Урок информатики 4 класс "Деление и обобщение понятий"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Цели и педагогические задачи урока:

·        познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;

·        Развивать мышление, речь, умение обобщать;

·        Воспитывать умение работать в малых группах.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

·        знать, что обозначает действия деления и обобщения;

·        уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;

·        уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_i_obobshcheniya_ponyatiy_4_klass.docx301.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деление и обобщение понятий

Цели и педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;
  • Развивать мышление, речь, умение обобщать;
  • Воспитывать умение работать в малых группах.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • знать, что обозначает действия деления и обобщения;
  • уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;
  • уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.

Ключевые понятия: деление понятий, обобщение понятий.

Вспомогательные понятия: видовое понятие, родовое понятие.

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
  • тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
  • стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления совершения разных действий с понятиями.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

  1. Изучение новой темы (9-12мин).
  2. Физкультминутка (2 мин).
  3. Первичное закрепление (7 мин.)
  4. Компьютерный практикум (10 мин).
  5. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  6. Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

I.  Организация учащихся на работу.

Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Целью нашего с вами сегодня урока сформировать представление о возможности, структуре и правилах осуществления действий с понятиями: деления и обобщения. Но прежде для обобщения имеющихся у вас знаний по материалу предыдущего урока проведем следующую игру.

Я раздам некоторым из вас изображения предметов. Не показывая их другим, вы перечисляете его свойства, но, не называете его. Остальные отгадывают и формулируют определение понятия. (Например: перечисление свойств - «большой», «быстро летает», «сделан из металла», «имеет накрыше две вращающиеся лопасти», «предназначен для перевозки по воздуху и людей, и грузов». Ответ – вертолет. Определение понятия: Вертолет это транспортное средство для передвижения по воздуху).

Молодцы, хорошо поработали.

А вот мы с вами в нашей игре использовали слово понятие. А что это такое понятие? (Ответ: Понятие – это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект их ряда других, ему подобных). Молодцы! Ну что ж перейдем к изучению нового материала.

С поняиями можно совершать два действия это деление и обобщение понятий.

Деление понятий.

- Рассмотрите предметные картинки. (рис. 1)

- Перечислите предметы.

                                                                     

                                                                    

Что бы вы добавили к ним? (Лапоть, кроссовок, туфля, галоша)

- Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)

Вывод:  «Обувь» - это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия. Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.

- Перед вами ещё одно понятие «собака».

- Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?

- Назовите известные вам породы собак. (рис. 2)

                                         

                                           «СОБАКА»

                                          

«пудель»                                         «овчарка»                                                «такса»

Рис. 2

Вывод: «Собака» - родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.

Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.

На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД»

Запомни! Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.

Исключение составляют такие слова, которые в русском языке не имеют единственного числа, например «счеты», «ножницы», «щипцы» (рис. 3)

                                      

Рис. 3

Закрепление (аналогичная работа) (рис. 4-5)

                                   

                                   «МЕБЕЛЬ»

 

Рис.4

                                                                 

                                                     «ЗНАК»

Б        (  )                                                  2                                                                  +

        !        

Рис. 5

Физкультминутка

  1. Обобщение понятий.

- Мы познакомились с делением понятий, а существует обратное действие – это обобщение понятий. А поможет нам в этом учебник.

Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 57-59 (чтение по «цепочке»)

Обобщение понятий – это мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.

На доске вывешивается табличка «ВИД – РОД»

«помощник человека при счёте»

       «камешек»                                                                                               «арифмометр»

                        «абак»                                                                              «счёты»

                                            «палец»   «калькулятор»  «компьютер»

- Операцию обобщения понятий можно изобразить и схемой с горизонтальными стрелками: (рис. 6)                                                    

                          

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                      

                                                                                               

Рис. 6

Здесь родовое понятие – «помощник человека при счете», а видовые: «камешек», «абак», «палец», «компьютер», «калькулятор», «счеты», «арифмометр»

III. Первичное закрепление.

  1. Главное, что мы должны понять и знать. 

Чтение учебника на стр.59-60.

  1. Работа в тетрадях.

№ 4, 8  - Вставь пропущенное слово.

Деление понятия – это мысленное действие, когда перечисляют видовые понятия, которые входят в родовое.

Обобщение понятия – это мысленное объединение нескольких видовых понятий в одном родовом

№ 6 - Найди и исправь допущенные ошибки.

Слово, обозначающее понятие, всегда пишется в кавычках и используется в единственном числе: «знаки», «собаки», «компьютеры», «щипцы», «ножницы.

IV. Подведение итогов. Оценивание.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что научились делать?

- Что особенно понравилось на уроке?

- У кого возникли затруднения?

V. Д/З

1. § 7 пересказ;

2. Прочитать текст «Это интересно»;

3. Рабочая тетрадь №9, 11.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления"

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Л.Босова( с презентацией)...

Разработка урока по информатике "Деление и обобщение понятий" (4 класс)

Разработка к уроку для 4 класса по УМК Матвеевой Н.В. "Информатика"...

Урок информатики 6 класс "Отношение понятий".

Конспект урока . Презентация. Метапредметный подход....

Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"

Цели урока:Образовательная·     обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;·     формировать общеучебные умения и навыки: ...

Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"

Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"...

Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”

ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...