Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 кл ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией Л. Л. Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ. Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса (ФГОС) входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5-9 классов. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-6». Учебники «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Материал учебника «Информатика -5» (ФГОС) содержит теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере и компьютерный практикум. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_5_klass_fgos.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией Л. Л. Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ. Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса (ФГОС) входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5-9 классов. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-6». Учебники «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Материал учебника «Информатика -5» (ФГОС) содержит теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере и компьютерный практикум. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры.
Тематическое планирование курса «Информатика-5» было составлено на основе следующих документов:
- Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа.-М.:Просвещение, 2013. – 454с. – (Стандарты второго поколения)..
- Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.
- Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]:
http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp
- В помощь учителю. Рекомендуемое поурочное планирование курса информатики 5-6 классах по учебнику Босовой Л.Л [Электронный ресурс]:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса
- Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201.- 184 с., илл.
- Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-6 кл: методическое пособие для учителя. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- Босова, Л.Л. Информатика : Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 143 с., илл.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3
Литература для подготовки учащихся к уроку:
- Босова, Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.
- Босова, Л.Л. Информатика Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 143 с., илл.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области «Информатика» и, соответственно, одного предмета «Информатика и ИКТ» .Предусматривается, непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1ч/нед., что составляет 35 часов в год. Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.
№ | Раздел | Всего часов | Компьютерный практикум |
1 | Информация вокруг нас | 1 | |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | |
3 | Ввод информации в память компьютера | 1 | №1 Вспоминаем клавиатуру |
4 | Управление компьютером | 1 | №2 Вспоминаем приемы управления компьютером |
5 | Хранение информации | 1 | №3 Создаем и сохраняем файлы |
6 | Передача информации | 2 | №4 Работаем с электронной почтой |
7 | Кодирование информации | 3 | |
8 | Текстовая информация | 5 | №5 Вводим текст №6 Редактируем текст №7 Работаем с фрагментами текста №8 Форматируем текст |
9 | Представление информации в форме таблиц | 2 | №9 Создаем простые таблицы |
10 | Наглядные формы представления информации | 2 | №10 Строим диаграммы |
11 | Компьютерная графика | 3 | №11 Изучаем инструменты графического редактора №12 Работаем с графическими фрагментами №13 Планируем работу в графическом редакторе |
12 | Обработка информации | 12 | №14 Создаем списки №15 Ищем информацию в сети Интернет №16 Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор №17 Создаем анимацию №18 Создаем слайд-шоу |
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс «Информатики-5» в конце учебного года.
Учащиеся должны знать/понимать:
- - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- - виды информации и ее свойства;
- - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
- - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- - историю развития вычислительной техники;
- - назначение, состав и загрузка операционной системы;
- - операционную оболочку; представление о способах кодирования информации;
- - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- - назначение основных элементов окна графического редактора;
- - приемы создания и редактирования изображения;
- - основные элементы текста;
- - приемы редактирования и форматирования текста;
- - технологию вставки различных объектов;
- - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- - правило создания анимации,
уметь:
- - классифицировать информацию по видам;
- - приводить примеры информационных носителей;
- - раскрывать свойства информации на примерах;
- - представлять принципы кодирования информации;
- - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
- - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- - соблюдать правила ТБ;
- - различать устройства ввода и вывода;
- - записывать/считывать информацию с любых носителей;
- - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- - запускать программы из меню Пуск;
- - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
- - выделять элементы текста;
- - проверять орфографию в документе;
- - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
- - создавать простейшие анимации.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
- Программа разработки презентаций.
- Браузер.
