Нестандартный урок в 7 классе
план-конспект занятия (информатика и икт, 7 класс) по теме

Нескина Ольга Мухтяровна

МБОУ Лопатинская СОШ

 

 

 

 

 

 

Нестандартный урок по информатике в 7 классе

 

«Путешествие в страну Компьютрон»

 

 

 

Провела: Нескина Ольга Мухтяровна

 

 

План-конспект зачетного урока по информатике для 7 класса

на тему  «Путешествие в страну Компьютрон»

 

Вид урока: урок-путешествие.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: групповая работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска); компьютеры, карточки с заданиями для команд, листочки и ручки для решения заданий, презентация.

Цели и задачи мероприятия:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление пройденного материала;
  • воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером;
  • выявить лучших игроков-эрудитов.

Структура мероприятия:

1. Организация начала мероприятия.

2. Представление команд. Отправка.

3. Преодоление препятствий.

I этап. Заколдованный мост.
II этап. Разгадайте ребусы.
III этап. Закодированные ворота.
IV этап. Термины информатики.
V этап. Семь степеней защиты. Решение логических задач.

4. Подведение итогов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.

Из далекой виртуальной страны Копмьютрон пришел сигнал “SOS!”

“Помогите! К нам в страну закрался ВИРУС и скоро от его пакостей мы все погибнем! Пожалуйста, отправьте к нам две команды юных программистов, потому что только они могут помочь нам в борьбе с ВИРУСОМ. Мы выяснили, что победить его можно очень странным способом. Две команды юных программистов должны бороться между собой в виртуальной реальности. Вирус будет побежден, если команды пройдут все испытания. Оценивать действия команд должно компетентное жюри в настоящей реальности. Мы знаем, что это очень трудно. Но вы наше единственное спасение. Для того чтобы команды не заблудились в виртуальной реальности, мы смогли отправить к ним ПРОВОДНИКА. Помогите! SOS! SOS! SOS! ”

У. Ребята, поможем жителям страны Компьютрон?

Д. Конечно, поможем.

У. Итак, нам надо снарядить две команды по 7 человек + капитан.

Первая команда – выбрала название _______________, и в эту команду входят следующие юные программисты...

{Перечисление участников 1 команды}

Вторая команда – выбрала название _______________, и в эту команду входят следующие юные программисты…

{Перечисление участников 2 команды}

Но учтите, путешествие у вас будет не обычное, а виртуальное, то есть ваши тела будут находиться здесь в кабинете информатики МБОУ Лопатинской СОШ, а разум отправится в виртуальную реальность в страну Компьютрон.

А для того чтобы мы могли держать связь с вами, каждая команда должна оставить свою эмблему. А жюри оценит ваши эмблемы.

У. Команды приготовьтесь к отправке в виртуальную реальность. Положите указательный палец правой руки на букву “О”.

{Звучит музыка. Навстречу командам выходит ПРОВОДНИК (ученик)}

I этап. Заколдованный мост

Проводник. А вот и первое испытание. ВИРУС закодировал мост через реку. Информация, которая протекает вокруг компьютерной страны. Для того чтобы раскодировать мост и перейти через него, нужно отгадать волшебное слово, которое образуется в жирных клетках кроссворда. Как только угадаете слово надо поднять руку и сказать вслух волшебное слово и дать определение этого понятия.

{Ученикам даются кроссворды. После отгадывания, кроссворды передаются жюри для оценки.}

Кроссворд для 1 команды

1. Произвольная последовательность символов.

2. Операция, которую выполняет принтер.

3. Монитор – это …, которое выводит информацию на экран.

4. Место на диске, в котором хранятся имена файлов.

Ответы. 1. Информация. 2. Печать. 3. Устройство. 4. Каталог.

Слово по вертикали. Файл.

Файл – информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

Кроссворд для 2 команды

1. Самая длинная клавиша.

2. Устройство для ввода информации.

3. Устройство для вывода информации на экран.

4. Монитор, клавиатура, системный блок, мышь – все вместе это называется …

Ответы. 1. Пробел. 2. Клавиатура. 3. Монитор. 4. Компьютер.

Слово по вертикали. Блок (системный) – функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты компьютера от внешнего воздействия и механических повреждений.

Ведущий. Итак, команды преодолели первую преграду. Пошли через мост.

{Звучит музыка}

II этап. Разгадайте ребусы

Ведущий. Еще одну преграду установил на нашем пути коварный ВИРУС.

Проводник. А, чтобы ее преодолеть, каждой команде необходимо разгадать ребусы.

