Изучаем циклы в Pascal
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Тема урока:
Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR
Цель занятия:
1. Сформировать понятие о циклах;
2. Научиться использовать счётный цикл FOR;
3. Получить навыки решения алгоритмов с повторениями.
В языке Паскаль существует три различных оператора с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы (три оператора цикла):
- счетный цикл FOR;
- цикл WHILE с предусловием;
- цикл REPEAT...UNTIL c постусловием.
На первом нашем занятии постараемся познакомиться и научимся использовать счётный цикл FOR .
Переменная внутри цикла изменяется автоматически от k до n (n>k) с шагом 1.
Формат записи цикла: for i:=k to n do
или
от n до k (n>k) с шагом -1.
Формат записи цикла: for i:=n dawnto k do
Если в цикле должны выполняться несколько операторов, то используем операторные скобки: begin …. end;
Цикл FOR удобно использовать тогда, когда точно известно количество повторений.
Рассмотрим несколько примеров:
Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до n.
program zadacha3_1;
var i,n,s:integer;
Begin
writeln(' введите натуральное n'); readln(n);
s:=0;
for i:=1 to n do
s:=s+i;
writeln('сумма от 1 до',n,' = ',s);
End.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_tsikly_v_pascal.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучаем циклы в Pascal
Тема урока:
Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR
Цель занятия:
- Сформировать понятие о циклах;
- Научиться использовать счётный цикл FOR;
- Получить навыки решения алгоритмов с повторениями.
В языке Паскаль существует три различных оператора с помощью которых можно запрограммировать повторяющиеся фрагменты программы (три оператора цикла):
- счетный цикл FOR;
- цикл WHILE с предусловием;
- цикл REPEAT...UNTIL c постусловием.
На первом нашем занятии постараемся познакомиться и научимся использовать счётный цикл FOR .
Переменная внутри цикла изменяется автоматически от k до n (n>k) с шагом 1.
Формат записи цикла: for i:=k to n do
или
от n до k (n>k) с шагом -1.
Формат записи цикла: for i:=n dawnto k do
Если в цикле должны выполняться несколько операторов, то используем операторные скобки: begin …. end;
Цикл FOR удобно использовать тогда, когда точно известно количество повторений.
Рассмотрим несколько примеров:
Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до n.
program zadacha3_1;
var i,n,s:integer;
Begin
writeln(' введите натуральное n'); readln(n);
s:=0;
for i:=1 to n do
s:=s+i;
writeln('сумма от 1 до',n,' = ',s);
End.
В данном цикле переменная i автоматически изменяется от 1 до n с шагом 1. Поэтому к переменной s прибавляется i вначале равная 1, потом 2, потом 3, и т.д. до n, соответственно переменная s принимает значении 1, 3, 6, 10, 15 ….…
Задано натуральное n. Вычислить сумму ряда:
S=1 - 1/2 + 1/3 - 1/4 + 1/5-........1/n
program zadacha3_2;
var i,n,a:integer;
s:real;
Begin
writeln('Введите n');
readln(n);
s:=1;a:=1;
for i:=2 to n do
begin
a:=(-1)*a;
s:=s+a/i;
end;
writeln('Сумма ряда S= ',s);
End.
Определить количество трёхзначных натуральных чисел, сумма цифр которых равна заданному числу N.
program zadacha3_3;
var с1,с2,с3,i,n,kol:integer;
Begin
writeln('Введите n');
readln(n);
kol:=0;
for i:=100 to 999 do
begin
c1:=i div 100;
c2:=(i div 10) mod 10;
c3:=i mod 100;
if c1+c2+c3=n then kol:=kol+1;
end;
writeln('Количество таких чисел = ',kol);
End.
Вопросы для повторения:
- Для чего предназначен оператор цикла?
- Какие существуют циклы в языке Паскаль?
- Какой формат записи имеет оператор FOR?
- Как работает оператор FOR?
- В каких случаях применяется оператор FOR?
- Сколько раз будет выполнен цикл, и чему будет равна переменная S после выполнения:
s:=0; n=6;
for i:=3 to n do
s:=s+i;
- Как в теле цикла выполнить несколько операторов?
Задания для самостоятельной работы:
- Найти сумму всех нечётных трёхзначных чисел.
- Найти сумму положительных кратных 7 чисел, меньших 100.
- Найти все числа, которые делятся на N среди:
- всех двухзначных чисел;
- всех трёхзначных чисел.
- Составить программу вычисления суммы квадратов чисел от 1 до n.
- Среди двузначных чисел найти те, сумма квадратов цифр которых делится на 13.
- Найти все делители для заданного числа n.
- Дано натуральное число n. Вычислить:
a) 2n; b) 3n c) n!;
- Среди четырёхзначных чисел выбрать те, у которых:
- все четыре цифры различны (например: 3167, 9012);
- имеются три одинаковые цифры (например: 1311, 7779);
- цифры попарно различны (например: 1331, 7979, 2255);
- цифры образую возрастающую последовательность (например: 1389, 4678);
- Написать программу поиска чисел <1000, которые при делении на 2 дают в остатке 1, при делении на 3 дают в остатке 2, при делении на 4 - в остатке 3, при делении на 5 - в остатке 4, при делении на 6 - в остатке 5 а при делении на 7 дают в остатке 6.
Тема урока:
Алгоритмы с повторениями.
Цикл с предусловием WHILE.
Цикл с постусловием REPEAT.
Цель занятия:
- Закрепить понятие о циклах;
- Познакомиться с циклами WHILE и REPEAT;
- Получить навыки решения алгоритмов с повторениями.
На прошлом занятии мы познакомились и научились использовать счётный цикл FOR.
Продолжим работу по этой теме и познакомимся с ещё двумя циклами:
- цикл WHILE с предусловием;
- цикл REPEAT...UNTIL c постусловием.
Эти циклы удобно использовать тогда, когда заранее неизвестно число повторений.
Решим задачу zadacha3_1 используя циклы WHILE и REPEAT и попытаемся понять принцип работы этих циклов.
Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до n.
1) цикл FOR
program zadacha3_1a;
var i,n,s:integer;
Begin
writeln(' введите натуральное n'); readln(n);
s:=0;
for i:=1 to n do
s:=s+i;
writeln('сумма от 1 до',n,' = ',s);
End.
2) цикл WHILE
program zadacha3_1b;
var i,n,s:integer;
Begin
writeln('введите натуральное n'); readln(n);
s:=0; i: =1;
while i<=n do
begin
s:=s+i;
i:=i+1;
end;
writeln('сумма от 1 до',n,'=',s);
End.
Цикл WHILE будет выполняться до тех пор, пока выполняется условие i<=n. Причем переменную i изменяем внутри цикла.
3) цикл REPEAT
program zadacha3_1c;
var i,n,s:integer;
Begin
writeln(' введите натуральное n'); readln(n);
s:=0; i:=1;
repeat
begin
s:=s+i;
i:=i+1;
end;
until i>n;
writeln('сумма от 1 до',n,' = ',s);
End.
Цикл REPEAT . . . UNTIL будет выполняться до тех пор, пока не выполниться условие i>n.
Задано натуральное число n. Вычислить сумму цифр числа.
program zadacha3_4;
var n,sum,cif:integer;
Begin
writeln('Введите n'); readln(n);
sum:=0;
while n>0 do
begin
cif:=n mod 10;
sum:=sum+cif;
n:=n div 10;
end;
writeln('Сумма цифр введённого числа = ',sum);
End.
Найти минимальное натуральное число, которое при делении на 2 даёт в остатке 1, при делении на 3 даёт в остатке 2, при делении на 4 - в остатке 3, при делении на 5 - в остатке 4, при делении на 6 - в остатке 5 а при делении на 7 дают в остатке 6.
program zadacha3_5;
var i, kl:longint;
Begin
kl:=0; i:=0;
while kl=0 do
begin
i:=i+1;
if (i mod 2=1) and (i mod 3=2) and (i mod 4=3) and (i mod 5=4) and (i mod 6=5) and (i mod 7=6) then kl:=1;
end;
writeln(i);
End.
Вопросы для повторения:
- Какие циклы существуют в языке Паскаль?
- Какой формат записи имеют циклы WHILE и REPEAT?
- В каких случаях удобно применять эти циклы?
- Чем отличается цикл WHILE от цикла REPEAT?
- Будет ли остановлено выполнение данного цикла? Почему?
s:=0; i: =1;
while i<=4 do
s:=s+i;
Задания для самостоятельной работы:
- Дано натуральное число n.
- Сколько цифр в числе n?
- Сколько чётных цифр в числе n?
- Дано натуральное число n.
- Вычислить, входит ли цифра 3 в запись числа n2.
- Поменять порядок цифр числа n на обратный.
- Переставить первую и последнюю цифры числа n.
- Приписать по единице в начало и в конец записи числа n.
- Является ли число n - палиндромом? (9889 - да, 9878 -нет)
- Дано натуральное число n. Является ли n степенью 3.
- Для данного натурального числа m>1 найдите максимальное k, для которого ещё выполняется равенство 2k
- Для данного натурального числа m>1 найдите минимальное k, для которого уже выполняется равенство k!>m. (например, если m=10, то k=4).
Тема урока:
Алгоритмы с повторениями.
Практикум по решение задач c повторениями.
Цель занятия:
Закрепить навыки написания алгоритмов с повторениями;
Осуществить промежуточный контроль
Задания для самостоятельной работы:
- Дано натуральное число n. Вычислить:
.
- Даны действительное число a, натуральное число n. Вычислить:
- an;
- a(a + 1) …(а + n – 1).
- Дано натуральное число n. Вычислить произведение первых n сомножетелей:
- ;
- .
- Вычислить 1 - следующими четырьмя способами:
- последовательно слева направо;
- последовательно слева направо вычисляются и , затем второе значение вычитается из первого;
- последовательно справа налево;
- последовательно справа налево вычитаются суммы, выписанные в б), затем вычитание.
Почему при вычислениях каждым из этих способов получаются разные результаты?
- Найти все двузначные числа, которые содержат цифру N.
- Составьте программу возведения натурального числа в квадрат, используя следующую закономерность:
12 = 1
22 = 1 + 3
32 = 1 + 3 + 5
42 = 1 + 3 + 5 + 7
. . .
n2 = 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + … + (2n – 1).
- Составить программу возведения заданного числа в третью степень, используя следующую закономерность:
13 = 1
23 = 3 + 5
33 = 7 + 9 + 11
43 = 13 + 15 +17 + 19
53 = 21 + 23 + 25 + 27 + 29
- Среди двузначных чисел найти те, сумма квадратов цифр которых делится на заданное число n.
- Написать программу поиска двузначных чисел, удовлетворяющих следующему условию: если к сумме цифр числа прибавить квадрат этой суммы, то получится само число.
- Написать программу поиска трёхзначных чисел, квадрат которых оканчивается тремя цифрами, составляющими исходное число.
- Написать программу поиска четырёхзначного числа, которое при делении на C даёт в остатке B, а при делении на B даёт в остатке D.
- Найти сумму положительных нечётных чисел, меньших N.
- Найти сумму целых положительных чисел из промежутка от А до В, кратных k (значения переменных А и В вводятся с клавиатуры).
- Найти сумму целых положительных чисел, больших A, меньших B, кратных 3 и заканчивающихся на 2, 4 или 8.
- В трёхзначном числе зачеркнули старшую цифру, когда полученное двузначное число умножили на 7, то получили данное число. Найти это число.
- Сумма цифр трёхзначного числа кратна 7, само число также делится на 7. Найти все такие числа.
- Среди четырёхзначных чисел выбрать те, у которых все четыре цифры различны.
- Дано натуральное число. Найти все его делители и их сумму.
- В 1626 году индейцы продали остров Манхеттен за 20$. Если бы эти деньги были помещены в банк на текущий счёт и ежегодный прирост составил k%, то какова была бы сумма в текущем году?
- Среди двузначных чисел найти те, которые делятся на число q, а сумма их цифр равна n (0 n 18).
- Найти минимальное число, большее N, которое нацело делится на K (K, N - натуральные числа).
- Приписать по цифре 1 в начало и в конец записи числа n.
(Например, ввод n = 923, вывод 19231).
- Поменять местами первую и последнюю цифры числа.
(Например, ввод n = 9423, вывод 3429).
- Приписать к исходному числу n такое же число.
(Например, ввод n = 423, вывод 423423).
- Выяснить, сколько раз в натуральном числе встречается его максимальная цифра.
(Например, ввод 4423, вывод 2 раза; ввод 9077, вывод 1 раз).
- Выяснить, является ли разность максимальной и минимальной цифр числа чётной.
- Дано натуральное число n. Требуется выяснить, можно ли представить его в виде суммы квадратов трёх натуральных чисел? Если можно, то:
- указать тройку x, y, z таких натуральных чисел, что
x2 + y2 + z2 = n;
- указать все тройки таких чисел, что x2 + y2 + z2 = n.
- Составить программу, печатающую k-ю цифру последовательности:
- 12345678910 …, в которой выписаны подряд все натуральные числа;
- 14916253649 …, в которой выписаны подряд квадраты всех натуральных чисел;
- Составить программу для нахождения всех натуральных чисел n, m, k из интервала [a, b], удовлеовторяющих соотношению n2 + m2 = k2 (a и b заданы).
- Стороны прямоугольника заданы натуральными числами M и N. Составить программу, которая будет находить, на сколько квадратов, стороны которых выражены натуральными числами, можно разрезать данный прямоугольник, если от него каждый раз отрезается квадрат максимально возможной площади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики по теме: Операторы цикла языка Pascal. 10 класс
Здесь предложен урок по теме: операторы цикда языка Pascal. Данный урок может буть третим/ четтвёртыв по данной теме. Он предусматривает как проверку теоретических знаний обучающихся, так и реше...
Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром
Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса Данный материал представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с парам...
Циклы в Turbo Pascal
Циклы в TurboPascal. Решение задач на циклы....
Изучаем ветвления в Pascal
Тема урока:Условный оператор. Структура условного оператора.Цель занятия:1. Сформировать понятие об условном операторе; 2. Научиться использовать полный и неполный условн...
Тест по теме "Циклы на языке Pascal"
Тест предназначен для учащихся 9 класса, создан в тестовом редакторе MyTest...
Самостоятельная работа по информатике. Циклы Pascal
Закрепление по теме циклы в Pascal...
Тема занятия: Цикл. Виды циклов. Работа с сетевым ресурсом code.org – «Изучай информатику» - Курс 2. Раздел «Лабиринт. Циклы»
Тип занятия: Изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с понятием «Циклические алгоритмы», работа с сетевым ресурсом code.org....