Групповые технологии обучения
статья по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
Групповые технологии
По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно – урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов и др.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию;
- взаимопонимание;
- рефлексию.
Особенности организации групповой работы являются:
Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- - инструктаж о последовательности работы;
- - раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- - распределение заданий внутри группы;
- - индивидуальное выполнение задания;
- - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- - подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
- - сообщение о результатах работы в группах;
- - анализ познавательной задачи, рефлексия;
- - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
Примеры применения групповых технологий на уроках информатики
Конспект урока
«Оператор цикла с предусловием»
Цели:
- Научиться составлять программы на Паскале для реализации алгоритма цикла с предусловием
- Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
- Способствовать развитию логического мышления
Используемые технологии: проблемные, групповые, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, ИКТ.
Ход урока:
- Организационный момент – 3 минуты.
- Проверка домашнего задания и вопросы на повторение (репродуктивный метод обучения) - 6 минут.
- В каких случаях используется оператор цикла с параметром? Как он работает?
- Что такое тело цикла?
- Может ли тело оператора цикла с параметром не выполняться ни разу?
- Можно ли в теле цикла с параметром не использовать величину – параметр цикла?
- Теоретический материал урока. Объяснительно-иллюстративный метод с применением компьютерных технологий. Структура оператора цикла с предусловием. Цикл с предусловием используется тогда, когда число повторений оператора цикла заранее неизвестно, а задаётся некоторое условие продолжения цикла. Типовая задача: подсчитать количество цифр заданного натурального числа. Обсуждение с классом алгоритма подсчёта цифр. Ученики выдвигают предположения. (проблемный метод обучения). 10 минут.
- Физкультминутка – 3 минуты
- Выполнение практических заданий по группам. (групповая технология и технология дифференцированного обучения) -20 минут
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.
Конспект открытого урока
«Решение задач с использованием циклов»
Цели:
- Научиться решать задачи с циклами
- Научиться анализировать исходные данные задачи
- Способствовать развитию логического мышления
- Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
Используемые образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, игровые, здоровьесберегающие, групповые, ИКТ.
Ход урока:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Повторение пройденного (репродуктивный метод обучения). 3 минуты.
Вопросы:
- Что такое ветвление?
- Как ветвление изображается на блок-схеме?
- Какого типа вопрос должен стоять в ромбике?
- Что такое цикл?
- Приведите примеры циклических алгоритмов.
- Решение задач. 20 минут.
- Задача «Налови рыбы». Чтение диалога Незнайки с роботом Янтом в лицах (игровая технология). Обсуждение темы «Почему не вернулся Янт?». Какое условие надо поставить, чтобы Янт вернулся с рыбалки? Предложения детей (проблемный метод обучения).
- Задача «Собери пирамидку». Задание: проанализировать условие, стоящее в ромбике и обвести цветным карандашом команды, которые выполняются несколько раз.
- Задача «Помоги Золушке разобрать фасоль». Решаем самостоятельно в парах (групповая и игровая технологии).
- Физкультминутка – 3 минуты.
- Выполнение практического задания. Используя заданный циклический алгоритм, сделать рисунок в графическом редакторе. Информационно-компьютерная технология. 10 минут.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 2 минуты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые технологии обучения
Презентация по организации групповой работы....
Групповые технологии обучения иностранным языкам
Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам....
План-конспект урока с использованием групповой технологии обучения "Поэтические течения Серебряного века"
Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача - в одинаковом для всех групп комплекте печатной информ...
Активизация образовательного процесса с использованием групповых технологий обучения.
Аннотация: Статья посвящена проблеме повышения качества подготовки бакалавров-энергетиков через использование активных форм и методов обучения. Данная статья демонстрирует использование групповых твор...
Групповые технологии обучения
рекомендую ознакомиться с одной из важных технологий на уроках английского языка...
Урок географии в 8 классе с применением групповых технологий обучения по теме «Климат России»
Урок географии в 8 классе с применением групповых технологий обученияпо теме «Климат России»Цели и задачи урока: Выявление уровня овладения знаниями, умениями и навыками обучающихся по тем...