Рабочая прогрмма по информатики 5 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме

Клименко Ирина Александровна
Рабочая программа  по информатики и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:
  • Примерной программа основного общего образования по информатике и информационным техноологиям МО РФ и программа профессора Н.В.Макаровой для 5 класса;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России "Об утверждении федерального компонента госудаственных стандартов начального общего, основного общего  и среднего ( полного) общего образования от 5 марта 2004г.№1089;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_5.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

«Согласовано»                             «Утверждена»  

С  педсоветом

Протокол № 1  от  29.08.13         Директор школы                 Бережная О.В.

                                                                                                                                        Приказ  №

Рабочая программа по

информатике    для 5   класса

 

                                               Составила    Клименко И.А.

2013-2014 учебный год

                                                                             

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям МО РФ и Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
  • Компьютер как средство обработки информации.
  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:
1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;
2 уровень: базовый – 7-9 класс.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

 Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается  в 5 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.     Место предмета «Информатика» в учебном плане МОУ Крыловской оош определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации как предмет по выбору школы, предусматривающего
в 5 классе – 35  часов,  в 5  классе – 35 часов.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5  КЛАСС



Раздел I. Обучение работе на компьютере

Тема 1. Освоение системной среды WINDOWS

  1. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
  2. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
  3. 3. Освоение приемов работы с мышью.
  4. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

5.  Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

  1. Представление об окне как объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.
  2. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
  3. Тема 2. Простейшая технология работы с текстом
  4. Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню текстового редактора.
  5. Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
  6. Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
  7. Тема 3. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора
  8. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
  9. Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.
  10. Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

    Тема 1. Освоение среды графического редактора Paint
  11. Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора PAINT по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
  12. Тема 2. Редактирование рисунка
  13. Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.
  14. Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

        - название и назначение основных частей персонального компьютера;

        - назначение основных клавиш на клавиатуре;

        - способ представления информации в компьютере;

        - основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

        - интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

- назначение графического редактора и сферы его применения;

        - возможности простого графического редактора Paint;

        - понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

        - понятие «алгоритм».

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

        - пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

        - работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

        - работать с окнами;

        - настраивать Рабочий стол;

- пользоваться мышью.

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

        - настраивать инструменты графического редактора;

        - выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

        - создавать рисунок по данному алгоритму;

        - редактировать рисунок;

        - сохранять рисунок на диске.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

1

Учимся работать на компьютере

12

2

Компьютерная графика

23

Итого:

35

Методическое обеспечение

  1. Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ»(системно-информационная концепция).-СПб.:Лидер, 2009
  2. Учебник: Н.В.Макарова Информатика и ИКТ начальный уровень, Питер,2010г.

                               


Календарно-тематическое планирование по информатике

5 класс.

№ урока

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

пров.

Фактич.

проведен

Минимум содержания

Требования к минимуму

содержания

Формы контроля

Оборудование

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Введение.

   1

 Ознакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе. Техникой безопасности.

 Учащиеся должны знать правила поведения и технику безопасности в компьютерном классе.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Таблица Техники Безопасности

2

Рабочий стол в компьютере. Человек и компьютер.

1

Ознакомить учащихся с  понятием « рабочего стола». Правилами работы за  компьютером. Объектами рабочего стола

Знать какие объекты входят в состав «рабочего стола» и из каких частей состоит компьютер.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, таблица «Основные компоненты ПК»

3

Компьютерная мышь. Панель задач её элементы.

1

Ознакомить учащихся с основными действиями мыши, освоение работы с мышью. Ознакомить с понятием Панель задач и её элементами.

Знать какие действия выполняет компьютерная  мышь. Что входит в состав Панели  задач.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, таблица «Основные компоненты ПК»

4

Знакомство с кнопкой Пуск.

1

 Ознакомить учащихся с кнопкой Пуск. Понятием вложенное Меню. Формами отображения Меню.

Знать формы отображения Меню. Знать определение понятия главного и вложенного  Меню

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер

5

Знакомство с окном программы Блокнот.

1

Ознакомить  с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот.

Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, компьютер

6

Знакомство с клавиатурой.

1

Ознакомить учащихся с алфавитно-цифровыми и служебными клавишами

Знать расположение пальцев на клавиатуре. Знать предназначение различных клавиш.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

7

Набор и редактирование текста

1

Ознакомить учащихся с правилом набора текста. Вводом и редактированием текста с помощью программы Блокнот.

Знать правила набора  и удаления букв символов и цифр.

Контрольная работа.

компьютер, раздаточный материал

8

Практическая работа №1

«Работа в программе Блокнот»

1

Ознакомить  с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот.

Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал, компьютер

9

Практическая работа №2

«Работа в программе Блокнот».

1

Ознакомить  с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот.

Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот.

Индивидуальная работа.

.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

10

Калькулятор – помощник  математика.

    1

Ознакомить учащихся с запуском программы Калькулятор. Познакомить учащихся  с историческими приборами для вычисления

Знать алгоритм запуска программы Калькулятор. Исторические  приборы   для вычисления в разных странах.

Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер

11

Представление о составном документе

    1

Ознакомить учащихся как работать с двумя программами одновременно. Какое окно называют активным.

Уметь определять активное окно

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

12

Обобщающий урок по теме: «Учимся работать на компьютере»

    1

Повторить пройденный материал . Отработать  полученные навыки  в контрольной работе.

Умение применить полученные знания в контрольной работе.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Обобщающий тест, компьютер, раздаточный материал

  13

 

Контрольная работа №1по теме « Учимся работать на компьютере»

   1

Проверить степень усвоения данной темы.

Определить степень усвоения данной темы.

Контрольная работа.

 14

Инструменты для рисования

    1

 Ознакомить учащихся с понятием графического редактора. Ознакомить с алгоритмом запуска программы Paint.

