Рабочая прогрмма по информатики 5 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме
- Примерной программа основного общего образования по информатике и информационным техноологиям МО РФ и программа профессора Н.В.Макаровой для 5 класса;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России "Об утверждении федерального компонента госудаственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования от 5 марта 2004г.№1089;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_5.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крыловская основная общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждена»
С педсоветом
Протокол № 1 от 29.08.13 Директор школы Бережная О.В.
Приказ №
Рабочая программа по
информатике для 5 класса
Составила Клименко И.А.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:
- Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям МО РФ и Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:
- Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
- Компьютер как средство обработки информации.
- Новые информационные технологии обработки информации.
Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:
1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;
2 уровень: базовый – 7-9 класс.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. Место предмета «Информатика» в учебном плане МОУ Крыловской оош определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации как предмет по выбору школы, предусматривающего в 5 классе – 35 часов, в 5 классе – 35 часов.
Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Раздел I. Обучение работе на компьютере
Тема 1. Освоение системной среды WINDOWS
- Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
- Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
- 3. Освоение приемов работы с мышью.
- Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
5. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
- Представление об окне как объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.
- Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
- Тема 2. Простейшая технология работы с текстом
- Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды основного меню текстового редактора.
- Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
- Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
- Тема 3. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора
- Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
- Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.
- Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала
Тема 1. Освоение среды графического редактора Paint - Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора PAINT по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
- Тема 2. Редактирование рисунка
- Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.
- Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
- название и назначение основных частей персонального компьютера;
- назначение основных клавиш на клавиатуре;
- способ представления информации в компьютере;
- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;
- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.
- назначение графического редактора и сферы его применения;
- возможности простого графического редактора Paint;
- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;
- понятие «алгоритм».
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;
- работать с окнами;
- настраивать Рабочий стол;
- пользоваться мышью.
- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
- настраивать инструменты графического редактора;
- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;
- создавать рисунок по данному алгоритму;
- редактировать рисунок;
- сохранять рисунок на диске.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Учимся работать на компьютере | 12 |
2 | Компьютерная графика | 23 |
Итого: | 35 |
Методическое обеспечение
- Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ»(системно-информационная концепция).-СПб.:Лидер, 2009
- Учебник: Н.В.Макарова Информатика и ИКТ начальный уровень, Питер,2010г.
Календарно-тематическое планирование по информатике
5 класс.
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата пров. | Фактич. проведен | Минимум содержания | Требования к минимуму содержания | Формы контроля | Оборудование |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Введение. | 1 | Ознакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе. Техникой безопасности. | Учащиеся должны знать правила поведения и технику безопасности в компьютерном классе. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Таблица Техники Безопасности | ||
2 | Рабочий стол в компьютере. Человек и компьютер. | 1 | Ознакомить учащихся с понятием « рабочего стола». Правилами работы за компьютером. Объектами рабочего стола | Знать какие объекты входят в состав «рабочего стола» и из каких частей состоит компьютер. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, таблица «Основные компоненты ПК» | ||
