Рабочие программы по информатике
рабочая программа по информатике и икт по теме

Ярош Роман Александрович

Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar118.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Настоящая программа составлена на основе авторской программы на базовом уровне   Н.Д. Угриновича  ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Календарно- тематическое планирование переделано под условия обучения нашей школы без искажения программы.

Плановых контрольных уроков 8, практических занятий 26, тестов 18.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2008;
  • Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009;
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2008;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

Электронные образовательные ресурсы: презентации, электронные тесты.

Планирование соответствует программе.

          Обязательный минимум образования соблюдён.


Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для  реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 103 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на  этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2009.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение:

  1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
  2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.

Примерное распределение часов по темам в основном курсе «Информатики и ИКТ»

Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

9

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

3

Кодирование и обработка текстовой информации

9

9

4

Кодирование и обработка числовой информации

10

10

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

15

6

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

20

7

Моделирование и формализация

10

10

8

Коммуникационные технологии

16

16

9

Информационное общество

3

3

Повторение, резерв времени

6

3

3

ВСЕГО:

105

35

70


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Информатики и ИКТ» в 8 классе

Наименование раздела

Кол-во часов

Номер урока

Теоретический материал

Компьютерный практикум

Дата проведения

Корректировка

Д/з

Информационные процессы

1

1

Т.Б. в комп. классе. Информация и информационные процессы в живой и не живой природе.

п 1.1.1-1.1.2

1

2

Информация и информационные процессы  у человека и в технике.

Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

3

 

Практическая работа 1.2.

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

п.1.1.3

1

4

Знаки: форма и значение. Знаковые системы

1

5

Кодирование информации. Пр. работа «Кодирование информации»

п. 1.2.1-1.2.2

1

6

Назначение и устройства компьютера

п. 1.2.3

1

7

Характеристики основных устройств компьютера

п. 1.3.1

1

8

Внутренние устройства ПК

п. 1.3.2

1

9

Устройства памяти компьютера

п. 1.3.3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

10

Программное обеспечение

Практическая работа 2.1. Форматирование дискеты

п. 2.1

11

Операционная система. Пользовательский интерфейс.

Практическая работа

«Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»

п. 2.2.1-2.2.3

12

Файлы и файловая система

Практическая работа «Информационная емкость устройств»

13

Работа с  файлами и дисками

Практическая работа

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

п. 2.2.4- 2.2.5

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования»

п.2.3.1-2.3.2

16

Работа с фрагментами текста

п.2.3.3

1

17

Практическая работа «Форматирование текста»

п. 2.4.1-2.4.2

1

18

Работа с таблицами в текстовом редакторе

Практическая работа «Работа с таблицами»

п.2.5

1

19

Контрольная работа «Обработка текстовой информации»

п. 2.6

20

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Практическая работа

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

п. 2.7

1

21

Правовая охрана  программ и данных. Защита информации

п.2.8

Коммуникационные технологии

1

22

Передача информации

Практическая работа Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

п.3.1

5

23

Локальные компьютерные сети

п.3.2

1

24

Состав Интернета

Практическая работа Подключение к Интернету

п.3.3.1

1

25

Всемирная паутина

Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

3.3.2-3.3.3

1

26

Электронная почта. Файловые архивы

Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой

3.4.1

1

27

Web-страницы и Web-сайты

3.4.2-3.4.3

1

28

Структура Web-страницы

        

3.4.4

3

29

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

3.4.5-3.4.6

1

30

Практическая работа «Создание компьютерных презентаций»

3.7.1

1

31

Представления звука в памяти компьютера

3.7.2-3.7.4

1

32

Применение специальных эффектов и ссылок  

3.7.5-3.7.7

4

33

Контрольная работа

1

34

Резерв


Учебник:  Н. Угринович «Информатика – 9»

Количество часов:  68

п/п

Тема

(содержательные линии)

Кол-во часов

Обязательный  минимум

Возможности углубления

Мониторинг

I

Кодирование и обработка графической и текстовой информации

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс ГР. Анимация. Цифровое фото и видео.

