Рабочая программа по информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

Рабочая программа по информатике 6 класс (Босова л.ю.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon информатика 6 класс Босова195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Яблоновый Гай

Ивантеевского района Саратовской области»

          Рассмотрено

Председатель МО

_______/ Зибарева Н.В./

Протокол № ___

от «__»____20 __г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

________/Погорелова О.В./

«__»____20 _г.

Утверждено

Директор

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

   ________/Решетова Л.А./

  Приказ № _ от «__»__20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ИНФОРМАТИКА И ИКТ 6 КЛАСС  

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

 

 

Разработчик:

Куприянова Марина Ивановна,

учитель информатики и ИКТ

1 квалификационной категории

 

с. Яблоновый Гай - 2013

Статус документа

Рабочая  программа по информатики и ИКТ  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  6 класса МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай» и реализуется на основе следующих документов:

1. Босова Л. Программа курса информатики  и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Бином, 2008;  

2. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ //Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 -11 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005;

3.  Смыковская Т.Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5 -11 классы._ М.: Глобус, 2008

     

В 6  классе работаю третий год, поэтому знаю особенности  детей.

Из 8 обучающихся – 4 ученика способны изучать   информатику и ИКТ  на достаточном уровне, а 4 ученика с высокой мотивацией обучения.

  1. Введение

Учебный предмет «Информатика» на уровне общего среднего образования направлен на подготовку учащихся к деятельности с использованием современных компьютерных технологий.

Информатика является быстроразвивающимся и быстроменяющимся предметом, зависящим от стремительного развития компьютерной техники, электронных коммуникаций и программного обеспечения. В концепции выделены фундаментальные направления, на которых можно строить долговременную учебную программу.

Учебная программа по информатике нацелена на формирование знаний и умений учащихся по следующим основным направлениям:

алгоритмическое — развитие логического и алгоритмического мышления;

технологическое — формирование умений работы с прикладным программным обеспечением для решения различных практических задач.

Основные цели изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»:

  • формирование компьютерной грамотности;
  • развитие логического и алгоритмического мышления;
  • воспитание информационной культуры.

Основные задачи, решаемые в процессе изучения учебного предмета «Информатика  и ИКТ»:

  • формирование теоретических знаний и практических умений в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование умений индивидуальной и коллективной работы;
  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой  требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности. Формирование практических умений происходит при использовании информационных компьютерных технологий для выполнения практических заданий и упражнений из различных предметных областей.

Основные  дидактические принципы конструирования содержания образования по информатике:

научности (обеспечение достаточной глубины, корректности и научной достоверности содержания учебного материала, с учетом последних  достижений в науке и технике);

доступности (определение степени теоретической сложности учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся). Недопустимость необоснованного усложнения и увеличения объема учебного материала, при которых овладение этим материалом становится непосильным для учащихся;

проблемности (предъявление материала в проблемном виде, когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, при этом его мыслительная активность возрастает);

наглядности (учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов либо моделей и их наблюдение учащимися). Требование обеспечения наглядности при использовании компьютерных технологий реализуется на принципиально новом качественном уровне;

сознательности (самостоятельность и активизация деятельности предполагает обеспечение учащихся электронными средствами обучения, позволяющими  развивать у учащихся самостоятельность по поиску и отбору необходимой учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности, а также осуществлять выбор той либо иной траектории обучения и управления ходом событий);

систематичности и последовательности (обеспечение последовательного усвоения учащимися определенных  знаний в рамках изучаемого учебного предмета, формирование знаний и умений  учащихся в определенной системе, в строго логическом порядке и применение их учащимися в учебной и практической деятельности). При этом системообразующее значение имеет не только «логика содержания учебного предмета», но (и в первую очередь) «логика организации учебной деятельности». Для этого необходимо:

предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний и умений при подаче каждой порции учебного материала

учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности

продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучаемому;

формировать знания в последовательности, определяемой логикой обучения, будущей (текущей)  допрофессиональной и профессиональной деятельности;

обеспечивать использование информационно-коммуникационных технологий через связь содержания и методики обучения с личным опытом учащихся: подбор примеров, предъявление заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений;

прочности усвоения знаний (обеспечение возможности глубокого осмысления учащимися учебного материала);

единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения;

гуманизации и гуманитаризации, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

взаимосвязанности и взаимообусловленности смежных предметов;

эстетического аспекта содержания образования.

Кроме традиционных дидактических требований к содержанию образования по информатике предъявляются и специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий:

адаптивности (адаптируемость содержания образования к индивидуальным возможностям учащихся);

интерактивности (в содержании образования должно иметь место взаимодействие обучающегося с программным средством);

реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации  (использование современных средств отображения информации:  проекционного оборудования, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения);

развития интеллектуального потенциала обучающегося (содержание образования  должно обеспечивать формирование разнообразных стилей мышления: алгоритмического, наглядно-образного, рефлексивного, теоретического, умения принимать рациональные или вариативные решения в различных ситуациях, умений по обработке различных видов информации на основе применения информационных и коммуникационных технологий);

полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения (содержание образования должно предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационными и коммуникационными технологиями).

