Урок 11 класс "Циклы на паскале"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме
Урок информатики в 11 классе тема "Программирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок: «Использование всех типов циклов в программировании на Паскале»
Бекетова Г.П., учитель информатики
Цель: Обобщить и проконтролировать знание учащихся по теме «Циклические алгоритмы на языке Паскаль, используя различные операторы While, Repeat, For».
Задачи:
- Обобщить знания учащихся по теме «Операторы цикла с предусловием, с постусловием, с параметром»
- Проконтролировать знания и умения использовать различные операторы цикла для решения задач;
- Развить умение учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры.
Методы обучения объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, дифференцированный
Вид урока: Игра « Научно – практическая конференция»
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- операционная система;
- язык программирования Паскаль.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Обобщение материала
- Выступление учеников с разработанными программами
- Контроль знаний
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя.
2. Актуализация начальных знаний учащихся.
- Понятие циклический алгоритм мы знаем. Давайте вспомним, что мы понимали под понятием цикла?
- Давайте вспомним, что характерно для циклического алгоритма? (Команды, входящие в цикл выполняются несколько раз).
- Приведите примеры циклических алгоритмов. ( “Бутерброды на весь класс”, “Сложение чисел”, “Произведение нескольких чисел”, и др.).
- Какие вы знаете способы записи алгоритмов? (словесная запись, словесно-формульная запись, запись в виде блок-схемы, на языке программирования).
- Сегодня Вы в своих выступлениях представите программы в которых используются циклические алгоритмы с операторами языка Паскаль While, For, Repeat.
3. Обобщение материала.
Цикл - процесс многократного повторения каких-либо действий.
При разработке программы циклической структуры выделяют следующие понятия:
- параметр (переменная цикла) – величина, с изменением значения которой связано многократное выполнение цикла;
- начальное и конечное значения параметра цикла;
- шаг цикла - значение, но которое изменяется параметр цикла при каждом повторении;
- Действия, повторяющиеся в цикле, называются телом цикла.
Цикл организуют по определенным правилам. Цикл состоит из следующих блоков:
- подготовки цикла;
- тела цикла;
- условия продолжения цикла.
В подготовку цикла входят действия, связанные с заданием исходных значений для параметра цикла.
В тело цикла входят многократно повторяющиеся действия для вычисления искомых величин и подготовка следующего значения параметра цикла.
В условии продолжения цикла определяется необходимость дальнейшего выполнения повторяющихся действий (тела цикла). Если параметр цикла не удовлетворяет поставленному условию, то выполнение цикла прекращается.
Язык Паскаль имеет три оператора, с помощью которых можно организовать циклическую структуру.
- Цикл с предусловием “Пока”.
- Цикл с постусловием “До”.
- Цикл с параметром “Для”.
Обратите внимание на слайды. (далее учитель поясняет содержание слайдов) (Презентация)
Какие выводы вы можете сделать? (Можно использовать любой оператор цикла. Есть ограничения в использовании цикла For (шаг изменения параметра цикла должен быть 1 или -1. Если не известно сколько раз будет выполняться цикл, то используем While или Repeat)
- Выступление учеников с программами
- Дано натуральное число n. Составьте программу, которая находит сумму цифр этого числа, больших 5.
Program zadacha;
Var n1, s: integer;
n:longint;
begin
readln (n);
S:=0;
while n<>0 do
begin
n1:=n mod 10;
If n1>5 then s:=s+n1;
n:=n div 10;
end;
writeln (‘Сумма цифр больших 5’, s);
readln;
End.
- Даны действительное число а, натуральное число n. Составьте программу, которая вычисляет произведение a*(a+1)…(a+n-1).
Program chisla
Var i, n, a, p: integer;
Begin
Readln (a);
Readln (n);
P:=a;
For I = 1 to n-1 do
P:= p*(a+i);
Writeln (p);
end.
- Напишите программу, которая позволит определить количество дней в течении заданного периода, в которые не было прибыли, и максимальную выручку за этот период. Прибыль за день определяется как разность «выручка»-1000 (рублей) (если эта разность отрицательна, считать прибыль равной 0).
