Урок 11 класс "Циклы на паскале"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Бекетова Галина Петровна

Урок информатики в 11 классе тема "Программирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок: «Использование всех типов циклов в программировании на Паскале»

        Бекетова Г.П.учитель информатики

Цель: Обобщить  и проконтролировать знание учащихся по теме «Циклические алгоритмы на языке Паскаль, используя различные операторы While, Repeat, For».

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по теме  «Операторы цикла с предусловием, с постусловием, с параметром»
  • Проконтролировать знания и умения использовать различные операторы цикла для решения задач;
  • Развить умение учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, дифференцированный

Вид урока:  Игра « Научно – практическая конференция»

Оборудование и программное обеспечение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • операционная система;
  • язык программирования Паскаль.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Обобщение материала
  4. Выступление учеников с разработанными программами
  5. Контроль знаний
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя.

2. Актуализация начальных знаний учащихся.

- Понятие циклический алгоритм мы знаем. Давайте вспомним, что мы понимали под понятием цикла? 
- Давайте вспомним, что характерно для циклического алгоритма? 
(Команды, входящие в цикл выполняются несколько раз).
- Приведите примеры циклических алгоритмов. 
( “Бутерброды на весь класс”, “Сложение чисел”, “Произведение нескольких чисел”, и др.).
- Какие вы знаете способы записи алгоритмов? 
(словесная запись, словесно-формульная запись, запись в виде блок-схемы, на языке программирования).
- Сегодня Вы в своих выступлениях представите программы в которых используются циклические алгоритмы с операторами языка Паскаль While, For, Repeat.

3. Обобщение  материала.

Цикл - процесс многократного повторения каких-либо действий.

При разработке программы циклической структуры выделяют следующие понятия:

  • параметр (переменная цикла) – величина, с изменением значения которой связано многократное выполнение цикла;
  • начальное и конечное значения параметра цикла;
  • шаг цикла - значение, но которое изменяется параметр цикла при каждом повторении;
  • Действия, повторяющиеся в цикле, называются телом цикла.

Цикл организуют по определенным правилам. Цикл состоит из следующих блоков:

  • подготовки цикла;
  • тела цикла;
  • условия продолжения цикла.

В подготовку цикла входят действия, связанные с заданием исходных значений для параметра цикла.

В тело цикла входят многократно повторяющиеся действия для вычисления искомых величин и подготовка следующего значения параметра цикла.

В условии продолжения цикла определяется необходимость дальнейшего выполнения повторяющихся действий (тела цикла). Если параметр цикла не удовлетворяет поставленному условию, то выполнение цикла прекращается.

Язык Паскаль имеет три оператора, с помощью которых можно организовать циклическую структуру.

  1. Цикл с предусловием “Пока”.
  2. Цикл с постусловием “До”.
  3. Цикл с параметром “Для”.

Обратите внимание на слайды. (далее учитель поясняет содержание слайдов) (Презентация)

Какие выводы вы можете сделать? (Можно использовать любой оператор цикла. Есть ограничения в использовании цикла For (шаг изменения параметра цикла должен быть 1 или -1. Если не известно сколько раз будет выполняться цикл, то используем While или Repeat)

  1. Выступление учеников с программами

  1. Дано натуральное число n. Составьте программу, которая находит сумму цифр этого числа, больших 5.

Program zadacha;                                      

Var  n1, s: integer;    

n:longint;                                                            

begin

   readln (n);                                                    

   S:=0;                                                                    

    while n<>0 do

     begin

       n1:=n mod 10;                                                  

       If n1>5 then s:=s+n1;                                        

       n:=n div 10;                                                    

     end;

   writeln (‘Сумма цифр больших 5’, s);

  readln;  

End.

  1. Даны действительное число а, натуральное число n. Составьте программу, которая вычисляет произведение a*(a+1)…(a+n-1).

Program chisla

Var i, n, a, p: integer;

Begin

  Readln (a);

  Readln (n);

  P:=a;

    For I = 1 to n-1 do

    P:= p*(a+i);

   Writeln (p);  

end.