Личностные образовательные результаты
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Практикум | Виды контроля | Планируемые результаты | Информационно-методическое обеспечение | Работа в классе | Домашнее задание | дата | ||
Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | ||||||||||
Цели изучения курса информа-тики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас. | 1 | Комбиниро-ванный, с использова-нием развиваю-щих, игровых, исследова-тельских технологий. | Общие представления о целях изучении курса информатики; общее представления об информации и информационных процессах | Умение работать с учебником и с электронным приложением к учебнику | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Презентация «Информация вокруг нас» | Введение, §1,§ 2(3) Р/Т №2,3,5,6,8,9 | §1, Р/Т № 1,4,7,10 Дополнительно: Р/Т №11, учебник с. 9 №7 | ||||
Компьютер- универсальная машина для работы с информацией | 1 | Ознакомле-ния с новым материалом | Тестирова-ние. Экспресс – опрос (учебник стр.9 вопр.1-2), | Знание основных устройств компьютера и их функций | Основы ИКТ- компетентности | Представление о роли компьютера в жизни современного человека | Презентации: «Компьютер- универсаль-ная машина для работы с информацией», «Компьютер на службе человека» | Тест «Информация вокруг нас», § 2 Р/Т №15,16,17,19,20,21,22 | §2, Р/Т №12,13,14,23 Дополнительно: Р/Т 24, 32, учебник с. 16 №9 | |||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 1 | Ознакомле-ния с новым материалом | Практичес-кая работа №1 «Вспоми-наем клавиатуру» | Экспресс – опрос (учебник стр.16 вопр.1-5), пошаговый контроль | Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | Основы ИКТ- компетентности, умение ввода информации с клавиатуры | Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати | Презентация «Ввод информации в память компьютера» Игра «Пары» | § 3, Р/Т № 18,27, 29, ,31,32 | § 3, Р/Т № 25, 26,28, 33. Дополнительно: № 35 или 36 | ||
Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером. | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» | Экспресс – опрос (учебник стр.24 вопр.1-4), | Общие представления о пользовательском интерфейсе, представление о приемах управления компьютером | Основы ИКТ- компетентности, навыки управления компьютером | Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | Презентация «Управление компьютером» | § 4 с. 24, Р/Т №30, 34,35 или 36, ,40,41,43,44-52 | § 4 , Р/Т №38,39,42,53. Дополнительно: Р/Т 54, учебник с. 34 №21 | ||
Хранение информации | 1 | ознакомления с новым материалом | Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы» | Тестирова-ние, Экспресс – опрос (учебник стр.33-34 вопр.1-20), | Общие представления о хранении информации как информационном процессе, представления о многообразии носителей информации | Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой, основа ИКТ- компетентности, умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | Презентации «Хранение информации»«Носители информации», «Хранение информации: история и современ-ность». | Тест «Клавиатура», § 5, Р/Т №56,58,60,62,65,66 | § 5, Р/Т № 55,59,63, 64,67. Дополнительно: № 57,61,68,69 Проект «История письменности» | ||
Передача информации | 1 | Комбинированный урок | Экспресс – опрос (учебник стр.39-40 вопр.1-6,9-10) | Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации. | Понимание единой сущности процесса передачи информации | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | Презентации «Передача информации», «Средства передачи информации» | §6 с. 44-45 №5,6,7 Р/Т №71,73 | §6 Р/Т №70,72,74. Дополнительно: №75 | |||
Электронная почта | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». | Экспресс – опрос (учебник стр.44 вопр.1-3), пошаговый контроль | Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | Основы ИКТ- компетентности, умение отправлять и получать электронные письма | Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества, интерес к изучению информатики | Презентация «Передача информации» | §6 Р/Т 72, 75 (коллективное выполнение) | § 6 Р/Т №76, 77. Дополнительно: №78 | ||
В мире кодов Способы кодирования информации | 1 | Комбинированный урок | Мини-дискуссия (учебник стр. 45 вопр.8) | Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | Презентация «Кодирование информации» | § 7 (1,2), Р/Т №79, 83, 84 ,86 ,87, 89 | §7 (1,2), Р/Т №80,81,82,85,
| |||
В мире кодов Способы кодирования информации | 1 | Комбинированный урок | Экспресс – опрос (учебник стр.45 вопр.7), | Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. | Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики | Презентация «Кодирование информации» | § 7 (1,2), Р/Т №90, 92, 95-98 | §7 (1,2), Р/Т №88,93,94
| |||
Метод координат | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Тестирова-ние | Представление о методе координат | Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | Понимание значения различных кодов в жизни человека | Презентация «Кодирование информации» Игра «Морской бой» | Тест «Кодирование информации», § 7(3), с. 53-54 №3-9 Р/Т№99 (В-1,В-2,В-3) | § 7(3), Р/Т №99 (В-4, В-5,В-6), 100; дополнительно №101 | |||
