Нестандартный урок в 7 классе
план-конспект занятия (информатика и икт, 7 класс) по теме
МБОУ Лопатинская СОШ
Нестандартный урок по информатике в 7 классе
«Путешествие в страну Компьютрон»
Провела: Нескина Ольга Мухтяровна
План-конспект зачетного урока по информатике для 7 класса
на тему «Путешествие в страну Компьютрон»
Вид урока: урок-путешествие.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: групповая работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска); компьютеры, карточки с заданиями для команд, листочки и ручки для решения заданий, презентация.
Цели и задачи мероприятия:
- развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление пройденного материала;
- воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером;
- выявить лучших игроков-эрудитов.
Структура мероприятия:
1. Организация начала мероприятия.
2. Представление команд. Отправка.
3. Преодоление препятствий.
I этап. Заколдованный мост.
II этап. Разгадайте ребусы.
III этап. Закодированные ворота.
IV этап. Термины информатики.
V этап. Семь степеней защиты. Решение логических задач.
4. Подведение итогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Из далекой виртуальной страны Копмьютрон пришел сигнал “SOS!”
“Помогите! К нам в страну закрался ВИРУС и скоро от его пакостей мы все погибнем! Пожалуйста, отправьте к нам две команды юных программистов, потому что только они могут помочь нам в борьбе с ВИРУСОМ. Мы выяснили, что победить его можно очень странным способом. Две команды юных программистов должны бороться между собой в виртуальной реальности. Вирус будет побежден, если команды пройдут все испытания. Оценивать действия команд должно компетентное жюри в настоящей реальности. Мы знаем, что это очень трудно. Но вы наше единственное спасение. Для того чтобы команды не заблудились в виртуальной реальности, мы смогли отправить к ним ПРОВОДНИКА. Помогите! SOS! SOS! SOS! ”
У. Ребята, поможем жителям страны Компьютрон?
Д. Конечно, поможем.
У. Итак, нам надо снарядить две команды по 7 человек + капитан.
Первая команда – выбрала название _______________, и в эту команду входят следующие юные программисты...
{Перечисление участников 1 команды}
Вторая команда – выбрала название _______________, и в эту команду входят следующие юные программисты…
{Перечисление участников 2 команды}
Но учтите, путешествие у вас будет не обычное, а виртуальное, то есть ваши тела будут находиться здесь в кабинете информатики МБОУ Лопатинской СОШ, а разум отправится в виртуальную реальность в страну Компьютрон.
А для того чтобы мы могли держать связь с вами, каждая команда должна оставить свою эмблему. А жюри оценит ваши эмблемы.
У. Команды приготовьтесь к отправке в виртуальную реальность. Положите указательный палец правой руки на букву “О”.
{Звучит музыка. Навстречу командам выходит ПРОВОДНИК (ученик)}
I этап. Заколдованный мост
Проводник. А вот и первое испытание. ВИРУС закодировал мост через реку. Информация, которая протекает вокруг компьютерной страны. Для того чтобы раскодировать мост и перейти через него, нужно отгадать волшебное слово, которое образуется в жирных клетках кроссворда. Как только угадаете слово надо поднять руку и сказать вслух волшебное слово и дать определение этого понятия.
{Ученикам даются кроссворды. После отгадывания, кроссворды передаются жюри для оценки.}
Кроссворд для 1 команды
1. Произвольная последовательность символов.
2. Операция, которую выполняет принтер.
3. Монитор – это …, которое выводит информацию на экран.
4. Место на диске, в котором хранятся имена файлов.
Ответы. 1. Информация. 2. Печать. 3. Устройство. 4. Каталог.
Слово по вертикали. Файл.
Файл – информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.
Кроссворд для 2 команды
1. Самая длинная клавиша.
2. Устройство для ввода информации.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Монитор, клавиатура, системный блок, мышь – все вместе это называется …
Ответы. 1. Пробел. 2. Клавиатура. 3. Монитор. 4. Компьютер.
Слово по вертикали. Блок (системный) – функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты компьютера от внешнего воздействия и механических повреждений.
Ведущий. Итак, команды преодолели первую преграду. Пошли через мост.
{Звучит музыка}
II этап. Разгадайте ребусы
Ведущий. Еще одну преграду установил на нашем пути коварный ВИРУС.
Проводник. А, чтобы ее преодолеть, каждой команде необходимо разгадать ребусы.
Ответы к ребусам.
1 команда. Компьютер, монитор, курсор, хранение, память, сканер, клавиатура, дисковод, информация, программирование.
