урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему
Открытый урок по информатике "Простые таблицы" (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prostye_tablitsy.doc | 251 КБ |
otkrytyy_urok_informatika_prostye_tablitsy1.ppt | 2.25 МБ |
gerby.rar | 161.36 КБ |
test2.rar | 655.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Простые таблицы» 7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- Ноутбуки;
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- Презентация «Простые таблицы».
- Карта урока
- Флажки синего и красного цвета
- таблицы
Основные понятия:
- модель,
- информационная модель,
- знаковая информационная модель,
- табличная информационная модель,
- простая таблица.
Ход урока
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала
- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие по южной части Воронежской области. Для того, чтобы отправиться в путешествие надо взять с собой багаж, который вы собирали на предыдущих уроках. Давайте проверим, с каким багажом знаний мы отправимся в дорогу.
Игра «Верно – неверно»
(У детей на столах флажки синего и красного цветов, одновременно с детьми учитель показывает флажок нужного цвета)
- Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет)
- Представляемая в таблицах информация наглядна, компактна и легко обозрима.(Да)
- Является ли табличной информационной моделью расписание уроков (Да)
- Бывают простые и сложные таблицы (Да)
- В таблице не должны быть указаны единицы измерения.(нет)
- Заголовки граф и строк должны быть краткими. (да)
- Знак ↓ в ячейке таблице означает – данные невозможны; (нет)
- Любое ли словесное описание можно заменить таблицей? (Нет. Описываемые объекты должны обладать одинаковыми наборами свойств. Нельзя заменить словесное описание природного явления, например грозы, таблицей)
- Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе. (История: хронологическая таблица. Математика: таблица умножения).
Объект – это то, о чем идет речь.
Класс объектов – множество объектов, объединенных какими- то общими свойствами.
Свойства – характеристики, признаки объекта.
- Ребята у кого нет ни одной ошибки поднимите руки..
2) Объяснение нового материала:
(Сопровождается показом презентации «Простые таблицы»)
- Ребята, как мы оформили результат (в виде таблицы)
- У нас получилась заполненная таблица
- Удобна ли такая форма ответов?
- Почему? (Удобна, наглядна, мы сразу можем видеть результат)
- Как вы думаете какова тема нашего урока ? (Таблицы)
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с табличными моделями, тема нашего урока «Простые таблицы»
- Багаж собран, мы можем отправиться в наше путешествие (карта)
На карте мы видим маршрут, путь начинаем из Ольховатки, что мы знаем о нашем районном центре (Ольховатка)
- Продолжаем путешествие, мы подъезжаем к г. Россошь, чем же он интересен? (Россошь)
- А теперь наш маршрут лежит в поселок городского типа в Кантемировку
- Свое небольшое путешествие мы завершаем в городе Богучар
- Итак, какие населенные пункты мы посетили?
- Информация о них находится у вас на парте
- Можете ли вы сразу сказать, где самая большая численность населения?
- А самая маленькая?
- Легко ли вам было быстро найти необходимую информацию в тексте?
- Как удобнее представить данную информацию (в виде таблицы)
- Почему? (Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.)
- Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные. Простые таблицы в свою очередь можно разделить на два типа: «Объект – свойство» (ОС) и «Объект – объект – один» (ООО)
Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.
Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя объекта 1 | |||
Имя объекта 2 | Значение свойства объекта |
Таблица Необычные вещи
- Объект – изделие
- Свойства – год основания, страна, длина.
- Нашу информацию о путешествии мы поместим в таблицу вида Объект- свойство (ОС)
Объекты – это населенные пункты
Свойства - год основания, достопримечательность, промышленность
Порядок построения таблиц ОС:
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс объектов.
- Вписать названия объектов и их свойств.
- Вписать значения свойств.
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.
3. Самостоятельная работа в парах (учащиеся составляют таблицу о населенных пунктах Воронежской области
- У вас на партах в файлах имеется материал для выполнения практической работы. Это сетка таблицы типа ОС и сведения для её заполнения. Вклейте нужную информацию в соответствующие ячейки таблицы. Во время работы ориентируйтесь на текстовую информацию о населенных пунктах юга Воронежской области.
- проверим, что у нас получилось (на доске таблица)
Населенные пункты юга Воронежской области
Населенный пункт | Год основания | Достопримечательность | Промышленность |
Ольховатка | 1702 | Здание сахарного завода | Производство сахара |
Россошь | 1721 | Колокольня Александра Невского | Производство минеральных удобрений |
Кантемировка | 1742 | Танк «Т-34-85» | Производство машин и оборудования |
Богучар | ? | Церковь Иоанна-воина | Производство растительного масла |
- Всю ли информацию мы использовали ( но у вас некоторая информация осталась)
- какие свойства объектов у вас остались?
- куда мы можем ее поместить? (в таблицу),
- удобна ли она будет для восприятия (нет)
- давайте подумаем как по-другому можно расположить данные в таблице?
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» - строки превратить в графы, а графы – в строки:
Населенный пункт | Ольховатка | Россошь | Кантемировка | Богучар |
Год основания | 1702 | 1721 | 1742 | ? |
Достопримечательность | Здание сахарного завода | Колокольня Александра Невского | Танк «Т-34-85» | Церковь Иоанна-воина |
Промышленность | Производство сахара | Производство минеральных удобрений | Производство машин и оборудования | Производство растительного масла |
Численность населения (ч) | 4552 | 62507 | 11236 | 11281 |
Районная газета | «Ольховатский вестник» | «За изобилие» | «Кантемировский вестник» | «Сельская новь» |
- Молодцы, мы научились стоить простые таблицы типа ОС
- В нашем заочном путешествии мы преодолели большое расстояние
- Чтобы сосчитать протяженность нашего маршрута, мы должны знать расстояние между населенным пунктами
- Данную информацию удобно представить в виде таблиц ООО
Таблицы типа ООО: «объекты – объекты – один»
- Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.
