"Валеологическое сопровождение уроков информатики"
статья (информатика и икт) по теме

Лыкова Елена Сергеевна

Перед любым учителем ставиться множество задач, но одной из главных является сохранение детского здоровья. В данной статье приведены примеры оздоровительных минуток, которые целесообразно проводит на своих уроках. т.к. на уроке информатики дети определённое время находятся в статических поза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskoe_soprovozhdenie_urokov_informatiki.rar18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологическое сопровождение уроков информатики.

В условиях интенсивно меняющегося современного мира образовательный процесс постоянно усложняется и требует  большого физического, умственного и нервно – психического напряжения.

Детский организм вследствие свойственных ему анатомофизиологических особенностей очень чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые бы не только исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, повышению их общей работоспособности и успешной учебной деятельности.

С ранних лет детей необходимо приучать к внимательному и бережному отношению к своему здоровью, к стремлению творить своё здоровье.

В сохранении и укреплении нервно – психического и физического здоровья школьников существенную роль играет двигательная активность. Гипокинезия (вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека.) снижает энергетический фонд детского организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии ребёнка (замедляет рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития учащихся.

Проблема преодоления гиподинамии в условиях школы  имеющие компьютерный класс чрезвычайно актуальна. На уроке информатики школьники определённое время находятся в статических позах, их взгляды устремлены в экраны мониторов. В оздоровительные минутки целесообразно включать такие виды физической активности как:

  • Игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения;
  • Игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти;
  • Игры и игровые упражнения для снятия общего утомления;
  • Элементы самомассажа (помассировать пальцы, уши) и др.

Игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения:

  1.  «Отдых». Зажмурить глаза на 3-5 секунд. Отдых – 2-3 секунды. Повтор – 5-6 раз.
  2. «Поморгайте». Быстро поморгать в течение 8-10 секунд. Через 2-3 секунды повторить упражнение.
  3. «Массаж». Дети массируют веки круговыми движениями в течение 10-20 секунд  нижней частью ладони. Выполнять это упражнение необходимо несколько раз в день, особенно при большой нагрузке на зрение.
  4. «Мы рисуем».  Педагог показывает детям геометрические фигуры и предлагает «нарисовать» их глазами в воздухе (глаза закрыты). С открытыми глазами движения нужно выполнять с максимальным поворотом глазных яблок. Необходимо «рисовать» глазами круги, восьмерки и другие предметы на весь размер стены, находящейся перед детьми. «Рисунок» размером в лист ватмана не позволяет достичь нужных результатов.
  5. «Мой пальчик».

Вариант А. Ребенок смотрит 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой (левой) руки. Отводит руку вправо, следит за пальцем, не поворачивая головы. Вернуться в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца.

Вариант Б. Ребенок смотрит на кончик пальца, удерживая его перед лицом на расстоянии 30 см., затем переводит взгляд вдаль. В каждом положении необходимо задерживать взгляд на 3-5 секунд. Повтор – 3-5 раз.

  1. Упражнение на восстановление зрения. Левой ладонью заслонить открытый левый глаз. Пальцы правой руки сложить в кулак так, чтобы большой палец оказался сверху и касался четырёх остальных. Высвободить средний палец и произвести им круговые движения около правой глазницы. Начать от внутреннего угла глаза, далее вверх по линии бровей до внешнего, затем,  по линии глазницы до внутреннего угла. Одновременно следить правым глазом за движением пальца, не теряя его из вида. Движения пальца и глаза должны быть плавными, спокойными. То же повторить, поменяв руки. Постепенно доводить продолжительность выполнения упражнения до 3 минут. Это упражнение эффективно восстанавливает зрение, важно выполнять его регулярно.
  2. «Расслабление». Растереть ладони до появления тепла, легко прикоснуться подушечками пальцев к закрытым векам. Или пальцы правой руки положить на пальцы левой, а ладонями прикрыть глаза. Задержаться в таком положении 30-40 секунд. Упражнение помогает  снять усталость глаз и мозга.

«Солнечный зайчик».            

Солнечный мой заинька,             Дети выставляют вперед ладошку.

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,             Ставят на ладонь указательный палец

                                                     средней руки.

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.           Прослеживают взглядом движение пальца,

                                                     которым

Ой, как стало горячо!                   медленно прикасаются сначала к носу, вновь

                                                    отводят вперед,

Прыг на лобик, и опять             затем последовательно дотрагиваются до

                                                       одного плеча, лба и другого плеча, каждый

                                                     раз отводя палец перед собой.

На плече давай скакать.             Голова все время находится 

                                                     в фиксированном положении.

Вот закрыли мы глаза,              Закрывают глаза ладонями.

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Пальминг

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что, кажется, будто появился новый источник света. При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

«Дождик»

Капля первая упала – кап!           Дети сверху пальцем показывают падение

                                                       капель, не отводя взгляд от руки.    

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели,              Смотрят вверх.

Капельки «кап, кап» запели.        В такт рифмы моргают глазами.    

Игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти:

Пальчиковая гимнастика

  1. «Наши пальцы».

Пальцы встали дружно в ряд:    Показывают ладони с выпрямленными

 пальцами.

Десять маленьких ребят.           Сжимают пальцы в кулаки.

Эти два – всему указки.           Показывают два указательных пальца,

 остальные пальцы

Все покажут без подсказки.      Придерживают большими.

Пальцы – два середнячка,       Касаются средними пальцами друг друга.

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти – безымянны,           Показывают безымянные пальцы,

придерживая остальные

Молчуны, всегда упрямы.       пальцы большими.

Два мизинца – коротышки,      Показывают мизинцы.

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них -     Показывают два больших пальца,

Два больших и удалых.             а остальные сжимают в кулак.

Игры и игровые упражнения для снятия общего утомления;

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением. Существует два вида дыхания.

1.Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) полезно при любых отклонениях в состоянии здоровья. Оно регулирует работу кишечника, способствует понижению кровяного давления, вентилирует нижние доли лёгких.

2. Грудное дыхание помогает расширить грудную клетку, снять напряжение в груди, успокоить сердце и улучшить его работу.

 Обратите внимание на продолжительность вдоха и выдоха. Вдох следует выполнять спокойно, без напряжения, а выдох растянуть, сделать продолжительнее вдоха. Чтобы удлинить выдох, необходимо шею и позвоночник удерживать на одной прямой линии (в положении сидя, лёжа или стоя). Голову не опускать, не сутулиться. Дети должны знать, что дыхание через рот способствует простудным и инфекционным заболеваниям. Воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, согревается до температуры тела.

Элементы самомассажа (помассировать пальцы, уши) и др.

  1. Массаж пальцев рук:

- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;

- массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

  1. Массаж запястья круговыми движениями.
  2. Массаж рук. Упражнения  «Моем руки», растирание ладоней, « Погреем щёки».
  3. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
  4. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
  5. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
  6. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
  7. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологическое сопровождение урока английского языка

В статьея рассказываю, как мне удается поддерживать интерес и работоспособность всез учеников на протяжении всего урока. Для этого я использую различные различные валеологические паузы. Это подвижные ...

Методическое сопровождение уроков информатики

В данной статье Вы найдете перечень и ссылки нормативных документов, Интернет-ресурсов, методической литературы для работы учителя информатики...

Физкультминутки. Приложение к валеологическому сопровождению программы "Соломенная сказка"

При работе с соломкой, выполняя однообразные движения  наступает быстрая утомляемость. Во время занятий необходимо менять вид деятельности. для этого и служат физкультминутки, направленные на рас...

Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....

Мультимедийное сопровождение уроков информатики

Мультимедийное сопровождение уроков информатики...