рабочая программа по информатике 5-7 класс Босова
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

В архиве содержаться: пояснительная записка, КТП отдельно на каждый класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_5-7_klass.rar222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005). Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 5-7 классов. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место курса в базовом учебном плане. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Согласно Базисному учебному плану «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет. Для того чтобы сохранялся принцип непрерывности в изучении информатики и ИКТ, в 5-7 классах выделен 1 час из области «Технология» на изучение предмета информатика и ИКТ. Программа рассчитана на 105 учебных часов (5 класс - 35 часов, 6 класс - 35 часов, 7 класс- 35 часов) 1 час в неделю.

Контрольных работ

тестов

Практических контрольных работ

Практических работ

5 класс

-

4

-

15

6 класс

2

2

3

21

7 класс

2

2

-

10


Цели

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы.

Ведущие формы, методы, технологии обучения

Формы организации учебного процесса: урок (урок изучения нового материала, уроки развития и закрепления умений и навыков, комбинированный урок, урок-лекция, урок контроля знаний, обобщающий урок, урок-зачёт, практическая работа, урок-практикум)

Формы работы учащихся

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • парные
  • фронтальные;
  • коллективные

Методы обучения

  • словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным)
  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций)
  • практические методы (устные и письменные упражнения)
  • активные методы (метод проблемных ситуаций)

Технологии обучения

  • личностно-ориентированные технологии
  • интерактивное обучение
  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогики сотрудничества.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Формы контроля

  • Контрольная работа
  • Самостоятельная работа
  • Тест
  • Зачёт
  • Экспресс-опрос
  • Практическая работа

Виды контроля

  • Тематический
  • Итоговый
  • Промежуточный
  • Входной

Обоснование выбора учебно-методического комплекта

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах. В VII-IX и X-XII классах обучение ведётся по УМК Н.Д. Угриновича. Чтобы организовать единую линию изучения предмета V-IX, нами выбран УМК Босовой Л.Л.. В её УМК научность  сочетается с доступностью,  весь материал строго и систематично изложен (включено содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых). В УМК есть практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что  данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в  содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение  простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.


Содержание курса информатика и ИКТ 5-7 класс (105 часов)

V класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер для начинающих (8 ч)

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (8ч)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (17 ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

VI класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер и информация (11 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (Open Office Write).

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (Open Office Write).

3. Элементы алгоритмизации (11 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

VII класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Объекты и их имена (6 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» (Linux).

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование (20 ч)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

3. Алгоритмика (9 ч)

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.


Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

5 класс

знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • - операционную Windows 95;
  • - операционную оболочку;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - представление о способах кодирования  информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - запуск программы из меню Пуск;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - проверку орфографии;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • - классифицировать информацию по видам;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - представлять принципы кодирования информации;
  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - соблюдать правила ТБ;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
  • - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.

6 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях,  назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
  • основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
  • виды систем счисления;
  • правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
  • способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
  • как человек познает мир через органы чувств;
  • об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
  • как образуются понятия;
  • отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
  • различия общих и единичных понятий,  примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  • возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
  • как определяется понятие; понятие классификации, признака  классификации;
  • понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их  получения;
  • определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
  • представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
  • способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков; 
  • правила записи линейного  алгоритма; обозначения блоков;
  • правила записи  разветвленного алгоритма;  обозначения блоков;
  • понятие цикла, его разновидности.

уметь:

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
  • приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
  • переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
  • объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
  • приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе  читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
  • приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
  • различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  • приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
  • приводить примеры данных логических отношений;
  • составлять план преобразования информации различными способами;
  • приводить примеры классификаций по определенному признаку;
  • приводить примеры различные виды суждений;
  • приводить примеры умозаключений;
  • приводить примеры алгоритмов;
  • составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
  • составлять циклические алгоритмы;
  • работать в программе PowerPoint.

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Работа над докладом и рефератом

  • Составь список литературы по данной теме и закажи книги в библиотеке.
  • Изучи литературу, делая выписки цитат, основных мыслей; составь планы отдельных разделов
  • Продумай план доклада или реферата.
  • Оформи доклад или реферат в соответствии со своим планом.

При составлении рецензии следует отметить:

1. Правильность и полноту ответа; укажи, на какой вопрос ученик не дал полного ответа.

2.  Последовательность и связность изложения.        

3 . Грамотность речи.

4 Умение пользоваться наглядным материалом таблицами, экранными пособиями.

