Урок по теме «Устройство компьютера» для 8 класса
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Данная разработка урока предназначена для обобщения и контроля знаний учащихся 8 класса по теме "Устройство компьютера", изучающих предмет по учебнику Информатика и ИКТ, базовый курс, учебник для 8 класса, автор Н. Д. Угринович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystvo_kompyutera.docx | 644.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова (Базжина) Ольга Михайловна, МБОУ «Тургеневская СОШ»
Урок по теме «Устройство компьютера» для 8 класса
Тема урока: «Устройства компьютера».
Вид урока: урок обобщения по теме «Устройство компьютера
Пояснительная записка. Данная разработка урока предназначена для обобщения и контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Устройство компьютера», изучающих предмет по учебнику Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович . Линия компьютера – одна из содержательных линий базового курса информатики и проходит через весь курс изучения. В большинстве последующих тем ученики будут иметь дело с компьютером, углубляя свои представления о его устройстве, возможностях, развивая собственные навыки работы на компьютере. Данный урок призван обобщить знания учащихся и вызвать интерес к предмету, формирует коммуникативную компетенцию учащихся. Содержание урока соответствует требованиям стандарта. Материал изложен логично, доступно. Прослеживается связь урока с жизнью. На уроке происходит формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока. На уроке методы и средства обучения соответствуют поставленным целям урока. Применяются разнообразные методы – рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка, работа с мультимедийными средствами обучения. Эти методы являются доступными и могут использоваться учащимися в курсе информатики и при изучении других дисциплин.
Цели урока:
- Обучающая – способствовать формированию умений обобщать знания учащихся о внутренних, внешних устройствах компьютера и памяти.
- Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности.
- Воспитывающая - способствовать формированию коммуникативной и когнитивной компетентности учащихся.
Оборудование: Компьютерная презентация, компьютеры, проектор, экран, программа My Test.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.
- Обобщение знаний
- о внешних устройствах компьютера;
- о внутренних устройствах компьютера;
- о памяти компьютера.
- Разгадывание кроссворда «Внешние устройства компьютера».
- Контроль знаний в форме компьютерного тестирования по теме «Устройство компьютера».
- Комментарий к домашнему заданию.
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
(Слайд 1) Приветствие. Представление учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
(Слайд 2) 2.Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.
Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус
(Слайд 3) И так, тема нашего урока: «Компьютер. Устройство компьютера».
(Слайд 4) Формулировка цели урока: Обобщить знания об устройстве и назначении компьютера для дальнейшего применения на практике.
(Слайд 5) Показ практической значимости изученного материала, мотивация учащихся к его изучению.
С давних времен люди пытались облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Из истории науки и техники нам известно, что идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. Человек изобрел самолет, глядя на птиц, изобрел корабль – глядя на рыб.
Постановка перед учащимися учебной проблемы: Есть ли в природе прототип компьютера? Существует ли в природе «биологическая машина», с которой «списали» устройство компьютера?
Что умеет делать компьютер? С чем работает компьютер?
- Компьютер работает с информацией, в различных видах. Компьютер может запоминать, обрабатывать, получать и передавать информацию.
Кто еще может выполнять такие же действия с информацией?
- Конечно же человек.
А где в повседневной жизни люди применяют компьютеры?
- Сегодня компьютеры - обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах.
Сейчас идет век изобилия информации, объем информации увеличивается, и темп изучения ускоряется. Компьютер является помощником (средством) человека в изучении информации. С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.
Может ли один человек совмещать в себе множество профессий?
-Нет. Не может.
(Слайд 6) «ПРОФЕССИИ» КОМПЬЮТЕРА
А компьютер объединяет в себе множество профессии.
Вот только краткий перечень:
- Вычислитель
- Пишущая машинка
- Делопроизводитель
- Личный секретарь
- Бухгалтер
- Справочное бюро
- Библиотекарь
- Издатель
- Переводчик
- Почтальон
- Художник
- Мультипликатор
- Конструктор
- Модельер
- Архитектор
- Дизайнер
- Композитор и музыкант
- Врач
- Учитель
- Организатор досуга
- и тд.
