Рабочие программы по информатике
рабочая программа по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Настоящая программа составлена на основе авторской программы на базовом уровне Н.Д. Угриновича ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Календарно- тематическое планирование переделано под условия обучения нашей школы без искажения программы.
Плановых контрольных уроков 8, практических занятий 26, тестов 18.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2008;
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009;
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2008;
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
Электронные образовательные ресурсы: презентации, электронные тесты.
Планирование соответствует программе.
Обязательный минимум образования соблюдён.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 103 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
- Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
- Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
- Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
Примерное распределение часов по темам в основном курсе «Информатики и ИКТ»
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 | |
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | 9 | |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 10 | |
5 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 15 | |
6 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 20 | 20 | |
7 | Моделирование и формализация | 10 | 10 | |
8 | Коммуникационные технологии | 16 | 16 | |
9 | Информационное общество | 3 | 3 | |
Повторение, резерв времени | 6 | 3 | 3 | |
ВСЕГО: | 105 | 35 | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Информатики и ИКТ» в 8 классе
Наименование раздела | Кол-во часов | Номер урока | Теоретический материал | Компьютерный практикум | Дата проведения | Корректировка | Д/з |
Информационные процессы | |||||||
1 | 1 | Т.Б. в комп. классе. Информация и информационные процессы в живой и не живой природе. | п 1.1.1-1.1.2 | ||||
1 | 2 | Информация и информационные процессы у человека и в технике. | Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе» | ||||
1 | 3 |
| Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера | п.1.1.3 | |||
1 | 4 | Знаки: форма и значение. Знаковые системы | |||||
1 | 5 | Кодирование информации. Пр. работа «Кодирование информации» | п. 1.2.1-1.2.2 | ||||
1 | 6 | Назначение и устройства компьютера | п. 1.2.3 | ||||
1 | 7 | Характеристики основных устройств компьютера | п. 1.3.1 | ||||
1 | 8 | Внутренние устройства ПК | п. 1.3.2 | ||||
1 | 9 | Устройства памяти компьютера | п. 1.3.3 | ||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 10 | Программное обеспечение | Практическая работа 2.1. Форматирование дискеты | п. 2.1 | |||
11 | Операционная система. Пользовательский интерфейс. | Практическая работа «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | п. 2.2.1-2.2.3 | ||||
12 | Файлы и файловая система | Практическая работа «Информационная емкость устройств» | |||||
13 | Работа с файлами и дисками | Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | п. 2.2.4- 2.2.5 | ||||
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | ||||||
15 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования» | п.2.3.1-2.3.2 | |||||
16 | Работа с фрагментами текста | п.2.3.3 | |||||
1 | 17 | Практическая работа «Форматирование текста» | п. 2.4.1-2.4.2 | ||||
1 | 18 | Работа с таблицами в текстовом редакторе | Практическая работа «Работа с таблицами» | п.2.5 | |||
1 | 19 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации» | п. 2.6 | ||||
20 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Практическая работа Защита от вирусов: обнаружение и лечение | п. 2.7 | ||||
1 | 21 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | п.2.8 | ||||
Коммуникационные технологии | 1 | 22 | Передача информации | Практическая работа Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети | п.3.1 | ||
5 | 23 | Локальные компьютерные сети | п.3.2 | ||||
1 | 24 | Состав Интернета | Практическая работа Подключение к Интернету | п.3.3.1 | |||
1 | 25 | Всемирная паутина | Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине | 3.3.2-3.3.3 | |||
1 | 26 | Электронная почта. Файловые архивы | Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой | 3.4.1 | |||
1 | 27 | Web-страницы и Web-сайты | 3.4.2-3.4.3 | ||||
1 | 28 | Структура Web-страницы |
| 3.4.4 | |||
3 | 29 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | 3.4.5-3.4.6 | ||||
1 | 30 | Практическая работа «Создание компьютерных презентаций» | 3.7.1 | ||||
1 | 31 | Представления звука в памяти компьютера | 3.7.2-3.7.4 | ||||
1 | 32 | Применение специальных эффектов и ссылок | 3.7.5-3.7.7 | ||||
4 | 33 | Контрольная работа | |||||
1 | 34 | Резерв |
Учебник: Н. Угринович «Информатика – 9»
Количество часов: 68
№ п/п | Тема (содержательные линии) | Кол-во часов | Обязательный минимум | Возможности углубления | Мониторинг |
I | Кодирование и обработка графической и текстовой информации Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс ГР. Анимация. Цифровое фото и видео. Кодировании е текстовой информации. Работа в текстовых редакторах. | 6 | Знать: - понятие пространственной дискредитации; - различные виды графики; - основные возможности графических редакторов; -принципы кодирования и обработки звуковой, фото и видеоинформации. Уметь: - кодировать различную информацию; - использовать в работе различные виды векторной и растровой графики; - уметь пользоваться цифровыми устройствами (фото и видеокамерами). | Работа с программами видеообработки и текстовыми процессорами. | П/р №1-6 |
II | Кодирование и обработка числовой информации. Работа в электронных таблицах. Создание баз данных в ЭТ | 7 | Знать: Позиционные и непозиционные системы, правила перевода чисел в двоичную систему счисления, назначение и функции электронных таблиц. Уметь: Переводить числа в двоичную и десятичную систему, складывать и умножать числа, представленные в двоичной системе. Вносить информацию в ЭТ, производить вычисления по формулам, строить диаграммы и графики.
