Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме

Панова Ольга Александровна

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_listpoyasnitelnaya_zapiska.docx26.37 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_5.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сеченовская средняя общеобразовательная школа

                                                                        

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

5-е классы

П О  И Н Ф О Р М А Т И К Е

Год разработки 2013

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: Ил. – (Программы и планирование). Программа курса «информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л.Л. Босова). 

                                                                                         Учитель:

                                                                                        Панова

                                                                                Ольга Александровна

                                                                                        первая

                                                                                        (квалификация)

село Сеченово, 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Состав УМК:

  1. учебник Информатика 5 класс (автор Л.Босова)
  2. рабочая тетрадь
  3. ЦОР с интерактивными тестами
  4. плакаты
  5. методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой.

Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики  и ИКТ в 5-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 35 учебных часов в год.

Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Контрольные работы

I

Информация вокруг нас

1

1

Компьютер для начинающих

7

I I

Информация вокруг нас

8

1

I I I

Информация вокруг нас

3

1

Компьютер для начинающих

7

IV

Информация вокруг нас

8

1

Соответствие содержания программы обязательному минимуму содержания образования

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.

В результате изучения информатики в пятом классе школьники должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Цели обучения информатике в пятом классе:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Задачи:

В пятом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол»,  «главное меню», «носители информации», «кодирование информации»,  др.;
  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)

В 5-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:

  1. задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
  2. задания с открытым ответом;
  3. задания на установление соответствия;
  4. задание на установление правильной последовательности.

Школьникам объясняются критерии оценивания:

  • за каждый правильный ответ начисляется один балл;
  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
  • за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».

Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Номер урока

Тема урока

Оборудование

По плану

По факту

Примечание

I четверть

Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч)

5 «в»

I

5 «в» II

1.

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

  • Учебник, §1.1, §2.2
  • Р.Т. стр.3 №1,2;
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности,
  • программа «Клавиатурный тренажер»

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»;

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

Раздел программы Компьютер для начинающих (7 ч)

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

  • Учебник §2.1, §2.2,
  • Р.Т. стр.54 – 55 №1,  2; стр.56-57 №3,4,5
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности,

программа «клавиатурный тренажер».

Плакат «Компьютер и информация»; презентация «Компьютер на службе у человека»

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

  • Учебник§2.3 ,
  • Р.Т. стр.57 №6,7,9,10
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности,
  • программа «Клавиатурный тренажер», карточки с вопросами для организации повторения.
  • Клавиатура, сканер, микрофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

  • Учебник §2.3,
  • Р.Т. стр.60 №9, 10, 11,12
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности.

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

  • Учебник §2.4,
  • Р.Т. стр. 60 №9, 10,
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,

письменные принадлежности.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь

  • Учебник §2.5, 2.6
  • Р.Т. стр. 64 №13, 14,  15, 16, 17
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности,

программа «Тренажер Мыши»,

Логическая игра «Пары»

7.

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программ. Основные элементы окна программы.

  • Учебник§2.7 ,
  • Р.Т. стр. 65 №16, 17, 18,19, 20, 21, 22
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • письменные принадлежности,

таблицы, плакаты индивидуальные карточки.

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню

  • §2.8 Учебник,
  • Р.Т. стр.68 № 24 - 31
  •  таблицы, плакаты индивидуальные карточки
  • письменные принадлежности;
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • варианты тестов.

Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc

II четверть

Раздел программы Информация вокруг нас (8 ч)

9.

Действия с информацией. Хранение информации.

  • Учебник §, 1.2, 1.3.
  • Р.Т. стр.4 № 3, 4, 5
  •  таблицы, плакаты индивидуальные карточки
  • письменные принадлежности;

мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,

Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары»

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

  • Учебник §1.4, 3.2, 3.3.
  • Р.Т. №,
  •  таблицы, плакаты индивидуальные карточки
  • письменные принадлежности;
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • презентация к уроку 10 «Носители информации»,
  • различные носители информции, в том числе дискеты, лазерные диски и пр.
  • карточки с тестами.

Презентация «Носители информации»

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

  • Учебник  §1.5, 3.4, 3.5
  • Р.Т. №,
  • таблицы, плакаты, индивидуальные карточки с тестами, заготовка с вопросами
  • письменные принадлежности
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК.

Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации»

12.

Кодирование информации

  • Учебник §1.6, 3.6
  • Р.Т. №1,
  • таблицы, плакаты, индивидуальные карточки с тестами, заготовка с вопросами
  • письменные принадлежности

мультимедиа проектор, демонстрационный ПК.

