Будущее цифровой техники и рефлексия учащихся на эту тему
материал по информатике и икт (11 класс) по теме

Пугаева Ольга Израилевна
  • Вычислительная техника, которая впрямую соприкасается с наукой информатикой, развивается с такой скоростью, которая не снилась никакому другому научному направлению.
  • Я, учитель инфоорматики гимназии 107 Санкт-Петербурга Пугаева О.И.  предложила выпускникам лекцию о будущем вычислительной техники, которое, с одной стороны, захватывает так, что голова идет кругом, а с другой – вызывает весьма противоречивые чувства.
  • А затем (на следующем уроке) без предупреждения предложила написать нечто  в виде эссе, в котором отразить свои размышления на тему предыдущей лекции.
  • В данной работе представлены фрагменты некоторых эссе и мои комментарии по поводу размышлений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Будущее цифровой техники и размышления учащихся на эту тему»

Два урока информатики для 11 класса

  • Всем нам хорошо известно, что способность учащихся к выражению своих мыслей год от года уменьшается, что, безусловно, не радует.
  • Казалось бы, при чем здесь информатика?
  • В информатике немало тем, требующих не только сообразительности, но и размышлений о способах познания, о человеческом мышлении, об общей информационной картине мира и т.п., что, естественно, предполагает какую-то рефлексию,  если не в вербальном, то хотя бы в письменном виде!
  • Я хочу поделиться одним из своих экспериментов в этой области.
  • Вычислительная техника, которая впрямую соприкасается с наукой информатикой, развивается с такой скоростью, которая не снилась никакому другому научному направлению.
  • И я предложила выпускникам лекцию о будущем вычислительной техники, которое, с одной стороны, захватывает так, что голова идет кругом, а с другой – вызывает весьма противоречивые чувства.
  • Я не привожу здесь содержание лекции, т.к. каждый учитель информатики прекрасно осведомлен  в этих вопросах.
  • Лекцию я завершила известными словами о том, что путешествие во времени может завести и в рай, и в ад, но скучным его не назовешь.
  • И задала вопрос: «Если все это, как прогнозируется, будет происходить в 40-50-х годах 21 века, то, как вы думаете, кто будет труднее всего принимать эти новшества?»
  • Господа гимназисты, конечно, догадались, что наиболее консервативным окажется старшее поколение.
  • Но сильно призадумались, когда поняли, что старшим поколением к тому моменту будут они сами!
  • И тогда именно они будут недоверчиво смотреть на своих детей, получающих биологические имплантанты при рождении и общающихся не открывая рта.

  • Я ничего не сказала детям о дальнейших планах.
  • Но на следующем уроке я предложила учащимся:
  • Написать нечто в виде эссе, в котором поразмышлять на темы, связанные с представленной лекцией.
  • Попросила не отделываться простой отпиской, объяснив это тем, что на их примере мне хотелось бы доказать неправомерность  мнения о катастрофичном падении у наших молодых сограждан умения выражать свои мысли.
  • Я попросила  постараться искренне и продуманно ответить на несколько моих вопросов и высказать свои мысли по любым другим вопросам, касающимся затронутой темы.
  • Мои вопросы были такими:
  1. Как вы относитесь к перспективам развития вычислительной техники?
  2. В чем вы видите положительные моменты такого развития событий, а где вам видится опасность?
  3. Считаете ли вы, что ученые ответственны за сделанные ими открытия, или ответственность несут те, кто ими пользуется в неблаговидных целях?
  4. Нужно ли человечеству выработать какие-то нормы с целью остановить дальнейший технологический рост?
  5. Нужно ли человечеству выработать какие-то нормы с целью регулирования использования технических разработок и открытий?
  • Могу уверенно утверждать, что ничем, кроме своей головы, дети не пользовались.

