Графика в QBasic
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме
Комплект уроков по графике в QBasic содержит 9 разработок уроков с изложением теоретического материала и примерами решения задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Графика в QBasic | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Кравец В.А. МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска
Тема урока: «Графический режим работы экрана. Изображение точки, отрезка, прямоугольника»
Время проведения: первый урок темы «Начала компьютерной графики».
Цели урока:
- дать представление о графическом режиме и его возможностях;
- определение оператора перехода в графический режим, операторы изображения точки, отрезка, прямоугольника;
- формирование умений и навыков работы с координатной сеткой экрана, построения простейших изображений;
- воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности;
- развитие теоретического, творческого мышления, пространственного воображения;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся
Задачи урока:
Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная — знакомство с графическим режимом экрана, с принципами построения точек, отрезков и прямоугольников в языке QBasic.
Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Подготовка к уроку. Для этого урока были отобраны наиболее интересные графические программы, реализующие линейный алгоритм, разработанные учениками прошлых лет.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало урока.
- Изложение нового материала. Составление учениками краткого конспекта.
- Закрепление изученного материала (практикум на ПК).
- Итоги урока. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало урока. Постановка целей урока.
Сегодня нам предстоит рассмотреть очень интересный аспект использования языка программирования: составление программ, заставляющих компьютер рисовать на экране. Изображение, которое мы сможем получать, будет сформировано из геометрических примитивов, поэтому его нельзя сравнить с фотографией. Каждый элемент рисунка придется определять соответствующим оператором. Это трудоемкая работа. Но посмотрите, какие замечательные рисунки остались у нас с прошлых лет. (На большом экране демонстрируются изображения Масяни, аиста и т.д.). Лучшие из ваших работ мы тоже обязательно сохраним. Но прежде чем у нас получится подобный рисунок, мы должны узнать принципы построения изображения на экране монитора, и уже в конце занятия сможем нарисовать на экране отрезки и прямоугольники.
- Изложение нового материала.
Существует два режима работы экрана:
- символьный (42 строки по 80 позиций);
- графический.
По умолчанию при работе в интерпритаторе Qbasic установлен символьный режим, и нам это хорошо известно, ведь мы уже умеем решать вычислительные задачи, имеющие линейный алгоритм. Но для того, чтобы рисовать мы должны переключить экран в графический режим.
Графический режим.
В графическом режиме экран рассматривается как множество точек, каждая из которых имеет свои координаты (х,у), аналогично координатной плоскости. Правда на экране виртуально существует не вся координатная плоскость, как вы привыкли видеть в математике, а только одна ее четверть со своими правилами отсчета координат.
(На доске)
Вид экрана:
Оператор переключения режимов работы экрана
SCREEN n
где n – номер, обозначающий режим работы экрана
На наших компьютерах целесообразнее использовать режим 12, он, по сравнению с другими режимами, дает максимальное разрешение 640 х 480 точек и 16-цветную палитру.
Значит, каждая ваша графическая программа должна начинаться с оператора
SCREEN 12
Надо заметить, что переход в графический режим влечет за собой автоматическую очистку экрана, следовательно, в применении оператора CLS нет необходимости.
Вопрос: Если разрешение экрана в графическом режиме 640 х 480, то каков диапазон изменения координат х и у?
(Ответ: 0 <= x <= 639; 0 <= у <= 478)
Оператор изображения точки
Что является самым примитивным элементом в геометрии? Точка.
Рассмотрим оператор, рисующий на экране точку.
PSET (Х, У), Nцв.
(Point SET – установить точку)
Как вы думаете, что означают параметры Х и У для точки? Конечно, это ее координаты, задающие ее положение на экране.
Давайте разберемся с параметром Nцв. Он означает цвет точки. Запишем в тетрадь таблицу цветов, она нам будет нужна.
