Урок по теме «Устройство компьютера» для 8 класса
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Соколова Ольга Михайловна


Данная разработка урока предназначена для обобщения и контроля знаний учащихся 8 класса по теме "Устройство компьютера", изучающих предмет по учебнику Информатика и ИКТ, базовый курс, учебник для 8 класса, автор Н. Д. Угринович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustroystvo_kompyutera.docx644.98 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова (Базжина) Ольга Михайловна, МБОУ «Тургеневская СОШ»

Урок по теме «Устройство компьютера» для 8 класса

Тема урока: «Устройства компьютера».

Вид урока: урок обобщения по теме «Устройство компьютера

Пояснительная записка.   Данная разработка урока предназначена для обобщения и контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Устройство компьютера», изучающих предмет по учебнику Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович .  Линия компьютера – одна из содержательных линий базового курса информатики и проходит через весь курс изучения. В большинстве последующих тем ученики будут иметь дело с компьютером, углубляя свои представления о его устройстве, возможностях, развивая собственные навыки работы на компьютере. Данный урок призван обобщить знания учащихся и вызвать интерес к предмету, формирует коммуникативную компетенцию учащихся. Содержание урока соответствует требованиям стандарта. Материал изложен логично, доступно. Прослеживается связь урока с жизнью.  На уроке происходит формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока. На уроке методы и средства обучения соответствуют поставленным целям урока. Применяются разнообразные методы – рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка, работа с мультимедийными средствами обучения. Эти методы являются доступными и могут использоваться учащимися в курсе информатики и при изучении других дисциплин.

Цели урока:

  1. Обучающая – способствовать  формированию умений обобщать знания учащихся о внутренних, внешних устройствах компьютера и памяти.
  2. Развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности.
  3. Воспитывающая - способствовать  формированию коммуникативной и когнитивной компетентности учащихся.

Оборудование: Компьютерная презентация, компьютеры, проектор, экран, программа My Test.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.
  3. Обобщение знаний
  • о внешних устройствах компьютера;
  • о внутренних устройствах компьютера;
  • о памяти компьютера.
  1. Разгадывание кроссворда «Внешние устройства компьютера».
  2. Контроль знаний в форме компьютерного тестирования по теме «Устройство компьютера».
  3. Комментарий к домашнему заданию.
  4. Подведение итогов урока.

Ход урока:
1.Организационный момент.

(Слайд 1) Приветствие. Представление учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

(Слайд 2) 2.Мотивация учебной деятельности с частичным повторением.
Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус

(Слайд 3) И так, тема нашего урока: «Компьютер. Устройство компьютера».

(Слайд 4) Формулировка цели урока: Обобщить знания об устройстве и назначении компьютера для дальнейшего применения на практике.

(Слайд 5) Показ практической значимости изученного материала, мотивация учащихся к его изучению.

С давних времен люди пытались облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Из истории науки и техники нам известно, что идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. Человек изобрел самолет, глядя на птиц, изобрел корабль – глядя на рыб.

Постановка перед учащимися учебной проблемы: Есть ли в природе прототип компьютера? Существует ли в природе «биологическая машина», с которой «списали» устройство компьютера?

Что умеет делать компьютер? С чем работает компьютер?

 - Компьютер работает с информацией, в различных видах. Компьютер может запоминать, обрабатывать, получать и передавать информацию.

Кто еще может выполнять такие же действия с информацией?

 - Конечно же человек.

А где в повседневной жизни люди применяют компьютеры?

 - Сегодня компьютеры - обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах.

Сейчас идет век изобилия информации, объем информации увеличивается, и темп изучения ускоряется. Компьютер является помощником (средством) человека в изучении информации. С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты,  управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.

Может ли один человек совмещать в себе множество профессий?

 -Нет. Не может.

(Слайд 6) «ПРОФЕССИИ» КОМПЬЮТЕРА

А компьютер объединяет в себе множество профессии.

