квалификационная категория
ПО ПРЕДМЕТУ «ИФОРМАТИКА И ИКТ»
10-11 КЛАСС
(VIII класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; IX класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Киселева Ю. В.
Рассмотрено на заседании
Методического объединения
протокол № ____от «__»_______20__ г.
20013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего общего (полного) образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 05.03.04. № 1089) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11 классов в течении 68 часов (в том числе в Х классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего полного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 11 классах ученик должен
знать/понимать
- Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
- Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
- Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
- Назначение и функции операционных систем.
Уметь
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Распознавать информационные процессы в различных системах.
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
- Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание обучения.
Тематическое планирование 10 кл. (34 часа)
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Информационные технологии | 8,5 | 8,5 | 17 |
2 | Коммуникационные технологии | 7,5 | 7,5 | 15 |
3 | резерв | 1 | 1 | 2 |
4 | Итог: | 17 | 17 | 34 |
Урок | Теоретический материал | Работа в классе | Домашнее задание | Дата проведения |
1. Информационные технологии. | ||||
1 | Введение. | |||
2 | 1.1.1. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 1.1. Кодировка русских букв. | п-1.1.1 | ||
3 | 1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах. 1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документов. | п-1.1.2 п-1.1.3 | ||
4 | 1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и перодчика. | п-1.1.4 | ||
5 | 1.1.5. Система оптического распознавания документа. Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознование электронного текстового документа. | п-1.1.5 | ||
6 | 1.2.1. Кодирование графической информации. Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации. | п-1.2.1 | ||
7 | 1.2.2. Растровая графика. | п-1.2.2 | ||
8 | Практическая работа 1.6. Растровая графика. | п-1.2.2 | ||
9 | 1.2.3. Векторная графика. Практическая работа 1.7. Трёхмерная векторная графика. | п-1.2.3 | ||
10 | 1.3. Кодирование звуковой информации. Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука. | п-1.3 | ||
11 | 1.4. Компьютерные презентации. | п-1.4 | ||
12 | Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» | п-1.4 | ||
13 | Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ» | п-1.4 | ||
14 | 1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | п-1.5.1 | ||
15 | 1.5.2. Электронные таблицы. | п-1.5.2 | ||
16 | Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | п-1.5.2 | ||
17 | 1.5.3. Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов. | п-1.5.3 | ||
2. Коммуникационные технологии. | ||||
18 | 2.1. Локальные компьютерные сети. Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. | п-2.1 | ||
19 | 2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | п-2.2 | ||
20 | 2.3. Подключение к Интернету. Практическая работа 2.2. Настройка подключения к Интернету. | п-2.3 | ||
21 | 2.4. Всемирная паутина. Практическая работа 2.4. Настройка браузера «SeaMonkey» | п-2.4 | ||
22 | 2.5. Электронная почта. Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой. | п-2.5 | ||
23 | 2.6. Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. | п-2.6 | ||
24 | 2.7. Файловые архивы. Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами. | п-2.7 | ||
25 | 2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. 2.9. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы интернета. | п-2.8 п-2.9 | ||
26 | 2.10. Поиск информации в Интернете. Практическая работа 2.9. Поиск информации в Интернете. | п-2.10 | ||
27 | 2.11. Электронная коммерция в Интернет Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине. | п-2.11 | ||
28 | 2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | п-2.12 | ||
29 | 2.13. Основы языка разметки гипертекста. | п-2.13 | ||
30 | Практическая работа 2.11.Разработка сайта с использованием Web-редактора. | Повторить главу 1. | ||
31 | Тестирование «Информационные технологии.» | Тест №1 | Повторить главу 2. | |
32 | Тестирование «Коммуникационные технологии.» | Тест №2 | ||
33 | Резерв | |||
34 | Резерв | |||
Тематическое планирование 11 кл. (34 часа)
№п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 5,5 | 5,5 | 11 |
2 | Моделирование и формализация. | 5 | 1 | 6 |
3 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)Практическая работа 2.11. | 4,5 | 3,5 | 8 |
4 | Информационное общество | 2 | 1 | 3 |
5 | Повторение . Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» | - | 6 | 6 |
