Графика в QBasic
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Кравец Валерия Анатольевна

Комплект уроков по графике в QBasic содержит 9 разработок уроков с изложением теоретического материала и примерами решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Графика в QBasic113.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кравец В.А. МАОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска

Тема урока: «Графический режим работы экрана. Изображение точки, отрезка, прямоугольника»

Время проведения: первый урок темы «Начала компьютерной графики».

Цели урока:

  • дать представление о графическом режиме и его возможностях;
  • определение оператора перехода в графический режим, операторы изображения точки, отрезка, прямоугольника;
  • формирование умений и навыков работы с координатной сеткой экрана, построения простейших изображений;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности;
  • развитие теоретического, творческого мышления, пространственного воображения;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся

Задачи урока:

Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.

Учебная — знакомство с графическим режимом экрана, с принципами построения точек, отрезков и прямоугольников в языке QBasic.

Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовка к уроку. Для этого урока были отобраны наиболее интересные графические программы, реализующие линейный алгоритм, разработанные учениками прошлых лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало урока.
  3. Изложение нового материала. Составление учениками краткого конспекта.
  4. Закрепление изученного материала (практикум на ПК).
  5. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока.

Сегодня нам предстоит рассмотреть очень интересный аспект использования языка программирования: составление программ, заставляющих компьютер рисовать на экране. Изображение, которое мы сможем получать, будет сформировано из геометрических примитивов, поэтому его нельзя сравнить с фотографией. Каждый элемент рисунка придется определять соответствующим оператором. Это трудоемкая работа. Но посмотрите, какие замечательные рисунки остались у нас с прошлых лет. (На большом экране демонстрируются изображения Масяни, аиста и т.д.). Лучшие из ваших работ мы тоже обязательно сохраним. Но прежде чем у нас получится подобный рисунок, мы должны узнать принципы построения изображения на экране монитора, и уже в конце занятия сможем нарисовать на экране отрезки и прямоугольники.

  1. Изложение нового материала.

Существует два режима работы экрана:

  1. символьный (42 строки по 80 позиций);
  2. графический.

По умолчанию при работе в интерпритаторе Qbasic установлен символьный режим, и нам это хорошо известно, ведь мы уже умеем решать вычислительные задачи, имеющие линейный алгоритм. Но для того, чтобы рисовать мы должны переключить экран в графический режим.

Графический режим.

В графическом режиме экран рассматривается как множество точек, каждая из которых имеет свои координаты (х,у), аналогично координатной плоскости. Правда на экране виртуально существует не вся координатная плоскость, как вы привыкли видеть в математике, а только одна ее четверть со своими правилами отсчета координат.

(На доске)           

                        Вид экрана:

                        

Оператор переключения режимов работы экрана

SCREEN n

где n – номер, обозначающий режим работы экрана

На наших компьютерах целесообразнее использовать режим 12, он, по сравнению с другими режимами, дает максимальное разрешение 640 х 480 точек и 16-цветную палитру.

Значит,  каждая ваша графическая программа должна начинаться с оператора

SCREEN 12

Надо заметить, что переход в графический режим влечет за собой автоматическую очистку экрана, следовательно, в применении оператора CLS нет необходимости.

Вопрос: Если разрешение экрана в графическом режиме 640 х 480, то каков диапазон изменения координат х и у?

(Ответ: 0 <= x <= 639; 0 <= у <= 478)

Оператор изображения точки

Что является самым примитивным элементом в геометрии? Точка.

Рассмотрим оператор, рисующий на экране точку.

PSET (Х, У), Nцв.

(Point SET  установить точку)

Как вы думаете, что означают параметры Х и У для точки? Конечно, это ее координаты, задающие ее положение на экране.

Давайте разберемся с параметром Nцв. Он означает цвет точки. Запишем в тетрадь таблицу цветов, она нам будет нужна.

0

черный

4

красный

8

серый

12

розовый

1

синий

5

сиреневый

9

голубой

13

малиновый

2

зеленый

6

оранжевый

10

салатовый

14

желтый

3

бирюзовый

7

светло серый

11

св.бирюзовый

15

белый

Если в операторе не указан цвет, по умолчанию выбирается белый, но лучше привыкнуть указывать цвет явно.