0 | черный | 4 | красный | 8 | серый | 12 | розовый |
1 | синий | 5 | сиреневый | 9 | голубой | 13 | малиновый |
2 | зеленый | 6 | оранжевый | 10 | салатовый | 14 | желтый |
3 | бирюзовый | 7 | светло серый | 11 | св.бирюзовый | 15 | белый |
Если в операторе не указан цвет, по умолчанию выбирается белый, но лучше привыкнуть указывать цвет явно.
Примеры. PSET (20,20),1
PSET (630,450),14
Вопрос: В каком месте экрана будут расположены точки? Какого цвета?
Задание: Запишите оператор, изображающий зеленую точку в центре экрана.
PSET (320,240),2
Оператор изображения отрезков и прямоугольников
Для изображения отрезков и прямоугольников используется один оператор:
LINE (Х1,У1)-(Х2,У2), Nцв. [,B или ВF]
(LINE – линия)
а) построение отрезка
В и BF не используется, Х1,У1 и Х2,У2 – координаты начала и конца отрезка
Примечание: Возможно использование оператора изображения отрезка в виде
LINE – (X2,Y2), в этом случае оператор соединяет ранее построенную точку с точкой (X2,Y2).
Примеры. LINE (0,0)-(50,50),9
LINE -(150,50),9
Вопрос: Как будет располагаться линия на экране и в каком месте?
б) построение прямоугольника
Необходимо указать параметр В или BF:
В (box – коробка) – прямоугольник; BF (full box – полная коробка) – закрашенный прямоугольник, цвет закрашивания совпадает с цветом контура.
Вопрос: Как вы думаете, чем для прямоугольника являются две указанные в операторе точки?
Х1,У1 и Х2,У2 – координаты противолежащих вершин. Прямоугольник строится только горизонтальными и вертикальными линиями.
Примеры: LINE (50,50)-(100,100),14,B
LINE (280,200)-(360,280),10,BF
Вопрос: Опишите полученные прямоугольники, где на экране располагается второй? (В центре экрана). Как вы это определили?
Вопрос: Как будет выглядет прямоугольник, если заданы вершины, лежащие на вертикальной прямой? (отрезок).
- Закрепление изученного.
Выполните самостоятельно на компьютере два задания (можно в одной программе):
№1. Составьте программу, рисующую две диагонали экрана.
Решение: SCREEN 12
LINE (0,0)-(639,479),2
LINE (0,479)-(639,0),2
№2. Составьте программу, рисующую в центре экрана два вложенных прямоугольника, внутренний – закрашенный.
Пояснение к выполнению:
Вопрос: Каким образом задать координаты вершин, чтобы прямоугольники располагались строго по центру экрана?
Ответ: От воображаемых линий центра по вертикали (горизонтали) для задания координат отступать на одинаковое количество точек вправо и влево (вверх и вниз).
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Сегодня мы получили на экране монитора свои первые простые изображения. Ученики … выполнили оба задания (они получают оценки «5»), … успели выполнить одно. Все молодцы! Первый шаг сделан.
Домашнее задание: 1. Сделать бумажный планшет, на котором ручкой нанести линии сетки экрана с некоторым шагом (для добства определения координат нужных точек при последующей работе).
2. Конспект.
3. Составить программу, рисующую в центре экрана изображение «робота»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Задачи. Сумма и произведение последовательных натуральных чисел( Qbasic)
Презентации по решению задач в Qbasic на тему "Сумма и прозведение натуральных чисел"...
QBASIC для начинающих
Учебник и задачник по программированию...
Лабораторные работы в QBasic.
Материал включает пять тем: условный оператор, циклы, массивы, строки, графика....
Текст в графике. QBasic.
Урок для учащихся 9 класса.Расматривается использование операторов LOCATE и PRINT, добавляющими текст в графику в среде программирования QBasic....
Тест "Графика в QBasic"
Тест "Графика в QBasic" на 2 варианта...
Графика в QBasic. Определение координат точек для построения геометрических фигур
Урок входит в раздел Алгоритмизация и программирование и посвящен теме Графика в QBasic....
Графика в Pascal ABC и Qbasic
Презентация сравнивает графический модуль двух языков программирования Pascal ABC и Qbasic. Может использоваться на первом занятии программирования графики....