Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_listpoyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.37 КБ |
planirovanie_5.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сеченовская средняя общеобразовательная школа
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
5-е классы
П О И Н Ф О Р М А Т И К Е
Год разработки 2013
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: Ил. – (Программы и планирование). Программа курса «информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л.Л. Босова).
Учитель:
Панова
Ольга Александровна
первая
(квалификация)
село Сеченово, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- учебник Информатика 5 класс (автор Л.Босова)
- рабочая тетрадь
- ЦОР с интерактивными тестами
- плакаты
- методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой.
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 35 учебных часов в год.
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | ||
Контрольные работы | |||||
I | Информация вокруг нас | 1 | 1 | ||
Компьютер для начинающих | 7 | ||||
I I | Информация вокруг нас | 8 | 1 | ||
I I I | Информация вокруг нас | 3 | 1 | ||
Компьютер для начинающих | 7 | ||||
IV | Информация вокруг нас | 8 | 1 |
Соответствие содержания программы обязательному минимуму содержания образования
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.
В результате изучения информатики в пятом классе школьники должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Цели обучения информатике в пятом классе:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.
Задачи:
В пятом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
- развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
- формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол», «главное меню», «носители информации», «кодирование информации», др.;
- формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
Определение образовательных технологий и измерителей (заданий, учебных достижений обучающихся)
В 5-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
- задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
- задания с открытым ответом;
- задания на установление соответствия;
- задание на установление правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
- за каждый правильный ответ начисляется один балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
- за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Номер урока | Тема урока | Оборудование | По плану | По факту | Примечание | |
I четверть Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч) | 5 «в» I | 5 «в» II | ||||
1. | Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
| ||||
Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»; Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности». | ||||||
Раздел программы Компьютер для начинающих (7 ч) | ||||||
2. | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов |
программа «клавиатурный тренажер». | ||||
Плакат «Компьютер и информация»; презентация «Компьютер на службе у человека» | ||||||
3. | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. |
| ||||
Плакат «Знакомство с клавиатурой» | ||||||
4. | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) |
| ||||
Плакат «Правила работы на клавиатуре» | ||||||
5. | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. |
письменные принадлежности. | ||||
Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | ||||||
6. | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2. Осваиваем мышь |
программа «Тренажер Мыши», | ||||
Логическая игра «Пары» | ||||||
7. | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программ. Основные элементы окна программы. |
таблицы, плакаты индивидуальные карточки. | ||||
8. | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню |
| ||||
Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc | ||||||
II четверть Раздел программы Информация вокруг нас (8 ч) | ||||||
9. | Действия с информацией. Хранение информации. |
мультимедиа проектор, демонстрационный ПК, | ||||
Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары» | ||||||
10. | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. |
| ||||
Презентация «Носители информации» | ||||||
11. | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений |
| ||||
Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации» | ||||||
12. | Кодирование информации |
мультимедиа проектор, демонстрационный ПК. | ||||
Презентация «В мире кодов» | ||||||
13. | Формы представления информации. Метод координат | Учебник §1.7, 1.8, 3.7 | ||||
Игра «Морской бой» | ||||||
14. | Текст как форма представления информации |
| ||||
Презентация «Текст: история и современность» (часть 1) | ||||||
15. | Табличная форма представления информации |
| ||||
Презентация «Табличный способ решения логических задач» | ||||||
16. | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа |
| ||||
Презентация «Наглядные формы представления информации»; интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc | ||||||
III четверть Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч) | ||||||
17. | Обработка информации. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор | § 1.12, РТ: № 37 – стр. 73. | ||||
Плакат «Обработка информации» | ||||||
Раздел программы Компьютер для начинающих (4 ч) | ||||||
18. | Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Вводим текст | § 2.9 (стр. 88 -90), РТ: № 38 и № 39 – стр.74, № 33 – стр. 31. | ||||
Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf | ||||||
19. | Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактируем текст. | § 2.9 (стр. 90), РТ: №№ 40-43 на стр. 75-77, № 45 на стр. 79. | ||||
Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf. | ||||||
20. | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста. | § 2.9 (стр. 91-92), вопросы 5-6 на стр. 94учебника; РТ: №№ 46-48 – стр. 79-82 | ||||
Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf. | ||||||
21. | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста | § 2.9 (стр. 91-92), § 1.13 (стр. 49-50), № 7 на стр. 52 учебника, № 8 на стр.53 учебника; РТ: № 44 – стр. 78. | ||||
Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf | ||||||
Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч) | ||||||
22. | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | § 1.13 (стр. 48-49), РТ: № 43 – стр. 45, №№ 44-47 – стр. 46- 48. | ||||
Раздел программы Компьютер для начинающих (1 ч) | ||||||
23. | Форматирование — изменение формы представления информации. Практическая работа №9. Форматируем текст | § 2.9 (стр. 92-93); РТ: № 49 – стр. 82, № 50 – стр. 83. | ||||
Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf | ||||||
Раздел программы Информация вокруг нас (1 ч) | ||||||
24. | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора. | § 1.13, § 2.10 (стр. 95-101); РТ: №№ 51-52 – стр. 84. | ||||
Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp | ||||||
Раздел программы Компьютер для начинающих (2 ч) | ||||||
25. | Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать | § 2.10 (стр. 95-101); РТ: №№ 55-56 на стр. 86-87. | ||||
Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp; образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp | ||||||
26. | Обработка графической информации. Практическая работа №11. Начинаем рисовать |
Найдите в старых газетах и журналах
- рубленных; - с засечками; - каллиграфических; - декоративных.
- по левому краю; - по центру; - по правому краю. 3) образцы текстов, имеющих начертание: - полужирное; - курсивное; - подчеркнутое. С разрешения взрослых вырежьте найденные образцы и наклейте их в рабочую тетрадь. | ||||
Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc; образец выполнения задания — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp | ||||||
IV четверть | ||||||
27. | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы | § 2.9, 2.10; РТ: № 53 – стр. 85. | ||||
Образец выполнения задания — файл Билет.bmp | ||||||
Раздел программы Информация вокруг нас (8 ч) | ||||||
28. | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор | § 1.14 (стр. 54-56); РТ: № 49 – стр. 49; оформить в рабочей тетради выкладки к п. 11-12 практической работы. | ||||
29. | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами | § 1.14 (стр. 56-57), § 2.10 (стр. 101-103); РТ: №№ 39-40 – стр. 40, № 57 на стр. 87. | ||||
Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp | ||||||
30. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки» | § 3.8, № 9 – стр. 61-62 учебника; РТ: № 53 – стр. 52 | ||||
Виртуальная лаборатория «Переливашки» | ||||||
31. | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | § 1.14, § 3.9, № 10 – стр. 62 учебника; РТ: № 52 – стр. 511, № 54 – стр. 53. | ||||
32. | Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. Анимация (начало) | §2.11 | ||||
Интерактивные тесты: test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc; образец выполнения задания — файл Морское дно.ppt | ||||||
33. | Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. Анимация (завершение) | самостоятельно придумайте сюжет анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий. | ||||
Образцы выполнения заданий — файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt | ||||||
34. | Резерв учебного времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 5-7 классы Босова
Рабочая программа по информатике 5-7 классы по учебнику Л.Л.Босова (1 час в неделю)...
рабочая программа по информатике 5-7 класс Босова
В архиве содержаться: пояснительная записка, КТП отдельно на каждый класс...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс Босова
Программа на 35 недель, по 1 часу в неделю...
Рабочая программа по информатике 5-7 класс (Босова)
Рабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1089 от ...
Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л.
Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л....
Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л.
Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л....