Знать алгоритм запуска программы  графического редактора Paint.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

1 5

Компьютерная графика

     1

Ознакомить с понятием графика и компьютерная графика

Знать определение понятия графика и компьютерная графика.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, компьютер

 16

Создание компьютерного рисунка

   1

Работа с инструментами графического редактора.

Уметь рисовать с помощью  инструментов рисования.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

17

Настройка инструментов

   1

Знакомство с панелью настройки инструментов графического редактора.

 Уметь выбирать настройки для определённых рисунков.

Контрольная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

 18

Редактирование компьютерного рисунка

    1

Ознакомить учащихся с принципом редактирования компьютерного рисунка.

Уметь  редактировать сохраненный рисунок

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

 19

Фрагмент рисунка.

   1

Ввести понятие фрагмент рисунка. Показать,  как выделяется фрагмент прямоугольной  рамкой произвольной формой

Знать алгоритм выделения  фрагмента прямоугольной  произвольной формами. Уметь выбирать выделение с фоном и без него.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

  20

Сборка рисунка из деталей

    1

Показать  учащимся, как собирать рисунок из отдельных частей и рисунок, состоящий из деталей в форме  в форме окружности и овала

Уметь собирать рисунок из отдельных частей. Умение правильно выделить нужную деталь рисунка.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

   21

Как сохранить созданный рисунок

1

Показать сохранения созданного рисунка. Рассказать где хранятся работы созданные на компьютере.

Знать  алгоритм сохранения созданного рисунка. Знать где в компьютере хранится информация.

Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер,

 22

Как открыть  рисунок,  сохраненный на диске.

   1

Показать как открыть сохраненный рисунка. Рассказать где хранятся работы созданные на компьютере.

Знать  алгоритм открытия  созданного рисунка на диске. Знать где в компьютере хранится информация.

Самостоятельная работа.

Компьютер, раздаточный материал

23

Построения с помощью клавиши Shift.

  1

 Показать какие фигуры строятся с помощью клавиши Shift

Уметь строить с помощью клавиши Shift квадрат , окружность,

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

24

Эллипс и окружность

     1

Назначение эллипса и окружности в изображении тех или иных предметов.

Уметь рисовать эллипс и окружность вписанные в прямоугольник и квадрат.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, компьютер,

  25

Что такое пиксель?

     1

Познакомить с понятием пиксель, использование пикселя в графическом редакторе.

Знать определение пиксель. Уметь рисовать рисунок увеличивая и уменьшая масштаб рисунка.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку, раздаточный материал

26

Что такое пиктограмма.

    1

Познакомить с понятием пиктограмма. Использование пиктограммы в графическом редакторе.

Знать определение пиктограммы. Уметь

рисовать пиктограмму предварительно  используя увеличение масштаба.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Презентация к уроку, видеофрагмент о пиктограммах

 27

Алгоритмы в нашей жизни.

    1  

Привести примеры алгоритмов из повседневной жизни.

Уметь приводить примеры алгоритмов из жизни.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.

Презентация к уроку

28

Происхождение слова «Алгоритм»

    1

Дать определение слова «Алгоритм».Показать алгоритм построения основы крыльев бабочки.

Знать историю слова «Алгоритм», уметь рисовать бабочку по алгоритму.

Индивидуальная работа

Презентация к уроку

29

Компьютерная среда и алгоритмы.

   1

Ознакомить с понятием компьютерная среда: калькулятор, блокнот.

Научиться создавать надписи на рисунках. Знать , что является главной средой программы Калькулятор, Блокнот.

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

 30

Повторяющиеся фрагменты.

    1

Ознакомиться с понятием

линейного, циклического алгоритмов.  Привести примеры где можно встретить повторяющиеся фрагменты.

Знать определение линейного, циклического алгоритма. Уметь рисовать повторяющиеся фрагменты.

Индивидуальная работа

Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал

31

Буфер  обмена.

    1

Дать определение буфера обмена. Познакомить с таблицей сочетания клавиш.

Знать определение буфера обмена .Знать сочетание клавиш CTRL+C,  CTRL+V, CTRL+X ,DEL

Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа

компьютер, раздаточный материал

 32

Обобщающий урок по теме : « Компьютерная графика»

     1

Повторить все определения и понятия данной главы.

Знать все определения и понятия данной главы.

Индивидуальная работа

Обобщающий тест, раздаточный материал

33

Итоговый тест за курс       5 класса.

    1

Проверить усвоение изученного материала за курс 5 класса

Уметь применить полученные знания в итоговом тесте.

Итоговый тест

34

35

Обобщение материала, изученного за год.

   1

Проанализировать итоговый тест, ещё раз повторить главные понятия и определения за  пройденный курс.

Повторить ещё раз главные определения и понятия за курс 5 класса.

Индивидуальная работа

Презентация к уроку, компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прогрмма по обществознанию на 7 класс 2011-2012 уч.года

Рабочая программа по курсу "Обществознание" на 7 клас по программе Боголюбова...

Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)

Рабочая программа по технологии для мальчиков , для сельских школ. 5-7 классы....

Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)

Рабочая программа для сельской школы (мальчики) 5-7 классы...

Рабочая прогрмма по информатики 6 класс

Цель изучения основ информатики в 6 классе:продолжение формировнаия базиса компьютерной граммотности учащихся;освоение срды программирования ЛогоМиры...

Рабочая прогрмма по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класса...

Экономика. Рабочая прогрмма 10 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по курсу "Экономика" учебник А.П. Киреева, для 10 класса, рассчитанная на 36 часов. Базовый уровень....

Экономика. Рабочая прогрмма 8 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по экономике для 8 класса. Учебник И.В. Липсица "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности", рассчитана на 34 учебных часа (1 урок в неделю)....