2 команда. Компьютер, передача, дисплей, клавиатура, Интернет, пиксель, таблица, программист, мышь, графика.
III этап. Термины информатики
Ведущий. Ворота открыты.
{Звучит музыка}
Команды попадают в страну Компьютрон.
А новое испытание выпадает на долю капитанов. Но с очередным заданием вас познакомит ПРОВОДНИК.
Проводник. Капитаны по очереди должны называть термины информатики. Проигрывает тот, кто первым остановится. И учтите, чем больше вы называете слов, тем слабее становится ВИРУС.
{Капитаны называют термины информатики, жюри оценивает и на экране высвечивается счет.}
IV этап. Закодированные ворота
Ведущий. Команды оказались перед воротами в страну. Ворота на замке.
Замок не простой, а с двоичным кодом. ПРОВОДНИК поможет командам разобраться с новым препятствием.
Проводник. Расшифровать код замка можно, если каждой букве слова “ТОК” поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.
Расшифровка слова ТОК:
Т – 20, О – 16, К – 12
20 + 16 + 12 = 48
Перевод в двоичную систему:
48 | 24 | 12 | 6 | 3 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
|
48 = 32 + 16 = 25 + 24 = 1000002 + 1100002
Ответ: ТОК – 4810 = 1100002
{Команды выполняют задание и поднимают листок с правильным ответом. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.}
{На экране компьютера высвечивается счет}
V этап. Семь степеней защиты
Ведущий. А теперь командам предстоит генеральное сражение с ВИРУСОМ. Но подробнее об этом расскажет ПРОВОДНИК.
Проводник. Вам нужно пробить семь степеней защиты ВИРУСА, и тогда он будет побежден. Чтобы пробить семь степеней защиты вам надо решить логическую задачу. Американского математик Джорджа Пойа говорил: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения».
Работа с карточками на печатной основе. (Основная идея метода: условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц).
Между множествами элементов в каждой задаче должно быть взаимно однозначное соответствие, а это значит, что в каждой строке и в каждом столбце может стоять только один «+».
· Физкультминутка
(Проводится электронная физкультминутка для глаз).
1. Задача про друзей: Три друга – Алеша, Боря и Витя – учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один – на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?
| Автобус | Троллейбус | Трамвай |
Алеша | – | – | + |
Боря | + | – | – |
Витя | – | + | – |
Решение:
Ответ: Алеша ездит на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе.
2. Задача про девочек: Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек?
| Розы | Маргаритки | Анютины глазки |
Роза | - | - | + |
Маргарита | + | - | - |
Анюта | - | + | - |
Ответ: Анюта вырастила маргаритки, Роза – анютины глазки, Маргарита – розы.
3. Задача про карнавал: «Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерею банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови. Но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?»
Решение:
Звери | Костюмы | |||
Медведя | Волка | Лисы | Зайца | |
Медведь | – | + | – | – |
Волк | – | – | + | – |
Лиса | – | – | – | + |
Заяц | + | – | – | – |
Ответ: Медведь смастерил себе костюм волка, волк – лисы, лиса – зайца, заяц – медведя.
4. Задача про клоунов: Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зелёной и синей рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?
Решение:
Рубашки | Имена | Туфли | |||||
Зелёная | Синяя | Красная |
| Зелёные | Синие | Красные | |
- | - | + | Бим | - | - | + | |
- | + | - | Бам | + | - | - | |
+ | - | - | Бом | - | + | - | |
Ответ: У Бима были красные рубашка и туфли, у Бама – синяя рубашка и зеленые туфли, а у Бома – зеленая рубашка и синие туфли.
Ведущий. Не устояв перед знаниями команд, Вирус произвел самоуничтожение. {Звучит музыка}
VI. Подведение итогов.
1. Команды отвечают на вопросы учителя:
- Что вы узнали нового во время игры?
- Какое упражнение вам показалось наиболее интересным?
- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
2. Подсчитываются набранные баллы. Победителем становится та команда, которая заработала большее количество баллов. Объявляется команда - победитель.
Литература
1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.: ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».
Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....
"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".
"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой форме ребята оттачива...
Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...
Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс
Нестандартные урок - игра "Покорение вершины" позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК, 9 КЛАСС, ТЕМА :"Политическая сфера общества"
Урок разработан по типу телевизионной игры "Своя игра". Ребята делятся на команды. Условия: В каждом секторе -карман с вопросом.На некоторых карточках стоят значки-"Кот в мешке" и "Вопрос -аукцио...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...