Примеры.         PSET (20,20),1

                        PSET (630,450),14

Вопрос: В каком месте экрана будут расположены точки? Какого цвета?

Задание: Запишите оператор, изображающий зеленую точку в центре экрана.

                        PSET (320,240),2

Оператор изображения отрезков и прямоугольников

Для изображения отрезков и прямоугольников используется один оператор:

LINE  (Х1,У1)-(Х2,У2), Nцв. [,B или ВF]

(LINE – линия)

а) построение отрезка

В и BF не используется, Х1,У1 и Х2,У2 – координаты начала и конца отрезка

Примечание: Возможно использование оператора изображения отрезка в виде
LINE – (X2,Y2), в этом случае оператор соединяет ранее построенную точку с точкой (X2,Y2).

Примеры.         LINE (0,0)-(50,50),9

                        LINE -(150,50),9

Вопрос: Как будет располагаться линия на экране и в каком месте?

б) построение прямоугольника

Необходимо указать параметр В или BF:

В (box – коробка) – прямоугольник; BF (full box – полная коробка) – закрашенный прямоугольник, цвет закрашивания совпадает с цветом контура.

Вопрос: Как вы думаете, чем для прямоугольника являются две указанные в операторе точки?

Х1,У1 и Х2,У2 – координаты противолежащих вершин. Прямоугольник строится только горизонтальными и вертикальными линиями.

Примеры:         LINE (50,50)-(100,100),14,B

                        LINE (280,200)-(360,280),10,BF

Вопрос: Опишите полученные прямоугольники, где на экране располагается второй? (В центре экрана). Как вы это определили?

Вопрос: Как будет выглядет прямоугольник, если заданы вершины, лежащие на вертикальной прямой? (отрезок).

  1. Закрепление изученного.

Выполните самостоятельно на компьютере два задания (можно в одной программе):

№1. Составьте программу, рисующую две диагонали экрана.

Решение:        SCREEN 12

                        LINE (0,0)-(639,479),2

                        LINE (0,479)-(639,0),2

№2. Составьте программу, рисующую в центре экрана два вложенных прямоугольника, внутренний – закрашенный.

Пояснение к выполнению: 

Вопрос: Каким образом задать координаты вершин, чтобы прямоугольники располагались строго по центру экрана?

Ответ: От воображаемых  линий центра по вертикали (горизонтали) для задания координат отступать на одинаковое количество точек вправо и влево (вверх и вниз).

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Сегодня мы получили на экране монитора свои первые простые изображения. Ученики … выполнили оба задания (они получают оценки «5»), … успели выполнить одно. Все молодцы! Первый шаг сделан.

Домашнее задание: 1. Сделать бумажный планшет, на котором ручкой нанести линии сетки экрана с некоторым шагом (для добства определения координат нужных точек при последующей работе).

2. Конспект.

3. Составить программу, рисующую в центре экрана изображение «робота»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Задачи. Сумма и произведение последовательных натуральных чисел( Qbasic)

Презентации по решению задач в Qbasic на тему "Сумма и прозведение натуральных чисел"...

QBASIC для начинающих

Учебник и задачник по программированию...

Лабораторные работы в QBasic.

Материал включает пять тем: условный оператор, циклы, массивы, строки, графика....

Текст в графике. QBasic.

Урок для учащихся 9 класса.Расматривается использование операторов LOCATE  и PRINT, добавляющими текст в графику в среде программирования QBasic....

Тест "Графика в QBasic"

Тест "Графика в QBasic" на 2 варианта...

Графика в QBasic. Определение координат точек для построения геометрических фигур

Урок входит в раздел Алгоритмизация и программирование и посвящен теме Графика в QBasic....

Графика в Pascal ABC и Qbasic

Презентация сравнивает графический модуль двух языков программирования Pascal ABC и Qbasic. Может использоваться на первом занятии программирования графики....