Вот только краткий перечень:

  1. Вычислитель
  2. Пишущая машинка
  3. Делопроизводитель
  4. Личный секретарь
  5. Бухгалтер
  6. Справочное бюро
  7. Библиотекарь
  8. Издатель
  9. Переводчик
  10. Почтальон
  11. Художник
  12. Мультипликатор
  13. Конструктор
  14. Модельер
  15. Архитектор
  16. Дизайнер
  17. Композитор и музыкант
  18. Врач
  19. Учитель
  20. Организатор досуга
  21. и тд.

(Слайд 7-17 )

  • Вычислитель – может выполнять вычисления при решении различных задач, также может выполнять роль простого калькулятора;
  • Личный секретарь – может создавать тексты, документы, справки, вести учет документов;
  • Переводчик – переводит тексты с одного языка на другой;
  • Почтальон – помогает получать и передавать информацию с помощью мгновенной почты;
  • Мультипликатор – рисует и создает, выступает в роли художника, создавая мультфильмы;
  • Архитектор – может создавать объемные модели объектов, таких как здания, проекты мостов и много другого;
  • Дизайнер - не только художник, но и конструктор, проектировщик. Создает пространство с неповторимым стилем. Воплощает идею нового интерьера квартиры сначала в эскизе, а затем в чертежах.
  • Композитор и музыкант – компьютер может не только воиспрозводить музыку, но  создавать ее с помощью специальных программ;
  • Учитель – Компьютер выступает в роли учителя, при работе с обучающими программами;
  • Врач – В настоящее время ни один врач не может обойтись без компьютерных исследований.

(Слайд 18) Скажите ребята, как ученики могут применять компьютер?

  • Игры (развивающие, обучающие);
  • Создание докладов, сообщений при подготовке к уроку;
  • Создание презентаций к уроку;
  • Перевод текстов;
  • Использование поисковых систем
  • и тд.

(Слайд 19)Так что же такое компьютер?

Компьютер – это универсальное программно-управляемое устройство для работы с информацией.

(Слайд 20) Аппаратное обеспечение компьютера делится на два вида. На какие?

- внутренние и внешние

(Слайд 21) 3.Обобщение знаний о внешних устройствах компьютера

Что же относиться к внешним устройствам компьютера?

  • Системный блок
  • Монитор
  • Клавиатура
  • Мышь
  • Принтер
  • Сканер
  • Акустические колонки
  • и тд.

Рассмотрим например два компьютера, которые стоят у нас в классе. Это ученический и учительский компьютеры. Отличаются ли они, если да, то чем?

- Да. Компьютеры отличаются составом. У ученического компьютера нет принтера и сканера.

Какой вывод мы можем из этого сделать?

- Есть основные и дополнительные устройства компьютера. К основным относятся - системный блок, монитор, клавиатура, мышь; к дополнительным – принтер, сканер, акустические колонки, наушники, микрофон, различные манипуляторы и тп.

Рассмотрим устройство компьютера подробнее:

(Слайд 22) Устройства ввода информации.

Главным устройством ввода информации в компьютер является клавиатура.

- Клавиатура – это устройство для ввода числовой и текстовой информации.

На какие группы клавиш разделена клавиатура?

(Слайд 23) Координатные устройства ввода.

Мышь. Какие бывают мышки?

Компьютерная мышь бывает оптическая (лазерная), механическая.

Трекбол – это почти что мышка, с той лишь разницей, что шарик находится у него не снизу, а сверху, и управлять им придется большим пальцем вашей руки, а не плавными движениями самого корпуса по коврику, как это происходит при использовании мыши. Трекбол - это неподвижная перевернутая мышь.

Сенсорная панель  - поверхность, которая может распознавать прикосновения к ней. В комплекте с поверхностью поставляется контроллер, который преобразует их в цифровой сигнал, понятный обычному компьютеру.

Графический планшет - это перьевое устройство ввода информации для работы на компьютере,  преимуществом которого является удобное и эргономичное перо, работающее без проводов и без батареек

(Слайд 24)Сканер и цифровые камеры

  1. Для оптического ввода в компьютер фотографий, рисунков, слайдов, текстовых документов используется сканер. 
  2. Цифровые фотоаппараты и камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате.
  3. Web-камеры используются для передачи «живого» видео по компьютерным сетям.

Где  в нашей жизни вы встречались с камерами и web-камерами?

 - В магазинах, банках, дома, на телефонах.