5. Наличие обобщения (вывода) в конце ответа.

6.  Осознанность ответа (осмыслен ли материал, т.е. выделена ли главная мысль и на ней заострено внимание, или просто механически заучен).

7.  Конкретность и ясность изложения мысли, лаконичность и эмоциональность.

8.  Мотивировка ответа знаниями  законов.

9. Связь теоретических и практических знаний.

Ошибки и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений и единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения:
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применить в ответе знания для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение загрузить нужную программу или рабочую среду;
  • неумение пользоваться учебником и справочниками по информатике и технике;
  • нарушение техники безопасности при  работе за компьютером;
  • небрежное отношение к компьютеру и программному обеспечению компьютера.

К негрубым ошибкам относятся:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
  • ошибки, вызванные несоблюдением, условий работы программы (неправильно выставлено начальное положение исполнителя, не точно определена точка отсчета);
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла поворота) и т. д.;
  • нерациональный  метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной литературой;
  • неумение решать задачи в общем, виде (для учащихся 9-11 классов).

Недочетами являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований;
  • ошибки в вычислениях (арифметические);
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения содержания,
  • полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
  • Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”:

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка “4”:

Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Оценка “3”:

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”:

Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5”

Ставится  за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка “4”

Ставится  за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух недочетов.

Оценка “3”

 Ставится  в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,
  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух-трех негрубых ошибок,
  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов

Оценка лабораторных и практических работ.

Оценка “5”

Ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка “4”

Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной  негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка “2”

Ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Содержание учебной дисциплины 5 класс:

Полугодие (I, II)

Четверть (I, II, III, IV)

№ и название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Вид и № практической работы

I

I

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

8

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упр. 1-8).

Программы и файлы.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

I

II

ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).

8

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

Кодирование информации.

Формы представления информации. Метод координат.

Текст как форма представления информации. Логическая игра.

Табличная форма представления информации.  Игра «Морской бой»

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа.

II

III

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обработка информации.

7

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Редактируем текст.

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8. Редактируем текст.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

II

IV

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Компьютерная графика.

10

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (начало)

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

Резерв учебного времени

Резерв учебного времени


Содержание учебной дисциплины 6 класс

Полугодие (I, II)

Четверть (I, II, III, IV)

№ и название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Вид и № практической работы

I полугодие

I четверть

Компьютер и информация

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

11

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работаем с папками и файлами».

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»(задание1).

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления).

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2).

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Контрольная работа: «Кодирование числовой информации»

Работа с приложением Калькулятор.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1).

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2).

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Растровое кодирование графической информации.

Практическая контрольная работа: «Создание документов в MS Word».

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4. «Нумерованные списки».

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5. «Маркированные списки».

II четверть

Человек и информация

Контрольная работа.

Информация и знания.

13

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-2).

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаём таблицы» (задания 3-4).

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1 -2).

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа: «Структуризация и визуализация информации».

II полугодие

III четверть

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задание 3-5)

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3).

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7).

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3).

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 4-6)

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 1-3).

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 4-6).

Контрольная работа (в форме теста): «Понятие, суждение, умозаключение». 
Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».


IVчетверть

Элементы алгоритмизации

Исполнители вокруг нас.

11

Логическая игра «Переливашка».

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа: «Алгоритмы и исполнители».

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года».

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка».

Контрольная работа (в форме теста): «Алгоритмы и исполнители».

Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с папками и файлами. Часть 2».

Знакомство с языками программирования. 

Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.

Исполнитель DRAW. 

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

Исполнитель LINE

Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

Исполнитель CIRCLE.

Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

Резерв учебного времени.


Содержание учебной дисциплины 7 класс:

Полугодие (I, II)

Четверть (I, II, III, IV)

№ и название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Вид и № практической работы

I полугодие

I четверть

Объекты и системы

Объекты и их имена. Признаки объектов.

6 часов

Практическая работа№1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа№2 «Работаем с объектами файловой системы»

Состав объектов.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3)

Системы объектов.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6)

Система и окружающая среда.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа № 1 «Объекты и системы »

II четверть

Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение.

20 часов

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).

Информационные модели.

Практическая работа№11.

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

II полугодие

III четверть

Многоуровневые списки.

Практическая работа№5 «Многоуровневые списки»

Математические модели.

Контрольная работа №2. «Информационные модели»

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

Простые таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

Сложные таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

Табличное решение логических задач.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

Вычислительные таблицы.

Практическая работа№7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3)

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel»

(задания 4–6)

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4).

