Рабочая программа по информатике 8-9 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) И.Г. Семакин, рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8-9_informatika.doc363 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

1.Пояснительная записка        

Учебно-тематический план        

2.Содержание образовательной программы        

3.Требования к уровню подготовки выпускников  образовательных учреждений основного общего образования по  информатике        

4.Перечень средств, необходимых для реализации программы        

5.Учебно – тематический план        

6.Организация контроля.        

7.Источники информации и средства обучения.        


1.Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) И.Г. Семакин, рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Так как дети, обучающиеся в школе-интернате, не имеют постоянного доступа к компьютеру имеются некоторые структурные отличия.

Так в данной программе отсутствует раздел «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела раскрываются в содержании других разделов. Для повышения мотивации знаний и обработки навыков работы  на компьютере увеличено число часов в следующем разделе:

IX класс: «Обработка числовой информации на 5 часов, за счет резервного времени и уменьшения количества часов в двух предыдущих разделах/

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение в предмет

1

1

2

Информация и информационные процессы

4

5

Человек и информация

4

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

6

4

4

Обработка текстовой информации

14

9

14

5

Обработка графической информации

4

5

4

6

Мультимедийные технологии

8

6

8

7

Коммуникационные технологии

10

10

12

8

Формализация и моделирование

8

5

8

9

Хранение и информации

4

12

4

10

Обработка числовой информации

6

10

11

Представление информации

6

Алгоритмы и исполнители

19

19

Управление и алгоритмы

10

Информационные технологии в обществе

4

4

4

Программное управление работой компьютера

12

Резерв

11

11

Повторение за 8 класс

2

Повторение и вводный контроль

3

Итоговое повторение

3


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

8 класс

1

Введение в предмет

1

1

2

Информация и информационные процессы

5

3

2

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

1

3

4

Обработка текстовой информации

14

4

10

5

Обработка графической информации

4

2

2

6

Хранение и информации

4

1

3

7

Повторение за 8 класс

2

2

Итого:

34

14

20

9 класс

1

Повторение и вводный контроль

3

3

2

Мультимедийные технологии

8

4

4

3

Обработка числовой информации

11

4

7

4

Коммуникационные технологии

12

6

6

5

Алгоритмы и исполнители

19

11

8

6

Формализация и моделирование

8

6

2

7

Информационные технологии в обществе 

4

4

8

Итоговое повторение

3

3

Итого:

68

41

27


2.Содержание образовательной программы

8 класс

  1. Введение в предмет – 1 час.

Введение в предмет информатики. Техника безопасности про работе на компьютере и в классе.

2. Информация и информационные процессы - 5 часов.

Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Связь между информацией и знаниями человека;
  • Что такое информационные процессы;
  • Какие существуют носители информации;
  • Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
  • Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

Уметь:

  • Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.

3.  Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 4 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение,его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Обучающиеся должны

Знать:

  • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
  • Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • Типы и свойства устройств внешней памяти;
  • Типы и назначение устройств ввода-вывода;
  • Сущность программного управления работой компьютера;
  • Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • Назначение программного обеспечения и его состав.

Уметь:

  • Включать и выключать компьютер;
  • Пользоваться клавиатурой;
  • Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • Просматривать на экране директорию диска;
  • Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • Использовать антивирусные программы.

4. Обработка текстовой информации - 14 часов.

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

5.  Обработка графической информации - 4 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • Какие существуют области применения компьютерной графики;
  • Назначение графических редакторов;
  • Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

Уметь:

  • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

7.  Хранение и информации – 4 часов.

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое БД, СУБД, информационная система;
  • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
  • Что такое логическая величина, логическое выражение;
  • Что такое логическая операция, как они выполняются;

Уметь:

  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • Организовывать поиск информации в БД;
  • Редактировать содержимое полей БД;
  • Сортировать записи в БД по ключу;
  • Добавлять и удалять записи в БД;
  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Повторение – 2 часа


9 класс

8. Повторение и вводный контроль – 3 часа

9.  Мультимедийные технологии - 8 часов.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое мультимедиа;
  • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

Уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

10. Обработка числовой информации - 11 часов.

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Имитационное моделирование на ЭТ.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • Графические возможности табличного процессора;

Уметь:

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

11.  Коммуникационные технологии – 12 часов.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

Уметь:

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
  • .осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • Работать с одной из программ-архиваторов.

12. Алгоритмы и исполнители – 19 часов.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • В чём состоят основные свойства алгоритма;
  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
  • Основные виды и типы величин;
  • Назначение языков программирования;
  • Что такое трансляция;
  • Назначение систем программирования;
  • Правила оформления программы в «Паскаль»;
  • Правила представления данных и операторов на Паскале;
  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Уметь:

  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

13.  Формализация и моделирование – 8 часов.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.

Модели натурные и информационные.

