Переводы и арифметические действия в позиционных системах счисления.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
На уроке учащиеся закрепляют основные понятия, определения в различных системах счисления; правила перевода в позиционных системах счисления; алгоритмы сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevody_i_arifmeticheskie_deystviya_v_pozitsionnykh_sistemakh_schisleniya.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Дата проведения:
Тема урока Двоичная система счисления. Арифметические операции (сложение и умножение) в двоичной системе счисления.
Тип урока: Урок закрепление.
Цель урока: повторить основные понятия, определения в различных системах счисления; правила перевода в позиционных системах счисления; указать и повторить алгоритмы сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Задачи:
- совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления и выполнения арифметических действий (сложение и умножение) в двоичной системе счисления.
- формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах.
- формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и определения темы: «Системы счисления».
Учащиеся должны уметь:
- производить арифметические действия в двоичной системе счисления.
- Переводить числа из одной системы счисления в другую.
Оборудование: компьютер с проектором для учителя, программа PowerPoint, презентация с основными понятиями и заданиями к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Мотивация к учебной деятельности).
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания по теме «Системы счисления», вместе будем размышлять, думать, считать, анализировать, работать в группах и индивидуально, возможно, и ошибаться, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело».
II. Актуализация прежних знаний.
«Мы столько может, сколько знаем» Фрэ́нсис Бэ́кон
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Фронтальный опрос
- Какие числа записаны с ошибками, аргументируйте свой ответ.
1237, 30064, 12АА16, 1АА216, 134767
- Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 1201, 156, 334.
2) Диктант
А сейчас мы проведем диктант по основным понятиям темы системы счисления.
- Я буду зачитывать высказывания, а вы будете писать «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку.
Высказывания:
1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1)
2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0)
3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1)
4. В двоичной системе счисления алфавит это 1 и 2 (0)
5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0)
(Правильный ответ: 10100)
– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную.
– Какое число получилось?
(Правильный ответ: 20)
III. Формирование знаний, умений и навыков.
Переходим ко второму этапу
- Переводы чисел в позиционных системах счисления.
«Скорость нужна, а поспешка вредна» (русская народная пословица)
Как вы понимаете эти слова?
Вспомним правила перевода из 10 в любую позиционную с/с и обратно.
Задание 1. Перевод из одной с/счисления в другую.
(время выполнения 3 минуты)
2710→А2
4110→ А16
1010 → А8
10012→ А10
158→ А10
1С16→ А10
Отложили ручки, поменялись тетрадями с соседом по парте, проверяем правильность выполнения заданий.
Задание 2. Какое из чисел 1100112, 1114, 358 и 1В16 является:
а) наибольшим;
б) наименьшим
Задание3. Творческий уровень:
Определить в какой системе счисления ведется рассказ:
«Необыкновенная девочка»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все сейчас обычным,
Когда поймете мой рассказ.
(А.Н.Стариков)
- Арифметика в двоичной системе счисления.
«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» .
(И. Гёте)
– Вспоминаем правила сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Задание 1. Выполнить сложение.
101101+1101101 (ответ: 10011010)
1011011+1011011 (ответ: 10110110)
Задание 2. Выполнить умножение.
111010∙10010 (ответ:10000010100)
101101∙111011 (ответ: 101001011111)
IV. Заключительный этап урока
«Знание есть сила, сила есть знание» Фрэ́нсис Бэ́кон
Переходим к выполнению Задания на знание правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления с использованием ЭОР. Эти задания входят в КИМ ГИА по информатике.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР :
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf (зачет)
V. Итог урока
Продолжите предложение:
После знакомства с недесятичными системами счисления:
– я знаю…
– я научился (-лась)…
VI. Домашнее задание.
- Один мудрец писал «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет.
- В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе?
- Подготовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Конспект урока по теме :"Арифметические операции в позиционных системах счисления"...
Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления
Урок для интерактивной доски Smart Board/...
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
На данном уроке использован электронный образовательный ресурс fcior.edu.ru...
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"
В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....
Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 8 кл.
Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в вось...