Урок информатики 4 класс "Деление и обобщение понятий"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Цели и педагогические задачи урока:
· познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;
· Развивать мышление, речь, умение обобщать;
· Воспитывать умение работать в малых группах.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
· знать, что обозначает действия деления и обобщения;
· уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;
· уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_i_obobshcheniya_ponyatiy_4_klass.docx | 301.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деление и обобщение понятий
Цели и педагогические задачи урока:
- познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;
- Развивать мышление, речь, умение обобщать;
- Воспитывать умение работать в малых группах.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать, что обозначает действия деления и обобщения;
- уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;
- уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.
Ключевые понятия: деление понятий, обобщение понятий.
Вспомогательные понятия: видовое понятие, родовое понятие.
Характеристика урока:
- форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
- тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
- стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления совершения разных действий с понятиями.
Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.
Примерный план урока:
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).
- Изучение новой темы (9-12мин).
- Физкультминутка (2 мин).
- Первичное закрепление (7 мин.)
- Компьютерный практикум (10 мин).
- Обобщение и подведение итогов (3 мин).
- Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Ход урока
I. Организация учащихся на работу.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Целью нашего с вами сегодня урока сформировать представление о возможности, структуре и правилах осуществления действий с понятиями: деления и обобщения. Но прежде для обобщения имеющихся у вас знаний по материалу предыдущего урока проведем следующую игру.
Я раздам некоторым из вас изображения предметов. Не показывая их другим, вы перечисляете его свойства, но, не называете его. Остальные отгадывают и формулируют определение понятия. (Например: перечисление свойств - «большой», «быстро летает», «сделан из металла», «имеет накрыше две вращающиеся лопасти», «предназначен для перевозки по воздуху и людей, и грузов». Ответ – вертолет. Определение понятия: Вертолет это транспортное средство для передвижения по воздуху).
Молодцы, хорошо поработали.
А вот мы с вами в нашей игре использовали слово понятие. А что это такое понятие? (Ответ: Понятие – это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект их ряда других, ему подобных). Молодцы! Ну что ж перейдем к изучению нового материала.
С поняиями можно совершать два действия это деление и обобщение понятий.
Деление понятий.
- Рассмотрите предметные картинки. (рис. 1)
- Перечислите предметы.
Что бы вы добавили к ним? (Лапоть, кроссовок, туфля, галоша)
- Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)
Вывод: «Обувь» - это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия. Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.
- Перед вами ещё одно понятие «собака».
- Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?
- Назовите известные вам породы собак. (рис. 2)
«СОБАКА»
«пудель» «овчарка» «такса»
Рис. 2
Вывод: «Собака» - родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.
Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.
На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД»
Запомни! Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.
Исключение составляют такие слова, которые в русском языке не имеют единственного числа, например «счеты», «ножницы», «щипцы» (рис. 3)
Рис. 3
Закрепление (аналогичная работа) (рис. 4-5)
«МЕБЕЛЬ»
Рис.4
«ЗНАК»
Б ( ) 2 +
!
Рис. 5
Физкультминутка
- Обобщение понятий.
- Мы познакомились с делением понятий, а существует обратное действие – это обобщение понятий. А поможет нам в этом учебник.
Работа по учебнику.
Чтение учебника стр. 57-59 (чтение по «цепочке»)
Обобщение понятий – это мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.
На доске вывешивается табличка «ВИД – РОД»
«помощник человека при счёте»
«камешек» «арифмометр»
«абак» «счёты»
«палец» «калькулятор» «компьютер»
- Операцию обобщения понятий можно изобразить и схемой с горизонтальными стрелками: (рис. 6)
Рис. 6
Здесь родовое понятие – «помощник человека при счете», а видовые: «камешек», «абак», «палец», «компьютер», «калькулятор», «счеты», «арифмометр»
III. Первичное закрепление.
- Главное, что мы должны понять и знать.
Чтение учебника на стр.59-60.
- Работа в тетрадях.
№ 4, 8 - Вставь пропущенное слово.
Деление понятия – это мысленное действие, когда перечисляют видовые понятия, которые входят в родовое.
Обобщение понятия – это мысленное объединение нескольких видовых понятий в одном родовом
№ 6 - Найди и исправь допущенные ошибки.
Слово, обозначающее понятие, всегда пишется в кавычках и используется в единственном числе: «знаки», «собаки», «компьютеры», «щипцы», «ножницы.
IV. Подведение итогов. Оценивание.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что научились делать?
- Что особенно понравилось на уроке?
- У кого возникли затруднения?
V. Д/З
1. § 7 пересказ;
2. Прочитать текст «Это интересно»;
3. Рабочая тетрадь №9, 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы....
урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления"
урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Л.Босова( с презентацией)...
Разработка урока по информатике "Деление и обобщение понятий" (4 класс)
Разработка к уроку для 4 класса по УМК Матвеевой Н.В. "Информатика"...
Урок информатики 6 класс "Отношение понятий".
Конспект урока . Презентация. Метапредметный подход....
Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"
Цели урока:Образовательная· обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;· формировать общеучебные умения и навыки: ...
Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"
Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"...
Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”
ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...