Урок по теме "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Система счисления» с применением компьютерной презентации можно использовать на уроках информатики в 8-9 классах при изучении темы: «Представление числовой информации с помощью систем счисления», на которую отводится 5 часов. Данный урок в этом блоке является 3 уроком.
Основные дидактические задачи – систематизация и обобщение знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний, контроль изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков.
Цели урока – закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся, в том числе с использованием нестандартных заданий, повышение мотивации учащихся и развитие мышления учащихся при помощи логических задач.
Содержание урока и использование презентации позволяют сократить время на проверку домашнего задания, правильности ответов на самостоятельную работу, а также ответов на карточки. Эффект анимации способствует привлечению внимания учеников. Визуальное представление информации облегчает восприятие вопросов от учителя.
Для проведения урока необходимы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 62.5 КБ |
sistema_schisleniya.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Системы счисления"
Балчугова Альбина Юрьевна, учитель информатики
Цели урока:
- Обучающая – закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся, в том числе с использованием нестандартных заданий.
- Воспитательная - повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.
- Развивающая – развитие мышления учащихся при помощи логических задач.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оформление кабинета: на экране, во время проведения урока, демонстрируется презентация (приложение 1).
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашней работы.
- Работа с классом.
- Решение задач.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал.
Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.
II. Проверка домашней работы
№1. В классе 1111002% девочек и 11002% мальчиков. Сколько учеников в классе?
Решение.
Переведем числа, записанные в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления.
1111002=1*25+1*24+1*23+1*22+0*21+0*20=32+16+8+4=60
11002=1*23+1*22+0*21+0*20=8+4=12
Таким образом, в классе 60% девочек и 12% мальчиков.
Пусть всего в классе х учеников, тогда девочек – 0,6х.
Отсюда
х=12+0,6х
0,4х=12
х=12:0,4=30
Ответ: 30 учеников в классе
№2. Найти суммы чисел 442 и 114 в пятеричной системе счисления.
Решение.
+442 2+4 =6 =1*5+1 =115
1145 4+1+1 =6 =1*5+1*50 =115
1111 5 (в уме)
III. Работа с классом
Устная работа с классом
1. Информация в ЭВМ кодируется … (в двоичной системе счисления)
2. Система счисления – это… (совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов)
3. Системы счисления делятся на … (позиционные и непозиционные)
4. Двоичная система счисления имеет основание (2)
5. Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … (от 0 до 7).
6. Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … (от 0 до 9 и буквы А, В, С, D, E, F)
7. Один бит содержит (0 или 1)
8. Один байт содержит (8 бит)
9. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа:
А) 12 (р=3)
Б) 28 (р=9)
10. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления
А) двоичной (11)
В) восьмеричной (77)
11. Какие числа не существуют в данных системах счисления?
А) 1105, 2015, 1155, 101115, 615 (1155, 615)
Б) 15912, 7АС12, АВ12, 90812 (7АС12)
В) 888, 20118, 56708, А18 (888, А18)
12. Определите четное число или нечетное:
а) 1012 б) 1102 в)10012 г) 1002
Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.
Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1.
а) 1012 = 510 ; б) 1102 = 610 ; в) 10012 = 910 ; г) 1002 = 410
13. Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.
Возможно ли это? Обоснуйте ответ.
Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:
112=1×20 + 1×21=310;
1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = =2 + 4 = 610
14. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?
Подсказка: 1001 (9)
15. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?
Подсказка: 1100100 (100)
16. Сколько глаз у пиявки?
Подсказка: 1010 (10)
IV. Решение задач
У каждого учащегося на столе листы с заданиями для возможности индивидуального выполнения.
№1. Чему равно х в десятичной системе счисления, если х=107+102* 105?
Решение.
х=1*71+0*70+(1*21+0*20) * (1*51+0*50)=7+2*5=17
Ответ: х=17
№2. Упорядочить числа по убыванию 509, 12225, 10114, 1100112, 1258.
Решение.
Переведем все числа в десятичную систему счисления.
509=5*91+0*90=45
12225=1*53+2*52+2*51+2*50=125+50+10+2=187
10114=1*43+1*41+1*40=64+4+1=69
1100112=1*25+1*24+1*21+1*20=32+16+2+1=51
1258=1*82+2*81+5*80=64+16+5=85
Упорядочим числа, записанные в десятичной системе счисления, по убыванию: 187,85,69,51,45
Ответ: 12225, 1258, 10114, 1100112, 509
№3. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший брат учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
Решение.
Двоичная система счисления.
1002=1*22+0*21+0*20=4
10002=1*23+0*22+0*21+0*20=8
11112=1*23+1*22+1*21+1*20=15
10012=1*23+0*22+0*21+1*20=9
Ответ: 4 брата, младшему 8 лет, старшему 15. Старший брат учится в 9 классе
№4. В классе 1000х учеников, из них 120х девочек и 110х мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
Решение.
