Будущее цифровой техники и рефлексия учащихся на эту тему
материал по информатике и икт (11 класс) по теме
- Вычислительная техника, которая впрямую соприкасается с наукой информатикой, развивается с такой скоростью, которая не снилась никакому другому научному направлению.
- Я, учитель инфоорматики гимназии 107 Санкт-Петербурга Пугаева О.И. предложила выпускникам лекцию о будущем вычислительной техники, которое, с одной стороны, захватывает так, что голова идет кругом, а с другой – вызывает весьма противоречивые чувства.
- А затем (на следующем уроке) без предупреждения предложила написать нечто в виде эссе, в котором отразить свои размышления на тему предыдущей лекции.
- В данной работе представлены фрагменты некоторых эссе и мои комментарии по поводу размышлений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Будущее цифровой техники и размышления учащихся по этому поводу | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Будущее цифровой техники и размышления учащихся на эту тему»
Два урока информатики для 11 класса
- Всем нам хорошо известно, что способность учащихся к выражению своих мыслей год от года уменьшается, что, безусловно, не радует.
- Казалось бы, при чем здесь информатика?
- В информатике немало тем, требующих не только сообразительности, но и размышлений о способах познания, о человеческом мышлении, об общей информационной картине мира и т.п., что, естественно, предполагает какую-то рефлексию, если не в вербальном, то хотя бы в письменном виде!
- Я хочу поделиться одним из своих экспериментов в этой области.
- Вычислительная техника, которая впрямую соприкасается с наукой информатикой, развивается с такой скоростью, которая не снилась никакому другому научному направлению.
- И я предложила выпускникам лекцию о будущем вычислительной техники, которое, с одной стороны, захватывает так, что голова идет кругом, а с другой – вызывает весьма противоречивые чувства.
- Я не привожу здесь содержание лекции, т.к. каждый учитель информатики прекрасно осведомлен в этих вопросах.
- Лекцию я завершила известными словами о том, что путешествие во времени может завести и в рай, и в ад, но скучным его не назовешь.
- И задала вопрос: «Если все это, как прогнозируется, будет происходить в 40-50-х годах 21 века, то, как вы думаете, кто будет труднее всего принимать эти новшества?»
- Господа гимназисты, конечно, догадались, что наиболее консервативным окажется старшее поколение.
- Но сильно призадумались, когда поняли, что старшим поколением к тому моменту будут они сами!
- И тогда именно они будут недоверчиво смотреть на своих детей, получающих биологические имплантанты при рождении и общающихся не открывая рта.
- Я ничего не сказала детям о дальнейших планах.
- Но на следующем уроке я предложила учащимся:
- Написать нечто в виде эссе, в котором поразмышлять на темы, связанные с представленной лекцией.
- Попросила не отделываться простой отпиской, объяснив это тем, что на их примере мне хотелось бы доказать неправомерность мнения о катастрофичном падении у наших молодых сограждан умения выражать свои мысли.
- Я попросила постараться искренне и продуманно ответить на несколько моих вопросов и высказать свои мысли по любым другим вопросам, касающимся затронутой темы.
- Мои вопросы были такими:
- Как вы относитесь к перспективам развития вычислительной техники?
- В чем вы видите положительные моменты такого развития событий, а где вам видится опасность?
- Считаете ли вы, что ученые ответственны за сделанные ими открытия, или ответственность несут те, кто ими пользуется в неблаговидных целях?
- Нужно ли человечеству выработать какие-то нормы с целью остановить дальнейший технологический рост?
- Нужно ли человечеству выработать какие-то нормы с целью регулирования использования технических разработок и открытий?
- Могу уверенно утверждать, что ничем, кроме своей головы, дети не пользовались.
Комментарии по поводу представленных эссе
- В группе было 14 человек.
- Я пошла навстречу просьбам учащихся и разрешила образовать несколько пар, поэтому в результате получила не 14, а только 8 эссе.
- Мне было интересно качество изложения мыслей, а не правильность или неправильность самих мыслей! Здесь и у взрослых-то нет четкого мнения!
