Урок по теме "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Балчугова Альбина Юрьевна

Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Система счисления» с применением компьютерной презентации можно использовать на уроках информатики в 8-9 классах при изучении темы: «Представление числовой информации с помощью систем счисления», на которую отводится 5 часов. Данный урок в этом блоке является 3 уроком.

Основные дидактические задачи – систематизация и обобщение знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний, контроль изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков.

Цели урока закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся, в том числе с использованием нестандартных заданий,  повышение мотивации учащихся  и  развитие мышления учащихся при помощи логических задач.

Содержание урока и использование презентации позволяют сократить время на проверку домашнего задания, правильности ответов на самостоятельную работу, а также  ответов на карточки. Эффект анимации способствует привлечению внимания учеников. Визуальное представление информации облегчает восприятие вопросов от учителя.

Для проведения урока необходимы: компьютер, мультимедийный проектор,  экран,  презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ
Office presentation icon sistema_schisleniya.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме "Системы счисления"

 Балчугова Альбина Юрьевна, учитель информатики

Цели урока: 

  • Обучающая – закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся, в том числе с использованием нестандартных заданий.
  • Воспитательная - повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.
  • Развивающая – развитие мышления учащихся при помощи логических задач.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оформление кабинета: на экране, во время проведения урока, демонстрируется презентация (приложение 1).

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашней работы.
  3. Работа с классом.
  4. Решение задач.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Демонстрируется слайд 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал.

Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.

II. Проверка домашней работы

№1. В классе 1111002% девочек и 11002% мальчиков. Сколько учеников в классе?

Решение.

Демонстрируется слайд 2.

Переведем числа, записанные в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления.

1111002=1*25+1*24+1*23+1*22+0*21+0*20=32+16+8+4=60

11002=1*23+1*22+0*21+0*20=8+4=12

Таким образом, в классе 60% девочек и 12% мальчиков.

Пусть всего в классе х учеников, тогда девочек – 0,6х.

Отсюда

х=12+0,6х

0,4х=12

х=12:0,4=30

Ответ: 30 учеников в классе

№2. Найти суммы чисел 442 и 114 в пятеричной системе счисления.

Решение.

Демонстрируется слайд 3.

+442                          2+4 =6 =1*5+1  =115

  1145                        4+1+1  =6 =1*5+1*50 =115

1111 5                        (в уме)

III. Работа с классом

Устная работа с классом

Демонстрируются слайды 4 - 9.

1. Информация в ЭВМ кодируется … (в двоичной системе счисления)

2. Система счисления – это… (совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов)

3. Системы счисления делятся на … (позиционные и непозиционные)

4. Двоичная система счисления имеет основание (2)

5. Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … (от 0 до 7).

6. Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … (от 0 до 9 и буквы А, В, С, D, E, F)

7. Один бит содержит (0 или 1)

8. Один байт содержит (8 бит)

9. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа:

А) 12 (р=3)
Б) 28 (р=9)

10. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления

А) двоичной (11)
В) восьмеричной (77)
11. Какие числа не существуют в данных системах счисления?

А) 1105, 2015, 1155, 101115, 615 (1155, 615)
Б) 159
12, 7АС12, АВ12, 90812 (7АС12)
В) 88
8, 20118, 56708, А18 (888, А18)

12. Определите четное число или нечетное:                        

а)  1012   б)  1102  в)10012  г)  1002

 Сформулируйте критерий четности в  двоичной системе.

Ответ:   четное  число в двоичной системе счисления оканчивается  на 0, а  нечетное – на 1.

а) 1012 = 510 ;  б) 1102 = 610 ;  в) 10012 = 910 ;  г) 1002 = 410

13. Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.  

Возможно ли это?  Обоснуйте ответ.

Ответ:     Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

112=1×20 + 1×21=310;  

1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = =2 + 4 = 610 

14. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?

Подсказка: 1001 (9)

15. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?

Подсказка: 1100100 (100)

16. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 1010 (10)

IV. Решение задач

У каждого учащегося на столе листы с заданиями для возможности индивидуального выполнения.

№1. Чему равно х в десятичной системе счисления, если х=107+102* 105?

Решение.

х=1*71+0*70+(1*21+0*20) * (1*51+0*50)=7+2*5=17

Ответ: х=17

№2. Упорядочить числа по убыванию 509, 12225, 10114, 1100112, 1258.

Решение.

Переведем все числа в десятичную систему счисления.

509=5*91+0*90=45

12225=1*53+2*52+2*51+2*50=125+50+10+2=187

10114=1*43+1*41+1*40=64+4+1=69

1100112=1*25+1*24+1*21+1*20=32+16+2+1=51

1258=1*82+2*81+5*80=64+16+5=85

Упорядочим числа, записанные в десятичной системе счисления, по убыванию: 187,85,69,51,45

Ответ: 12225, 1258, 10114, 1100112, 509

№3. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший брат учится в 1001 классе. Может ли такое быть?

Решение.

Двоичная система счисления.

1002=1*22+0*21+0*20=4

10002=1*23+0*22+0*21+0*20=8

11112=1*23+1*22+1*21+1*20=15

10012=1*23+0*22+0*21+1*20=9

Ответ: 4 брата, младшему 8 лет, старшему 15. Старший брат учится в 9 классе

№4. В классе 1000х учеников, из них 120х девочек и 110х мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?

Решение.

