Разработка урока по теме: Умозаключение как форма мышления
учебно-методический материал по информатике и икт (6 класс) по теме

Тагильцева Елена Юрьевна

Урок по теме "Умозаключение как форма мышления. Практикум №11 "Рисуем в редакторе Word"" разработан на основе УМК Босовой Л.Л. Разработка включает в себя план-конспект, презентацию, кроссворд, карточку с заданиями, заготовки для практикума. Используемые источники: УМК Босова 6 класс, разработка Федоровой М.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx21 КБ
Файл krossvord_umozaklyuchenie.docx35.44 КБ
Файл zadaniya.docx14.12 КБ
Файл uzor.docx71.98 КБ
Microsoft Office document icon konstruktor.doc19 КБ
Office presentation icon umozaklyuchenie_kak_forma_myshleniya.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умозаключение как форма мышления. Практикум №11
«Рисуем в редакторе Word».

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

Что такое суждение? (Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об, объектах, свойствах или отношениях объектов)

Какие бывают суждения? (Простые и сложные)

Перечислите виды простых суждений с приведением примеров. (общеутвердительные – все, каждый; общеотрицательные – никакой; частноутвердительные – некоторые; частноотрицательные – некоторые не)

Как образуются сложные суждения? (из простых с помощью логических связок)

Установить отношения между понятиями:

а) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник» (Каждый равносторонний треугольник является равнобедренным треугольником)

б) «прямоугольник» и «ромб» (Некоторые прямоугольники являются ромбами)

в) «прямоугольник» и «квадрат» (Некоторые прямоугольники являются квадратами)

г) «квадрат» и «прямоугольник» (Все квадраты являются прямоугольниками)

д) «ромб» и «квадрат» (Некоторые ромбы являются квадратами)

е) «прямоугольник» и «окружность» (Ни один прямоугольник не является окружностью)

ж) «квадрат» и «ромб» (Все квадраты являются ромбами)

3. Определение темы и целей урока

Работа в группах: разгадать кроссворд (ключевое слово – тема урока). Совместно с учащимися определить цели урока:

- Рассмотреть умозаключение как форму мышления;

- Познакомиться с правилами построения умозаключений;

- Научиться строить умозаключения.

4. Работа с понятием

Умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение.

Формы получения умозаключений:

1. Если все А являются B, а все В являются С, то все А являются С. Пример: “Если все воробьи – птицы , а все птицы – животные , то все воробьи являются животными”

2. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Пример: “Если ни у одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа,  делящегося на 4, десятичная запись не заканчивается цифрой 5”

5. Закрепление материала

Устно: учебник стр. 60 №1 (1, 3, 5, 7), №3.

Самостоятельная работа (карточка): стр. 60 №1 (2, 4, 6, 8), №2.

 6. Дома

§ 2.5, подготовиться к тестированию (Гл.2), подготовить сообщение (виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии).

7. Практическая часть

Практикум №11 задания 4, 5 (орнамент, лестница).

8. Рефлексия и подведение итогов.



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вопросы к кроссворду.

  1. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.
  2. Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.
  3. Определить вид суждения: «Ни один арбуз не является фруктом»
  4. Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
  5. Определить понятие по его содержанию: четырехугольник, все углы прямые, все стороны равны.
  6. Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей.
  7. Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  8. Противоположность северу
  9. Название отношения понятий А и В.       А    В
  10. Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
  11. Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  12. Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
  13. Мысленное объединение однородных объектов.

Вопросы к кроссворду.

  1. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.
  2. Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.
  3. Определить вид суждения: «Ни один арбуз не является фруктом»
  4. Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
  5. Определить понятие по его содержанию: четырехугольник, все углы прямые, все стороны равны.
  6. Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей.
  7. Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  8. Противоположность северу
  9. Название отношения понятий А и В.       А    В
  10. Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
  11. Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  12. Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
  13. Мысленное объединение однородных объектов.

с

У

ж

д

е

н

и

е

О

б

ъ

е

М

о

б

щ

е

О

т

р

и

ц

а

т

е

л

ь

н

о

е

с

и

н

т

е

З

к

в

А

д

р

а

Т

к

л

а

с

с

и

ф

и

к

а

ц

и

я

а

н

а

Л

и

З

Ю

Г

п

р

о

т

и

в

о

р

е

Ч

и

Е

п

р

Е

д

с

т

а

в

л

е

н

и

е

с

р

а

в

н

е

Н

и

Е

в

о

с

п

р

И

я

т

и

Е

о

б

о

б

щ

Е

н

и

е



Предварительный просмотр:

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.