Текст как форма представления информации. Компьютер- основной инструмент подготовки текстов | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Мини-дискуссия (учебник стр. 45 ворп. 8) | Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы ; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | Презентации «Текстовая информация», «Цепочка слов» | §8 (1,3). Р/Т №103(а,б,в),104(а,,в) | §8 (1,3). Р/Т №102,104(г, д, е), 105 | |||
Основные объекты текстового документа. Ввод текста | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №5 «Вводим текст». | Экспресс – опрос (учебник стр.62-63 вопр.1-7), пошаговый контроль | Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы | Основы ИКТ- компетентности; умение осознано строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество за качество окружающей информационной среды. | Презентация «Текстовая информация» файлы –заготовки Слова.rtf , Анаграммы.rtf | §8(2,4) Р/Т 106 , | §8(2,4) Р/Т 103 (б,г), 111 | ||
Редактирование текста | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Практическая работа №6 «Редактируем текст». | Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-9), пошаговый контроль | Представление о редактировании как этапе создания тестового документа | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «текстовая информация» Файлы-заготовки Вставка.rtf Удаление.rtf , Замена.rtf Смысл.rtf, Буква.rtf,Пословицы.rtf Большой.rtf | §8 (5), Р/Т №107,108,109 | §8(5), Р/Т№110,112 | ||
Текстовый фрагмент и операции с ними. | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-11), пошаговый контроль | Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Текстовая информация» Файлы-заготовки Лишнее.rtf , Лукоморье.rtf Фраза.rtf Алгоритм.rtf Медвежонок.rtf, 100.rtf | §8 (5) | §8 (5) Р/Т №113,114,115 | ||
Форматирование текста | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №8 «Форматируем текст». | Экспресс – опрос (учебник стр.62-63 вопр.1-11), пошаговый контроль | Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение формировать несложные текстовые документы | Основы ИКТ – компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию , размеру и цвету, к выравниванию текста | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Текстовая информация» Файлы- заготовки Форматирование.rtf , Радуга.rtf | §8 Р/Т №116,117 | §8 Р/Т №118. Дополнительно:№119 | ||
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) | Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-10,12,13), пошаговый контроль | Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | Основы ИКТ – компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Представление информации в форме таблиц» | §9(1), Р/Т №120,122 | §9 (1), Р/Т № 121, 123, 124 | ||
Табличное решение логических задач | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) | Мини-дискуссия (учебникстр.68 вопр.1) | Умение представлять информацию в табличной форме | Основы ИКТ – компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация. «Табличный способ решения логических задач» | §9 (2) Р/Т №125,128 | §9 (2) Р/Т №126.127. Дополнительно №129 | ||
Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Умение представлять информацию в наглядной форме | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентации «Наглядные формы представле-ния информации» «Поезда», «Теплоходы» | §10(1,2) учебник стр. 68 №4 Р/Т №130, 131 | §10 (1,2) учебник стр. 73 №5,6 Р/Т №132 Дополнительно: №137 | ||||
Диаграммы | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №10. «Строим диаграммы» | Экспресс – опрос (учебник стр.73 вопр.1-3), пошаговый контроль | Умение строить столбиковые и круговые диаграммы | Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Наглядные формы представления информации» | § 10(5), Р/Т №134 | § 10(5), Р/Т №133,135,136 | ||
Компьютерная графика. Графический редактор Paint | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора» | Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | Развитие ИКТ- компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «компьютерная графика». Файлы –заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp | § 11(1.2), Р/Т№ 140 | § 11(1.2), Р/Т№138.139 | |||
Преобразование графических изображений | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами» | Экспресс – опрос (учебник стр.82 вопр.1-3), пошаговый контроль | Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | Развитие ИКТ- компетентности, умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «компьютерная графика». Файлы –заготовки Природа. bmp,Ваза.bmp Шляпы. bmp, Акробат.bmp | § 11(2,3), Р/Т №141 | § 11(2,3), Р/Т№ 142, 143,144 | ||
Создание графических изображений | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №13. «Планируем работу в графическом редакторе» | Экспресс – опрос (учебник стр.82 вопр.1-4), пошаговый контроль | Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов; | Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентации «Компьютерная графика», «Планируем работу в графическом редакторе» | §11 | §11 Р/Т №145. Дополнительно: №146 | ||
