Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 кл ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Заикина Надежда Владимировна

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией Л. Л. Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ. Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса (ФГОС) входит в состав учебно-методиче­ского комплекса (УМК) по информатике для 5-9 классов. В состав УМК входят учеб­ники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образова­тельных ресурсов на диске «Информатика 5-6». Учебники «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.

Материал учебника «Информатика -5» (ФГОС) содержит теоретические основы информатики, ин­формацию по работе на компьютере и компьютерный практикум. Учеб­ники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс инфор­матики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к вос­приятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компью­тере. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование  алгоритмической  и информационной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_5_klass_fgos.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 5-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией Л. Л. Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ. Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса (ФГОС) входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5-9 классов. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-6». Учебники «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.

Материал учебника «Информатика -5» (ФГОС) содержит теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере и компьютерный практикум. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса – подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование  алгоритмической  и информационной культуры.

Тематическое планирование курса «Информатика-5» было составлено на основе следующих документов:

  1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа.-М.:Просвещение, 2013. – 454с. – (Стандарты второго поколения)..
  2. Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.
  3. Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]:  

            http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp

  1. В помощь учителю. Рекомендуемое поурочное планирование курса информатики 5-6 классах по учебнику Босовой Л.Л [Электронный ресурс]:  

            http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса

  1. Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201.- 184 с., илл.
  2. Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-6 кл: методическое пособие для учителя. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  3. Босова, Л.Л. Информатика : Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 143 с., илл.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  8. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  9. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  10. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3 

Литература для подготовки учащихся к уроку:

  1. Босова, Л.Л. Информатика  Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с., илл.
  2. Босова, Л.Л. Информатика  Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 143 с., илл.

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области «Информатика» и, соответственно, одного предмета «Информатика и ИКТ» .Предусматривается, непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1ч/нед., что составляет 35 часов в год. Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.

Раздел

Всего часов

Компьютерный практикум

1

Информация вокруг нас

1

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

3

Ввод информации в память компьютера

1

№1 Вспоминаем клавиатуру

4

Управление компьютером

1

№2 Вспоминаем  приемы управления компьютером

5

Хранение информации

1

№3 Создаем и сохраняем файлы

6

Передача информации

2

№4 Работаем с электронной почтой

7

Кодирование информации

3

8

Текстовая информация

5

№5 Вводим текст

№6 Редактируем текст

№7 Работаем с фрагментами текста

№8 Форматируем текст

9

Представление информации в форме таблиц

2

№9 Создаем простые таблицы

10

Наглядные формы представления информации

2

№10 Строим диаграммы

11

Компьютерная графика

3

№11 Изучаем инструменты графического редактора

№12 Работаем с графическими фрагментами

№13 Планируем работу в графическом редакторе

12

Обработка информации

12

№14 Создаем списки

№15 Ищем информацию в сети Интернет

№16 Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

№17 Создаем анимацию

№18 Создаем слайд-шоу

Изучение информатики и ИКТ в  5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс «Информатики-5» в конце учебного года.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • - операционную оболочку;  представление о способах кодирования  информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - классифицировать информацию по видам;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - представлять принципы кодирования информации;
  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - соблюдать правила ТБ;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - запускать программы из меню Пуск;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • построения цепочки логических выводов на основе исходных фактов;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Практикум

Виды контроля

Планируемые результаты

Информационно-методическое обеспечение

Работа в классе

Домашнее задание

дата

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

Цели изучения курса информа-тики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

1

Комбиниро-ванный, с использова-нием развиваю-щих, игровых, исследова-тельских технологий.

