Переводы и арифметические действия в позиционных системах счисления.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Владимирова Ольга Викторовна

На уроке учащиеся закрепляют основные понятия, определения в различных системах счисления; правила перевода в позиционных системах счисления; алгоритмы сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Дата проведения:

Тема урока Двоичная система счисления. Арифметические операции (сложение и умножение) в двоичной системе счисления.

Тип урока: Урок закрепление.

Цель урока: повторить основные понятия, определения в различных системах счисления; правила перевода в позиционных системах счисления; указать и повторить алгоритмы сложения и умножения в двоичной системе счисления.

 Задачи:

  1. совершенствовать навыки перевода чисел в позиционных системах счисления и выполнения арифметических действий (сложение и умножение) в двоичной системе счисления.
  2. формировать умение учащихся работать самостоятельно и в парах.
  3. формировать системно-информационный подход к анализу информации, общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и определения темы: «Системы счисления».

Учащиеся должны уметь:

  • производить арифметические действия в двоичной системе счисления.
  • Переводить числа из одной системы счисления в другую.

Оборудование: компьютер с проектором для учителя, программа PowerPoint, презентация с основными понятиями и заданиями к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания по теме «Системы счисления», вместе будем размышлять, думать, считать, анализировать, работать в группах и индивидуально, возможно, и ошибаться, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».

Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля.   «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело».

II. Актуализация прежних знаний.
«Мы столько может, сколько знаем»  Фрэ́нсис Бэ́кон  

Цель этапа: повторение изученного материала,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Фронтальный опрос

- Какие числа записаны с ошибками, аргументируйте свой ответ.

1237, 30064, 12АА16, 1АА216, 134767

- Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 1201, 156, 334.

2) Диктант

А сейчас мы проведем диктант по  основным понятиям темы системы счисления.  

- Я буду зачитывать высказывания, а вы будете писать  «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку.

Высказывания:

1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1)

2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0)

3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1)

4. В двоичной системе счисления алфавит это 1 и 2 (0)

5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0)

 (Правильный ответ: 10100)

– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную.

– Какое число получилось?

(Правильный ответ: 20)

III. Формирование знаний, умений и навыков.

Переходим ко второму этапу

  1. Переводы чисел в позиционных системах счисления.

«Скорость нужна, а поспешка вредна» (русская народная пословица)

Как вы понимаете эти слова?

Вспомним правила перевода из 10 в любую позиционную с/с и обратно.

Задание 1. Перевод из одной с/счисления в другую.

(время выполнения 3 минуты)

2710→А2

4110→ А16

1010 → А8

10012→ А10

158→ А10

16→ А10

Отложили ручки, поменялись тетрадями с соседом по парте, проверяем правильность выполнения заданий.

Задание 2. Какое из  чисел  1100112, 1114, 358 и 1В16 является:

а) наибольшим;

          б) наименьшим

Задание3. Творческий уровень:

Определить в какой системе счисления ведется рассказ:

«Необыкновенная девочка»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все сейчас обычным,
Когда поймете мой рассказ.

(А.Н.Стариков)

  1. Арифметика в двоичной системе счисления.

«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» . 

(И. Гёте) 

– Вспоминаем правила сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Задание 1. Выполнить сложение.

101101+1101101 (ответ: 10011010)

1011011+1011011 (ответ: 10110110)

Задание 2. Выполнить умножение.

111010∙10010 (ответ:10000010100)

101101∙111011 (ответ: 101001011111)

IV. Заключительный этап урока  

«Знание есть сила, сила есть знание» Фрэ́нсис Бэ́кон

Переходим к выполнению Задания на знание правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления с использованием ЭОР. Эти задания входят в КИМ ГИА по информатике.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР :

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf  (зачет)


V. Итог урока

Продолжите предложение:

После знакомства с недесятичными системами счисления:

– я знаю…

– я научился (-лась)…

VI. Домашнее задание.

  1. Один мудрец писал «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет.
  2. В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе?
  3. Подготовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Конспект урока  по теме :"Арифметические операции в позиционных системах счисления"...

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

На данном уроке использован электронный образовательный ресурс fcior.edu.ru...

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 8 кл.

Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в вось...