Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера"
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме
Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno.docx | 20.49 КБ |
pril111.doc | 191 КБ |
pril222.doc | 24.5 КБ |
pril333.doc | 83.5 КБ |
pril444.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно–обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера"
Цель обучения: усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.
Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.
Форма обучения: групповая (микрогруппы), индивидуальная.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная – закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы.
Развивающая – развитие познавательного интереса.
Воспитательная – воспитание отношения к труду как к процессу коллективного творчества..
Подготовительный этап:
На уроке, предшествующем данному, учитель распределяет учащихся по микрогруппам (2-4 человека в группе). Каждая группа получает задание подготовить сообщение об устройствах компьютера (устройства ввода, вывода, хранения, обработки, передачи информации). При подготовке можно использовать любые источники информации: учебник, дополнительную литературу, сеть Inernet). Учитель готовит кроссворды, логические задачи, схемы. Сейчас все это можно легко найти, нетрудно составить. В статье я приведу тот материал, что использую сама.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Содержание | Вид и форма деятельности | Время (мин) |
1. | Организация начала занятия | Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке. | Сообщение учителя. | 2 |
2. | Подготовка к основному этапу | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. | Сообщение учителя, показ презентации, просмотр видеофильма. | 3 |
3. | Закрепление знаний и способов действия | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уроке в условиях групповой деятельности. | Работа в группах. | 12 |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по предложенной теме, выделение ключевых вопросов по теме. | Работа в группах, индивидуальная деятельность учащихся. | 6 |
5. | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Индивидуальная работа: решение логических задач, кроссвордов, выполнение тестов. | 10 |
6. | Подведение итогов занятия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Оценить работу групп и каждого ученика отдельно на основании выполненных заданий. | 4 |
7. | Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | На дом: составить кроссворд по теме “Устройство и компоненты компьютера”. | 3 |
Пояснения к этапам урока
Этап 2. Короткий рассказ учителя о применении компьютера в различных областях деятельности человека: издательское дело, банковское, медицина, транспорт, образование, охрана природы и т.д. Компьютер – инструмент для обработки, поиска, хранения информации. Обратить внимание учащихся на схему прохождения и обработки информации в компьютере, на взаимодействие различных типов устройств. Рассказ можно заменить соответствующей презентацией, или фрагментом видеофильма при наличии такого.
Этап 3. Учащиеся слушают сообщения каждой группы (домашнее задание). В сообщении должно быть отмечено: какие устройства входят в группу, какой устройство основное. При наличии в кабинете таких устройств – обязательно показать. Напоминаю: 5 групп устройств (ввод, выход, хранение, обработка, передача). Отмечаю, что модем и телефакс в настоящее время в Москве используются редко, но учащиеся знать о них должны.
Этап 4. Каждая группа решает задачу, предложенную в приложении 1. Текст задачи каждой группе выдан, на доске, или экране – соответствующий плакат. Варианты решения задачи коллективно обсуждаем, выделяем этапы прохождения информации. Находим правильное решение, учащиеся записывают его в тетрадь.
Этап 5. Для индивидуальной проверки знаний учащихся предлагается тест-программа и компьютерный кроссворд. Я написала тест на языке Pascal, думаю, что любой учитель информатики может легко написать аналогичный на любом, знаком ему, языке программирования. Содержание предлагаемых вопросов – в приложении 2. В моем тесте после каждого вопроса выдается сообщение “Правильно/Неправильно”, подсчитывается количество правильных и неправильных ответов, выставляется оценка. Компьютерный кроссворд написан мною на языке Visual Basic. Рисунок кроссворда - в приложении 3. Для шустрых детей, которые выполнили все задания, держу в запасе кроссворды на бумаге, логические задачи. В приложении 4 одна из таких задач.
Этап 6. Подвожу итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, учитель – каждого ученика. Считаю, что в программе-тесте оценка “3” заложена, для “4” добавляем выполненный компьютерный кроссворд, плюс активная работа на уроке - на “5”. Отмечаю, работа и знания, полученные при изучения этой темы, пригодятся нам, когда будем изучать тему “Компьютерные презентации”, так как каждого ученика заставляю выполнить индивидуальный мини-проект по теме “Устройства компьютера”.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Выберите минимальное количество устройств, необходимых для отправки письма от Ивана к Джону, соединив их стрелками в порядке, соответствующем этапам обработки информации.
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Давайте проверим, как вы изучили тему «Устройство и компоненты компьютера».
Вам предлагаются варианты ответов. Надо нажать цифру с правильным ответом.
Вопрос 1.
Какое устройство является основным устройством ввода информации?
монитор – 1 жесткий магнитный диск – 2
клавиатура – 3 мышь – 4
Вопрос 2.
Какое устройство здесь «лишнее»?
клавиатура – 1 сканер – 2
джойстик – 3 принтер - 4
Вопрос 3.
Какое устройство является основным устройством вывода информации?
монитор – 1 дискета – 2
принтер – 3 жесткий магнитный диск – 4
Вопрос 4.
Какое устройство является «мозгом» компьютера?
клавиатура – 1 процессор – 2
принтер – 3 сканер - 4
Вопрос 5.
Какое устройство здесь «лишнее»?
монитор – 1 принтер – 2
сканер – 3 плоттер - 4
Вопрос 6.
Какое устройство является основным устройством хранения информации?
CD-ROM – 1 жесткий магнитный диск – 2
Процессор – 3 DVD-ROM - 4
Вопрос 7.
Какое устройство можно использовать с телефоном?
мышь – 1 модем – 2
клавиатура – 3 телефакс - 4
Вопрос 8.
Какое устройство предназначено для записи и считывания информации?
звуковые колонки – 1 дисковод – 2
плоттер - 3 джойстик - 4
Вопрос 9.
Какое устройство здесь «лишнее»?
дискета – 1 жесткий магнитный диск – 2
флеш-накопитель – 3 дисковод - 4
Вопрос 10.
С каким устройством «дружит» оперативная память?
процессор – 1 клавиатура – 2
монитор – 3 принтер – 4.
Вы набрали ____ баллов. Ваша оценка _____
Желаете попробовать еще раз?
Предварительный просмотр:
Приложение 3
По вертикали
- Устройство, которое выполняет сложные чертежи (плоттер).
- Устройство для вывода текстовой и графической информации на лист бумаги (принтер).
- Устройство, использующее телефонную сеть (модем).
По горизонтали
- Основное устройство обработки информации (процессор).
- Одно из основных устройств ввода информации (клавиатура).
- Устройство, внешне напоминающее телевизор (монитор).
- Устройство, с помощью которого можно управлять курсором (мышь).
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения.
- ____________________________ является «мозгом» компьютера.
- Та часть центрального процессора, которая сравнивает числа, чтобы определить, какое число, называется _____________________________ устройством.
- Компьютер может читать команды, которые находятся в его __________________________,
он не может изменять их или что–то добавлять к ним.
- Вся информация, введенная в ________________________ компьютера, стирается при выключении питания.
- Магнитные диски следует оберегать от _______________________________________ , а лазерные от ____________________________________..
- Устройства компьютера, предназначенные для хранения информации, называются одним общим словом _____________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."
Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)
На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие – цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического ост...
Повторительно - обобщающий урок по теме "Компьютер - основной инструмент для работы с информацией"
В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно у...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Представление чисел, текста, изображения и звука в компьютере»
План-коспект урока...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...