Общие представления о целях изучении курса информатики; общее представления об информации и информационных процессах

Умение работать с учебником и с электронным приложением к учебнику

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Презентация «Информация вокруг нас»

Введение, §1,§ 2(3)    Р/Т №2,3,5,6,8,9

§1, Р/Т № 1,4,7,10  Дополнительно: Р/Т №11,  учебник с. 9 №7

Компьютер- универсальная машина для работы с информацией

1

Ознакомле-ния с новым материалом

Тестирова-ние. Экспресс – опрос (учебник стр.9

 вопр.1-2),

Знание основных устройств компьютера и их функций

Основы ИКТ- компетентности

Представление о роли компьютера  в жизни  современного человека

Презентации:  «Компьютер- универсаль-ная машина для работы с информацией», «Компьютер на службе человека»

Тест «Информация вокруг нас», § 2 Р/Т №15,16,17,19,20,21,22

§2, Р/Т №12,13,14,23 Дополнительно: Р/Т 24, 32, учебник с. 16 №9

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

Ознакомле-ния с новым материалом

Практичес-кая работа №1 «Вспоми-наем клавиатуру»

Экспресс – опрос (учебник стр.16 вопр.1-5),

пошаговый контроль

Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Основы ИКТ- компетентности, умение ввода информации с клавиатуры

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати

Презентация «Ввод информации в память компьютера» Игра «Пары»

§ 3, Р/Т № 18,27, 29, ,31,32

§ 3, Р/Т №  25, 26,28, 33. Дополнительно: № 35 или 36

Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером.

1

Комбинированный урок

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

 Экспресс – опрос (учебник стр.24 вопр.1-4),

Общие представления о пользовательском интерфейсе, представление о приемах управления компьютером

Основы ИКТ- компетентности, навыки управления компьютером

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

Презентация  «Управление компьютером»

§ 4 с. 24, Р/Т №30, 34,35 или 36, ,40,41,43,44-52

§ 4 , Р/Т №38,39,42,53. Дополнительно: Р/Т 54,  учебник с. 34 №21

Хранение информации

1

ознакомления с новым материалом

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»

Тестирова-ние, Экспресс – опрос (учебник стр.33-34 вопр.1-20),

Общие представления о хранении информации как информационном процессе, представления о многообразии носителей информации

Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой, основа ИКТ- компетентности, умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес  к изучению информатики

Презентации «Хранение информации»«Носители информации», «Хранение информации: история и современ-ность».

Тест «Клавиатура», § 5,

 Р/Т №56,58,60,62,65,66

§ 5, Р/Т № 55,59,63, 64,67. Дополнительно: № 57,61,68,69    Проект «История письменности»

Передача информации

1

Комбинированный урок

Экспресс – опрос (учебник стр.39-40 вопр.1-6,9-10)

Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации.

Понимание единой сущности процесса передачи информации

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Презентации «Передача информации», «Средства передачи информации»

§6 с. 44-45 №5,6,7 Р/Т №71,73

§6 Р/Т  №70,72,74. Дополнительно: №75

Электронная почта

1

Комбинированный урок

Практическая работа №4 «Работаем  с электронной почтой».

Экспресс – опрос (учебник стр.44 вопр.1-3),

пошаговый контроль

Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Основы ИКТ- компетентности, умение отправлять и получать электронные письма

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества, интерес к изучению информатики

Презентация «Передача информации»

§6 Р/Т 72, 75 (коллективное выполнение)

§ 6 Р/Т №76, 77. Дополнительно: №78

В мире кодов Способы кодирования информации

1

Комбинированный урок

Мини-дискуссия (учебник стр. 45 вопр.8)

Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Презентация «Кодирование информации»

§ 7  (1,2), Р/Т №79, 83, 84 ,86 ,87, 89

§7 (1,2), Р/Т №80,81,82,85,

 

В мире кодов Способы кодирования информации

1

Комбинированный урок

Экспресс – опрос (учебник стр.45 вопр.7),

Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Презентация «Кодирование информации»

§ 7  (1,2), Р/Т №90, 92,

95-98

§7 (1,2), Р/Т №88,93,94

 

Метод координат

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Тестирова-ние

Представление о методе координат

Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание значения различных кодов в жизни человека

Презентация «Кодирование информации» Игра «Морской бой»

Тест «Кодирование информации», § 7(3), с. 53-54 №3-9 Р/Т№99 (В-1,В-2,В-3)

§ 7(3), Р/Т №99 (В-4,   В-5,В-6), 100; дополнительно №101

Текст как форма представления информации. Компьютер- основной инструмент подготовки текстов

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Мини-дискуссия (учебник стр. 45

ворп. 8)

Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы ; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Презентации «Текстовая информация», «Цепочка слов»

§8 (1,3). Р/Т №103(а,б,в),104(а,,в)

§8 (1,3). Р/Т №102,104(г, д, е), 105

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

1

Комбинированный урок

Практическая работа №5 «Вводим текст».

