Файл и файловая система. 8 класс.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Конспект урока по информатике для 8 класса по теме: Файл и файловая система с использованием семиотического подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fayl_i_faylovaya_sistema.docx | 549.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата «22» _ноября_ 2012г. Школа: №87 Предмет: Информатика Учитель: Обидина М.Б. Класс: 8
Тема урока: Файл и файловая система
Цели урока:
- Сформировать новые знания по теме «Файловая система» и умения планировать собственное информационное пространство;
- Побудить интерес к изучению информатики
- Способствовать воспитанию навыков работы индивидуально, в группе и принятию группового решения.
Информационные ресурсы:1.Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 8 класс, Бином. Лаборатория знаний, 2012г
2. И. Семакин «Преподавание базового курса информатики в средней школе» 2012 г.
3. ЦК ЭОР
Время | Этапы урока | Задачи этапа | Содержание учебного материала, примеры заданий | Предполагаемые трудности при выполнении заданий учащимися и запасные методические «ходы» | Формы организации обучения, используемые на каждом этапе | Методы обучения, используемые на каждом этапе | Средства обучения, материалы | Обратная связь и измерители | Ожидаемые результаты |
2 мин | Организация начала обучения | Настороить учащихся на изучение новой темы. | У каждого обучающегося на столе разбросаны беспорядочно разные школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетрадки, учебники. Учитель: Добрый день! Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку. У меня к вам просьба навести порядок на своих столах. Учащиеся: Складывают книги к книгам, тетради к тетрадям, ручки к ручкам и т.д., сопровождая свои действия комментариями. Учитель: Ну вот, порядок на ваших столах восстановлен! А теперь посмотрим на компьютерный Рабочий стол. Все ли вас устраивает на нём? Учащиеся: Нет. На нём необходимо навести порядок, удалить ненужные файлы, разложить по папкам разные файлы. Учитель: Давайте подумаем – чем мы будем руководствоваться при этом? | -устроить беспорядок на столах - вызвать учащихся на обсуждение, которое приведет их к теме урока | Фронтальная, индивидуальная | проблемный | Школьные принадлежности, компьютер – Рабочий стол | Наводят порядок на столах: книги к книгам, тетради к тетрадям и т.д. | Справляются с заданием; После обсуждения ученики приходят к выводу, что они не могут отдать однозначного ответа, поскольку не все типы файлов им известны, а также некоторые понятия, такие как файл, ярлык, файловая система (дети выдвигают свои предложения). |
15 мин | Усвоение новых знаний и формирование умений | познакомить с определением понятия «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы, организация собственного информационного пространства выполнять основные операции с файлами: копирование, перемещение, удаление, вырезание, сохранение, переименование; | Опираясь на ресурсы №1-4 учитель знакомит с определением понятия «файл», рассказывает о файлах, имени файла, расширении файлов, поиске файлов, организацией файлов, файловой структуре дисков, о дереве каталога. Знакомит с определением понятия «файловая система», интерфейс файловой системы, организацией собственного информационного пространства. Работа в группах: Рассмотрите картинки, расскажите об объекта на картинке и подумайте как эти моменты связаны с темой урока? | -Обсуждение в группах, умение дополнить информацию, предложенную | Фронтальная, групповая | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЦК ЭОР | Учащиеся запи сывают структура записи имени файлов; виды расширения, их назначение определение понятия «путь к файлу»; алгоритм формирования пути к файлу определение понятия «файловая система» и её графическое представление алгоритмы выполнения основных операций: копирование, перемещение, удаление, вырезание, сохранение, переименование; алгоритм организации собственного информационного пространства; | Отвечают на вопросы учителя, друг друга. |
10 мин | Закрепление знаний и выработка умений | выполнять основные операции с файлами : создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов; создание собственного информационного пространства. | Задание № 1. Выберите допустимые имена файлов: Index*.doc Lin?exe kyky.bmp A.b.txt Comp.doc Work/x.ppt Con.gif 2. Задание № 2. Какое у файла расширение? (выполняется с помощью интерактивной доски) Приложение 1. 3. Задание № 3.Определите тип файла по иконке (выполняется с помощью интерактивной доски)Приложение 2. 4.Практическая работа№3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61b4afbd-5ef1-46c8-bd69-f5c89879540a/9_66.rtf Приложение 7(при наличии времени) | - Запись типов файла соответствующих программ; -Знаки-иконки используемые при работе в ОС Windows/ | Фронтальная | Частично-поисковый | компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЦК ЭОР | Учащиеся выполняют за компьютерами индивидуально практическую работу №4 «Файлы и файловая система». | Учащиеся, используя алгоритм работы с файлами, выполняют практическую работу. Учитель оказывает индивидуальную помощь по необхо димости в организации собственного информационного пространства. |