3 | Компьютерная мышь. Панель задач её элементы. | 1 | Ознакомить учащихся с основными действиями мыши, освоение работы с мышью. Ознакомить с понятием Панель задач и её элементами. | Знать какие действия выполняет компьютерная мышь. Что входит в состав Панели задач. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, таблица «Основные компоненты ПК» | ||
4 | Знакомство с кнопкой Пуск. | 1 | Ознакомить учащихся с кнопкой Пуск. Понятием вложенное Меню. Формами отображения Меню. | Знать формы отображения Меню. Знать определение понятия главного и вложенного Меню | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер | ||
5 | Знакомство с окном программы Блокнот. | 1 | Ознакомить с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот. | Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот. | Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, компьютер | ||
6 | Знакомство с клавиатурой. | 1 | Ознакомить учащихся с алфавитно-цифровыми и служебными клавишами | Знать расположение пальцев на клавиатуре. Знать предназначение различных клавиш. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
7 | Набор и редактирование текста | 1 | Ознакомить учащихся с правилом набора текста. Вводом и редактированием текста с помощью программы Блокнот. | Знать правила набора и удаления букв символов и цифр. | Контрольная работа. | компьютер, раздаточный материал | ||
8 | Практическая работа №1 «Работа в программе Блокнот» | 1 | Ознакомить с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот. | Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал, компьютер | ||
9 | Практическая работа №2 «Работа в программе Блокнот». | 1 | Ознакомить с алгоритмом открытия окна Блокнот. Ознакомить с основными элементами окна Блокнот. | Знать алгоритм открытия окна Блокнот. Основные элементы окна Блокнот. | Индивидуальная работа. . | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
10 | Калькулятор – помощник математика. | 1 | Ознакомить учащихся с запуском программы Калькулятор. Познакомить учащихся с историческими приборами для вычисления | Знать алгоритм запуска программы Калькулятор. Исторические приборы для вычисления в разных странах. | Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер | ||
11 | Представление о составном документе | 1 | Ознакомить учащихся как работать с двумя программами одновременно. Какое окно называют активным. | Уметь определять активное окно | Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
12 | Обобщающий урок по теме: «Учимся работать на компьютере» | 1 | Повторить пройденный материал . Отработать полученные навыки в контрольной работе. | Умение применить полученные знания в контрольной работе. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Обобщающий тест, компьютер, раздаточный материал | ||
13
| Контрольная работа №1по теме « Учимся работать на компьютере» | 1 | Проверить степень усвоения данной темы. | Определить степень усвоения данной темы. | Контрольная работа. | |||
14 | Инструменты для рисования | 1 | Ознакомить учащихся с понятием графического редактора. Ознакомить с алгоритмом запуска программы Paint. | Знать алгоритм запуска программы графического редактора Paint. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
1 5 | Компьютерная графика | 1 | Ознакомить с понятием графика и компьютерная графика | Знать определение понятия графика и компьютерная графика. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, компьютер | ||
16 | Создание компьютерного рисунка | 1 | Работа с инструментами графического редактора. | Уметь рисовать с помощью инструментов рисования. | Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
17 | Настройка инструментов | 1 | Знакомство с панелью настройки инструментов графического редактора. | Уметь выбирать настройки для определённых рисунков. | Контрольная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
18 | Редактирование компьютерного рисунка | 1 | Ознакомить учащихся с принципом редактирования компьютерного рисунка. | Уметь редактировать сохраненный рисунок | Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
19 | Фрагмент рисунка. | 1 | Ввести понятие фрагмент рисунка. Показать, как выделяется фрагмент прямоугольной рамкой произвольной формой | Знать алгоритм выделения фрагмента прямоугольной произвольной формами. Уметь выбирать выделение с фоном и без него. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
20 | Сборка рисунка из деталей | 1 | Показать учащимся, как собирать рисунок из отдельных частей и рисунок, состоящий из деталей в форме в форме окружности и овала | Уметь собирать рисунок из отдельных частей. Умение правильно выделить нужную деталь рисунка. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
