«Цикл с постусловием»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Тема: «Алгоритмизация и программирование»
Тема урока: «Цикл с постусловием»
Тип урока: объяснение нового материала (использование интерактивных технологий)
Вид урока: комбинированный
УМК: Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
Уровень обучения: базовый
Цель урока: научить обрабатывать информацию, используя алгоритмическую конструкцию цикла с постусловием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1.docx | 681.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Фанифатьева Ирина Николаевна
Класс: 10
Тема: «Алгоритмизация и программирование»
Тема урока: «Цикл с постусловием»
Урок №4
Тип урока: объяснение нового материала (использование интерактивных технологий)
Вид урока: комбинированный
УМК: Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
Уровень обучения: базовый
Цель урока: научить обрабатывать информацию, используя алгоритмическую конструкцию цикла с постусловием
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомление учащихся с новым для них видом цикла — цикла с постусловием; усвоение правильности описания этого вида цикла в блок-схеме и программе на языке Паскаль;
- ознакомление учащихся по использованию нового вида цикла и сравнение с известным видом цикла ― циклом с постусловием
- ознакомление с изменением программы, отладкой и просмотром полученных результатов (связь с прошлыми уроками);
- контроль усвоения полученных знаний учащимися при выполнении самостоятельного задания; закрепление в д/з.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
выработка навыков:
применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности
Средства обучения: Интерактивная доска IPBOARD; ПК; рабочий лист ученика (распечатка)
Программно-методический комплекс: Программное обеспечение IPBOARD, Pascal ABC; Word 2007, PowerPoint 2007., LearningApps.org
УМК:
1. Информатика и ИКТ. Учебник. 10-11 класс. Угринович Н.Д. - М., Бином. 2010.
2. Немнюгин С., Перколаб Л., Изучаем Turbo Pascal. ― СПб.: Питер, 2001.
План урока
№ п/п | Этап урока | Приёмы | Время (мин) |
1 | Организационный | Подготовка учащихся к уроку | 1 |
2 | Проверка д/з | 1 человек у доски, остальные за ПК | 5 |
3 | Подготовка к усвоению нового материала | Заполнение 1 столбца сравнительной таблицы | 2 |
4 | Усвоение нового материала | Демонстрация презентации и добавление записей в распечатку | 10 |
5 | Закрепление новых знаний | Работа в группах за 1 ПК | 15 |
6 | Первичная проверка понимания нового материала. Повторение пройденного материала. | Защита работ у доски по группам (1-2 человека) | 13 |
7 | Обобщение и систематизация новых знаний. | Заполнение 2 столбца сравнительной таблицы | 2 |
8 | Подведение итогов урока. Информирование о д/з | Комментарий учителя и распечатка | 2 |
Ход урока:
- Организационный момент: учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку (конспект, авторучка, др. принадлежности). Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
- С целью проверки д/з один ученик выходит к интерактивной доске (на ней учителем заранее сделана заготовка-шаблон в программном обеспечении IPBOARD для проверки д/з) и, передвигая операторы инструментом «Выбор», составляет правильный вариант блок-схемы на доске, а в программе заполняет пропуски красным карандашом (рис.1). Остальные учащиеся пересаживаются за ПК и выполняют д/з в LearningApps.org (с целью проверки себя), используя подсказки данного сервиса в случае неправильного выполнения задания (рис.2, рис.3, рис. 4). Учитель проверяет правильность выполнения д/з на доске и на компьютере.
По мере выполнения д/з учащиеся пересаживаются за парты.
- Каждому ученику на урок выдаётся распечатка — рабочий лист. На данном этапе урока заполняется первая колонка сравнительной таблицы (рис. 5), с целью повторения основных моментов алгоритмической структуры цикла с предусловием. Учитель следит за правильностью заполнения.
В качестве мотивации перехода к новой теме учитель задаёт вопрос: «А как вы думаете, можно ли в цикле поменять условие и тело цикла местами?». Выслушивает возможные предположения и предлагает посмотреть презентацию.
- В презентации на основе задачи, решённой в д/з и разобранной учащимися, учитель демонстрирует как условие и тело цикла меняются местами. При этом обращает внимание, что условие цикла меняется на противоположное; условие входа в цикл возможно до тех пор, пока условие ложно, а условие выхода из цикла — это истинность условия цикла. Мы действительно получили новый вид цикла — цикл с постусловием. Объявляется тема урока: «Цикл с постусловием». Так как это новый вид цикла, то в самой программе появятся новые зарезервированные слова: repeat … until. Особенностью этой конструкции является то, что операторские скобки в теле цикла не ставятся, даже если в нём присутствует более одного оператора (в отличие от цикла с предусловием).