Экспресс – опрос (учебник стр.62-63 вопр.1-7),

 пошаговый контроль

Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы

Основы ИКТ- компетентности; умение осознано строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество за качество окружающей информационной среды.

Презентация «Текстовая информация» файлы –заготовки Слова.rtf , Анаграммы.rtf

§8(2,4) Р/Т 106 ,

§8(2,4) Р/Т 103 (б,г), 111

Редактирование текста

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Практическая работа №6 «Редактируем  текст».

Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-9),

пошаговый контроль

Представление о редактировании как этапе создания тестового документа

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «текстовая информация» Файлы-заготовки Вставка.rtf Удаление.rtf  , Замена.rtf Смысл.rtf,  Буква.rtf,Пословицы.rtf  Большой.rtf

§8 (5),  Р/Т №107,108,109

§8(5), Р/Т№110,112

Текстовый фрагмент и операции с ними.

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-11),

пошаговый контроль

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание  в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая  информация» Файлы-заготовки Лишнее.rtf , Лукоморье.rtf Фраза.rtf    Алгоритм.rtf Медвежонок.rtf, 100.rtf

§8 (5)

§8 (5) Р/Т №113,114,115

Форматирование текста

1

Комбинированный урок

Практическая работа №8 «Форматируем текст».

Экспресс – опрос (учебник стр.62-63 вопр.1-11),

пошаговый контроль

Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение формировать несложные текстовые документы

Основы ИКТ – компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию , размеру и цвету, к выравниванию текста

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Текстовая информация» Файлы- заготовки Форматирование.rtf , Радуга.rtf

§8 Р/Т №116,117

§8 Р/Т №118. Дополнительно:№119

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы

1

Комбинированный урок

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2)

Экспресс – опрос (учебник стр.63 вопр.7-10,12,13),

пошаговый контроль

Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

Основы ИКТ – компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация

«Представление информации в форме таблиц»

§9(1), Р/Т №120,122

§9 (1), Р/Т № 121, 123, 124

Табличное решение логических задач

1

Комбинированный урок

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4)

Мини-дискуссия (учебникстр.68 вопр.1)

Умение представлять информацию в табличной форме

Основы ИКТ – компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация. «Табличный способ решения логических задач»

§9 (2) Р/Т №125,128

§9 (2) Р/Т №126.127. Дополнительно №129

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Умение представлять информацию в наглядной форме

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды  

Презентации «Наглядные формы представле-ния информации» «Поезда», «Теплоходы»

§10(1,2)  учебник стр. 68 №4    Р/Т №130, 131

§10 (1,2)  учебник стр. 73  №5,6    Р/Т №132 Дополнительно: №137

Диаграммы

1

Комбинированный урок

Практическая работа №10. «Строим диаграммы»

Экспресс – опрос (учебник стр.73  вопр.1-3), пошаговый контроль

Умение строить столбиковые и круговые диаграммы

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды  

Презентация «Наглядные формы представления информации»

§ 10(5), Р/Т №134

§ 10(5), Р/Т №133,135,136

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

1

Комбинированный урок

Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора»

Умение создавать несложные  изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией

Развитие ИКТ- компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «компьютерная графика». Файлы –заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

§ 11(1.2),  Р/Т№ 140

§ 11(1.2),  Р/Т№138.139

Преобразование графических изображений

1

Комбинированный урок

Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами»

Экспресс – опрос (учебник стр.82  вопр.1-3), пошаговый контроль 

Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации  

Развитие ИКТ- компетентности, умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «компьютерная графика». Файлы –заготовки Природа. bmp,Ваза.bmp Шляпы. bmp, Акробат.bmp

§ 11(2,3),  Р/Т №141

§ 11(2,3),  Р/Т№ 142, 143,144

Создание графических изображений

1

Комбинированный урок

Практическая работа №13. «Планируем работу в графическом редакторе»

Экспресс – опрос (учебник стр.82  вопр.1-4), пошаговый контроль

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов;

Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентации «Компьютерная графика», «Планируем работу в графическом редакторе»

§11

§11 Р/Т №145.