|
| П/р №7-9 |
III | Моделирование и формализация. Модели. Виды моделей (табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами. | 6 | Знать: - смысл понятия «модель», его назначение; - виды моделей; - этапы исследования модели на компьютере. Уметь: - строить модели; - использовать компьютер для моделирования. | Исследование моделей на компьютере. | П/р №10-12 К/р №1 |
IV | Хранение, поиск и сортировка информации. Табличные базы данных. Основные понятия, типы данных, СУБД и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации, логические значения, выражения. Поиск, удаление, сортировка данных. | 3 | Знать: -способы организации БД; - назначение основных элементов окна БД; - методы ввода данных в базу; - способы поиска и сортировки данных. Уметь: - находить нужные данные в готовой БД; - создавать собственную БД; - создавать производные объекты в БД. | Создание различных видов запросов. | П/р №13-15 |
V | Коммуникационные технологии. Процесс передачи информации. Источник и приёмник информации, сигнал. Кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта, правила переписки. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Архивирование и разархивирование. | 8 | Знать: - технологию передачи информации; - понятия «кодирование», «декодирование», скорость передачи информации; - структуру локальных и глобальных компьютерных сетей; - протоколы передачи , адресацию в Интернете; - виды услуг компьютерных сетей; - основы технологии WWW. Уметь: - создавать архив файлов и раскрывать его при помощи программы-архиватора; - производить поиск информации в локальной сети; - объяснять принцип работы глобальной сети Интернет. | Работа в локальной и глобальной компьютерных сетях. | П/р №16-23 |
VI | Информатизация общества. Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Искусственный интеллект. Базы знаний. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 3 | Знать: - основные информационные процессы в природе, обществе, технике; - понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение. Уметь: -приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике; - объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»; - работать с базами знаний. | Работа с информационно – правовыми системами. | К/р №2 |
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | № урока | Тема урока | Деятельность по предмету | Компьютерный практикум |
I | Кодирование и обработка графической и мультимедий ной информации Кодирование и обработка текстовой информации Кодирование и обработка числовой информации | 9 7 | 1 неделя | 1/1 | ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации. | Работа с растровыми и векторными ГР. Работа с фото и видеокамерами. | |
1 неделя | 2/2 | Пространственная дискретизация | |||||
2 неделя | 3/3 | Растровые изображения на экране монитора | Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации | ||||
2 неделя | 4/4 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB | |||||
3 неделя | 5/5 | Растровая и векторная графика | |||||
3 неделя | 6/6 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах | Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | ||||
II | 4 неделя | 7/7 | Инструменты рисования растровых графических редакторов |
| Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа 1.4. Анимация | ||
4 неделя | 8/8 | Работа с объектами в векторных графических редакторах | |||||
5 неделя | 9/9 | Редактирование изображений и рисунков | |||||
5 неделя | 10/1 | Растровая и векторная анимация | Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации | ||||
6 неделя | 11/2 | Кодирование и обработка звуковой информации | |||||
6 неделя | 12/3 | Цифровое фото | Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | ||||
7 неделя | 13/4 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | |||||
| 5 | 7 неделя | 14/5 | Кодирование текстовой информации. |
| Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации | |
8 неделя | 15/6 | Создание документов в текстовых редакторах. | |||||
8 неделя | 16/7 | Ввод и редактирование документов. | Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев | ||||
|
| ||||||
9 неделя | 17/1 | Форматирование символов и абзацев. | Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков | ||||
9 неделя | 18/2 | Нумерованные и маркированные списки. | |||||
IV | 4 | 10 неделя | 19/3 | Таблицы. | . | Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | |
10 неделя | 20/4 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря | ||||
11 неделя | 21/5 | Системы оптического распознавания документов. | Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | ||||
V |
| 8 | 11 неделя | 22/6 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». |