(Слайд 7-17 )
- Вычислитель – может выполнять вычисления при решении различных задач, также может выполнять роль простого калькулятора;
- Личный секретарь – может создавать тексты, документы, справки, вести учет документов;
- Переводчик – переводит тексты с одного языка на другой;
- Почтальон – помогает получать и передавать информацию с помощью мгновенной почты;
- Мультипликатор – рисует и создает, выступает в роли художника, создавая мультфильмы;
- Архитектор – может создавать объемные модели объектов, таких как здания, проекты мостов и много другого;
- Дизайнер - не только художник, но и конструктор, проектировщик. Создает пространство с неповторимым стилем. Воплощает идею нового интерьера квартиры сначала в эскизе, а затем в чертежах.
- Композитор и музыкант – компьютер может не только воиспрозводить музыку, но создавать ее с помощью специальных программ;
- Учитель – Компьютер выступает в роли учителя, при работе с обучающими программами;
- Врач – В настоящее время ни один врач не может обойтись без компьютерных исследований.
(Слайд 18) Скажите ребята, как ученики могут применять компьютер?
- Игры (развивающие, обучающие);
- Создание докладов, сообщений при подготовке к уроку;
- Создание презентаций к уроку;
- Перевод текстов;
- Использование поисковых систем
- и тд.
(Слайд 19)Так что же такое компьютер?
Компьютер – это универсальное программно-управляемое устройство для работы с информацией.
(Слайд 20) Аппаратное обеспечение компьютера делится на два вида. На какие?
- внутренние и внешние
(Слайд 21) 3.Обобщение знаний о внешних устройствах компьютера
Что же относиться к внешним устройствам компьютера?
- Системный блок
- Монитор
- Клавиатура
- Мышь
- Принтер
- Сканер
- Акустические колонки
- и тд.
Рассмотрим например два компьютера, которые стоят у нас в классе. Это ученический и учительский компьютеры. Отличаются ли они, если да, то чем?
- Да. Компьютеры отличаются составом. У ученического компьютера нет принтера и сканера.
Какой вывод мы можем из этого сделать?
- Есть основные и дополнительные устройства компьютера. К основным относятся - системный блок, монитор, клавиатура, мышь; к дополнительным – принтер, сканер, акустические колонки, наушники, микрофон, различные манипуляторы и тп.
Рассмотрим устройство компьютера подробнее:
(Слайд 22) Устройства ввода информации.
Главным устройством ввода информации в компьютер является клавиатура.
- Клавиатура – это устройство для ввода числовой и текстовой информации.
На какие группы клавиш разделена клавиатура?
(Слайд 23) Координатные устройства ввода.
Мышь. Какие бывают мышки?
Компьютерная мышь бывает оптическая (лазерная), механическая.
Трекбол – это почти что мышка, с той лишь разницей, что шарик находится у него не снизу, а сверху, и управлять им придется большим пальцем вашей руки, а не плавными движениями самого корпуса по коврику, как это происходит при использовании мыши. Трекбол - это неподвижная перевернутая мышь.
Сенсорная панель - поверхность, которая может распознавать прикосновения к ней. В комплекте с поверхностью поставляется контроллер, который преобразует их в цифровой сигнал, понятный обычному компьютеру.
Графический планшет - это перьевое устройство ввода информации для работы на компьютере, преимуществом которого является удобное и эргономичное перо, работающее без проводов и без батареек
(Слайд 24)Сканер и цифровые камеры
- Для оптического ввода в компьютер фотографий, рисунков, слайдов, текстовых документов используется сканер.
- Цифровые фотоаппараты и камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате.
- Web-камеры используются для передачи «живого» видео по компьютерным сетям.
Где в нашей жизни вы встречались с камерами и web-камерами?
- В магазинах, банках, дома, на телефонах.
Из каких источников главы нашей страны узнавали, что происходит на строительных площадках, в некоторых населенных пунктах.
- Совсем недавно web-камеры были поставлены в д. Иватино, на площадке, где строились дома для погорельцев.