С помощью анимации объектов в презентации наглядно показывается как условие и тело цикла меняются местами и как появляются новые зарезервированные слова в данном виде цикла (рис.6, рис. 7, рис.8). Учащиеся заполняют пропуски в блок-схеме и программе по новой теме в рабочей тетради.
- Ученики рассаживаются по группам за один ПК. У каждой группы своя задача (задачи для групп пропечатаны на рабочем листе). Все задачи были решены на предыдущих уроках с использованием цикла с предусловием. Перед учащимися ставится задание (рабочий лист учащегося, рис. 5): решить те же задачи (т. е. изменить её решение), используя цикл с постусловием. Идёт обсуждение решения в группах. На компьютере должна быть составлена рабочая программа, которая сохраняется в общую папку «Готовые работы».
Учитель помогает при возникновении трудностей.
Учащиеся по мере выполнения задания пересаживаются за парты.
- От каждой из групп выходят по 1-2 учащихся к интерактивной доске. Показывают программу в режиме «Контроля», а в режиме «Комментариев» рисуют рядом с программой соответствующую блок-схему (рис.9).
Учащиеся не этой группы зарисовывают блок-схему в тетрадь.
Учитель следит за правильностью объяснения. Задаёт вопросы по новой теме, чтобы ещё раз обратить внимание учащихся на особенности цикла.
- На рабочем листе заполняем второй столбец сравнительной таблицы по новому виду цикла — цикла с постусловием, т.о. обобщая и систематизируя новые знания. Один учащийся у доски, остальные на рабочем листе.
- Учитель подводит итоги урока: достигнута ли цель урока, что понравилось в работе учащихся, выставляет оценки за урок.
Комментирует распечатку с д/з.
Материалы к уроку
рис. 5 Рабочий лист
- Заполните 1-ю колонку таблицы.
| Цикл с предусловием | Цикл с постусловием |
Это цикл, у которого … (заранее известно количество повторений/неизвестно количество повторений). | ||
Это цикл, у которого вначале стоит … (условие цикла/тело цикла), а затем идёт (условие цикла/тело цикла). | ||
Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие цикла …(истинно/ложно). | ||
Условие выхода из цикла… (истинность условия/ложность условия). | ||
Если в теле цикла находится более одного оператора, то ставятся операторские скобки… (да/нет) | ||
Для завершения цикла (избежать зацикливания) в теле цикла должен находиться оператор, который изменяет значение … | ||
Тело цикла повторится хотя бы один раз независимо от истинности или ложности условия… (да/нет) | ||
Как нужно поставить условие в сказке «Колобок», чтобы получился данный вид цикла? (колобок съеден/колобок не съеден) |
- Заполни пропуски:
- Выполните задание для своей группы (блок-схема в тетрадь, программа на компьютере)
- Составьте блок-схему и программу подсчёта количества цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 1gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.
- Составьте блок-схему и программу подсчёта суммы цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 2gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.
- Составьте блок-схему и программу подсчёта произведения цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры. Программу сохраните в Сеть/TEACHER/готовые работы под именем 1gruppa.pas. Выберите того, кто будет защищать работу у доски.
- Вернитесь к таблице из №1 и заполните 2-ю колонку.
- Домашнее задание:
- Выучить разобранные 3 задачи в классе.
- Составьте блок-схему и программу подсчёта количества только нечётных цифр натурального числа а, введённого с клавиатуры.
рис.2
рис. 3
рис. 4
рис. 6
рис. 7
рис. 8
рис. 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики на тему "Циклы с постусловием в Турбо Паскале"
Конспект урока...
Циклы с предусловием и постусловием
Урок информатики для начинающих изучать язык программирования Pascal....
Презентация к уроку "Цикл с постусловием"
Данная презентация нацелена на то, чтобы показать отличия цикла с постусловием от цикла с предусловием (тема, пройденная ранее)...
Презентация "Операторы повторений в Паскале. Циклы с постусловием"
Презентация "Операторы повторений в Паскале. Циклы с постусловием"...
Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.
Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...
Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему "Цикл с постусловием"
В презентации осуществляется краткое повторение изученных ранее циклов. Дается понятие цикла с постусловием, разбираются все особенности этого цикла. Проводится объяснение типичных задач, решаем...
Тема занятия: Цикл. Виды циклов. Работа с сетевым ресурсом code.org – «Изучай информатику» - Курс 2. Раздел «Лабиринт. Циклы»
Тип занятия: Изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с понятием «Циклические алгоритмы», работа с сетевым ресурсом code.org....