Вопросы: учебник стр. 60 №1 (2,4,6,8), №2.

№1.         2)

        4)

        6)

        8)

№2.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте повторим Что такое суждение? Какие бывают суждения? Перечислите виды простых суждений с приведением примеров. Как образуются сложные суждения?

Слайд 2

а) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник» б) «прямоугольник» и «ромб» в) «прямоугольник» и «квадрат» Проверим усвоенное: Каждый равносторонний треугольник является равнобедренным треугольником. Установите отношения между понятиями: Некоторые прямоугольники являются ромбами. Некоторые прямоугольники являются квадратами.

Слайд 3

Проверим усвоенное: г) «квадрат» и «прямоугольник» д) «ромб» и «квадрат» е) «прямоугольник» и «окружность» ж) «квадрат» и «ромб» Все квадраты являются прямоугольниками. Установите отношения между понятиями: Некоторые ромбы являются квадратами. Ни один прямоугольник не является окружностью. Все квадраты являются ромбами.

Слайд 4

Тема : «Умозаключение как форма мышления».

Слайд 5

форма мышления , с помощью которой из одного или нескольких суждений , называемых посылками , мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение. Умозаключение –

Слайд 6

Формы получения умозаключений Если все А являются B , а все В являются С , то все А являются С C B A C и B A

Слайд 7

Пример: “ Если все воробьи – птицы , а все птицы – животные , то П.1: все воробьи – птицы П.2: все птицы – животные З.: все воробьи являются животными все воробьи являются животными ”

Слайд 8

Если ни одно А не является В , а все С являются А , то ни одно С не является В . Формы получения умозаключений В А В С и А С

Слайд 9

Пример : “ Если ни у одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 и все числа , делящиеся на 4 , четны , то П.1: ни у одного четного числа десятичная запись не заканчивается цифрой 5 П.2: все числа , делящиеся на 4 , четны З.: ни у одного числа , делящегося на 4 , десятичная запись не заканчивается цифрой 5 ни у одного числа , делящегося на 4 , десятичная запись не заканчивается цифрой 5 ”

Слайд 10

Давайте закрепим: Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное. Следовательно, … П.1: Имена существительные изменяются по падежам и числам. П.2:Слово «урок» – имя существительное. З.: Слово «урок» изменяется по падежам и числам.

Слайд 11

Давайте закрепим: Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Следовательно …

Слайд 12

Давайте закрепим: Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в 6 классе. Значит, … Спорт 6 класс Саша Спорт и 6 класс Саша

Слайд 13

Давайте закрепим: Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько мама купила красных шаров и сколько голубых?

Слайд 14

Домашнее задание: § 2.5 Подготовиться к тестированию (Гл.2) Подготовить сообщение Виды умозаключений: Дедуктивные Индуктивные По аналогии

Слайд 15

Орнамент Узор, состоящий из ритмически упорядоченных одинаковых элементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме:"Умозаключение как форма мышления"

Разработка урока по теме: "Умозаключение как форма мышления" включает в себя: конспектпрезентациюфайл - тренажер, выполненный в ExcelНадеюсь, пригодится и вам, коллеги...

Урок информатики по теме "Умозаключение как форма мышления" 6 класс

Это урок № 12 в теме «Человек и информация»Тип урока. Урок изучения нового материала....

"Умозаключение как форма мышления", 6 класс

Урок изучение нового материала, но на основе уже имеющихся данных, поэтому построен в форме фронтальной беседы. Учебный материал отбирался сообразно принципам доступности и наглядности.На уроке исполь...

Активный метод на примере групповой дискуссии к уроку по теме: «Суждение как форма мышления в 7 классе»

Цели урока: сформировать представление о понятии суждение как форме мышления.Задачи урока: ¾   образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;¾...

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...

Презентация к уроку по теме: "Суждение как форма мышления", 6кл

Цель: сформировать представление о видах  суждений и правилах их построения....