В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.
Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:
Имя первого класса объектов | Имя второго класса объектов | ||
Имя 1-го объекта второго класса | Имя 2-го объекта второго класса | … | |
Имя 1-го объекта первого класса |
| ||
Имя 2-го объекта первого класса | Значение свойства пары объектов |
|
Таблица «Годовые оценки»
ФАМИЛИЯ | ПРЕДМЕТ | ||
Русский язык | Литература | Математика | |
Иванов Петя | 4 | 5 | 4 |
Петров Андрей | 4 | 4 | 3 |
Сидоров Иван | 5 | 5 | 4 |
- Класс первых объектов – ученики (фамилии).
- Класс вторых объектов – предмет.
- Первые объекты – Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Ваня, Андреев Коля.
- Вторые объекты – русский язык, литература, математика.
- Свойства – оценки.
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки:
«Годовые оценки»
ПРЕДМЕТ | ФАМИЛИЯ | ||
Иванов Петя | Петров Андрей | Сидоров Иван | |
Русский язык | 4 | 4 | 5 |
Литература | 5 | 4 | 5 |
Математика | 4 | 3 | 4 |
- Давайте возвратимся к нашему путешествию и рассмотрим таблицу расстояния между населенными пунктами
Расстояние между районными центрами (км)
Районный центр | Ольховатка | Россошь | Кантемировка | Богучар |
Ольховатка | 0 | 27 | 92 | 126 |
Россошь | 27 | 0 | 73 | 99 |
Кантемировка | 92 | 73 | 0 | 62 |
Богучар | 126 | 99 | 62 | 0 |
- Давайте посчитаем сколько км мы проехали? хорошо в нашей группе неплохие математики
4) Физкультминутка.
5) Практическая работа.
Населенные пункты юга Воронежской области
Населенный пункт | Год основания | Достопримечательность | Промышленность | Герб |
Ольховатка | 1702 | Здание сахарного завода | Производство сахара | |
Россошь | 1721 | Колокольня Александра Невского | Производство минеральных удобрений | |
Кантемировка | 1742 | Танк «Т-34-85» | Производство машин и оборудования | |
Богучар | ? | Церковь Иоанна-воина | Производство растительного масла |
В практической части урока ученики закрепляют навыки построения таблиц. При выполнении задания Таблица типа ОС. «Путешествие по Ворнежской области» они вынуждены искать необходимую информацию в нескольких имеющихся таблицах.
6) Тестирование
- выберите для описания каких объектов наиболее часто используют табличное представление информации
- - для однотипной информации
- - для объектов с одинаковыми наборами свойств
- - для представления структуры объектов
2. на рисунке изображена структура таблицы, под какой цифрой изображен верхний заголовок
1
- если имеются общие для всей таблицы единицы измерения, то куда их обычно записывают?
- в общем заголовке
- в заголовках граф и строк
- в каждой ячейке
4. поставь в соответствие название и общий вид простой таблицы
таблица «Объект – свойство»
таблица ««объекты –объекты - один»
Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя объекта 1 | |||
Имя объекта 2 | Значение свойства объекта |
Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:
Имя первого класса объектов | Имя второго класса объектов | ||
Имя 1-го объекта второго класса | Имя 2-го объекта второго класса | … | |
Имя 1-го объекта первого класса |
| ||
Имя 2-го объекта первого класса | Значение свойства пары объектов |
|
- Что можно отнести к табличным моделям
Таблица Менделеева
Расписание поездов
Описание портрета
формула
7) Рефлексия
- Наш урок подошел к завершению. У вас на партах лежат макеты сотовых телефонов. Напишите друг другу СМС сообщения о том, как прошел сегодняшний урок, что вам понравилось, а что нет, что было легко, а в чем вы испытали затруднения.
,,,,,,,,,,,,,,
- Поделитесь с нами своими сообщениями, кому и что вы написали.
,,,,,,,,,,,
- А я написала СМС всем вам. «Благодарю вас за активную работу на уроке, за ваши горящие глаза и светлые головы».
8) Домашнее задание
§ 2.5 (стр. 60 - 64);
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики в 4 классе по теме "Таблица умножения числа 9."
Подробный конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Цели: совершенствовать навыки устных вычислений таблицы умножения числа 9, использовать изученные случаи умножения и делен...
презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Таблица умножения числа 9"
Презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Таблица умножения числа 9". Материал содержит задания для индивидуальной и дифференцированной работы на уроке....
Конспект урока по математике 2 класс тема: "Десятичный состав чисел второго десятка"., 4 класс тема: «Нумерация в пр. 100. Таблица разрядов, разрядные слагаемые. Сложение и вычитание в пр. 100.»
Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе...
Урок-КВН в 4 классе на тему: «Повторение сложения и вычитания в пределах 100 и таблицы умножения»
Урок-КВН в 4 классе на тему: «Повторение сложения и вычитания в пределах 100 и таблицы умножения»...
Интегрированный урок Музыка в таблице умножения и деления (3 класс)
Музыка в таблице умножения и деления (Интегрированный урок по предметам математика и музыка в 3 классе)Авторы:Нурфига Камилевна Хасанова - учитель начальных классов, первой квалификац...
Схемы и таблицы к урокам для 8-9 классов
Папка содержит схемы и таблицы, которые могут быть использованы как учителем, так и учениками при изучении курса обществознания в 8-9 классах...
Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"
Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...