Комментарии по поводу представленных эссе

  • В группе было 14 человек.
  • Я пошла навстречу просьбам учащихся и разрешила образовать несколько пар, поэтому в результате получила не 14, а только 8 эссе.
  • Мне было интересно качество изложения мыслей, а не правильность или неправильность самих мыслей!  Здесь и у взрослых-то нет четкого мнения!
  • Впечатление – сложное.
  • Две работы меня очень порадовали.
  • Одна была почти безукоризненна со всех точек зрения:  продуманность, хороший слог, деликатность формулировок.
  • Для доказательства могу привести небольшой отрывочек из этого эссе:

Исходя из темпов развития цифровой техники в последние пять лет, можно смело утверждать, что в очень скором времени, наука и технологии сделают ожидаемый скачок, который по своему масштабу перевернет страницу истории развития человека и откроет другую главу. Главу, которая перенесет человечество в другое измерение, в другой мир, мир новых возможностей, новой жизни.

Конечно же, это замечательно. Но очень важно развиваться осторожно, гармонично, иначе произойдет дисбаланс, и наши открытия приведут к катастрофе.

  • Вторая работа тоже очень неплохая,  вот ее фрагмент:

К такому высокому развитию вычислительной техники мы относимся двояко.

С одной стороны, это открывает перед человечеством новые перспективы в увеличении производительности труда, в здравоохранении.

С другой стороны, создание настолько развитой техники может привести к гибели человечества, поскольку люди  могут потерять те навыки и способности, как врожденные, так и приобретенные в про процессе труда.

  • Пять представленных работ были не очень выразительными  по глубине мыслей, по степени отвлеченности от сиюминутного, но их нельзя назвать совсем беспомощными по части формулирования своих мыслей. Ну, например, так:

Технический прогресс полезен, в этом сомнений  нет, он помогает людям в различных сферах жизни.

Но в этом всем присутствует одно «НО».  

Для того, чтобы не иметь зависимости от социальных сетей, от компьютера, ноутбука, телефона и т.д.  нужно ограничивать  себя в использовании  всего этого.

Нужно помнить, что существует реальный мир за пределами всего этого, что нужно уметь отдыхать, проводить время с друзьями, семьей, а не общаться с ними по Интернету, имея возможность поговорить вживую, помнить, что  развиваться можно не только  с помощью компьютера и Интернета, но и, например, читая книги, решая логические задачи.

  • И только одна работа вызвала гуманитарный шок  в смысле русского языка, стилистики и т.п., но ее написал очень неглупый, воспитанный молодой человек, живущий в России не очень давно. По всей видимости, ему это следует простить, т.к. скорее всего русский язык для него – не родной.

Выводы

  • Результаты этого эксперимента, в общем, меня обеспокоили.
  • Некоторое беспокойство, конечно, есть и со стороны способности выпускников гимназии к четкому выражению своих мыслей, но на этом примере катастрофа не очевидна – худо-бедно, но гимназисты свои мысли донесли.
  • Основное беспокойство вызвали, конечно, глубина размышлений и, прямо скажем, не очень высокий уровень желания напрягать мозги!
  • Что, на мой взгляд, еще более опасно, нежели нежелание читать.
  • Я уверена, что в каждой дисциплине, даже не имеющей прямого отношения к гуманитарным наукам, есть элементы, которые могут вывести детей на размышления более высокого порядка, чем каждодневная обыденная жизнь.
  • И очень хотелось бы не упускать такие возможности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

Фразы для рефлексии учащихся

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение наза...

Выступление на педсовете «Приемы рефлексии учащихся на уроках "

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.В стандартах второго поколения особое внимание уделяется обратной связи с учащимися. Обязатель...

Классный час "Моя будущая специальность техник-строитель"

Методическая разработка классного часа «Моя будущая специальность техник строитель» предназначена для кураторов групп, работающих со студентами первого курса специальности 08.02.01 «...

Изготовление автомобиля будущего в технике оригами. Программа "Самоделкин"

Изготовление автомобиля будущего в технике оригами....