Из каких источников главы нашей страны узнавали, что происходит на строительных площадках, в некоторых населенных пунктах.

 - Совсем недавно web-камеры были поставлены в д. Иватино, на площадке, где строились дома для погорельцев.

(Слайд 25) Сейчас рассмотрим подробнее устройства вывода информации.

Какие устройства вывода информации вы знаете?

Монитор - дисплей — устройство для показа изображений, порождаемых другими устройствами (например, компьютерами).

  1. На электронно-лучевой трубке.
  2. На жидких кристаллах.

Принтеры - предназначены для вывода на бумагу графической, текстовой и числовой информации.

Какие принтеры мы с вами знаем?

  • Матричные
  • Струйные
  • Лазерные.

(Слайд 26) Акустические колонки и наушники – предназначены для прослушивания звука.

Обобщение знаний о внутренних устройствах компьютера

(Слайд 27)Теперь давайте ответим на вопрос, где располагается внутреннее обеспечение компьютера?

- В системном блоке.

Что входит в состав аппаратного обеспечения  компьютера? Назовите и покажите внутренние части компьютера.

- В состав компьютера входит:

  • жесткий диск
  • видеокарта
  • материнская плата
  • звуковая карта
  • процессор
  • оперативная память.

Как, по-другому, называют жесткий диск?

- Винчестер.

Почему  появилось такое название, нам расскажет ___________________________ .

Сообщение «Как появилось название винчестер?»

Накопитель на жёстких магнитных дисках, жёсткий диск или винчестер, (англ. Hard Disk Drive, HDD) — энергонезависимое, перезаписываемое компьютерное запоминающее устройство. Является основным накопителем данных практически во всех современных компьютерах.

 Название «винчестер» жёсткий диск получил благодаря фирме IBM, которая в 1973 году выпустила жёсткий диск модели 3340, впервые объединивший в одном неразъёмном корпусе пластины диска и считывающие головки. При его разработке инженеры использовали краткое внутреннее название «30-30», что означало два модуля (в максимальной компоновке) по 30 Мб каждый. Кеннет Хотон, руководитель проекта, по созвучию с обозначением популярного охотничьего ружья «Winchester 30-30» предложил назвать этот диск «винчестером».

В Европе и США название «винчестер» вышло из употребления в 1990-х годах, в российском же компьютерном сленге название «винчестер» сохранилось, сократившись до слова «винт».

Обобщение знаний о памяти компьютера.

(Слайд 28-1) Память компьютера служит для хранения данных. Как и аппаратное обеспечение, память компьютера делиться на два вида. Это ОЗУ и ПЗУ (Оперативно запоминающее устройство и постоянно запоминающее устройство). Что изображено на слайде?

- Память компьютера: дискета, жесткий диск, диск, оперативная память, flesh - карта.

Что из данного перечня вы отнесете к ОЗУ и ПЗУ?

 - К ОЗУ относиться оперативная память. Оперативная (внутренняя) память – это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении компьютера от сети информация из оперативной памяти исчезает (стирается).

 - К ПЗУ относятся носители внешней памяти. Сохранение информации на внешних носителях не требует постоянного электропитания.

Давайте проверим, верно ли мы ответили? (Слайд 28-2)

(Слайд 29)Долговременная память

  1. Жесткие и гибкие магнитные диски.
  2. Оптические диски.( CD - диски, на которые может быть записано до 700 Мбайт   информации; DVD - диски имеют значительно большую информационную емкость (4,7 Гбайт и более).

(Слайд 30)

  1. Энергонезависимая память

Карты памяти и flash-диски применяются для долговременного хранения информации и не требуют подключения источника электрического напряжения. Не имеют движущихся частей, обеспечивают высокую сохранность данных.

 Информационная емкость  может достигать 1 Гбайта и выше.

(Слайд 31) Обсуждение плаката «Компьютер и информация». 

Обобщим ту информацию, которую мы повторили. Мы с вами говорили, что компьютер выполняет четыре основных действия с информацией. Это получение, хранение, обработка и передача информации. Рассмотрим систему работы компьютера.