7 мин | Обобщение и систематизация | Закрепить понятие «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога с помощью предложенных задач. | Возможно для обобщения и систематизации знаний по теме задания оформить в презентацию. 1.Назовите вид файловой структуры Приложение 3. 2.Заполните таблицу: Приложение 4. 3.Какие из приведенных ниже записей имеют иерархическую структуру? Приложение 5. 4.Запишите полное имя файлов(указать каких) Приложение 6. Аналогичные задания можно предложить выполнить в группах, парах и индивидуально. | -Запись пути файла и полного имени файла | Групповая, индивидуальная и в парах. | Частично-поисковый | компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, | Учащиеся выполняют предложенные задания в группах, индивидуально и коллективно, при этом обосновывают свои ответы , потверждая терминами изученной темы. | Учитель направляет ответ учащегося, с помощью наводящих вопросов |
5 мин | Контроль и проверка | Проверить усвоение материала через ответы на вопросы теста | Учащимся предлагается выполнить тест, вопросы представлены на доске. 1.Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже: 3. Папка , в которой 2. Укажите тип файла Proba.bmp хранятся все папки и файлы, называется: 2)главной 4)вложенной | -выполнить проверку ответов(взаимоконтроль) честно..(оценка в журнал не выставляется) | индивидуальная | Частично-поисковый | Компьютер, мультимедийный проектор | Отвечают на вопросы теста самостоятельно, вспоминая объяснение нового материала | При проверке теста друг у друга (обменяться тетрадями) необходимо , чтобы к оцениваю отнеслись добросовестно, выяснить в каких вопросах информация была усвоена неполностью. |
5 мин | Подведение итогов | Акцентировать учащихся на понятиях, изученных на уроке, их применении. | 1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 2. как же из хаоса получился порядок? 3. где же применим эти знания? 4. файловая система – это хаос или порядок? | фронтальный | 2: в результате сортировки файлов по их типу и назначению. 3: не только при работе за компьютером, но и в нашей повседневной жизни - дома, на уроках и т.д. в будущем. 4: порядок. | Отвечают на вопросы. | |||
2 мин | Выдача домашнего задания | Указать домашнее задание | Домашнее задание | -найти задание и скачать его, выполнить в электронном варианте. -расположить файл на своей странице на сайте Дневник.ru -При отсутствии такой возможности задание можно взять у учителя или выполнить в компьютерном классе. | фронтальный | Частично-поисковый | компьютер | При выполнении домашнего задания |
Приложение 1.
Тип файла | Расширение |
Исполняемые программы | exe, com |
Текстовые файлы | txt, rtf, doc |
Графические файлы | bmp, gif, jpg, png, pds и др. |
Web-страницы | htm, html |
Звуковые файлы | wav, mp3, midi, kar, ogg |
Видеофайлы | avi, mpeg |
Код (текст) программы на языках программирования | bas, pas, cpp и др. |
Приложение 2.
pdf Папка rar jpg mp3 doc txt
Приложение 3.
Приложение 4.
Знак | Название ПО | Тип |
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Практическая часть (за компьютерами).
Учитель: Сегодня на практической части мы будем работать с файлами. С основными операциями с файлами мы познакомились и теперь мы с вами на практике попробуем перейти от хаоса к порядку. На «Рабочем столе» откройте папку «Задание к уроку». В этой папке несколько вложенных папок и различные файлы. Просмотрите содержимое знакомых вам типов файлов … Выберите один из файлов и вызвав контекстное меню (правой кнопкой мыши) просмотрите его свойства (тип, размер, дата создания, атрибуты…).
Задание № 5. Откройте папку на рабочем столе, которая называется «Файл». В этой папке есть каталог, который вам нужно переименовать в свое имя. Требуется на основе полученных знаний рассортировать представленные в папке файлы и разместить по папкам, которые там имеются в наличии не создавая новых:
Ответ:
В папку «Документы» вкладываются файлы: doc.html, informatika.html, works.html, Доклад.rar, Информатика.rar, Доклад.doc, Реферат.doc, Таблица.xls, Презентация.ppt, Документ.txt, Урок.txt.
В папку «Картинки» вкладываются файлы: Computer.gif, Дискета.gif, Picther.jpg, Заставка.jpg, Software.png.
В папку «Программы» вкладываются файлы: Codek.exe, Flash player.exe, site-auditor.exe и ярлыки AIDA и Mrtstub.
Примечание: вариант, в котором ярлыки остаются на своих местах тоже является правильным.
Выполнение этого задания оказалось трудным, трудоемким, необходимо на выполнение много времени, а еще надо готовиться и к урокам в школе, кроме этого домашние дела, так что это задание выполнено не в полную силу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"
Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...
Тест по теме "Файлы и файловая система" 11 класс
Тест состоит из 11 вопросов. Предусмотрены одиночный выбор ответа, множественный и задание на выбор соответствия. Создан в оболочке MyTest с встроенной системой оценивания. Доступен для редактир...
Конспект урока "Файлы и файловые системы", 8 класс
Тема: «Файлы и файловая система».Цели урока:- помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компью...
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
Файл и файловая система. Презентация к уроку. 8 класс.
В презентации изложена тема: "Файл и файловая система" из раздела "Компьютер как универсальное средство обработки информации", составлена учителем информатики общеобразовательной школы. В презентации ...
Файлы и файловая система (8 класс)
Данный урок является первым в разделе "Компьютер и программное обеспечение"....
Тест по теме "Файлы и файловая система" 7 класс
Тест для 7 класса по теме "Файлы и файловая система", составленный в тестовой оболочке MyTest . Содержит 10 вопросов с выбором правильного ответа. ...