Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему
В своей работе я описал лишь часть педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работа позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, повышать уровень их физической подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры" | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых образовательных компетенций
на уроках физической культуры
Попов Алексей Викторович
учитель физической культуры
МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
г. Саратов
Стремительный XXI век принес с собой не только новые открытия, но и проблемы связанные со здоровьем населения. Особенно пагубно это отражается на детях. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Особое внимание в новых стандартах отведено формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся.
Изучение предметной области «Физическая культура» в школе должно обеспечить:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В связи с этим возникла необходимость применения современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использования современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества.
Что понимают под современной образовательной технологией?
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)
Таким образом, педагогическая технология – последовательная педагогическая деятельность, направленная на достижение целей образования, развитие личности и формирование образовательных компетенций учащихся.
Современный урок физической культуры нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре.
В своей практике я использую следующие технологии:
-технология личностно-ориентированного обучения
Используя данную технологию, я стараюсь создать благополучные условия для развития и физического самосовершенствования каждого учащегося. Для этого в начале учебного года провожу тестирование для выявления уровня физической подготовленности учащегося. Учитывая результаты тестирования, состояние здоровья учащихся формирую группы для индивидуального подхода.
-технология проблемного обучения
Проблемное обучение формирует потребности в создании условий для самостоятельных приобретений физкультурно-спортивных знаний и умений.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
На своих уроках я предлагаю учащимся ответить на проблемные вопросы, например: «Зависит ли от уровня развития скоростно-силовых качеств результат в прыжке в длину?», «Влияет ли уровень развития скоростно-силовых качеств на успешное усвоение технических действий волейболиста?» Технология проблемного обучения формируют у учащихся учебно-познавательную компетентность (умение видеть и формулировать проблемы, умение оперировать гипотезами, умение находить пути (способы) решения проблемы, умение выбирать наиболее оптимальный способ решения проблемы)
-проектная технология
Применение технологии проектного обучения делает урок физической культуры более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Результатом выполнения проекта является развитие информационной, коммуникативной, личностной компетенций учащихся.
Проекты, подготовленные учащимися старших классов:
8 класс «Мода на здоровье»
9 класс «Великая сила спорта»
10 класс «Моя траектория здорового образа жизни»
11 класс «Книга рекордов лицея «Суперздоровяк-2014»
-технология коллективного обучения
Эта технология реализуется в парах, группах на всех уроках физической культуры. Обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом, лучше включаются в работу. Тем самым происходит преобразование позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, удовлетворяются потребности в самореализации и самовыражении (Я знаю, Я умею), а также взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.
-игровые технологии
С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой необходимо использовать игровые технологии. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.
В своей работе я описал лишь часть педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работа позволяет наиболее полно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, повышать уровень их физической подготовленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – М.,2006
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.-М.,2005.
3. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина. М.:ИКЦ «МарТ»:
- Ростов н/Д, 2006.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.:
КАРО, 2005.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов
образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ключевых компетенций на уроках физической культуры
Представлено обобщение по теме самообразования, рассмотрены вопросы развития ключевых компетенций обучающихся в процессе физического воспитания....
О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе
О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе...
Современные образовательные технологии уроков физической культуры.
Современные образовательные технологииВ последние годы отличительными особенностями системы образования стали информатизация, независимая оценка качества обучения, формирование сопос...
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках физической культуры.
Данная статья содержит материал по теоретическим основам компетентностного подхода на уроках физкультуры, а так же примерыформирования компетенций учеников на уроках физической культуры....
Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры. Преподавание теоретических знаний на уроках физической культуры.
В данной статье говорится об использовании современных технологий в преподавании физкультуры....
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...