120х+110х=1000х
1*х2+2*х+1*х2+1* х=х3
х3-2х2-3х=0
х*(х2-2х-3)=0
х=0 или
х2-2х-3=0
d=4+12=16
√d=4
х1=(2+4)/2=3
х2=(2-4)/2=-1 <0 не удовлетворяет условию задачи
х=0 не удовлетворяет условию задачи
Ответ: троичная система счисления
№5. В комнате веселились 1425 мух. Иван Иванович открыл форточку и размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 225 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 213 мух вернулись обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?
Решение.
1425-225+213=(1*52+4*51+2*50)-(2*51+2*50)+(2*31+1*30)=(25+20+2)-(10+2)+(6+1)=47-12+7=42
Ответ: 42 мухи
V. Самостоятельная работа
Вариант №1
6410 24110
6410 + 24110= 73610 -24110=
24110 - 6410 = 73610+6410 =
55,4610=А3=А5=А4 | Вариант №2
4810 30110
4810 + 30110= 30110 -4810=
57610 - 30110 = 57610+4810 =
15,3410=А3=А5=А4 |
Ответы на задания учащиеся записывают на листики, которые сдают учителю.
Затем ответы демонстрируются на слайде 10.
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок
VII. Домашнее задание
(до урока учащиеся получили карточки с домашним заданием)
- №1 Переведите число 341,18 в десятичную систему счисления.
- Запишите десятичное число 21,25 в системе счисления с основанием 2.
- Выполните перевод числа 42,358 по схеме: А8 A2 A16.
- Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 11101101 + 1011101; 3) 101 * 11;
2) 110101110 – 10111111; 4) 1110 / 10.
- Вычислите значение выражения: 2068 + AF16 + 11002.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашняя работа Решение . Переведем числа, записанные в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления. 1111002=1 2 5 +1 2 4 +1 2 3 +1 2 2 +0 2 1 +0 2 0 =32+16+8+4=60 11002=1 2 3 +1 2 2 +0 2 1 +0 2 0 =8+4=12 Таким образом, в классе 60% девочек и 12 мальчиков. Пусть всего в классе х учеников, тогда девочек – 0,6х. Отсюда х=12+0,6х 0,4х=12 х= 12 :0,4=30 Ответ : 30 учеников в классе № 1. В классе 111100 2 % девочек и 1100 2 мальчиков. Сколько учеников в классе?
Домашняя работа № 2. Найти суммы чисел 442 и 114 в пятеричной системе счисления. Решение. +442 5 2+4 =6 =1*5+1 =11 5 114 5 4+1+ 1 =6 =1*5+1*5 0 =11 5 1111 5 (в уме)
1. Информация в ЭВМ кодируется … 2. Система счисления – это… 3. Системы счисления делятся на … 4. Двоичная система счисления имеет основание 5. Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … 6. Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … 7. Один бит содержит… 8. Один байт содержит… 9. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа: А) 12 Б) 28 10. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления А) двоичной В) восьмеричной 11. Какие числа не существуют в данных системах счисления? А) 110 5 , 201 5 , 115 5 , 10111 5, 61 5 Б) 159 12 , 7АС 12 , АВ 12 , 908 12 В) 88 8 , 2011 8 , 5670 8 , А1 8
Определите четное число или нечетное: а) 101 2 б) 110 2 в)1001 2 г) 100 2 Сформулируйте критерий четности в двоичной системе. Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1. а) 101 2 = 5 10 ; б) 110 2 = 6 10 ; в) 1001 2 = 9 10 ; г) 100 2 = 4 10
Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ . Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 1 1 2 = 1 2 0 + 1 2 1 =3 10 ; 1 1 0 2 = 0 2 0 + 1 2 1 + 1 2 2 = = 2 + 4 = 6 10
Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказка: 1001 9
Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? Подсказка: 1100100 100
Сколько глаз у пиявки? Подсказка: 1010 10
1 вариант 1. 1000000, 11110001 2. 461, 757 3.10110001,1100100000 2 вариант 1. 110000, 100101101 2.455, 375 3. 100010011,1001110000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -КВН "Системы счисления"
КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, п...
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс Босова Л.Л.
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс, автор Л.Л. Босова...
Урок «Двоичная система счисления»
Урок представлен с конспектом, сопроводительной презентацией, индивидуальными карточками....
Урок ИКТ "Системы счисления"
Урок включает конспект и презентацию...
Презентация к уроку информатики "Системы счисления" 9, 10 кл.
В данной презентации в игровой форме представлены различные задания в системах счисления: двоичной, десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Непозиционные системы счисления
Урок с использованием ЭОР...