Информация поступает в компьютер через устройства ввода, храниться в ОЗУ, затем обрабатывается процессором и передается на устройства вывода. Если необходимо, то информация сохраняется на внешних носителях.

Также в начале урока мы сказали, что прототипом компьютера в природе является человек. Как же у человека работает данная система?

 - Информацию человек получает с помощью органов чувств (устройства ввода), хранит и обрабатывает информацию в головном мозге и передача информации происходит с помощью речи, языка жестов и тд.

 (Слайд 32)Мы обобщили с вами наши знания о компьютере, и сейчас я хочу вам предложить проверить самих себя с помощью кроссворда «Внешние устройства компьютера». На разгадывание кроссворда у вас 4 минуты.

Учащиеся отгадывают кроссворд «Внешние устройства компьютера».

По вертикали: 1. Устройство ввода графической, текстовой и числовой информации.

  1. Универсальное устройство, предназначенное для получения, хранения, передачи и обработки информации.
  2. Устройство, предназначенное для ввода звуковой информации.

По горизонтали:

  1. Устройство вывода информации для просмотра.
  2. Устройство  ввода информации, относящееся к группе «манипуляторы».
  3. Устройство ввода информации.
  4. Устройство вывода информации на бумагу.
  5. Устройство вывода звуковой информации.

                (Слайд 33) А сейчас поменяйтесь кроссвордами с соседом, и проверьте ответы. В помощь вам слайд с ответами на кроссворд. Нужно не просто проверить, но и оценить работу по критериям.

(Слайды 35-37) А в завершении нашего урока, я предлагаю вам проверить свои знания выполнив тестирование и оценивать вас буду не я, а компьютер.

Контроль знаний учащихся в форме компьютерного тестирования (тестовая оболочка Тестер).
Учитель показывает и комментирует, как открыть программу для выполнения теста.

Подведение итогов урока

Выставление отметок.

 (Слайд 38) Домашнее задание: Вы завершили тестирование и компьютер и выставил вам оценку за ваши знания по данной теме. А на дом я предлагаю вам немного пофантазировать и создать модель компьютера на тему «ПК будущего» или «ПК моей мечты». Данная модель может быть представлена в виде рисунка,

макета, мини-сочинения. + Венгерский кроссворд.

* отмечены первые буквы слов.

Устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер, микрофон, джойстик, планшет.

Устройства вывода: принтер, плоттер, монитор, колонки.

Устройства хранения: дискета и диск (жесткий или компакт).

Устройство обработки: процессор.

П*

Р

О

М*

Ь

М

С*

К

Н

И

Ц

Ы

Ш

Е

Н

А

О

Т

Е

М*

О

Д

Е

Р

М*

О

С

С

О

Р

Т

А

П*

Р

Т

Е

Р

К

Е

М*

Р

И

Н

Д*

И

С

К

И

Д*

К*

П*

Л

О

Т

Р

О

И

Л

А

В

К

Т

О

Ф

С

Т

А

И

И

Е

Н

К*

К

У

Р

С

Т

Р

И

О

Л

А

А

Й

О

Ж

К

Л

П*

Н

Ш

Е

Т

Д*

Н

О

Литература и используемые ресурсы:

1. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Преподавание базового курса информатики средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.

3. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович . – 2-е изд., исп. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 173 с.: ил.

4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 176 с.: ил.

5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.

6.Презентация к уроку «Устройство компьютера».

7.Цифровые образовательные ресурсы: плакат «Информация и компьютер» /электронное приложение Л.Босова «Информатика и ИКТ» 5-7/

8.Тест «Устройство компьютера» разработанный для тестовой оболочки «MyTest».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Устройства компьютера"

На уроке рассматриваются основные устройства системного блока компьютера и их главные характеристики....

Урок по теме: "Устройства компьютера"

Урок по теме "Устройства компьютера"...

Урок по теме: "Устройства компьютера"

Урок по теме: "Устройства компьютера"...

Урок по теме: " Устройство компьютера", 8 класс, Н.Д. Угринович

Урок по теме " Устройство компьютера" второй урок раздела " Компьютер как универсальное устройство для обработки информации" Задачи урока: познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера,...

Урок на тему: "Устройство компьютера"

Презентация  на тему "Компьютер и его части"....