Здоровьесбережение на уроках информатики и ИКТ
статья по информатике и икт на тему
Данная статья относится к разделу " Здоровьесбережение" на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья " Здоровьесбережение на уроках информатики и ИКТ" | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение на уроках информатики и ИКТ
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% – от внешнесредовых условий (экологии), 10% – от деятельности здравоохранения, остальные 50% – от образа жизни человека. Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды
Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики являются:
1. Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся.
2. Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Одной из задач для реализации данных целей является включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании. На занятиях по информатике необходимо применять инновационные технологии, и это заставляет преподавателя по-новому посмотреть на свою деятельность и деятельность обучающихся.
Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное не имеет особого смысла. Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее.
|
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Кроме того, необходимо повышение двигательной активности школьников на уроке, что естественно для данного возраста, а это связано с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий
Внешняя и внутренняя мотивация деятельности учащихся | Личностно-ориентированный подход | Благоприятный психологический климат | ||
Рациональная плотность урока | УРОК | 4-7 вида учебной деятельности | ||
Соответствующая тематика | Физкультминутки | Технологии (не менее двух) |
При составлении тематического плана предусмотрены здоровьесберегающие компоненты:
№ | компонент | темы | Содержание материала по здоровьесбережению |
5 класс (внеурочная деятельность) | |||
1 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видео -урок) |
Оформление брошюр, буклетов, книжек-малышек | Комплекс упражнений для снятия усталости при работе за компьютером | ||
Текстовый процессор | Сообщение по тем « Влияние компьютера на здоровье школьника» | ||
Графический редактор Paint | Конкурс рисунков ЗОЖ | ||
6 класс (внеурочная деятельность) | |||
2 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видеоурок) |
Создание банка данных | Физкультминутки | ||
Текстовый процессор | Сообщение на тему «Как сохранить здоровье» | ||
Графический редактор Paint | Конкурс на лучший плакат «Здоровый образ жизни» | ||
7 класс | |||
3 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики |
Текстовый редактор Word | Сообщение « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК» | ||
Текстовый редактор Word (таблица) | Полезные продукты/ вредные продукты | ||
Электронные презентации | Проект «Школа без табака» | ||
8 класс | |||
4 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики |
Текстовый редакторWord | Сообщение на тему «Эргономические требования к работе на ПК» | ||
Информационное моделирование | Создание информационной модели на тему «Я и мое здоровье» | ||
9 класс | |||
5 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики |
Компьютерные технологии представления информации | «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека» | ||
Программирование | Разработка тестов «Проверь свой вес» | ||
10 класс | |||
6 | Вводный урок | Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | |
Информационная технология разработки проекта. | Социальный проект « Жизнь без наркотиков». | ||
Компьютерные технологии представления информации | Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека | ||
11 класс | |||
7 | Вводный урок | Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | |
Реляционные базы данных | Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса | ||
Основы социальной информатики | Нравственные аспекты применения информационных технологий | ||
Сетевые технологии | Действие INTERNET на развитие человека |
Комплексы физических упражнений для снятия усталости на уроках информатики
№1.
Поднимите руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
№2
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
№3
На зарядке пятый класс.
Мы присядем восемь раз,
Высоко поднимем руки, Будем жить всегда без скуки.
Наклонимся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
№4
Шаг вперед – раз, два,
Шаг назад – раз, два.
Влево, вправо голова,
Влево, вправо наше тело.
Сели и взялись за дело.\
№5 ( имитируем работу компьютера)
1. Вы все процессоры, которые сейчас загружаются (дети имитируют загрузку компьютера)
2.Замограл ваш монитор (имитируют монитор).
3. Мышка кнопку Пуск нажала, выбрала программу Word
4. Пальцы наши по клавиатуре побежали (работаем всеми пальцами )
5.Вот готов наш документ.( Встать у своего места, выпрямиться)
6. Включился принтер (шумовое сопровождение)
7.Идет распечатка документа.( глубокий вдох и выдох)
Упражнения для глаз
- Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
- Моргать в течении 1-2 мин.
- С напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
- В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
- В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
- Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение на уроках информатики.
В данной статье описываются пути решения проблемы сохранения здоровья детей. Приводятся в пример: некоторые элементы гиманастики для глаз; практические работы на тему "Здоровье", способствующие ф...
Среда здоровьесбережения на уроках информатики и ИКТ
Здоровьесберегательная педагогика - это основа новой школы. Задача каждого педагога не только повысить качество знаний, но и сохранить здоровье подрастающему поколению, повысить культуру здоровья. Уче...
Здоровьесбережение на уроках информатики в условиях ФГОС
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими меропр...
Статья "Здоровьесбережение на уроках информатики"
Здоровьесбережение на уроках информатики ....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную ч...
Здоровьесбережение на уроках информатике
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показат...
Методическая разработка модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе»
В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе. Разработанная...