120х+110х=1000х

1*х2+2*х+1*х2+1* х=х3

х3-2х2-3х=0

х*(х2-2х-3)=0

х=0 или

х2-2х-3=0

d=4+12=16  

√d=4

х1=(2+4)/2=3

х2=(2-4)/2=-1 <0 не удовлетворяет условию задачи

х=0 не удовлетворяет условию задачи

Ответ: троичная система счисления

№5. В комнате веселились 1425 мух. Иван Иванович открыл форточку и размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 225 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 213 мух вернулись обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате?

Решение.

1425-225+213=(1*52+4*51+2*50)-(2*51+2*50)+(2*31+1*30)=(25+20+2)-(10+2)+(6+1)=47-12+7=42

Ответ: 42 мухи

V. Самостоятельная работа

Вариант №1

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:

6410

24110

  1. Осуществить арифметические операции чисел в восьмеричной системе счисления:

6410 + 24110=

73610 -24110=

  1. Осуществить арифметические операции чисел в двоичной системе счисления:

24110 - 6410 =

73610+6410  =

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в различные:

55,4610354

Вариант №2

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в двоичную:

4810

30110

  1. Осуществить арифметические операции чисел в восьмеричной системе счисления:

4810 + 30110=

30110 -4810=

  1. Осуществить арифметические операции чисел в двоичной системе счисления:

57610 - 30110 =

57610+4810  =

  1. Выполнить перевод чисел из десятичной системы в различные:

15,3410354

Ответы на задания учащиеся записывают на листики, которые сдают учителю.

Затем ответы демонстрируются на слайде 10.

Демонстрируется слайд 10.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок

VII. Домашнее задание

(до урока учащиеся получили карточки с домашним заданием)

  1. №1 Переведите число 341,18  в десятичную систему счисления.
  2. Запишите десятичное число 21,25 в системе счисления с основанием 2.
  3. Выполните перевод числа 42,358 по схеме: А8 A2 A16.
  4. Выполните арифметические операции с двоичными числами:

1) 11101101 + 1011101;                3) 101 * 11;

2) 110101110 – 10111111;                4) 1110 / 10.

  1. Вычислите значение выражения: 2068 + AF16 + 11002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель информатики Балчугова А.Ю.

Слайд 2

Домашняя работа Решение . Переведем числа, записанные в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления. 1111002=1  2 5 +1  2 4 +1  2 3 +1  2 2 +0  2 1 +0  2 0 =32+16+8+4=60 11002=1  2 3 +1  2 2 +0  2 1 +0  2 0 =8+4=12 Таким образом, в классе 60% девочек и 12 мальчиков. Пусть всего в классе х учеников, тогда девочек – 0,6х. Отсюда х=12+0,6х 0,4х=12 х= 12 :0,4=30 Ответ : 30 учеников в классе № 1. В классе 111100 2 % девочек и 1100 2 мальчиков. Сколько учеников в классе?

Слайд 3

Домашняя работа № 2. Найти суммы чисел 442 и 114 в пятеричной системе счисления. Решение. +442 5 2+4 =6 =1*5+1 =11 5 114 5 4+1+ 1 =6 =1*5+1*5 0 =11 5 1111 5 (в уме)

Слайд 4

1. Информация в ЭВМ кодируется … 2. Система счисления – это… 3. Системы счисления делятся на … 4. Двоичная система счисления имеет основание 5. Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … 6. Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … 7. Один бит содержит… 8. Один байт содержит… 9. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа: А) 12 Б) 28 10. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления А) двоичной В) восьмеричной 11. Какие числа не существуют в данных системах счисления? А) 110 5 , 201 5 , 115 5 , 10111 5, 61 5 Б) 159 12 , 7АС 12 , АВ 12 , 908 12 В) 88 8 , 2011 8 , 5670 8 , А1 8

Слайд 5

Определите четное число или нечетное: а) 101 2 б) 110 2 в)1001 2 г) 100 2 Сформулируйте критерий четности в двоичной системе. Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное – на 1. а) 101 2 = 5 10 ; б) 110 2 = 6 10 ; в) 1001 2 = 9 10 ; г) 100 2 = 4 10

Слайд 6

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ . Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 1 1 2 = 1  2 0 + 1  2 1 =3 10 ; 1 1 0 2 = 0  2 0 + 1  2 1 + 1  2 2 = = 2 + 4 = 6 10

Слайд 7

Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказка: 1001 9

Слайд 8

Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? Подсказка: 1100100 100

Слайд 9

Сколько глаз у пиявки? Подсказка: 1010 10

Слайд 10

1 вариант 1. 1000000, 11110001 2. 461, 757 3.10110001,1100100000 2 вариант 1. 110000, 100101101 2.455, 375 3. 100010011,1001110000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -КВН "Системы счисления"

КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, п...

Урок информатики "Системы счисления" 6 класс Босова Л.Л.

Урок информатики "Системы счисления" 6 класс, автор Л.Л. Босова...

Урок «Двоичная система счисления»

Урок представлен с конспектом, сопроводительной презентацией, индивидуальными карточками....

Урок ИКТ "Системы счисления"

Урок включает конспект и презентацию...

урок "Двоичная система счисления"

                                                      ...

Презентация к уроку информатики "Системы счисления" 9, 10 кл.

В данной презентации в игровой форме представлены различные задания в системах счисления: двоичной, десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной....