Урок информатики по теме: Операторы цикла языка Pascal. 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Здесь предложен урок по теме: операторы цикда языка  Pascal. Данный урок может буть третим/ четтвёртыв по данной теме. Он предусматривает как проверку теоретических знаний обучающихся, так и решение задач на закрепление данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokopercikla10kl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по информатике. 10 класс.

Язык программирования – Turbo Pascal.

Учитель:  Герцева Светлана Викторовна.

Тема:  Операторы цикла.

        (Третий урок по теме: «Операторы цикла».)

Цели: Образовательная:

1) Закрепление навыков в составлении программ с использованием различных  циклов.

            2) Использование цикла и ветвления в одной программе.        

        Развивающая:

        Развитие умений обобщать, систематизировать и применять знания, полученные   ранее.

        Воспитательная:

        Формирование навыков самостоятельной работы и воспитания самоконтроля учащихся.

Тип урока: Урок применения знаний, навыков и умений.

Обеспечение урока: 1) Тесты на 2 варианта.

                        2) Карточки с задачами.

                        3) Файл Forma.pas. 

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение цели и темы урока;
  3. Самостоятельная работа;
  4. Постановка задачи, обсуждение плана её решения;
  5. Практическая работа;
  6. Подведение итогов урока.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание (по вариантам).

Цель: Проверить, владеют ли учащиеся всеми изученными видами циклов (с параметром, с постусловием, с предусловием); умеют ли делать оптимальный выбор цикла для каждой конкретной задачи.

Тест №1  (1 вариант)

Тема: Операторы цикла.

  1. С помощью каких служебных слов  записывается оператор цикла с постусловием?
  1.  While…do…
  2.  Repeat…until…
  3.  If…then…else…
  4.  For…do…
  1. Сколько раз выполнится оператор, стоящий в цикле:

      For i:=0 to m do y:=y*а;?

  1. m
  2. m-1
  3. m+1
  4. много
  1. При истинности какого условия будут исполняться операторы в цикле:

      While x<=x1 do begin

f:=x+x+2.4;

x:=x+0.2;

end;

  1. x<=x1;
  2. f:=x*x+2.4;
  3. x:=x+0.2;
  4. x>x1
  1. Какой цикл удобнее всего использовать для задачи: Дано действительное число   х. Вычислить бесконечную сумму:

  1. Цикл с предусловием
  2. Цикл с параметром
  3. Условный оператор
  4. Цикл с постусловием
  1. Задача: Пусть даны числа a, b (a>1, b>a). Получить первый элемент последовательности a, a2, a3, a4…, больший числа b.

Выберите фрагмент программы, отвечающий решению данной задачи.

  1. p:=1;

Repeat

        p:=p*a;

        until p>b;

  1. p:=1;

while p>b do p:=p*a;

  1. p:=1;

repeat

                p:=p*a;

        until p

  1. p:=1;

if p>b then p:= p*a

Тест №2 (2 вариант)

Тема: Операторы цикла.

  1. С помощью каких служебных слов  записывается оператор цикла с предусловием?
  1.  While…do…
  2.  Repeat…until…
  3.  If…then…else…
  4.  For…do…
  1. Сколько раз выполнится оператор, стоящий в цикле:

      For i:=0 to n-1 do y:=y*а;?

  1. n
  2. n-1
  3. n+1
  4. много
  1. При ложности какого условия будут исполняться операторы в цикле:

Repeat

f:=x+x+2.4;

x:=x+0.2;

until x>x1

  1. x<=x1;
  2. f:=x*x+2.4;
  3. x:=x+0.2;
  4. x>x1
  1. Какой цикл удобнее всего использовать для задачи: Дано действительное число   х. Вычислить бесконечную сумму:

  1. Цикл с предусловием
  2. Цикл с параметром
  3. Условный оператор
  4. Цикл с постусловием
  1. Задача: Пусть даны числа a, b (a>1, b>a). Получить все члены   последовательности a, a2, a3, a4…, меньшие числа b.

Выберите фрагмент программы, отвечающий решению данной задачи.

  1. p:=1;

while p>b do begin

                        p:=p*a;

                        write (p,’ ‘);

                        end;

  1. p:=1;

repeat

                p:=p*a

                write(p,’ ‘);

        until p

  1. p:=1;

if p

write(s,’ ‘);

  1. p:=1;

while p

                        p:=p*a;

                        write(p,’ ‘);

                        end;

Работа рассчитана на 8-10 минут.

Результаты выполнения теста учащиеся сдают вместе с д/з.

Далее следует устная проверка правильных ответов на вопросы, предложенные в тесте. На этом этапе учащиеся смогут сами оценить свою работу и выставить себе предварительную оценку.

  1. Постановка задачи, обсуждение плана её решения.

Во время выполнения учащимися тестового задания раздать им карточки с индивидуальными заданиями следующего содержания:

Задача: Проверить тождество:

        В1: 1+2+3+…+n=n*(n+1)/2;

        B2: 1+3+5+…+(2*n-1)=n2;

        B3: 12+22+32+…+n2=n*(n+1)*(2*n+1)/6;

        B4: 13+23+33+…+n3=n2*(n+1)2/4;

        B5: 12+32+52+…+(2*n-1)2=n*(4*n2-1)/3.

Каждый учащийся записывает в тетрадь своё задание.

Обсуждение плана решения задачи по вопросам:

  1. Что такое тождество?
  2. Указать аргументы.
  3. Указать результаты.
  4. Сколько раз будем использовать цикл для решения данной задачи?
  5. Как определить, верно ли тождество? Какой оператор будем для этого использовать?

Итак, наша программа будет состоять из следующих основных блоков:

  1. Ввод аргументов (n);
  2. Вычисление левой части тождества с помощью цикла;
  3. Вычисление правой части тождества;
  4. Сравнение левой и правой частей тождества и вывод результата.
  1. Практическая работа.

Цель: Формирование обобщенных умений.

На каждом ПК загружен файл Forma.pas – «скелет» будущей программы.

Составление, редактирование и трансляция программы, решение которой обсуждалось выше.  

Программа (B5):

Program togdestvo;

Uses CRT;

Var   i, S,n: integer;

Begin

CLRSCR;

Writeln (‘Программа проверки тождества: 12+32+52+…+(2*n-1)2=n*(4*n2-1)/3');

Write (‘Введите n=’); Readln(n);

S:=0; i:=1;

While i<=2*n-1 do begin

                        S:=S+i*i;         

                        i:=i+2;

                        end;

if  S= n*(4*n2-1)/3 then Writeln(‘ Тождество верно’) else Writeln (‘Тождество неверно’);

end.

Дополнительное задание: построить в тетради блок-схему в тетради для данной задачи.

  1. Подведение итогов урока.

По итогам практической работы выставить 2-3 оценки.

Д/з: Построить блок-схему и написать программу в тетради для рассмотренной задачи.

 

   

   

Педагогические технологии, элементы которых использовались на уроке:

  1. развивающая технология;
  2. технология уровневой дифференциации;
  3. компьютерная технология.

Используемый на уроке метод как способ учебной работы:

Эвристический (3, 4, 5 этапы урока: усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости).

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  1. аналитико-синтетический (3 этап урока);
  2. проблемно-поисковый (4, 5 этапы урока);
  3. практический (5 этап урока).

Методы контроля и самоконтроля:

  1. письменный тестовый контроль (3 этап урока);
  2. контроль выполнения практического задания (5 этап урока).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики на тему: "Программирование на Turbo Pascal. Массивы»"

План-конспект урока информатики на тему: "Программирование на Turbo Pascal. Массивы"...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Урок информатики по теме "История развития ЭВМ" (11 класс)

Данный урок состоит из теоретической части и части по применению полученных знаний учениками. Для реализации первой части далее прикрепляется презентация к уроку, а для осуществления второй части - те...

Презентация к уроку информатики на тему: "Программирование циклов"

Презентация к уроку информатики на тему: "Программирование циклов"...

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера", 7 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера"...

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс...

материал к уроку информатики по теме "Форматирование текста" для 7 класса коррекционной школы

Данный материал предназначен к использованию на уроках информатики для обучающихся с нарушением интеллекта....