  1. Напишите программу, которая позволит определить количество дней в течении заданного периода, в которые не было прибыли, и максимальную выручку за этот период. Прибыль за день определяется как разность «выручка»-1000 (рублей) (если эта разность отрицательна, считать прибыль равной 0).
    На выходе программа получает период N (1<=N<=31)- количество дней, в течении которых проводилась запись выручки, затем для каждого вводится выручка ( в рублях)

Program max viruchka  i kolichestvo dney;

Var n,k,I,p,: integer;

a: array [1..1000] of integer;

max: integer;

Begin

  Write (‘vvedite period’);

  Readln (n);

   K:=0;

  max:=0;

  For i:= 1 to n do

      Begin

          Write (‘vvedite viruchku’);

         Readln a[i];

        P:= (a[i])-1000;

        If p<=0 then k:=k+1;

        If a[i]> max then max:= a[i];

     End;

  Writeln(‘max viruchka’ , max ,’rubley’);

  Writeln(‘pribili’ ne bilo’ , k , ‘dney’ );

  Readln;

End.

  1. Дан массив из 30 элементов. Каждый элемент может принимать целочисленные значения от 0 до 1000.Составить программу, которая позволит найти сумму двузначных элементов массива, сумма цифр которых меньше 10.

Program symma;

Var T: array [1..30] of integer;

i,s,k,m: integer;

Begin

For i:=1 to 30 do readln (T[i]);

S:=0;

For i:=1 to 30 do

        begin

        k:=T[i] mod 10;

        m:=T[i] div 10;

        if (T[i] <100) and (T[i]>=10) and (m+k<10) then                     s:=s+T[i];

        end;

writeln (s);

end.

  1. Составьте программу, которая находит сумму двузначных нечетных чисел в заданной пользователем последовательности целых чисел

Program pr;

var N, S, Max :integer;

begin

   S:= 0; K:= 0 max:= 1000;

   repeat

     readln(N);

   if (N mod 2 = 1) and ((N div 10) >=1) and ((N div 10) <= 9) then S:= S + N;

    K:= K + 1;

    if k = 1000 then break;

  until N = 0;

  writeln(‘Summa vseh nechetnih dvuznachnih = ‘, S’);

   readln;

end.

       Формальное исполнение программы

S = 0; K = 0;  max= 1000;

Начало цикла:

1 шаг

Вводим N = 23

(23 mod 2 = 1) и ((23 div 10) >=1) и ((23 div 10) <= 9) (Да)

(1 = 1) и ((2 >= 1) и (2 <= 9)) (Да)

S = 0 + 23

K= 1

1 = 1000(Нет)

23 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг

2 шаг

Вводим N = 32

(32 mod 2 = 1) и ((32 div 10) >=1) и ((32 div 10) <= 9) (Да)

(0 = 1) и ((3 >= 1) и (3 <= 9)) (Нет)

K= 2

2 = 1000(Нет)

32 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг

3 шаг

Вводим N = 11

(11 mod 2 = 1) и ((11 div 10) >=1) и ((11 div 10) <= 9) (Да)

(1 = 1) и ((1 >= 1) и (1 <= 9)) (Нет)

K= 3

S = 23 + 11

3 = 1000(Нет)

11 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг

4 шаг

Вводим N = 0

(0 mod 2 = 1) и ((23 div 10) >=1) и ((23 div 10) <= 9) (Да)

(0 = 1) и ((0 >= 1) и (0 <= 9)) (Нет)

K= 4

4= 1000(Нет)

0 = 0(да) Поэтому заканчиваем цикл

Выводим S =34

  1. Контроль знаний

(класс делится на 3 группы, каждая группа выполняет свое задание) см. приложение

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Список литературы:

1. Белоусова Л.И., С.А.Веприк, А.С.Муравка. Сборник задач по курсу информатики. Учебно-методическое пособие. Изд.: Экзамен, Москва, 2007 г
2. Вирт Н.Систематическое программирование: Введение/Пер. с англ.- М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...

Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Презентация к уроку "Циклы на паскале"

Презентация к уроку "Использование всех типов циклов на Паскале"...

Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"

Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....

Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.

Урок в 9 классе по программированию....

Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.

Операторы языка Паскаль, 9 класс...

Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....