Тема «Простые таблицы» 10класс (УМК Н.В.Макаровой)
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Гончаров Дмитрий Владимирович

Цели урока:

§ систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

§ расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях; 

§ расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_24_yanvarya_2012.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики вечерней школы №6 Гончаров Д.В.

Тема «Простые таблицы»

10класс (УМК Н.В.Макаровой)

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
  • расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях; 
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • Компьютеры;
  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • Презентация 7_2.5.2 «Простые таблицы».

Основные понятия:

  • модель,
  • информационная модель,
  • знаковая информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • простая таблица.
  • электронная таблица

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. Обсуждаются вопросы:

  • Какие  преимущества  обеспечивают  табличные  модели  по  сравнению  со словесным описанием? (Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима).
  • Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).
  • Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
  • Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?
  • Информация каких видов размещается в графах таблицы? Можно ли там размещать графические изображения? Приведите пример.

 2) Объяснение нового материала: Простые таблицы. § 2.5.2.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.2_ «Простые таблицы»)

Напомнить, что для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

Объект – это то, о чем идет речь.

Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.

Свойства – характеристики, признаки объекта.

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа:

Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.

Название класса объектов

Название свойств

Названия объектов

Значение свойств

Порядок построения таблиц ОС:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс объектов.
  3. Вписать названия объектов и их свойств.
  4. Вписать значения свойств.

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.

Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя свойства 2

Имя объекта 1

Имя объекта 2

Значение свойства объекта

Таблица 1 «Домашняя библиотека»

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ЖАНР

А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

1985

Поэтическая сказка

А. Беляев

«Человек - амфибия»

1990

Фантастика

Л. Толстой

«Война и мир»

1972

Трагедия

  1. В таблице идет речь о классе объектов – о книгах домашней библиотеки
  2. Свойства – автор, название, год издания, жанр

Таблица 2. Города Золотого кольца России

Город

Год основания

Основатель

Достопримечательность

Владимир

1108

Князь Владимир Мономах

Церковь Покрова на Нерли

Суздаль

1024

?

Кремль

Кострома

1152

Князь Юрий Долгорукий

Ипатьев Троицкий монастырь

Переславль –

Залесский

Князь Юрий Долгорукий

Плещеево озеро

Гусь -Хрустальный

1756

Орловский купец Аким Мальцов

Первая в России хрустальная фабрика

  1. Объект – город
  2. Свойства – год основания, основатель, достопримечательность.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:

Таблица 3. Города Золотого кольца России

Характеристика города

Название города

Владимир

Кострома

Переславль-Залесский

Гусь-Хрустальный

Год основания

1108

1152

1152

1756

Основатель

Князь Владимир Мономах

Князь Юрий Долгорукий

Князь Юрий Долгорукий

Орловский купец Аким Мальцов

Достопримечательность 1

Церковь покрова на Нерли

Ипатьев Троицкий Монастырь

Горицкий монастырь

Гусевский хрустальный завод

Достопримечательность 2

Дмитровский собор

Торговые ряды

Плещеево озеро

Музей хрусталя имени Мальцовых

Достопримечательность 3

Золотые ворота

Памятник Ивану Сусанину

Синий камень

Озеро на речке Гусь

Расстояние от Москвы, км

96

326

127

251

Таблицы типа ООО: «объекты – объекты - один»

Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.

Название класса  первых объектов

Название класса вторых объектов

Название вторых объектов

Название первых объектов

Значение свойств

Порядок построения таблиц ООО:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс первых и вторых объектов.
  3. Вписать названия первых и вторых объектов.
  4. Вписать значения свойств в ячейки.

Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:

Имя первого класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта второго класса

Имя 2-го объекта второго класса

 …

Имя 1-го объекта первого класса

 

Имя 2-го объекта первого класса

Значение свойства пары объектов

 

Таблица 4 «Годовые оценки»

ФАМИЛИЯ

ПРЕДМЕТ

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Иван

5

5

4

  1. Класс первых объектов – ученики (фамилии).
  2. Класс вторых объектов – предмет.
  3. Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
  4. Вторые объекты – русский язык, литература, математика.
  5. Свойства – оценки.

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:        

Таблица 5. «Годовые оценки»

ПРЕДМЕТ

ФАМИЛИЯ

Иванов Петя

Петров Андрей

Сидоров Иван

Русский язык

4

4

5

Литература

5

4

5

Математика

4

3

4

3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

В  практической  части  урока  ученики  закрепляют  навыки  построения  таблиц.  При выполнении  задания  №3. Таблица типа ОС. Золотое кольцо России  работы  №6  они  вынуждены  искать  необходимую  информацию  в нескольких имеющихся таблицах. При наличии времени ученики выполняют задание №4. Таблица типа ООО. Прогноз успеваемости.

5)  Домашнее задание

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

  1. Информатика: Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. /Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
  2. Информатика. Методическое пособие для учителя. 10 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2008
  3. http://www.lit.msu.ru/ru/new/study  (графики, схемы)
  4. http://images.yandex.ru   (картинки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, ...

Презентация по теме "Нация" в 10классе

Эта презентация может быть использована учителем на уроках по теме"Нация" в 10 классе ( учебник"Deutsch.Kontakte." Г.И.Воронина, И.В.Карелина)...

Разработка урока "Создание простых таблиц в MSWord"

Разработка урока по информатике и ИКТ - 7 класс...

урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)

Открытый урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)...

Практическая работа 5 класс "Создаём простые таблицы"

Практическая работа 5 класс "Создаём простые таблицы"...

Простые таблицы «Информационное моделирование», Информатика 6 класс, (по УМК Босова Л.Л.)

Цели урока:Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделяхФормировать умение представлть информацию в табличной форме...