Методические требования  к содержанию образования по информатике предполагают учет своеобразия и особенности данной предметной области, специфику  науки, ее понятийного аппарата, возможностей реализации современных методов обработки информации с помощью компьютерных информационных технологий.

Содержание  образования по информатике должно удовлетворять следующим методическим требованиям:

предъявление учебного материала должно строиться с учетом взаимосвязи и взаимодействия понятийных, образных и действенных компонентов мышления;

обеспечение отражения системы научных понятий учебного предмета;

предоставление учащемуся разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

При обучении информатике кроме традиционных средств обучения используют средства информационно-коммуникационных технологий. Средства обучения выступают носителями содержания и контроля обучения, а также служат для управления образовательной деятельностью учащихся. Поэтому при конструировании предметного содержания важен принцип учета возможностей электронных средств обучения

Базовые компетенции: предметные

  • информационно-коммуникативная;
  • рефлексивная.
  • учебно – познавательная
  • социально – трудовая
  • ценностно - смысловая

Ключевые компетенции: общие на класс

  • Уметь черпать информацию из разных источников, адекватно передавать ее содержание.
  • Уметь рассуждать и доказывать собственную точку зрения, эффективно сотрудничать с другими людьми.
  • Уметь ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью.
  • Уметь конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию.

  1. Концепция школы

Цель школы

Создать школу, которая является основным связующим звеном в социально-культурном образовательном комплексе в селе, школу с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности, конкурентоспособную на рынке образовательных услуг. 

Задачи школы

  • Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
  • Создание условий для самоутверждения личности, раскрытие её способностей и возможностей, для реализации интеллектуального, творческого, нравственного потенциала школьников.
  • Развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии;
  • Использование здоровьесберегающих технологий в УВП, направленных на достижение учащимися допустимого уровня здоровья, здорового образа жизни.
  • Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе;
  • Создание условий для полноценного развития личности на основе интеграции общего и дополнительного образования.
  1. Миссия школы

Особенности ОУ

Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение:

  • качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
  • прочных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям в рамках  предпрофильного и профильного обучения, необходимых им для дальнейшего профессионального образования;
  • удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.

Модель выпускника основной школы

Гражданские качества:

  • - знание своих прав и обязанностей;
  • - любовь к родному селу, краю;
  • - любовь к природе, охрана ее;
  • - уважение к традициям народа;
  • - иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

Нравственные качества:

  • - доброта;
  • - милосердие;
  • - взаимовыручка;
  • - честность;
  • - порядочность;
  • - понимание другого человека;
  • - уважение к старшим;
  • - здоровый образ жизни;
  • - уважительное отношение к чужому труду;
  • - гуманизм;
  • - любовь к школе;
  • - обязательность.

          Интеллектуальные способности:

  • - стремление к познанию;
  • - расширение своего кругозора;
  • - умение анализировать;
  • - самостоятельность мышления;
  • - любознательность;
  • - способность к самообразованию.

Общая культура:

  • - культура поведения;
  • - приобретение навыков этикета;
  • - приобщение к художественным ценностям;
  • - знание норм морали;
  • -уважительное отношение к прошлому.

  1. Пояснительная записка

Основная идея рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по информатике и ИКТ. Программа построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.

Ведущими идеями курса являются:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что  данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

Информатика и ИКТ  входит в образовательную область «Технология»

Сроки реализации программы

Программа составлена на один 2013-2014 учебный год из расчёта 1 час в неделю (35 часов  в год).

Основные принципы отбора материала

Материал учебника для 6 класса структурирован по четырем, главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум. 

В первой главе «Информация вокруг нас» на бытовом уровне вводится понятие информации, рассматриваются многочисленные примеры информационных процессов, различные формы представления информации.

В главе «Компьютер для начинающих» приводятся основные  теоретические сведения об устройстве компьютера, его программном обеспечении и основах пользовательского интерфейса, детально рассматриваются правила техники безопасности и организации компьютерного рабочего места.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Тесты «Информационные технологии», «Информация вокруг нас», «История информатики», «Информация и информационные процессы», «Как устроен компьютер», «Клавиатура», «Управление компьютером с помощью мыши», «Компьютерная графика», «Компьютер для начинающих», «Подготовка текстовых документов», итоговый тест предназначены для проверки знаний учащихся. Контрольная работа 1ч завершает изучение курса.