- Впечатление – сложное.
- Две работы меня очень порадовали.
- Одна была почти безукоризненна со всех точек зрения: продуманность, хороший слог, деликатность формулировок.
- Для доказательства могу привести небольшой отрывочек из этого эссе:
Исходя из темпов развития цифровой техники в последние пять лет, можно смело утверждать, что в очень скором времени, наука и технологии сделают ожидаемый скачок, который по своему масштабу перевернет страницу истории развития человека и откроет другую главу. Главу, которая перенесет человечество в другое измерение, в другой мир, мир новых возможностей, новой жизни.
Конечно же, это замечательно. Но очень важно развиваться осторожно, гармонично, иначе произойдет дисбаланс, и наши открытия приведут к катастрофе.
- Вторая работа тоже очень неплохая, вот ее фрагмент:
К такому высокому развитию вычислительной техники мы относимся двояко.
С одной стороны, это открывает перед человечеством новые перспективы в увеличении производительности труда, в здравоохранении.
С другой стороны, создание настолько развитой техники может привести к гибели человечества, поскольку люди могут потерять те навыки и способности, как врожденные, так и приобретенные в про процессе труда.
- Пять представленных работ были не очень выразительными по глубине мыслей, по степени отвлеченности от сиюминутного, но их нельзя назвать совсем беспомощными по части формулирования своих мыслей. Ну, например, так:
Технический прогресс полезен, в этом сомнений нет, он помогает людям в различных сферах жизни.
Но в этом всем присутствует одно «НО».
Для того, чтобы не иметь зависимости от социальных сетей, от компьютера, ноутбука, телефона и т.д. нужно ограничивать себя в использовании всего этого.
Нужно помнить, что существует реальный мир за пределами всего этого, что нужно уметь отдыхать, проводить время с друзьями, семьей, а не общаться с ними по Интернету, имея возможность поговорить вживую, помнить, что развиваться можно не только с помощью компьютера и Интернета, но и, например, читая книги, решая логические задачи.
- И только одна работа вызвала гуманитарный шок в смысле русского языка, стилистики и т.п., но ее написал очень неглупый, воспитанный молодой человек, живущий в России не очень давно. По всей видимости, ему это следует простить, т.к. скорее всего русский язык для него – не родной.
Выводы
- Результаты этого эксперимента, в общем, меня обеспокоили.
- Некоторое беспокойство, конечно, есть и со стороны способности выпускников гимназии к четкому выражению своих мыслей, но на этом примере катастрофа не очевидна – худо-бедно, но гимназисты свои мысли донесли.
- Основное беспокойство вызвали, конечно, глубина размышлений и, прямо скажем, не очень высокий уровень желания напрягать мозги!
- Что, на мой взгляд, еще более опасно, нежели нежелание читать.
- Я уверена, что в каждой дисциплине, даже не имеющей прямого отношения к гуманитарным наукам, есть элементы, которые могут вывести детей на размышления более высокого порядка, чем каждодневная обыденная жизнь.
- И очень хотелось бы не упускать такие возможности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...
Презентация: "Оценка и её роль в формировании рефлексии учащегося"
Выступление на педагогическом совете...
Фразы для рефлексии учащихся
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение наза...
Организация самостоятельной работы учащихся на примере темы по бисероплетению «Техника низания крестиками» «Нить Ариадны»
Раздел: «Рукоделие»Тема: «Нить Ариадны».Класс 7...
Выступление на педсовете «Приемы рефлексии учащихся на уроках "
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.В стандартах второго поколения особое внимание уделяется обратной связи с учащимися. Обязатель...
Классный час "Моя будущая специальность техник-строитель"
Методическая разработка классного часа «Моя будущая специальность техник строитель» предназначена для кураторов групп, работающих со студентами первого курса специальности 08.02.01 «...
Изготовление автомобиля будущего в технике оригами. Программа "Самоделкин"
Изготовление автомобиля будущего в технике оригами....