 Дополнительно: №146

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Тестиро-вание

Представление  об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации

Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематиза-ции) информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Обработка информации»

Тест «Компьютерная графика», §12 (1,2) Р/Т №147

§12 (1,2)

 Р/Т №148,149,150

Списки- способ упорядочивания информации

1

Комбинированный урок

Практическая работа №14. «Создаем списки»

Экспресс – опрос (учебник стр.95    вопр 1-4), пошаговый контроль

Представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

Представление о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций. в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация «Обработка информации» файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа. rtf , Делитель. rtf

§12 (1,2)

§12 (1,2) Р/Т №151, 152

Поиск информации

1

Комбинированный урок

Практическая  работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет»

фронтальный опрос (учебник стр.95  вопр. 1-5) 

Представление о поиске информации как информационной задаче

Умения поиска  и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность; поиск и организация хранения информации

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических отношений

Презентация «Обработка информации» файл – заготовка Клавиатура.rtf

§12 (3),  

§12 (3), Р/Т №153,154,155

Кодирование как изменение формы представления информации

1

Комбинированный урок

фронтальный опрос (учебник стр.95  вопр. 4-6)

Представление о кодировании как изменении  формы представления информации

Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в  пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать  информацию из одной знаковой системы в другую

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12 (4) , Р/Т №156,157,160,161

§12 (4) , Р/Т № 158, 159.162

Преобразование информации по заданным правилам

1

Комбинированный урок

Практическая работа №16. «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

пошаговый контроль

Представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам

Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12 (5) Р/Т №164, 167, 168,169,170,173

§12 (5), Р/Т №165,166,174. Дополнительно: №171

Преобразование информации путем рассуждений

1

Комбинированный урок

Мини-дискуссия (учебник стр. 96 вопр 10)

Представление об обработке информации путем логических рассуждений

Умение анализировать  и делать выводы

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Презентации «Обработка информации» «Задача о напитках»

§12 (6),  учебник стр. 90 №3, стр. 96-97 №17,                         Р/Т №175,177

§12 (6), учебник стр. 96 №15,16, Р/Т №176,178

Разработка плана действий. Задачи о переправах

1

Комбинированный урок

Мини-дискуссия (учебник стр. 98 №18)

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами

Понимание роли  информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12 (7), учебник стр.98  №18,            Р/Т №180

§12 (7) Р/Т №179 Дополнительно: №183

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами

Понимание роли  информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации»

Логическая игра «Переливашки»

§12 (7) , Р/Т №183

§12 (7) , учебник стр. 98 №20, Р/Т №181,184

Создание движущихся изображений

1

Урок – ознакомления с новым материалом

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1)

пошаговый контроль

Представление об анимации, как о последовательности событий. Разворачивающихся по определенному плану

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами

Понимание роли  информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации»

§12 (8)

§12 (12) , учебник стр.98 №21

Создаем анимацию по собственному замыслу

1

Урок закрепления изученного

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2)

пошаговый контроль

Навыки работы с редактором презентаций

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами

Понимание роли  информационных процессов в современном мире

Презентация «Обработка информации» Логическая игра «Переливашки»

§12  

§12

Итоговое повторение

Итоговое тестирование

1

Урок проверки знаний и умений

проверочная работа

закрепить навыки обработки графической информации; дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc

Выполнение итогового мини-проекта

1

Комбинированный урок

Практическая работа №18 «Создаем слайд –шоу» (начало)

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ - компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

.Образец выполнения задания «Морское дно».

Выполнение итогового мини-проекта

1

Комбинированный урок

Практическая работа №18 «Создаем слайд –шоу (зав

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ - компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Образцы выполнения заданий «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г

программа составлена по учебнику Матвеевой...

Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного  образовательного станда...

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....

Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)

Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....

Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)

Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...

Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО

Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...