6 | резерв | - | - | - |
7 | Итог: | 17 | 17 | 34 |
Урок | Теоретический материал | Работа в классе | Домашнее задание | Дата проведения |
1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | ||||
1 | 1.1. История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи. | п-1.1 | 2.09 | |
2 | 1.2. Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера. | п-1.2 | 9.09 | |
3 | 1.3.1. Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков. | п-1.3.1 | 16.09 | |
4 | 1.3.2. Операционная система Windows. | п-1.3.2 | 23.09 | |
5 | 1.3.3. Операционная система Linux. Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux. | п-1.3.3 | 30.09 | |
6 | 1.4.1. Защита с использованием паролей. 1.4.2. Биометрическая система защиты. 1.5. Физическая защита данных. Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи. | п-1.4.1 п-1.4.2 п-1.5 | 7.10 | |
7 | 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы. 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов. | п-1.6.1 п-1.6.2 | 14.10. | |
8 | 1.6.3. Сетевые черви и защита от них. Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей. | п-1.6.3 | 21.10 | |
9 | 1.6.4. Троянские программы и защита от них. Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ. | п-1.6.4 | 4.11 | |
10 | 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак. | Повторить главу 1. | 11.11 | |
11 | Тестирование | Тест №1 | 18.11 | |
2. Моделирование и формализация. | ||||
12 | 2.1. Моделирование как метод познания. 2.2. Системный подход в моделировании. | п-2.1 п-2.2 | 25.11 | |
13 | 2.3. Формы представления моделей. 2.4. Формализация. 2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | п-2.3 п-2.4 п-2.5 | 2.12 | |
14 | 2.6.1. Исследование физических моделей. 2.6.2. Исследование фстрономических моделей. 2.6.3. Исследование алгебраических моделей. | з-2.1 з-2.2 з-2.3 | п-2.6.1 п-2.6.2 п-2.6.3 | 9.12 |
15 | 2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия). 2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия). | з-2.4 з-2.5 | п-2.6.4 п-2.6.5 | 16.12 |
16 | 2.6.6. Исследование химических моделей 2.6.7. Исследование биологических моделей. Тестирование | з-2.6 з-2.7 Тест №2 | Повторить главу 2 | 23.12 |
3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). | ||||
17 | 3.1. Табличные базы данных. | п-3.1 | 13.01 | |
18 | 3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты. Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных. | п-3.2.1 | 20.01 | |
19 | 3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных. | п-3.2.2 | 27.01 | |
20 | 3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | п-3.2.3 | 3.02 | |
21 | 3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных. 3.2.5. Печать данных с помощью отчётов. Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.5. Создание отчётов в табличной базе данных. | п-3.2.4 п-3.2.5 | 10.02 | |
22 | 3.3. Иерархические базы данных. | п-3.3 | 17.02 | |
23 | 3.4. Сетевые базы данных. Практическая работа 3.6. Создание генеологического древа семьи. | Повторить главу 3 | 24.02 | |
24 | Тестирование | Тест №3 | 3.03 | |
4. Информационное общество. | ||||
25 | 4.1. Право в Интернете. 4.2. Этика в Интернете. | п-4.1 п-4.2 | 10.03 | |
26 | 4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Повторить главу 4 | 1.03 | |
27 | Тестирование | Тест №4 | 31.03. | |
5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» | ||||
28 | Повторение: решение тестов. | Тема 1-2 | 7.04 | |
29 | Повторение: решение тестов. | Тема 3-4 | 14.04 | |
30 | Повторение: решение тестов. | Тема 5-6 | 21.04 | |
31 | Повторение: решение тестов. | Тема 6-7 | 28.04 | |
32 | Повторение: решение тестов. | Повт 8-11 | 5.05 | |
33 | Повторение: решение тестов. | Повт 8-11 | 12.05 | |
34 | Повторение: решение тестов. | Повт 8-11 | 19.05 |
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Мультимедиа проектор
- Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
- Модем ASDL, модем Dial-up.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
- Устройства ввода звуковой информации — микрофон.
- Сканер.
- Web-камера.
- ЛВС - локальная вычислительная сеть.
Программные средства обучения.
- Операционная система Alt Linux «Юниор».
- Комплект свободного программного обеспечения — СПО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике для 10 класса Угринович Н.Д.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уров...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс ФГОС Угринович Н.
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы (7 – 9 классы) составлена на основе:· Федер...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (учебник Угринович Н.Д.) ФГОС ООО
Рабочая программа по информатике 8 класс (учебник Угринович Н.Д.) составлена на основе авторской программы в соответствии ФГОС ООО и расчитана на изучение курса информатики в количестве 35 часов (1 ча...