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Тестиро-вание | Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематиза-ции) информации | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Обработка информации» | Тест «Компьютерная графика», §12 (1,2) Р/Т №147 | §12 (1,2) Р/Т №148,149,150 | |||
Списки- способ упорядочивания информации | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №14. «Создаем списки» | Экспресс – опрос (учебник стр.95 вопр 1-4), пошаговый контроль | Представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | Представление о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций. в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность | Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды | Презентация «Обработка информации» файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа. rtf , Делитель. rtf | §12 (1,2) | §12 (1,2) Р/Т №151, 152 | ||
Поиск информации | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет» | фронтальный опрос (учебник стр.95 вопр. 1-5) | Представление о поиске информации как информационной задаче | Умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность; поиск и организация хранения информации | Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических отношений | Презентация «Обработка информации» файл – заготовка Клавиатура.rtf | §12 (3), | §12 (3), Р/Т №153,154,155 | ||
Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос (учебник стр.95 вопр. 4-6) | Представление о кодировании как изменении формы представления информации | Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» | §12 (4) , Р/Т №156,157,160,161 | §12 (4) , Р/Т № 158, 159.162 | |||
Преобразование информации по заданным правилам | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №16. «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» | пошаговый контроль | Представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам | Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» | §12 (5) Р/Т №164, 167, 168,169,170,173 | §12 (5), Р/Т №165,166,174. Дополнительно: №171 | ||
Преобразование информации путем рассуждений | 1 | Комбинированный урок | Мини-дискуссия (учебник стр. 96 вопр 10) | Представление об обработке информации путем логических рассуждений | Умение анализировать и делать выводы | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентации «Обработка информации» «Задача о напитках» | §12 (6), учебник стр. 90 №3, стр. 96-97 №17, Р/Т №175,177 | §12 (6), учебник стр. 96 №15,16, Р/Т №176,178 | |||
Разработка плана действий. Задачи о переправах | 1 | Комбинированный урок | Мини-дискуссия (учебник стр. 98 №18) | Представление об обработке информации путем разработки плана действий | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» | §12 (7), учебник стр.98 №18, Р/Т №180 | §12 (7) Р/Т №179 Дополнительно: №183 | |||
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | Представление об обработке информации путем разработки плана действий | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» Логическая игра «Переливашки» | §12 (7) , Р/Т №183 | §12 (7) , учебник стр. 98 №20, Р/Т №181,184 | |||
Создание движущихся изображений | 1 | Урок – ознакомления с новым материалом | Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1) | пошаговый контроль | Представление об анимации, как о последовательности событий. Разворачивающихся по определенному плану | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» | §12 (8) | §12 (12) , учебник стр.98 №21 | ||
Создаем анимацию по собственному замыслу | 1 | Урок закрепления изученного | Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2) | пошаговый контроль | Навыки работы с редактором презентаций | Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Презентация «Обработка информации» Логическая игра «Переливашки» | §12 | §12 | ||
Итоговое повторение | ||||||||||||
Итоговое тестирование | 1 | Урок проверки знаний и умений | проверочная работа | закрепить навыки обработки графической информации; дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений | Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc | |||||||
Выполнение итогового мини-проекта | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №18 «Создаем слайд –шоу» (начало) | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ - компетентность | Понимание роли информационных процессов в современном мире | .Образец выполнения задания «Морское дно». | |||||
Выполнение итогового мини-проекта | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа №18 «Создаем слайд –шоу (зав | Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ - компетентность | Понимание роли информационных процессов в современном мире | Образцы выполнения заданий «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....
Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)
Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...
Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО
Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...