рабочая программа 9 класс (Угринович Н.Д.)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_klass.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы. Имеется некоторое содержательное отличие при изучении раздела «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».Так как при сдаче ГИА более актуально знание алгоритмического языка, чем Visual Basic, а так же учитывая что изучение основ алгоритмизации с применением алгоритмической среды «Кумир» позволяет учащимся усвоить данную тему в более доступной форме, основное количество часов отводится работе в алгоритмической среде. Изучение языка программирования Visual Basic дается в ознакомительной форме.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Содержание учебного курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа 1. Кодирование графической информации.
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа 4. Анимация.
Практическая работа.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Кодирование и обработка текстовой информации.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практические работы:
Практическая работа 7. Кодирование текстовой информации.
Практическая работа 8. Вставка в документ формул.
Практическая работа 9. Форматирование символов и абзацев.
Практическая работа 10. Создание и форматирование списков.
Практическая работа 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Практическая работа 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практическая работа 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 17. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic .
Практические работы:
Практическая работа 19. «Оператор присваивания»
Практическая работа 20. «Линейное программирование »
Практическая работа 21. «Программирование : ветвление»
Практическая работа 22. « Программирование : цикл»
Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 24. Проект «Графический редактор»
Моделирование и формализация.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические работы:
Практическая работа 25. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 26. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 27. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 28. Проект «Модели систем управления»
Информационное общество.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
- Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007
- Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор WеЬ-страниц.
Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ
9 класс
№ | Тема | Глава, параграф, страницы | Дата | Примечание |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 14 часов | ||||
1 | Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. | § 1.1.1 – 1.1.2 Стр10-15 | ||
2 | Кодирование графической информации. | §1.1.3 | ||
3 | Практическая работа №1 «Кодирование графической информации». | |||
4 | Растровая и векторная графика. | §1.2.1-1.2.2 | ||
5 | Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора | § 1.3.1 | ||
6 | Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | §1.323 | ||
7 | Работа с объектами в векторных графических редакторах | 1.3.3 | ||
8 | Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе | §1.3.3 | ||
9 | Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | |||
10 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 Анимация | §1.4 | ||
11 | Кодирование и обработка звуковой информации Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации | §1.5 | ||
12 | Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | §1.6 | ||
13 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | |||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации» | |||
Кодирование и обработка текстовой информации - 8 ч | ||||
15 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №7 Кодирование текстовой информации. | §2.1 | ||
16 | Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов. Практическая работа №8 Вставка в документ формул | §2.2-2.4 | ||
17 | Форматирование документа . Практическая работа №9 Форматирование символов и абзацев | §2.5 | ||
18 | Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов. | § | ||
19 | Практическая работа №10 Создание и форматирование списков. | § | ||
20 | Таблицы. Практическая работа №11 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | §2.6 | ||
21 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №12 Перевод текста с помощью компьютерного словаря. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | §2.7 §2.8 | ||
22 | Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | |||
Кодирование и обработка числовой информации – 12 ч | ||||
23-24 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | §3.1.1 | ||
25 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. | §3.1.2 | ||
26 | Электронные таблицы. Основные типы данных. | §3.2.1-3.2.2 | ||
27 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | §3.2.3 | ||
28 | Практическая работа №15 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | |||
29 | Встроенные функции. Практическая работа №16 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | §3.2.4 | ||
30 | Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №17. | §3.3 | ||
31-32 | Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | §3.4 | ||
33 | Повторение темы | |||
34 | Контрольная работа №3 Кодирование и обработка числовой информации. | |||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч | ||||
35 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | §4.1 | ||
36 | Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | §4.2 | ||
37 | Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | |||
38 | Переменные на языке программирования:тип, имя, значение. | §4.3 | ||
39 | Операция присваивания. Практическая работа №19 «Оператор присваивания» | |||
40 | Арифметические выражения и их запись на языке программирования. | |||
41 | Линейная алгоритмическая структура. Линейное программирование. | |||
42 | Практическая работа №20 «Линейное программирование » | |||
43 | Алгоритмические структуры: «ветвление» и «выбор». | |||
44 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | |||
45 | Практическая работа №21 «Программирование : ветвление» | |||
46 | Алгоритмическая структура «цикл» | §4.2.3 | ||
47 | Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл» | |||
48 | Практическая работа №22 « Программирование : цикл» | §4.2.4 | ||
49 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | §4.2.4 | ||
50 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке | |||
51 | Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор» | §4.7 | ||
52 | Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования. | |||
53 | Практическая работа № 24 Проект «Графический редактор» | |||
54 | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования» | |||
Моделирование и формализация -10 ч | ||||
55 | Моделирование, формализация, визуализация. | §5.1-5.2.1 | ||
56 | Материальные и информационные модели | §5.2.2-5.2.3 | ||
57 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3 | ||
58 | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №25 «Бросание мячика в площадку» | §5.4 | ||
59 | Приближенное решение уравнений . Практическая работа № 26 Графическое решение уравнения | §5.5 | ||
60 | Экспертные модели распознавания химических веществ. Практическая работа №27 Распознавание удобрений | §5.6 | ||
61 | Геоинформационные модели. Практическая работа № 28 Проект «Модели систем управления» | |||
62 | Информационные модели управления объектами | §5.7 | ||
63 | Повторение темы | |||
64 | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | |||
Информатизация общества (3 ч) | ||||
65 | Информационное общество | §6.1 | ||
66 | Информационная культура | §6.2 | ||
67 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | §6.3 | ||
68 | Итоговая контрольная работа. |
Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки выполнения практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Угриновичу 8 класс
Рабочая программа по Угриновичу 8 класс...
Рабочая программа по Угриновичу 9 класс
Рабочая программа по Угриновичу 9 класс...
Рабочая программа по Угриновичу 10 класс
Рабочая программа по Угриновичу 10 класс...
Рабочая программа по Угриновичу 11 класс
Рабочая программа по Угриновичу 11 класс...
Рабочая программа Информатика Угринович 8 класс
Рабочая программа для 8 класса, первого года обучения....
Рабочая программа Информатика Угринович 9 класс
Рабочая программа по учебнику Угринович 9 класс 2 часа...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...