Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера"
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме

Стулина Галина Александровна

Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno.docx20.49 КБ
Microsoft Office document icon pril111.doc191 КБ
Microsoft Office document icon pril222.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon pril333.doc83.5 КБ
Microsoft Office document icon pril444.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно–обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера"

Цель обучения: усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.

Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.

Форма обучения: групповая (микрогруппы), индивидуальная.

Триединая дидактическая цель:

Образовательная – закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы.

Развивающая – развитие познавательного интереса.

Воспитательная – воспитание отношения к труду как к процессу коллективного творчества..

Подготовительный этап:

На уроке, предшествующем данному, учитель распределяет учащихся по микрогруппам (2-4 человека в группе). Каждая группа получает задание подготовить сообщение об устройствах компьютера (устройства ввода, вывода, хранения, обработки, передачи информации). При подготовке можно использовать любые источники информации: учебник, дополнительную литературу, сеть Inernet). Учитель готовит кроссворды, логические задачи, схемы. Сейчас все это можно легко найти, нетрудно составить. В статье я приведу тот материал, что использую сама.

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

Вид и форма деятельности

Время

(мин)

1.

Организация начала занятия

Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Сообщение учителя.

2

2.

Подготовка к основному этапу

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.

Сообщение учителя, показ презентации, просмотр видеофильма.

3

3.

Закрепление знаний и способов действия

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уроке в условиях групповой деятельности.

Работа в группах.

12

4.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по предложенной теме, выделение ключевых вопросов по теме.

Работа в группах, индивидуальная деятельность учащихся.

6

5.

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Индивидуальная работа: решение логических задач, кроссвордов, выполнение тестов.

10

6.

Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Оценить работу групп и каждого ученика отдельно на основании выполненных заданий.

4

7.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

На дом: составить кроссворд по теме “Устройство и компоненты компьютера”.

3

 Пояснения к этапам урока

     Этап 2. Короткий рассказ учителя о применении компьютера в различных областях деятельности человека: издательское дело, банковское, медицина, транспорт, образование, охрана природы и т.д. Компьютер – инструмент для обработки, поиска, хранения информации. Обратить внимание учащихся на схему прохождения и обработки информации в компьютере, на взаимодействие различных типов устройств. Рассказ можно заменить соответствующей презентацией, или фрагментом видеофильма при наличии такого.

     Этап 3. Учащиеся слушают сообщения каждой группы (домашнее задание). В сообщении должно быть отмечено: какие устройства входят в группу, какой устройство основное. При наличии в кабинете таких устройств – обязательно показать. Напоминаю: 5 групп устройств (ввод, выход, хранение, обработка, передача). Отмечаю, что модем и телефакс в настоящее время в Москве используются редко, но учащиеся знать о них должны.

     Этап 4. Каждая группа решает задачу, предложенную в приложении 1. Текст задачи каждой группе выдан, на доске, или экране – соответствующий плакат. Варианты решения задачи коллективно обсуждаем, выделяем этапы прохождения информации. Находим правильное решение, учащиеся записывают его в тетрадь.

     Этап 5. Для индивидуальной проверки знаний учащихся предлагается тест-программа и компьютерный кроссворд. Я написала тест на языке Pascal, думаю, что любой учитель информатики может легко написать аналогичный на любом, знаком ему, языке программирования. Содержание предлагаемых вопросов – в приложении 2. В моем тесте после каждого вопроса выдается сообщение “Правильно/Неправильно”, подсчитывается количество правильных и неправильных ответов, выставляется оценка. Компьютерный кроссворд написан мною на языке Visual Basic. Рисунок кроссворда - в приложении 3. Для шустрых детей, которые выполнили все задания, держу в запасе кроссворды на бумаге, логические задачи. В приложении 4 одна из таких задач.

     Этап 6. Подвожу итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, учитель – каждого ученика. Считаю, что в программе-тесте оценка “3” заложена, для “4” добавляем выполненный компьютерный кроссворд, плюс активная работа на уроке - на “5”. Отмечаю, работа и знания, полученные при изучения этой темы, пригодятся нам, когда будем изучать тему “Компьютерные презентации”, так как каждого ученика заставляю выполнить индивидуальный мини-проект по теме “Устройства компьютера”.



Предварительный просмотр:

        Приложение 1.

        Выберите минимальное количество устройств, необходимых для отправки письма от Ивана к Джону, соединив их стрелками в порядке, соответствующем этапам обработки информации.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Давайте проверим, как вы изучили тему «Устройство и компоненты компьютера».

Вам предлагаются варианты ответов. Надо нажать цифру с правильным ответом.

Вопрос 1.

Какое устройство является основным устройством ввода информации?

монитор – 1                        жесткий магнитный диск – 2

клавиатура – 3                мышь – 4

Вопрос 2.

Какое устройство здесь «лишнее»?

клавиатура – 1                сканер – 2

джойстик – 3                        принтер - 4

Вопрос 3.

Какое устройство является основным устройством вывода информации?

монитор – 1                        дискета – 2

принтер – 3                        жесткий магнитный диск – 4

Вопрос 4.

Какое устройство является «мозгом» компьютера?

клавиатура – 1                процессор – 2

принтер – 3                        сканер - 4

Вопрос 5.

Какое устройство здесь «лишнее»?

монитор – 1                        принтер – 2

сканер – 3                        плоттер - 4

Вопрос 6.

Какое устройство является основным устройством хранения информации?

CD-ROM – 1                        жесткий магнитный диск – 2

Процессор – 3                DVD-ROM - 4

Вопрос 7.

Какое устройство можно использовать с телефоном?

мышь – 1                        модем – 2

клавиатура – 3                телефакс - 4

Вопрос 8.

Какое устройство предназначено для записи и считывания информации?

звуковые колонки – 1        дисковод – 2

плоттер - 3                        джойстик - 4

Вопрос 9.

Какое устройство здесь «лишнее»?

дискета – 1                        жесткий магнитный диск – 2

флеш-накопитель – 3        дисковод - 4

Вопрос 10.

С каким устройством «дружит» оперативная память?

процессор – 1                клавиатура – 2

монитор – 3                        принтер – 4.

Вы набрали ____ баллов. Ваша оценка _____

Желаете попробовать еще раз?



Предварительный просмотр:

Приложение 3

По вертикали

  1. Устройство, которое выполняет сложные чертежи (плоттер).
  2. Устройство для вывода текстовой и графической информации на лист бумаги (принтер).
  3. Устройство, использующее телефонную сеть (модем).

По горизонтали

  1. Основное устройство обработки информации (процессор).
  2. Одно из основных устройств ввода информации (клавиатура).
  3. Устройство, внешне напоминающее телевизор (монитор).
  4. Устройство, с помощью которого можно управлять курсором (мышь).



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

        Вставьте пропущенные слова в следующие предложения.

  1. ____________________________ является «мозгом» компьютера.
  2. Та часть центрального процессора, которая сравнивает числа, чтобы определить, какое число, называется  _____________________________ устройством.
  3. Компьютер может читать команды, которые находятся в его __________________________,

      он не может изменять их или что–то добавлять к ним.

  1. Вся информация, введенная в ________________________ компьютера, стирается при выключении питания.
  2. Магнитные диски следует оберегать от _______________________________________ , а  лазерные от ____________________________________..
  3. Устройства компьютера, предназначенные для хранения информации, называются одним общим словом _____________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Компьютер - основной инструмент для работы с информацией"

В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно у...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...