Кодировании е текстовой информации. Работа в текстовых  редакторах.

6

Знать:

- понятие пространственной дискредитации;

- различные виды графики;

- основные возможности графических редакторов;

-принципы кодирования и обработки звуковой, фото и видеоинформации.

Уметь:

- кодировать различную информацию;

- использовать в работе различные виды векторной и растровой графики;

- уметь пользоваться цифровыми устройствами (фото и видеокамерами).

Работа с программами видеообработки и текстовыми процессорами.

П/р №1-6

II

Кодирование и обработка числовой информации.

Работа в электронных таблицах. Создание баз данных в ЭТ

7

Знать:

Позиционные и непозиционные системы, правила перевода чисел в двоичную систему счисления,  назначение и функции электронных таблиц.

Уметь:

Переводить числа в двоичную и десятичную систему, складывать и умножать числа, представленные в двоичной системе.  Вносить информацию в ЭТ, производить вычисления по формулам, строить диаграммы и графики.

   

 

П/р №7-9

III

Моделирование и формализация.

Модели. Виды моделей

(табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами.

6

Знать:

- смысл понятия «модель», его назначение;

- виды моделей;

- этапы исследования модели на компьютере.

Уметь:

- строить модели;

- использовать компьютер для моделирования.

Исследование моделей на компьютере.

П/р №10-12

К/р №1

IV

Хранение, поиск и сортировка

информации.

Табличные базы данных. Основные понятия, типы данных, СУБД и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации, логические значения, выражения. Поиск, удаление, сортировка данных.

3

Знать:

-способы организации БД;

- назначение основных элементов окна БД;

- методы ввода данных в базу;

- способы поиска и сортировки данных.

Уметь:

- находить нужные данные в  готовой БД;

- создавать собственную БД;

- создавать производные объекты в БД.

Создание различных видов запросов.

П/р №13-15

V

Коммуникационные технологии.

Процесс передачи информации.  Источник и приёмник информации, сигнал. Кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта, правила переписки. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Архивирование и разархивирование.

8

Знать:

- технологию передачи информации;

- понятия «кодирование», «декодирование», скорость передачи информации;

- структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;

- протоколы передачи , адресацию в Интернете;

- виды услуг компьютерных сетей;

- основы технологии WWW.

Уметь:

- создавать архив файлов и раскрывать его при помощи программы-архиватора;

- производить поиск информации в локальной сети;

- объяснять принцип работы глобальной сети Интернет.

Работа в локальной  и глобальной компьютерных сетях.

П/р №16-23

VI

Информатизация общества.

Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Искусственный интеллект. Базы знаний. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

3

Знать:

- основные информационные процессы в природе, обществе, технике;

- понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение.

Уметь:

-приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике;

- объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»;

- работать с базами знаний.

Работа с информационно – правовыми системами.

К/р №2

Календарно-тематическое планирование (9 класс)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

№ урока

Тема урока

Деятельность по предмету

Компьютерный

практикум

I

Кодирование и обработка графической и мультимедий ной информации         

Кодирование и обработка  текстовой информации

Кодирование и обработка числовой информации 

 9

7

1 неделя

1/1

ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации.

Работа с растровыми и векторными ГР.

Работа с фото и видеокамерами.

1 неделя

2/2

 Пространственная дискретизация

2 неделя

3/3

Растровые изображения на экране монитора

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

2 неделя

4/4

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

3 неделя

5/5

Растровая и  векторная графика

3 неделя

6/6

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

II

4 неделя

7/7

Инструменты рисования растровых графических редакторов

 

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Практическая работа 1.4. Анимация

4 неделя

8/8

Работа с объектами в векторных графических редакторах

5 неделя

9/9

Редактирование изображений и рисунков

5 неделя

10/1

Растровая и векторная анимация

Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

6 неделя

11/2

Кодирование и обработка звуковой информации

6 неделя

12/3

Цифровое фото

Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

7 неделя

13/4

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

 

5

7 неделя

14/5

Кодирование текстовой информации.