21 | Как сохранить созданный рисунок | 1 | Показать сохранения созданного рисунка. Рассказать где хранятся работы созданные на компьютере. | Знать алгоритм сохранения созданного рисунка. Знать где в компьютере хранится информация. | Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, | ||
22 | Как открыть рисунок, сохраненный на диске. | 1 | Показать как открыть сохраненный рисунка. Рассказать где хранятся работы созданные на компьютере. | Знать алгоритм открытия созданного рисунка на диске. Знать где в компьютере хранится информация. | Самостоятельная работа. | Компьютер, раздаточный материал | ||
23 | Построения с помощью клавиши Shift. | 1 | Показать какие фигуры строятся с помощью клавиши Shift | Уметь строить с помощью клавиши Shift квадрат , окружность, | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
24 | Эллипс и окружность | 1 | Назначение эллипса и окружности в изображении тех или иных предметов. | Уметь рисовать эллипс и окружность вписанные в прямоугольник и квадрат. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, компьютер, | ||
25 | Что такое пиксель? | 1 | Познакомить с понятием пиксель, использование пикселя в графическом редакторе. | Знать определение пиксель. Уметь рисовать рисунок увеличивая и уменьшая масштаб рисунка. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку, раздаточный материал | ||
26 | Что такое пиктограмма. | 1 | Познакомить с понятием пиктограмма. Использование пиктограммы в графическом редакторе. | Знать определение пиктограммы. Уметь рисовать пиктограмму предварительно используя увеличение масштаба. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. | Презентация к уроку, видеофрагмент о пиктограммах | ||
27 | Алгоритмы в нашей жизни. | 1 | Привести примеры алгоритмов из повседневной жизни. | Уметь приводить примеры алгоритмов из жизни. | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа. | Презентация к уроку | ||
28 | Происхождение слова «Алгоритм» | 1 | Дать определение слова «Алгоритм».Показать алгоритм построения основы крыльев бабочки. | Знать историю слова «Алгоритм», уметь рисовать бабочку по алгоритму. | Индивидуальная работа | Презентация к уроку | ||
29 | Компьютерная среда и алгоритмы. | 1 | Ознакомить с понятием компьютерная среда: калькулятор, блокнот. | Научиться создавать надписи на рисунках. Знать , что является главной средой программы Калькулятор, Блокнот. | Самостоятельная работа. Индивидуальная работа | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
30 | Повторяющиеся фрагменты. | 1 | Ознакомиться с понятием линейного, циклического алгоритмов. Привести примеры где можно встретить повторяющиеся фрагменты. | Знать определение линейного, циклического алгоритма. Уметь рисовать повторяющиеся фрагменты. | Индивидуальная работа | Презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал | ||
31 | Буфер обмена. | 1 | Дать определение буфера обмена. Познакомить с таблицей сочетания клавиш. | Знать определение буфера обмена .Знать сочетание клавиш CTRL+C, CTRL+V, CTRL+X ,DEL | Самостоятельная работа. Индивидуальная работа | компьютер, раздаточный материал | ||
32 | Обобщающий урок по теме : « Компьютерная графика» | 1 | Повторить все определения и понятия данной главы. | Знать все определения и понятия данной главы. | Индивидуальная работа | Обобщающий тест, раздаточный материал | ||
33 | Итоговый тест за курс 5 класса. | 1 | Проверить усвоение изученного материала за курс 5 класса | Уметь применить полученные знания в итоговом тесте. | Итоговый тест | |||
34 35 | Обобщение материала, изученного за год. | 1 | Проанализировать итоговый тест, ещё раз повторить главные понятия и определения за пройденный курс. | Повторить ещё раз главные определения и понятия за курс 5 класса. | Индивидуальная работа | Презентация к уроку, компьютер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прогрмма по обществознанию на 7 класс 2011-2012 уч.года
Рабочая программа по курсу "Обществознание" на 7 клас по программе Боголюбова...
Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)
Рабочая программа по технологии для мальчиков , для сельских школ. 5-7 классы....
Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)
Рабочая программа для сельской школы (мальчики) 5-7 классы...
Рабочая прогрмма по информатики 6 класс
Цель изучения основ информатики в 6 классе:продолжение формировнаия базиса компьютерной граммотности учащихся;освоение срды программирования ЛогоМиры...
Рабочая прогрмма по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класса...
Экономика. Рабочая прогрмма 10 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по курсу "Экономика" учебник А.П. Киреева, для 10 класса, рассчитанная на 36 часов. Базовый уровень....
Экономика. Рабочая прогрмма 8 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по экономике для 8 класса. Учебник И.В. Липсица "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности", рассчитана на 34 учебных часа (1 урок в неделю)....