Ответы к ребусам.

1 команда. Компьютер, монитор, курсор, хранение, память, сканер, клавиатура, дисковод, информация, программирование.
2 команда. Компьютер, передача, дисплей, клавиатура, Интернет, пиксель, таблица, программист, мышь, графика.

III этап. Термины информатики

Ведущий. Ворота открыты.

{Звучит музыка}

Команды попадают в страну Компьютрон.

А новое испытание выпадает на долю капитанов. Но с очередным заданием вас познакомит ПРОВОДНИК.

Проводник. Капитаны по очереди должны называть термины информатики. Проигрывает тот, кто первым остановится. И учтите, чем больше вы называете слов, тем слабее становится ВИРУС.

{Капитаны называют термины информатики, жюри оценивает и на экране высвечивается счет.}

IV этап. Закодированные ворота

Ведущий. Команды оказались перед воротами в страну. Ворота на замке.

Замок не простой, а с двоичным кодом. ПРОВОДНИК поможет командам разобраться с новым препятствием.

Проводник. Расшифровать код замка можно, если каждой букве слова “ТОК” поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

Расшифровка слова ТОК:

Т – 20, О – 16, К – 12

20 + 16 + 12 = 48

Перевод в двоичную систему:

48

24

12

6

3

1

0

0

0

0

0

1

1

 

48 = 32 + 16 = 25 + 24 = 1000002 + 1100002

Ответ: ТОК – 4810 = 1100002

{Команды выполняют задание и поднимают листок с правильным ответом. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.}

{На экране компьютера высвечивается счет}

V этап. Семь степеней защиты

Ведущий. А теперь командам предстоит генеральное сражение с ВИРУСОМ. Но подробнее об этом расскажет ПРОВОДНИК.

Проводник. Вам нужно пробить семь степеней защиты ВИРУСА, и тогда он будет побежден. Чтобы пробить семь степеней защиты вам надо решить логическую задачу. Американского математик Джорджа Пойа говорил: «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения».

Работа с карточками на печатной основе. (Основная идея метода: условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц).

Между множествами элементов в каждой задаче должно быть взаимно однозначное соответствие, а это значит, что в каждой строке и в каждом столбце может стоять только один «+».

·        Физкультминутка

 (Проводится электронная физкультминутка для глаз).

 

1. Задача про друзей:  Три друга – Алеша, Боря и Витя – учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один –  на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?

 

Автобус

Троллейбус

Трамвай

Алеша

+

Боря

+

Витя

+

Решение:

Ответ: Алеша ездит на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе.

2. Задача про девочек:  Три девочки – Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек?

 

Розы

Маргаритки

Анютины глазки

Роза

-

-

+

Маргарита

+

-

-

Анюта

-

+

-

 

 

Ответ: Анюта вырастила маргаритки, Роза – анютины глазки, Маргарита – розы.

3. Задача про карнавал: «Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерею банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови. Но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?»

Решение:

Звери

Костюмы

Медведя

Волка

Лисы

Зайца

Медведь

+

Волк

+

Лиса

+

Заяц

+

 

Ответ: Медведь смастерил себе костюм волка, волк – лисы, лиса – зайца, заяц – медведя.

4. Задача про клоунов:  Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зелёной и синей рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны? 

Решение:

Рубашки

Имена

Туфли

Зелёная

Синяя

Красная

 

Зелёные

Синие

Красные

-

-

+

Бим

-

-

+

-

+

-

Бам

+

-

-

+

-

-

Бом

-

+

-

        
 

Ответ: У Бима были красные рубашка и туфли, у Бама – синяя рубашка и зеленые туфли, а у Бома – зеленая рубашка и синие туфли.

Ведущий. Не устояв перед знаниями команд, Вирус произвел самоуничтожение. {Звучит музыка}

VI. Подведение итогов.

1. Команды отвечают на вопросы учителя:

-       Что вы узнали нового во время игры?

-       Какое упражнение вам показалось наиболее интересным?

-       Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

2. Подсчитываются набранные баллы. Победителем становится та команда, которая заработала большее количество баллов. Объявляется команда - победитель.

 

Литература

1.     Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.: ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".

"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой  форме  ребята оттачива...

Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс

Нестандартные урок -  игра "Покорение вершины"  позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК, 9 КЛАСС, ТЕМА :"Политическая сфера общества"

Урок разработан по типу телевизионной игры "Своя игра". Ребята делятся на команды. Условия: В каждом секторе -карман с вопросом.На некоторых карточках стоят значки-"Кот в мешке" и "Вопрос -аукцио...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...