Многообразие схем.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2).

Информационные модели на графах.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5)

Деревья.

Контрольная работа №3 «Таблицы».
Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7)


IVчетверть

Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика»

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

Контрольная работа №4.

Проверочная работа

Итоговый проект.

Практическая работа№12.


Календарно-тематическое планирование 5 класс

Номер урока

Тематика урока

Домашнее задание

Дата проведения

РТ

Учебник

Компьютер для начинающих 8 часов

1.

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

№1,2 с.3

§1.1.

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

№1 с.54

§2.1, §2.2

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

№6 с.57,
№10,11 с.61
№ 8* с.58

§2.3

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упр. 1-8).

№9 с.60
№12 с.63

§2.3

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

№5 с.57

§2.4

6.

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

№13 с.64,
№15 с.65

§2.5, §2.6

7.

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

№16,17 с.65,

№22(б) с.67

§2.7

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

-

§2.8

Информация вокруг нас 8 часов

9.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).

№4 с.5

§1.2, 1.3

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

№3 с.4

§1.4

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

№6 с.12,

№7* с.13

§1.5

12.

Кодирование информации.

№14-19 с.17

§1.6

13.

Формы представления информации. Метод координат.

№31-32 по вар.
№34 с.32

§1.7

14.

Текст как форма представления информации. Логическая игра.

№10-12 с.16

№35 с.88

§1.9

15.

Табличная форма представления информации.  Игра «Морской бой»

№37,38 с.39

§1.10

16.

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа.

№42 с.41

§1.11

Информационные технологии 7 часов

17.

Обработка информации.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

№37 с.73

§1.12

18.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст.

№38,39 с.74
№33 с.31

§2.9
(1)

19.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

№40-43 с.75

№45 с.79

§2.9
(2)

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8. Редактируем текст.

№46,47,48 с.79

§2.9
(2)

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8. Редактируем текст.

№43 2ч
№44-47 с.46

§2.9
(2), §1.13
(2)

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

№44-46 с.46

§1.13

23.

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

№50 с.83
№49 с.82

§1.13
(3)

Компьютерная графика10 часов

24.

Компьютерная графика.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

№51,52 с.84

§2.10
(1)

25.

Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

№55,56 с.86

§2.10
(2)

26.

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

-

§2.10

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

№53 с.85

§2.9, §2.10

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

№49 с.49

§1.14 (1)

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

№40 с.40

№57 с.87

§1.14 (2)

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

№53 с.52

§1.14 (3)

31.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

№52* с.51
№54 с.53

§1.14

32.

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (начало)

-

§2.11

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

-

§2.11

34.

Резерв учебного времени

 

35.

Резерв учебного времени


Календарно-тематическое планирование 6класс

Номер урока

Тематика урока

Домашнее задание

Дата проведения

РТ

Учебник

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

№1, 2 с.3

§1.1.

2.

Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с папками и файлами»

№7 с.6, №6 с.5

§1.2

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»(задание1)

№12, 14 с.10, №15, 16 с.11

§1.3 введение

4.

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления) Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2).

№17, 18 с.12

§1.3 (1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

Контрольная работа: «Кодирование числовой информации»

№21 с.14-15

§1.3 (1)

6.

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»(задание 1).

№25,с.19, №26 с. 20, №29 с.23, №30 с.23

§1.3 (2)

7.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

№32-35 с.25 – 28

§1.3 (2)

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа: «Создание документов в MS Word».

-

Практические работы №№1-3.

9.

Растровое кодирование графической информации.

№37,38*,39 с.29

§1.3 (3)

10.

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. «Нумерованные списки»

№40, 41* с.32-35

§1.3 (3)

11.

Единицы измерения информации. Практическая работа №5. «Маркированные списки»

№43, 44 с.38

§1.4

12.

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы»(задания 1-2).

№1-6 с. 39

§2.1

13.

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаём таблицы»(задания 3-4).

№7 с.41

§2.2

14.

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

№9, 10 с.43-44

§2.3 введение

15.

Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы»(задания1 -2).

№11 с.45, №17 с.48

§2.3 (1)

16.

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа: «Структуризация и визуализация информации».

-

Практические работы №№4-8

17.

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы»(задание 3-5)

№21,22 с.50

§2.3 (2)

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

№23 с.52, №27 с.59

§2.3 (3)

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)

№26 с.57,
№31 с.64

§2.3 (3)

20.

Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

№32 с.64-65

§2.3 (4)

21.

Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 4-6)

№29 с.62

№3 с.55

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 1-3)

№34-35 с.67-72

§2.4

23.

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 4-6)

№36-38 с.73-74

§2.5

24.

Контрольная работа (в форме теста): «Понятие, суждение, умозаключение». 
Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

№1-3 с.75
№6 с.78

§3.1

25.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашка».

№7-10 с.79-80

§3.2, §3.3

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа: «Алгоритмы и исполнители».

-

Практ. работы №№8-9.

27

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

№27 с.98

№28 с.98

§3.4 (1)

28

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года»

№34,35 с.102,

№40,42 с.108,109

§3.4 (2)

29

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

№44 с.110,

№45,46 с.112

§3.4 (3)

30

Контрольная работа (в форме теста): «Алгоритмы и исполнители».

Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с папками и файлами. Часть 2».

§1.2

31

Знакомство с языками программирования. Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.

32

Исполнитель DRAW. Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

33

Исполнитель LINE

Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

34.

Исполнитель CIRCLE.

Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

 

35.

Резерв учебного времени.


Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

Домашнее  задание

Дата проведения

РТ

Учебник

Объекты и системы 6 часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа№1 «Основные объекты операционной системы Windows»

№1, 6, 7

стр. 3 – 10

Введение, §1.1,§1.2

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа№2 «Работаем с объектами файловой системы»

№20, 22-25

стр. 14 – 16

§1.3, §1.4

3

Состав объектов.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3)

: №30, 31, 35

стр. 20 - 23

§1.5

4

Системы объектов.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6)

РТ:№36 – 40

стр. 24 - 25

§1.6

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

№41,42,43, 45 стр. 25-33

§1.7

6

Контрольная работа №1. Персональный компьютер как система.

: №50

стр. 36

§1.8

Информационное моделирование 20 часов

7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).

№2, 6-8

стр. 38 - 43

§2.1

8

Информационные модели.

Практическая работа№11.

: №12 – 14

стр. 45

§2.2

9

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

№15 – 17

стр. 46

§2.3

10

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

№19

стр. 47

§2.3

11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

№18 стр. 47

№22 стр. 49

§2.3

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа№5 «Многоуровневые списки»

задание 4 из практической работы №5

§2.3

13

Математические модели. Контрольная работа №2.

№27

стр. 51

§2.4

14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

№28 – 31

стр. 51 - 53

§2.5(1)

15

Простые таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

№33 – 34

стр. 54

§2.5(2)

16

Сложные таблицы.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

№35 – 36

стр. 55

§2.5(3)

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

№38 – 40

стр. 56 - 57

§2.6

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа№7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

№41

стр. 58

§2.7

19

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3)

№43

стр. 59

§2.8

20

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel»

(задания 4–6)

№44

стр. 60

§2.8

21

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)

№45 (а, б)

стр. 60 - 62

§2.9 (1,2)

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).

№46 – 49

(по выбору)

стр. 64 - 70

§2.9 (3)

23

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4).

№51 – 54

стр.72 - 74

§2.9 (4)

24

Многообразие схем.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2).

№55-58

стр. 75-77

§2.10 (1)

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5)

№60, 61

стр. 78

№66 стр. 81

§2.10 (2)

26

Деревья.

Контрольная работа №3.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7)

§2.10 (2,3)

Алгоритмика 7 часов

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика»

№1–4

стр. 85-87

§3.1, §3.2(1, 2)

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

№13 стр. 91-92

(по выбору)

№14 стр. 92

№16 стр. 93

§3.2(3)

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

№17, 18 (б), 19 (б, д, з)

стр. 94 - 97

§3.2(4)

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

№21, 24

стр. 99

§3.3(1)

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

№28, 30

стр. 104

§3.3(2, 4)

32

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

№36,37,38*

стр. 110-111

§3.3 (5)

33

Контрольная работа №4.

Проверочная работа

34

Итоговый проект.

Практическая работа№12.

35

Итоговый проект.

Практическая работа№12.

Перечень выполнения практической части  по учебной дисциплине:

№ урока

Название темы урока

Тип урока

Дата проведения

По плану

По факту

5 класс

1.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

комбинированный

2.

 Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

комбинированный

3.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

комбинированный

4.

Клавиатурный тренажер (Упр. 1-8).

комбинированный

5.

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

комбинированный

6.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

комбинированный

7.

Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

комбинированный

8.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

комбинированный

10.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

комбинированный

11.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

комбинированный

16.

Проверочная работа «Компьютер для начинающих»

комбинированный

17.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

комбинированный

18.