На выходе программа получает период N (1<=N<=31)- количество дней, в течении которых проводилась запись выручки, затем для каждого вводится выручка ( в рублях)
Program max viruchka i kolichestvo dney;
Var n,k,I,p,: integer;
a: array [1..1000] of integer;
max: integer;
Begin
Write (‘vvedite period’);
Readln (n);
K:=0;
max:=0;
For i:= 1 to n do
Begin
Write (‘vvedite viruchku’);
Readln a[i];
P:= (a[i])-1000;
If p<=0 then k:=k+1;
If a[i]> max then max:= a[i];
End;
Writeln(‘max viruchka’ , max ,’rubley’);
Writeln(‘pribili’ ne bilo’ , k , ‘dney’ );
Readln;
End.
- Дан массив из 30 элементов. Каждый элемент может принимать целочисленные значения от 0 до 1000.Составить программу, которая позволит найти сумму двузначных элементов массива, сумма цифр которых меньше 10.
Program symma;
Var T: array [1..30] of integer;
i,s,k,m: integer;
Begin
For i:=1 to 30 do readln (T[i]);
S:=0;
For i:=1 to 30 do
begin
k:=T[i] mod 10;
m:=T[i] div 10;
if (T[i] <100) and (T[i]>=10) and (m+k<10) then s:=s+T[i];
end;
writeln (s);
end.
- Составьте программу, которая находит сумму двузначных нечетных чисел в заданной пользователем последовательности целых чисел
Program pr;
var N, S, Max :integer;
begin
S:= 0; K:= 0 max:= 1000;
repeat
readln(N);
if (N mod 2 = 1) and ((N div 10) >=1) and ((N div 10) <= 9) then S:= S + N;
K:= K + 1;
if k = 1000 then break;
until N = 0;
writeln(‘Summa vseh nechetnih dvuznachnih = ‘, S’);
readln;
end.
Формальное исполнение программы
S = 0; K = 0; max= 1000;
Начало цикла:
1 шаг
Вводим N = 23
(23 mod 2 = 1) и ((23 div 10) >=1) и ((23 div 10) <= 9) (Да)
(1 = 1) и ((2 >= 1) и (2 <= 9)) (Да)
S = 0 + 23
K= 1
1 = 1000(Нет)
23 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг
2 шаг
Вводим N = 32
(32 mod 2 = 1) и ((32 div 10) >=1) и ((32 div 10) <= 9) (Да)
(0 = 1) и ((3 >= 1) и (3 <= 9)) (Нет)
K= 2
2 = 1000(Нет)
32 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг
3 шаг
Вводим N = 11
(11 mod 2 = 1) и ((11 div 10) >=1) и ((11 div 10) <= 9) (Да)
(1 = 1) и ((1 >= 1) и (1 <= 9)) (Нет)
K= 3
S = 23 + 11
3 = 1000(Нет)
11 = 0(Нет) Поэтому делаем следующий шаг
4 шаг
Вводим N = 0
(0 mod 2 = 1) и ((23 div 10) >=1) и ((23 div 10) <= 9) (Да)
(0 = 1) и ((0 >= 1) и (0 <= 9)) (Нет)
K= 4
4= 1000(Нет)
0 = 0(да) Поэтому заканчиваем цикл
Выводим S =34
- Контроль знаний
(класс делится на 3 группы, каждая группа выполняет свое задание) см. приложение
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Список литературы:
1. Белоусова Л.И., С.А.Веприк, А.С.Муравка. Сборник задач по курсу информатики. Учебно-методическое пособие. Изд.: Экзамен, Москва, 2007 г
2. Вирт Н.Систематическое программирование: Введение/Пер. с англ.- М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Презентация к уроку "Циклы на паскале"
Презентация к уроку "Использование всех типов циклов на Паскале"...
Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"
Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....
Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.
Урок в 9 классе по программированию....
Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.
Операторы языка Паскаль, 9 класс...
Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль
Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....