Инструмент учебной деятельности- "Конструктор алгоритмов"
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме
Описание и примеры работы с инструментом учебной деятельности- "Конструктор алгоритмов"
Предназначен для обучения структурному проектированию алгоритмов и формирования алгоритмического мышления при изучении информатики и основ программирования.
Данная инструментальная среда является интерпретатором алгоритмов, представленных в виде блок-схем.
В работе предложены дидактические материалы для данного конструктора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_algoritmov.zip | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая конференция
«Инновационный поиск – 2011»
Тема мастер-класса:
«Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов»
на уроках информатики»
Лознова Елена Вадимовна,
учитель информатики МОБУ СОШ №5
МО Кореновский район
2011 г.
Тема мастер-класса: Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов» на уроках информатики.
Предмет: информатика и ИКТ.
Классы: 9-11.
Цель мастер-класса: обобщение опыта работы изучения темы «Алгоритмизация» с использованием инструментальной среды «Конструктор алгоритмов», описание возможностей использования данной программы на уроке, демонстрация действий учителя по подготовке дидактических материалов к занятиям в данной среде.
Оборудование и программное обеспечение для выступления: мультимедийный проектор, ПК с установленной операционной системой Microsoft Windows, программа просмотра презентаций Power Point 2007, установленная программа «Конструктор алгоритмов», презентация «Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов», дидактический материал по теме «Блок-схемы» (в электронном виде), видеофрагмент «Демонстрация».
Содержание мастер-класса:
С 1985 года в школах массово преподается предмет «Информатика», и все эти годы его основой является триада: информация, компьютер, алгоритм. (1-2 слайд презентации). Алгоритмизация проникает в содержание всех разделов нашего предмета. Попытки обойтись без нее и готовить «чистого» пользователя все равно приводят к необходимости какого-либо записи алгоритмов его действий.
Умение выделить алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы – важное качество для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию целеустремленности, точности, логичности в планировании и выполнении своих действий, умения четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить пути решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации. (3 слайд).
Современный процесс обучения, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), способных поддержать все компоненты образовательного процесса, поэтому незаменимой поддержкой для учителя является каталог ЦОР http://school-collection.edu.ru/ (слайд 4, 5).
В своей работе я хотела бы поделиться опытом использования ЦОР «Конструктор алгоритмов». Он предназначен для обучения структурному проектированию алгоритмов и формирования алгоритмического мышления при изучении информатики и основ программирования. Данная инструментальная среда является интерпретатором алгоритмов, представленных в виде блок-схем. (слайд 6).
Конструктор дает возможность разрабатывать и исполнять (слайд 7):
- линейные алгоритмы
- алгоритмы с ветвлением
- циклические алгоритмы
- алгоритмы с процедурами
- алгоритмы работы с двумерными и одномерными массивами.
Режимы работы конструктора: создание алгоритма, запись его в виде блок-схемы, отладка, трассировка (слайд 8, 9, демонстрация видеоролика «Демонстрация» (порядок создания блок-схемы)).
Виды работы с конструктором (слайд 10):
- создание и отладка блок-схемы для решения задачи;
- создание блок-схемы по словесному алгоритму;
- заполнение (полностью или частично) готовой блок-схемы к заданной задаче;
- восстановление условия задачи по блок-схеме (см. пример 4_7);
- построение графика функции по готовой блок-схеме (с помощью трассировки)(см. пример 3_6);
- вычисление значение переменных по заданной блок-схеме (см. пример 2_7);
Примеры заданий, решаемых на уроках в данной конструкторской среде (слайды 11-12).
Примеры заданий по теме «Алгоритмизация и программирование» в вариантах ГИА и ЕГЭ (слайды 13-16).
Виды использования «Конструктора алгоритмов» (слайд 17):
- демонстрация и решение задач на интерактивной доске;
- работа с конструктором на ученических компьютерах;
- самостоятельный тренинг при выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам;
- групповая работа учащихся над проектами по алгоритмизации.
Инструментальная среда «Конструктор алгоритмов» позволяет (слайд 18):
- стимулировать познавательный интерес учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения;
- ориентировать учащихся на достижение новых образовательных результатов;
- развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности;
- прочно овладевать знаниями по теме «Алгоритмизация».
В качестве наглядного примера хочу представить разработанный мной в инструментальной среде «Конструктор алгоритмов» дидактический материал (Дидактический материал «Блок-схемы») и показать возможности работы с ним (демонстрация на компьютере).
Использование данного ЦОР позволило повысить качество изучения темы «Алгоритмизация и программирования», что положительно отразилось на результатах ЕГЭ и ГИА.
Безусловно, задачи, решаемые в инструментальной среде, могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими экранными объектами. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает выразительность и яркость экранного видового ряда, дает возможность наблюдать динамику решения, повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное), а также возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала и алгоритмов различных видов»
Систематическая работа с опорными сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся,...
Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».
Цели: 1. Повысить теоретический уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива в области дидактическог...
Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».
Цели: 1. Повысить теоретический уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива в области дидактическог...
ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"
Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ....
«Дидактические возможности системы учебно-методического комплекса «Алгоритм успеха» для достижения образовательных результатов основного и среднего общего образования»
Опыт использования УМК обществознанию ИЦ «ВЕНТАНА#ГРАФ»...