Презентация «В мире кодов»

13.

Формы представления информации. Метод координат

Учебник §1.7, 1.8, 3.7

Игра «Морской бой»

14.

Текст как форма представления информации

  • Учебник §1.9
  • Р.Т. №1,
  • таблицы, плакаты, индивидуальные карточки с тестами, заготовка с вопросами
  • письменные принадлежности
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

15.

Табличная форма представления информации

  • Учебник §1.10
  • Р.Т. №1,
  • таблицы, плакаты, индивидуальные карточки
  • письменные принадлежности
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • презентация к уроку

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

16.

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа

  • Учебник §1.11, 3.8
  • Р.Т. №1,
  • письменные принадлежности
  • мультимедиа проектор, демонстрационный ПК,
  • презентация к уроку

Презентация «Наглядные формы представления информации»;

интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

III четверть

Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч)

17.

Обработка информации.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

§ 1.12, РТ: № 37 – стр. 73.

Плакат «Обработка информации»

Раздел программы Компьютер для начинающих (4 ч)

18.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст

§ 2.9 (стр. 88 -90), РТ: № 38 и № 39 – стр.74, № 33 – стр. 31.

Плакат «Подготовка текстовых документов»;

презентация «Текст: история и современность» (часть 2);

файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf

19.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

§ 2.9 (стр. 90), РТ: №№ 40-43 на стр. 75-77, № 45 на стр. 79.

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста.

§ 2.9 (стр. 91-92), вопросы 5-6 на стр. 94учебника; РТ: №№ 46-48 – стр. 79-82

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

21.

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста

§ 2.9 (стр. 91-92), § 1.13 (стр. 49-50), № 7 на стр. 52 учебника, № 8 на стр.53 учебника; РТ: № 44 – стр. 78.

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf

Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч)

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§ 1.13 (стр. 48-49), РТ: № 43 – стр. 45, №№ 44-47 – стр. 46- 48.

Раздел программы Компьютер для начинающих (1 ч)

23.

Форматирование — изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст

§ 2.9 (стр. 92-93); РТ: № 49 – стр. 82, № 50 – стр. 83.

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf

Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч)

24.

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

§ 1.13, § 2.10 (стр. 95-101); РТ: №№ 51-52 – стр. 84.

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

Раздел программы Компьютер для начинающих (2 ч)

25.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

§ 2.10 (стр. 95-101); РТ: №№ 55-56 на стр. 86-87.

Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp

26.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

  • § 3.14

Найдите в старых газетах и журналах

  1. образцы шрифтов:

- рубленных;

- с засечками;

- каллиграфических;

- декоративных.

  1. образцы текстов, имеющих выравнивание:

- по левому краю;

- по центру;

- по правому краю.

3) образцы текстов, имеющих начертание:

- полужирное;

- курсивное;

- подчеркнутое.

С разрешения взрослых вырежьте найденные образцы и наклейте их в рабочую тетрадь.

Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc;

образец выполнения задания — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp

IV четверть

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы

§ 2.9, 2.10; РТ: № 53 – стр. 85.

Образец выполнения задания — файл Билет.bmp

Раздел программы Информация вокруг нас (8 ч)

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

§ 1.14 (стр. 54-56); РТ: № 49 – стр. 49; оформить в рабочей тетради выкладки к п. 11-12 практической работы.

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами

§ 1.14 (стр. 56-57), § 2.10 (стр. 101-103); РТ: №№ 39-40 – стр. 40, № 57 на стр. 87.

Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переливашки»

§ 3.8, № 9 – стр. 61-62 учебника; РТ: № 53 – стр. 52

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

31.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

§ 1.14, § 3.9, № 10 – стр. 62 учебника; РТ: № 52 – стр. 511, № 54 – стр. 53.

32.

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (начало)

§2.11

Интерактивные тесты: test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc;

образец выполнения задания —  файл Морское дно.ppt

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

самостоятельно придумайте сюжет анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий.

Образцы выполнения заданий —  файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

34.

Резерв учебного времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5-7 классы Босова

Рабочая программа по информатике 5-7 классы по учебнику Л.Л.Босова (1 час в неделю)...

рабочая программа по информатике 5-7 класс Босова

В архиве содержаться: пояснительная записка, КТП отдельно на каждый класс...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс Босова

Программа на 35 недель, по 1 часу в неделю...

Рабочая программа по информатике 5-7 класс (Босова)

Рабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1089 от ...

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л....

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л....