   

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации

8 неделя

15/6

Создание документов в текстовых редакторах.

8 неделя

16/7

Ввод и редактирование документов.

Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

 

 

9 неделя

17/1

Форматирование символов и абзацев.

Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

9 неделя

18/2

Нумерованные и маркированные списки.

IV

4

 10 неделя

 19/3

Таблицы.

 .

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

10 неделя

20/4

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

11 неделя

21/5

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

V

 

8

11 неделя

22/6

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

 

12 неделя

23/7

Представление числовой информации с помощью систем счисления

12 неделя

24/8

Арифметические операции в позиционных системах счисления

13 неделя

25/9

*Двоичное кодирование чисел в компьютере . Проверочная работа « Арифметические операции в двоичной системе счисления»

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

13 неделя

26/10

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных

14 неделя

27/11

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

14 неделя

28/12

Встроенные функции

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

15 неделя

29/13

Построение диаграмм и графиков

15 неделя

30/14

Представление базы данных в виде таблицы и формы

16 неделя

31/1

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

16 неделя

32/2

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

17 неделя

33/3

Свойства алгоритма и его исполнители.

17 неделя

34/4

Выполнение алгоритмов компьютером

18 неделя

35/5

Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм.

VI

  Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

 

4

18 неделя

 36/1

Разработка проектов в системе объектно-ориентированного программирования.

Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов»

Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»

19 неделя

 37/2

Графический интерфейс проекта. Свойства,  методы, события программных объектов.

19 неделя

38/3

Тип, имя и значение переменной.

20 неделя

39/4

Проект «Переменные»

Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» (Продолжение)

20 неделя

40/5

Арифметические выражения

Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»  (1 часть)

21 неделя

41/6

Строковые выражения.

Проект «Сложение строк»

21 неделя

42/7

Логические выражения.

Проект «Логические выражение» 

22 неделя

43/8

Математические функции

Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»  (2 часть)

22 неделя

44/9

Строковые функции

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»

23 неделя

45/10

Функции ввода и вывода данных

Проект «Регистрация»

23 неделя

46/11

Функции даты и времени

Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»

24 неделя

47/12

Алгоритмическая структура «ветвление»

Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»

24 неделя

48/13

Алгоритмическая структура «выбор»

Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»

25 неделя

49/14

Алгоритмическая структура «цикл». Цикл со счетчиком

Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»

25 неделя

50/15

Алгоритмическая структура «цикл». Цикл с условием

Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»

Моделирование и формализация

26 неделя

51/1

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005

Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор»

26 неделя

52/2

Графические методы языка Visual Basic 2005

Практическая работа 4.11 Проект «Система координат»

27 неделя

53/3

Анимация в языке  Visual Basic

Практическая работа 4.12 Проект «Анимация»

27 неделя

54/4

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного визуального программирования»

28 неделя

55/5

Окружающий мир как иерархическая система

28 неделя

56/6

Моделирование как метод познания

29 неделя

57/7

Материальные и информационные модели

29 неделя

58/8

Формализация и визуализация моделей

30 неделя

59/9

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

30 неделя

60/10

Построение физических моделей

Практическая работа5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

31 неделя

61/11

Приближенное решение уравнений

Практическая работа5.2. Проект «Графическое решение уравнений»

Информатиза ция общества

31 неделя

62/ 1

Экспертные системы распознавания химических веществ

Практическая работа5.3. Проект «Распознавание удобрений»

32 неделя

63/2

Информационные модели систем управления

Практическая работа5.3. Проект «Модели систем управления»

32 неделя

64/3

Контроль знаний по теме: «Формализация и моделирование»

33 неделя

65/4

Информационное общество

3 неделя

66/5

Информационная культура

34 неделя

67/6

Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий

Проверочная работа «Информатизация общества»

34 неделя

68/

Повторение. Итоговый тест по курсу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...