Практическая работа №6. Вводим текст.

комбинированный

19.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

комбинированный

20.

Практическая работа №8. Редактируем текст.

комбинированный

21.

Практическая работа №8. Редактируем текст.

комбинированный

23.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

комбинированный

24.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

комбинированный

25.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

комбинированный

26.

Проверочная работа.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

комбинированный

27.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

комбинированный

28.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

комбинированный

32.

Контрольная работа.

Практическая работа №14. Анимация (начало)

комбинированный

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

комбинированный

6 класс

1.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

комбинированный

2.

Практическая работа №1 «Работаем с папками и файлами»

комбинированный

3.

 Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»(задание1)

комбинированный

4.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2).

комбинированный

5.

Контрольная работа: «Кодирование числовой информации»

комбинированный

6.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи»(задание 1).

комбинированный

7.

Практическая работа №3«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

комбинированный

8.

Практическая контрольная работа: «Создание документов в MS Word».

комбинированный

10.

. Практическая работа №4. «Нумерованные списки»

комбинированный

11.

Практическая работа №5. «Маркированные списки»

комбинированный

12.

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы»(задания 1-2).

комбинированный

13.

Практическая работа №6 «Создаём таблицы»(задания 3-4).

комбинированный

14.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

комбинированный

15.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы»(задания1 -2).

комбинированный

16.

Практическая контрольная работа: «Структуризация и визуализация информации».

комбинированный

17.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы»(задание 3-5)

комбинированный

18.

 Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

комбинированный

19.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)

комбинированный

20.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

комбинированный

21.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 4-6)

комбинированный

22.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 1-3)

комбинированный

23.

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word»(задания 4-6)

комбинированный

24.

Контрольная работа (в форме теста): «Понятие, суждение, умозаключение». 
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

комбинированный

26.

. Практическая контрольная работа: «Алгоритмы и исполнители».

комбинированный

27

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

комбинированный

28

Практическая работа №14. «PowerPoint. Времена года»

комбинированный

29

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

комбинированный

30

Контрольная работа (в форме теста): «Алгоритмы и исполнители».

Практическая работа №16 «Работаем с папками и файлами. Часть 2».

комбинированный

31

Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.

комбинированный

32

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

комбинированный

33

Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

комбинированный

34.

Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

комбинированный

7 класс

1

. Практическая работа№1 «Основные объекты операционной системы Windows»

комбинированный

2

Практическая работа№2 «Работаем с объектами файловой системы»

комбинированный

3

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3)

комбинированный

4

Системы объектов.

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6)

комбинированный

5

Практическая работа№3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

комбинированный

6

Контрольная работа №1.

комбинированный

7

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).

комбинированный

8

Практическая работа№11.

комбинированный

9

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

комбинированный

10

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

комбинированный

11

Практическая работа№4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

комбинированный

12

Практическая работа№5 «Многоуровневые списки»

комбинированный

13

. Контрольная работа №2.

комбинированный

14

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

комбинированный

15

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

комбинированный

16

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

комбинированный

17

Практическая работа№6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

комбинированный

18

Практическая работа№7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

комбинированный

19

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3)

комбинированный

20

Практическая работа№8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6)

комбинированный

21

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)

комбинированный

22

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).

комбинированный

23

Практическая работа№9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4).

комбинированный

24

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2).

комбинированный

25

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5)

комбинированный

26

Контрольная работа №3.

Практическая работа№10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7)

комбинированный

27

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

28

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

29

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

30

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

31

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

32

Работа в среде «Алгоритмика»

комбинированный

33

Контрольная работа №4.

Проверочная работа

комбинированный

34

Практическая работа№12.

комбинированный

35

Практическая работа№12.

комбинированный


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиапроектро;
  • принтер;
  • сканер;

Программные средства;

  • операционная система Windows;
  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор Winrar.  
  • QBasic

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


[1] Курсивом отмечен дополнительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5-7 классы Босова

Рабочая программа по информатике 5-7 классы по учебнику Л.Л.Босова (1 час в неделю)...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс Босова

Программа на 35 недель, по 1 часу в неделю...

Рабочая программа по информатике 5-7 класс (Босова)

Рабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом МО РФ № 1089 от ...

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_5-6 классы_Босова Л.Л....

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л.

Рабочая программа по информатике_7-9 классы_Босова Л.Л....

Рабочая программа по информатике 5-9 класс (Босова Л.Л.) по ФГОС 2021

Рабочая программа по информатике 5-9 класс...