Общая характеристика учебного процесса

 Программа предусматривает использование следующих:

  1. форм работы: индивидуальные, общеклассные групповые, индивидуально-групповые,  фронталые, дифференцированные, практикумы.
  2.   методов обучения:  словесного, наглядного,  практического, поискового, проблемно-поискового, самостоятельной работы, стимулирования, контроля и самоконтроля (обратная связь).

Программа предусматривает  режим работы:  

Учитель — класс.  Учитель — ученики.  Ученик — класс.  Класс — ученики. Ученик — ученик.

Межпредметные связи

- биология (растения, животные);

- физика (физические свойства веществ);

 - математика (калькулятор, алгоритм)

Предполагаемые результаты

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» 

Учащиеся должны: 

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Система оценки достижений учащихся

Результаты обучения информатики и ИКТ должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Достижения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценки выставляются поурочные, за полугодие, годовые, аттестационные, итоговые. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

 глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
 полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

 При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Критерии оценки устного ответа по информатике

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. 

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. 

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. 

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 

            Отметка «1»: отсутствие ответа.

 Критерии оценки практического задания

             Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. 

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. 

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. 

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 

            Отметка «1»: работа не выполнена.

Инструментарий для оценивания результатов.

 На уроках учащиеся овладевают письменной и устной  речью, экспериментальными умениями. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией, (текст, таблица, схема и др.).

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, доказывать утверждения.

Для различных видов контроля: зачеты, тестирование, самостоятельные работы различных видов и форм, устные и письменные ответы - существуют нормы оценки знаний, умений, навыков для устных и практических. Одним из важных методов контроля знаний и умений учащихся является зачет. Зачет дифференцированный, проводится в письменной форме. Методы оценивания достижений учащихся 5 класса можно проследить по тематическому планированию, где каждому виду занятий соответствует определенный вид контроля - это диктанты, работа с дидактическим материалом, работа в тетрадях с печатной основой и др. Такое многообразие методов позволит добиться того, что оценка знаний не будет самоцелью, она явится важным средством побуждения учащихся к достижению лучших результатов.    

Система условных обозначений

 При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

  • П1 – плакат № 1
  • Тест 6
  • Д.к. – дидактическая карточка
  • Д 1– диск №1
  • П – презентация
  • П.р.1 – практическая работа №1
  • УОНМ - Урок ознакомления с новым материалом
  • УПЗУ - Урок применения знаний и умений
  • КУ - Комбинированный урок
  • К - Урок контроля знаний
  • ОСЗ - обобщение и систематизация знаний
  • ФО – фронтальный опрос
  • СР – самостоятельная работа
  •  ИРКЗ – индивидуальное решение контрольных заданий
  • И К-  индивидуальная карточка
  •  Д –диктант

  1. Программа   

В связи с введением в школе зачетной системы была проведена корректировка программы.  Добавлен 1 час в раздел 3 для проведения зачета.

Программа состоит из следующих разделов:

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

После изучения материала данного раздела учащийся должен знать:

требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях  назначение компьютера и его применение для обработки (продуктивный), основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный);

основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами (репродуктивный);

форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации (репродуктивный);

виды систем счисления;

алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный);

основные операции в текстовом процессоре  (репродуктивный);

способы кодирования информации (репродуктивный).

Учащийся должен уметь:

соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный);

создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению (продуктивный);

приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD(продуктивный);

приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD (продуктивный);

переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты (продуктивный);

редактировать и форматировать текст, создавать надписи (продуктивный);

объяснять принципы двоичного кодирования графической информации (продуктивный);

Кодировать и декодировать простейшее сообщение (творческий).

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

После изучения материала данного раздела учащийся должен знать:

текстовую форму представления информации (репродуктивный);

иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный);

как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный);

как образуются понятия (репродуктивный);

отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы (продуктивный);

возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации (репродуктивный);

понятие классификации, признака классификации (репродуктивный);

понятие суждений и их виды (репродуктивный);

понятие умозаключения и правила их получения(репродуктивный).

3. Элементы алгоритмизации (10 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

После изучения материала данного раздела учащийся должен знать:

.определение алгоритма, его свойства (репродуктивный);

понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков (репродуктивный);

правила записи линейного  алгоритма. Обозначения блоков (репродуктивный);

правила записи  разветвленного алгоритма. Обозначения блоков; понятие цикла, его разновидности (продуктивный).

Учащийся должен уметь:

приводить примеры алгоритмов (продуктивный);

представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный);

составлять алгоритм известными способами (продуктивный);

составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный);

работать в программе PowerPoint (творческий).

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов по четвертям:

I четверть - 8 часов;    

II четверть – 8 часов;

III четверть – 10 часов;

IV четверть – 7 часов.

Рабочая программа составлена на 2013- 2014 учебный год из расчёта  35 уроков  (1 час в неделю)

Количество часов за  год – 35.

Из них: контрольных работ – 3;  практических работ (10 -15 мин) –15; зачетов – 1.  