(Слайд 25) Сейчас рассмотрим подробнее устройства вывода информации.
Какие устройства вывода информации вы знаете?
Монитор - дисплей — устройство для показа изображений, порождаемых другими устройствами (например, компьютерами).
- На электронно-лучевой трубке.
- На жидких кристаллах.
Принтеры - предназначены для вывода на бумагу графической, текстовой и числовой информации.
Какие принтеры мы с вами знаем?
- Матричные
- Струйные
- Лазерные.
(Слайд 26) Акустические колонки и наушники – предназначены для прослушивания звука.
Обобщение знаний о внутренних устройствах компьютера
(Слайд 27)Теперь давайте ответим на вопрос, где располагается внутреннее обеспечение компьютера?
- В системном блоке.
Что входит в состав аппаратного обеспечения компьютера? Назовите и покажите внутренние части компьютера.
- В состав компьютера входит:
- жесткий диск
- видеокарта
- материнская плата
- звуковая карта
- процессор
- оперативная память.
Как, по-другому, называют жесткий диск?
- Винчестер.
Почему появилось такое название, нам расскажет ___________________________ .
Сообщение «Как появилось название винчестер?»
Накопитель на жёстких магнитных дисках, жёсткий диск или винчестер, (англ. Hard Disk Drive, HDD) — энергонезависимое, перезаписываемое компьютерное запоминающее устройство. Является основным накопителем данных практически во всех современных компьютерах.
Название «винчестер» жёсткий диск получил благодаря фирме IBM, которая в 1973 году выпустила жёсткий диск модели 3340, впервые объединивший в одном неразъёмном корпусе пластины диска и считывающие головки. При его разработке инженеры использовали краткое внутреннее название «30-30», что означало два модуля (в максимальной компоновке) по 30 Мб каждый. Кеннет Хотон, руководитель проекта, по созвучию с обозначением популярного охотничьего ружья «Winchester 30-30» предложил назвать этот диск «винчестером».
В Европе и США название «винчестер» вышло из употребления в 1990-х годах, в российском же компьютерном сленге название «винчестер» сохранилось, сократившись до слова «винт».
Обобщение знаний о памяти компьютера.
(Слайд 28-1) Память компьютера служит для хранения данных. Как и аппаратное обеспечение, память компьютера делиться на два вида. Это ОЗУ и ПЗУ (Оперативно запоминающее устройство и постоянно запоминающее устройство). Что изображено на слайде?
- Память компьютера: дискета, жесткий диск, диск, оперативная память, flesh - карта.
Что из данного перечня вы отнесете к ОЗУ и ПЗУ?
- К ОЗУ относиться оперативная память. Оперативная (внутренняя) память – это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении компьютера от сети информация из оперативной памяти исчезает (стирается).
- К ПЗУ относятся носители внешней памяти. Сохранение информации на внешних носителях не требует постоянного электропитания.
Давайте проверим, верно ли мы ответили? (Слайд 28-2)
(Слайд 29)Долговременная память
- Жесткие и гибкие магнитные диски.
- Оптические диски.( CD - диски, на которые может быть записано до 700 Мбайт информации; DVD - диски имеют значительно большую информационную емкость (4,7 Гбайт и более).
(Слайд 30)
- Энергонезависимая память
Карты памяти и flash-диски применяются для долговременного хранения информации и не требуют подключения источника электрического напряжения. Не имеют движущихся частей, обеспечивают высокую сохранность данных.
Информационная емкость может достигать 1 Гбайта и выше.
(Слайд 31) Обсуждение плаката «Компьютер и информация».
Обобщим ту информацию, которую мы повторили. Мы с вами говорили, что компьютер выполняет четыре основных действия с информацией. Это получение, хранение, обработка и передача информации. Рассмотрим систему работы компьютера.
Информация поступает в компьютер через устройства ввода, храниться в ОЗУ, затем обрабатывается процессором и передается на устройства вывода. Если необходимо, то информация сохраняется на внешних носителях.
Также в начале урока мы сказали, что прототипом компьютера в природе является человек. Как же у человека работает данная система?
