Арифметические операции в позиционных системах счисления.
план-конспект урока информатики и икт (8 класс) по теме

Ажимканова Аягуль Куандыковна

На данном уроке использован электронный образовательный ресурс fcior.edu.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Арифметические операции в позиционных системах счисления.

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Ажимканова Аягуль Куандыковна

Место работы

Кош-Агачская основная общеобразовательная школа

Должность

учитель

Предмет

информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

24

Базовый учебник

Н.Д.Угринович, Информатика и ИКТ

  1. Цель  урока:
  1. Выработать умение производить арифметические операции в позиционных системах счисления. Научить учащихся применять свои знания к практическим ситуациям;
  2. развивать логическое мышление, сообразительно, внимание;
  3. воспитывать интерес, дисциплинированность и желание изучать информатику;

  1. Задачи:
  1.   Приобретение знаний 
  1.   Формирование умений и навыков
  2.   Применение знаний.
  3.   Контроль

  1. Тип урока : изучения нового материала .
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа под руководством учителя, практическая,  самостоятельная индивидуальная работа
  3. Необходимое техническое оборудование: 
  1. Кабинет ИКТ  (11 рабочих мест);
  2. Проектор;
  3. Локальная сеть с выходом в Интернет;
  1. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

2.

3.

4.

5.

6.

Психологический

настрой учащихся

на урок

Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение  ранее изученного.

Объяснение нового материала

Закрепление темы урока

Контроль и самопроверка знаний

Домашнее задание

Подведение

итогов

1

2

3

Приветствие учащихся учителем:

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим присутствующих на уроке. Называю фамилии и отмечаю в журнале отсутствующих.

Называю тему урока: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Информация и информационные процессы». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке.

Чтобы проверить домашнее задание, я предлагаю вам тест (в файлах по количеству учащихся, листы контроля). Приложение1

Устную разминку мы проведём следующим образом. Вам нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Информация и информационные процессы» (на экране)

Приложение 2

Чтобы проверить, как вы справились с домашней работой, предлагаю выполнить следующие задания у доски.

  1. Перевести из 2-й в 10-ю СС число 1101,11
  2. Перевести из 2-й в 16-ю СС: 1010101
  3. Перевести из 10-й в 8-ю СС число 129

 Двоичная система счисления является стандартом при конструировании компьютеров, т.к. наиболее просто технически создать электронные схемы, работающие в двух устойчивых состояниях (0 и 1); просто выполняются арифметические действия; для выполнения логических операций можно применить алгебру логики.

Двоичная СС используется для организации машинных операций по преобразованию информации, десятичная – для ввода и вывода информации, восьмеричная и шестнадцатеричная – для составления программ на языке машинных кодов для более короткой и удобной записи двоичных кодов.

Арифметические операции во всех позиционных СС выполняются по одним и тем же правилам. Важно помнить алфавит СС: 2-я – 0, 1; 8-я – 0 – 7; 16-я – 0 – 9, A – F.

При переполнении разряда, когда величина числа становится равной или большей основания, производится перенос в старший разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании. Величина переноса в следующий разряд при сложении и заём из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления: в 2-й СС – основанием 2, в 8-й – 8, в 16-й – 16.     

При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и ставится соответствующий знак.

При выполнении операции умножения множимое последовательно умножается на очередную цифру множителя.   

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Запись домашнего задания параграф 3.1.2 и задания 3.6, на странице 82учебника.

Предлагается ответить на вопросы теста

Занимают

рабочие места, демонстрируют готовность к уроку

Учащиеся знакомятся с темой урока

Обучающиеся выполняют тест

Отвечают с места на вопросы

  1. 13,75

  1.   55

  1. 201

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы

1

3

15

15

1

5

Приложение к плану-конспекту урока

«Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Информационный модуль

практический модуль

контрольный модуль

Видеофрагмент, иллюстрация, описательный текст, содержащий теоретический материал

упражнение,  тест

тест

http://fcior.edu.ru/card/7899/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

http://fcior.edu.ru/card/3994/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

http://fcior.edu.ru/card/6273/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah-schisleniya.html

Приложение1

1. Тест по теме: «Информация и информационные процессы».

 

1.      Какое устройство не предназначено для обработки информации?

А) Барометр;                                         в) калькулятор;

б) арифмометр;                               г) компьютер.

2.      За минимальную единицу измерения количества информации принят:

а) 1 бод;                                      в) 1 байт;

б) 1 пиксель;                                   г) 1 бит.

3.      Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?

А) 4 бит;                                     в) 1 байт;

б) 1 бит;                                     г) 16 бит.

4.      Как записывается десятичное число 1110  в двоичное системе счисления?

А) 1111;                                     в) 1011;

б) 1101;                                    г) 1001.

5.      При переносе запятой на два знака вправо число 101,0112:

а) уменьшилось в 4 раза;                в) увеличилось в 2 раза.

Б) увеличилось в 4 раза;                 г) уменьшилось в 2 раза.

 

Ответы.

1

2

3

4

5

а

г

а

в

б

Приложение2

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Процессы, связанные с получением, хранением, передачей и обработкой информации – это информационные процессы.

+

 

2

За единицу количества информации принято такое количество информации, которое уменьшает неопределённость в 3 раза. Такая единица названа бит.

 

+

3

Обработка информации – один из видов информационной деятельности человека.

+

 

4

Компьютер – это универсальный инструмент для работы с информацией.

+

 

5

Информационная ёмкость молекулы ДНК ниже информационной емкости цифровых носителей информации.

 

+

6

Число 1567 записано с ошибкой.

 

+

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

 Приложение3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Конспект урока  по теме :"Арифметические операции в позиционных системах счисления"...

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 8 кл.

Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в вось...