Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
статья по информатике и икт на тему
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevykh_kompetentnostey_uchashchikhsya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Павлово
Доклад по теме:
«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Подготовил: учитель информатики
Дружинин А.Е.
г.Павлово, 2012г.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин |
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие компетенция.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Ключевые компетенции – это компетенции, которые используются в повседневной жизни.
Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Наиболее распространенной является классификация Хуторского А.В. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков, уметь принимать решения);
- общекультурные компетенции (быть осведомленным в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);
- учебно-познавательные компетенции (уметь планировать, анализировать, оценивать свою деятельность, уметь работать со справочной литературой, уметь добывать непосредственно из окружающей действительности, уметь отличать факты от домыслов и т.д);
- информационные компетенции (иметь навыки деятельности по отношении к информации в учебных предметах, а также окружающем мире, владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, принтер, модем, компьютер, факс и т.д) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет);
- коммуникативные компетенции (владение устной речью (диалог, монолог, приводить доводы при защите проектов), владеть приемами оформления текста при электронной переписке, уметь работать в группе, искать и находить компромиссы);
- социально-трудовые компетенции (владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, видеть достоинства и недостатки в своей работе, предъявлять требования к продукту своей деятельности);
- компетенции личностного самосовершенствования (умение организовать свое рабочее время, создавать условия для самопознания и самореализации).
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции.
Итак рассмотрим, чем же урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств задействованных в учебном процессе.
Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках.
В-третьих, именно на уроках информатики самостоятельная деятельность направлена на создание собственного, личностно-значимого продукта.
И в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут.
Ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно привязать к конкретной ключевой компетенции.
На примере урока информатики в 3 классе по теме «Источники и приемники информации» хочу показать, как на разных этапах урока формируются, различные компетентности учащихся.
На первом этапе урока, при проверке домашнего задания, ставятся следующие цели:
- активизировать умственную деятельность учащихся; - развивать критическое мышление.
На дом ребятам было задание прочитать сказки «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке»
На основе прочитанного, ребята выделяли источник, приемник, канал передачи информации. Учащиеся с большим интересом отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы. В процессе реализации данных целей, формируются познавательные и коммуникативные компетенции.
На втором этапе урока, при объяснении нового материала, учащиеся работают в рабочей тетради. Учащиеся составляют рассказы по картинкам, отвечали на вопросы: Чем отличается один источник информации от другого? Как можно их охарактеризовать?
Затем вводятся понятия «Естественные» и «Искусственные» источники информации. Обсуждаются вопросы использования разных источников информации. Выполняют задание в рабочей тетради.
И перед переходом к практической части урока: учащиеся повторяют и знакомятся с алгоритмами работы на компьютере. Выбирают из имеющихся способов самый простой и самый надежный. Выполнение такой работы помогает формированию алгоритмического мышления и развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Третий этап урока выполнение практической работы которая позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит анализировать и систематизировать информацию. Формируется ИКТ-компетентность учащихся.
Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьников по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.
Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности.
Подготовка доклада (растр. и вектор., графика, операц. сист., вирусы, антивирусные программы и др.)
В ходе своей работы учащиеся: 1. выполняют поиск информации в Интернет; 2. оформляют конспект в текстовом редакторе; 3. защита своих работ учащимися.
Учитель комментирует ошибки и недочеты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает работу как всего класса в целом, так и работу отдельных учащихся.
Данная работа, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации.
Сравнение планшета с электронной книгой (7 кл), поиск и объяснение темы по переводу числа из 8,16-ой системы в 2-ую и наоборот (10 кл).
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения;
- формирование общекультурных и общеучебных навыков работы с информацией;
- овладение информационными технологиями.
Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников можно изменив в первую очередь цели занятий, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося. И конечно же средствами информатики можно развить все группы ключевых компетентностей.
Литература
- Босова Л.Л. «Цели и содержание пропедевтической подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода» // Педагогическая информатика, 2005, №2
- Филюк Е.В. «Компетентностный подход к организации работы учащихся на уроках информатики и ИКТ»
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование – 2003.
- Горячев А.В. «Формирование информационной грамотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...
Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...
Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка
Данная публикация содержит текстовой материал и мультимедийную презентацию выступления на Международной научно-практической конференции по теме "Мозаика инновационных методик преподавания немецк...
Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности
Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...
Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры"
В своей работе я описал лишь часть педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работ...
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...