- Информацию человек получает с помощью органов чувств (устройства ввода), хранит и обрабатывает информацию в головном мозге и передача информации происходит с помощью речи, языка жестов и тд.
(Слайд 32)Мы обобщили с вами наши знания о компьютере, и сейчас я хочу вам предложить проверить самих себя с помощью кроссворда «Внешние устройства компьютера». На разгадывание кроссворда у вас 4 минуты.
Учащиеся отгадывают кроссворд «Внешние устройства компьютера».
По вертикали: 1. Устройство ввода графической, текстовой и числовой информации.
- Универсальное устройство, предназначенное для получения, хранения, передачи и обработки информации.
- Устройство, предназначенное для ввода звуковой информации.
По горизонтали:
- Устройство вывода информации для просмотра.
- Устройство ввода информации, относящееся к группе «манипуляторы».
- Устройство ввода информации.
- Устройство вывода информации на бумагу.
- Устройство вывода звуковой информации.
(Слайд 33) А сейчас поменяйтесь кроссвордами с соседом, и проверьте ответы. В помощь вам слайд с ответами на кроссворд. Нужно не просто проверить, но и оценить работу по критериям.
(Слайды 35-37) А в завершении нашего урока, я предлагаю вам проверить свои знания выполнив тестирование и оценивать вас буду не я, а компьютер.
Контроль знаний учащихся в форме компьютерного тестирования (тестовая оболочка Тестер).
Учитель показывает и комментирует, как открыть программу для выполнения теста.
Подведение итогов урока
Выставление отметок.
(Слайд 38) Домашнее задание: Вы завершили тестирование и компьютер и выставил вам оценку за ваши знания по данной теме. А на дом я предлагаю вам немного пофантазировать и создать модель компьютера на тему «ПК будущего» или «ПК моей мечты». Данная модель может быть представлена в виде рисунка,
макета, мини-сочинения. + Венгерский кроссворд.
Устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер, микрофон, джойстик, планшет. Устройства вывода: принтер, плоттер, монитор, колонки. Устройства хранения: дискета и диск (жесткий или компакт). Устройство обработки: процессор. | П* | Р | О | М* | Ь | М | С* | К |
Н | И | Ц | Ы | Ш | Е | Н | А | |
О | Т | Е | М* | О | Д | Е | Р | |
М* | О | С | С | О | Р | Т | А | |
П* | Р | Т | Е | Р | К | Е | М* | |
Р | И | Н | Д* | И | С | К | И | |
Д* | К* | П* | Л | О | Т | Р | О | |
И | Л | А | В | К | Т | О | Ф | |
С | Т | А | И | И | Е | Н | К* | |
К | У | Р | С | Т | Р | И | О | |
Л | А | А | Й | О | Ж | К | Л | |
П* | Н | Ш | Е | Т | Д* | Н | О |
Литература и используемые ресурсы:
1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Преподавание базового курса информатики средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.
3. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович . – 2-е изд., исп. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 173 с.: ил.
4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 176 с.: ил.
5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
6.Презентация к уроку «Устройство компьютера».
7.Цифровые образовательные ресурсы: плакат «Информация и компьютер» /электронное приложение Л.Босова «Информатика и ИКТ» 5-7/
8.Тест «Устройство компьютера» разработанный для тестовой оболочки «MyTest».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Устройства компьютера"
На уроке рассматриваются основные устройства системного блока компьютера и их главные характеристики....
Урок по теме: "Устройства компьютера"
Урок по теме "Устройства компьютера"...
Конспект урока по теме "Устройство компьютера"
Конспект урока для 8 класса...
Урок по теме: "Устройства компьютера"
Урок по теме: "Устройства компьютера"...
Урок по теме: " Устройство компьютера", 8 класс, Н.Д. Угринович
Урок по теме " Устройство компьютера" второй урок раздела " Компьютер как универсальное устройство для обработки информации" Задачи урока: познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера,...
Урок на тему: "Устройство компьютера"
Презентация на тему "Компьютер и его части"....