| |
12 неделя | 23/7 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | |||||
12 неделя | 24/8 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | |||||
13 неделя | 25/9 | *Двоичное кодирование чисел в компьютере . Проверочная работа « Арифметические операции в двоичной системе счисления» | Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | ||||
13 неделя | 26/10 | Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных | |||||
14 неделя | 27/11 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | ||||
14 неделя | 28/12 | Встроенные функции | Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов | ||||
15 неделя | 29/13 | Построение диаграмм и графиков | |||||
15 неделя | 30/14 | Представление базы данных в виде таблицы и формы | |||||
16 неделя | 31/1 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | ||||
16 неделя | 32/2 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | |||||
17 неделя | 33/3 | Свойства алгоритма и его исполнители. | |||||
17 неделя | 34/4 | Выполнение алгоритмов компьютером | |||||
18 неделя | 35/5 | Блок-схемы алгоритмов. Линейный алгоритм. | |||||
VI | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 4 | 18 неделя | 36/1 | Разработка проектов в системе объектно-ориентированного программирования. | Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов» Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» | |
19 неделя | 37/2 | Графический интерфейс проекта. Свойства, методы, события программных объектов. | |||||
19 неделя | 38/3 | Тип, имя и значение переменной. | |||||
20 неделя | 39/4 | Проект «Переменные» | Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» (Продолжение) | ||||
20 неделя | 40/5 | Арифметические выражения | Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (1 часть) | ||||
21 неделя | 41/6 | Строковые выражения. | Проект «Сложение строк» | ||||
21 неделя | 42/7 | Логические выражения. | Проект «Логические выражение» | ||||
22 неделя | 43/8 | Математические функции | Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» (2 часть) | ||||
22 неделя | 44/9 | Строковые функции | Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» | ||||
23 неделя | 45/10 | Функции ввода и вывода данных | Проект «Регистрация» | ||||
23 неделя | 46/11 | Функции даты и времени | Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время» | ||||
24 неделя | 47/12 | Алгоритмическая структура «ветвление» | Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» | ||||
24 неделя | 48/13 | Алгоритмическая структура «выбор» | Практическая работа 4.7. Проект «Отметка» | ||||
25 неделя | 49/14 | Алгоритмическая структура «цикл». Цикл со счетчиком | Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов» | ||||
25 неделя | 50/15 | Алгоритмическая структура «цикл». Цикл с условием | Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш» | ||||
Моделирование и формализация | 26 неделя | 51/1 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 | Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор» | |||
26 неделя | 52/2 | Графические методы языка Visual Basic 2005 | Практическая работа 4.11 Проект «Система координат» | ||||
27 неделя | 53/3 | Анимация в языке Visual Basic | Практическая работа 4.12 Проект «Анимация» | ||||
27 неделя | 54/4 | Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного визуального программирования» | |||||
28 неделя | 55/5 | Окружающий мир как иерархическая система | |||||
28 неделя | 56/6 | Моделирование как метод познания | |||||
29 неделя | 57/7 | Материальные и информационные модели | |||||
29 неделя | 58/8 | Формализация и визуализация моделей | |||||
30 неделя | 59/9 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | |||||
30 неделя | 60/10 | Построение физических моделей | Практическая работа5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» | ||||
31 неделя | 61/11 | Приближенное решение уравнений | Практическая работа5.2. Проект «Графическое решение уравнений» | ||||
Информатиза ция общества | 31 неделя | 62/ 1 | Экспертные системы распознавания химических веществ | Практическая работа5.3. Проект «Распознавание удобрений» | |||
32 неделя | 63/2 | Информационные модели систем управления | Практическая работа5.3. Проект «Модели систем управления» | ||||
32 неделя | 64/3 | Контроль знаний по теме: «Формализация и моделирование» | |||||
33 неделя | 65/4 | Информационное общество | |||||
3 неделя | 66/5 | Информационная культура | |||||
34 неделя | 67/6 | Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий Проверочная работа «Информатизация общества» | |||||
34 неделя | 68/ | Повторение. Итоговый тест по курсу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...