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Дата урока по плану

Дата урока фактически

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Практическая работа

Оборудование

Раздел 1 «Компьютер и  информация» - 11 уроков

1

1

7.09.

Вводный  инструктаж  по ТБ Компьютер -  универсальная машина для работы с информацией.

КУ

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

П13

П – Д17

2

2

14.09

Файлы и папки

КУ

П.р №1 «Работаем с файлами и папками»

П 22

 П – Д17

3

3

21.09.

Информации в памяти компьютера

КУ

П.р №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

П 23

 П – Д17

4

4

28.09

Двоичное кодирование числовой информации

КУ

П. .р №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

П 22

 П – Д17

5

5

5.10.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления 

КУ

П.р №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

П 23

 П – Д17

6

6

12.10.

Тексты в памяти компьютера

КУ

П.р. № 2.

П 23

 П – Д17

7

7

19.10

Кодирование текстовой информации П.Р. «Создание документов в текстовом процессоре WORD

КУ

П.р. № 3

П 23

 П – Д17

8

8

26.10

Растровое кодирование  графической информации

КУ

П.р. № 4.

П 23

 П – Д17

9

9

16.11

Векторное кодирование  графической информации

КУ

П 23

 П – Д17

10

10

23.11

Единицы измерения информации

КУ

П 22

 П – Д17

11

11

30.11

Контрольная работа «Компьютер и информация»

К

Раздел 2 «Человек и информация» - 12 уроков

12

1

7.12

Информация и знания

КУ

 Логическая игра (тренировка памяти

П – Д17

13

2

14.12

Чувственное познание мира

КУ

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

П – Д17

14

3

21.12.

Понятие как форма мышления

КУ

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

П – Д17

15

4

11.01.

Повторный инструктаж по ТБ  Как образуются понятия

КУ

П – Д17

16

5

18.01

Структурирование и визуализация информации. 

КУ

П – Д17

17

6

25.01

Содержание и объем понятия.  

КУ

Логическая игра

П – Д17

18

7

01.02

Отношение тождества, пересечения и подчинения

КУ

Игра «Морской бой»

П – Д17

19

8

8.02

Отношение соподчинения, противоречия  и противоположности Практическая контрольная работа  «Понятие»

КУ

П – Д17

20

9

15.02

Определение понятия

КУ

П.р. № 5.

П – Д17

21

10

22.02.

Классификация

КУ

22

11

25.02.

Суждения как форма мышления

КУ

П – Д17

23

12

1.03

Умозаключения как форма мышления

КУ

Раздел 3 «Алгоритмы и исполнители » - 10 уроков

24

1

15.03

Контрольная работа

«Человек и информация

К

П.р. № 6.

25

2

17.03

Понятие алгоритма

КУ

П.р. № 7.

П – Д17

26

3

22.03

Исполнители вокруг нас

КУ

П.р. № 7

П – Д17

27

4

5.04

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

КУ

П.р. № 7

П – Д17

28

5

 12.04

Линейный алгоритм

КУ

П 24

 П – Д17

29

6

 19.04

Алгоритмы с ветвлением

КУ

П.р. № 8.

П 24

 П – Д17

30

7

 26.04

Алгоритмы с ветвлением

К

П.р. № 9.

П 24

 П – Д17

31

8

3.05

Циклические алгоритмы

П.р. № 9.

 П 24

 П – Д17

32

9

10.05

Систематизация информации.

ОСЗ

П.р. № 10.

П 24

 П – Д17

33

10

17.05

Контрольная работа     «Алгоритмы и исполнители»

 П.р.№11.

П 24

 П – Д17

34

24.05

Зачётная работа «Алгоритмы»

П 24

 П – Д17

35

31.05

Циклические алгоритмы

 П.р. № 12.

П 24

 П – Д17

VI. Перечень учебно-методического обеспечения программы

УМК

Учебники и методические пособия

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ 6 класс  - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2008.
  2. Рабочая тетрадь Босова Л. Л. Информатика и ИКТ 6 класс. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2008.
  3.  Л. Л. Босова Преподавание информатики в 5-7 классах М.: БИНОМ, Лаборатория Знании.2008
  4. Л. Л. Босова  Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах» М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2009.
  5. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов общеобразовательной средней школы;
  6. Программы для общеобразовательных учреждений 2 – 11 классы» М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний 2005 г.
  7. Комплект плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»: И.А.Калинин, И.В.Левченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Журнал «Информатика и образование».
  2. Босова Л. Л  Занимательная информатика.

Диски

Клавиатурный тренажер 2004

«Мир информатики» 3 год обучения

Руки солиста

разработки  Л.Л. Босовой

             

Адреса сайтов, образовательных центров, клубов

  1. http://school-collection.edu.ru 
  2. infoschool.narod.ru 
  3. klyaksa.net
  4. http://school.ciit.zp.ua/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...