Типы информационных моделей.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Графические информационные модели.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

Информационное моделирование на компьютере.

Модели, управляемые компьютером.

Обучающиеся  должны

Знать:

  • Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
  • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

Уметь:

  • Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
  • Ориентироваться в таблично-организованной информации;
  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

14. Информационные технологии в обществе - 4 часа.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Обучающиеся должны

Знать:

  • Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • Историю способов записи чисел (систем счисления);
  • Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • В чём состоит проблема безопасности информации;
  • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

Уметь:

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Итоговое повторение - 3 часа


3.Требования к уровню подготовки выпускников  образовательных учреждений основного общего образования по  информатике

В результате изучения информатики обучающийся должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

4.Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц


5.Учебно – тематический план

8 класс ( 34 часа)

N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тема 1. Введение в предмет

1.

Предмет информатики. Вводный инструктаж по  ТБ в кабинете информатики.

1

-

1

Тема 2. Информация и информационные процессы

2.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

-

1

3.

Информация и знания.

0,5

0,5

1

4.

Информационные процессы.

0,5

0,5

1

5.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

-

1

6.

Практическая работа «Измерение информации».

0,5

0,5

1

Тема 3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

Назначение и устройство компьютера Характеристики основных устройств компьютера.

0,5

0,5

1

8

Программное обеспечение и его типы. Файлы и файловые структуры.

0,5

0,5

1

9

Пользовательский интерфейс. Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

0,5

0,5

1

10

Контрольная работа «Человек и информация»

1

-

1

Тема 4. Обработка текстовой информации.

11

Представление текстов в памяти компьютера.

1

-

1

12

Кодирование текстовой информации. Кодировочные таблицы

1

1

13

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

0,5

0,5

1

14

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

0,5

0,5

1

15

Работа с текстовым редактором

0,5

0,5

1

16

Практическая работа «Создание и форматирование списков»

0,5

0,5

1

17

Работа с фрагментами текста.

0,5

0,5

1

18

Практическая работа «Работа с таблицами».

-

1

1

19

Практическая работа «Вставка в документ формул»

-

1

1

20

Дополнительные возможности текстового редактора.

0,5

0,5

1

21

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

0,5

0,5

1

22

Практическая работа «Вставка графических объектов»

0,5

0,5

1

23

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

1

1

2

Тема 5.Обработка графической информации..

24

Компьютерная графика и области ее применения.

1

-

1

25

Графические редакторы растрового типа.

1

-

1

26

Кодирование изображения. Практическая работа «Работа с векторным ГР».

0,5

0,5

1

27

Технические средства компьютерной графики.

0,5

0,5

1

Тема 6. Хранение информации

28

Базы данных и информационные системы. Назначение СУБД.

1

-

1

29

Проектирование однотабличной базы данных. Практическая работа «Создание базы данных».

0,5

0,5

1

30

Условия поиска информации. Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».

0,5

0,5

1

31

Сортировка записей, ключи сортировки. Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».

0,5

0,5

1

7. Повторение.

32

Решение задач по теме «Измерение информации».

1

1

33

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

1

1

9 класс ( 68 часов)

N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

8. Повторение и входящий контроль.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

1

1

2

Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».

1

1

3

Входная контрольная работа.

1

1

Тема 9. Мультимедийные технологии

4

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

-

1

5

Дизайн презентаций, макеты слайдов.

0,5

0,5

1

6

Практическая работа «Создание презентации».

1

1

7

Звуки и видеоизображения, композиция, монтаж

1

1

8

Представление звука в памяти компьютера.

0,5

0,5

1

9

Использование простых анимационных объектов.

0,5

0,5

1

10

Использование гиперссылок.

0,5

0,5

1

11

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

-

1

1

Тема 10. Обработка числовой информации

12

Двоичная система счисления.

1

-

1

13

Представление чисел в памяти компьютера.

1

-

1

14

Электронные таблицы.

0,5

0,5

1

15

Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».

1

1

16

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

0,5

0,5

1

17

Использование функций. Сортировка таблиц.

0,5

0,5

1

18

Логические функции.

1

-

1

19

Деловая графика.

0,5

0,5

1

20

Практическая работа «Построение диаграмм».

1

1

21

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

0,5

0,5

1

22

Контрольная работа «Табличные вычисления».

-

1

1

Тема 11. Коммуникационные технологии.

23

Компьютерные сети.

1

-

1

24

Практическая работа «Работа в локальной сети».

0,5

0,5

1

25

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

1

-

1

26

Практическая работа «Работа с электронной почтой».

1

1

27

Интернет. Поиск информации в Интернет.

0,5

0,5

1

28

Практическая работа «Работа с WWW».

1

1

29

Практическая работа «Поиск информации в Интернет».

0,5

0,5

1

30

Создание Web-страницы с использованием Word.

1

-

1

31

Оформление web-страницы.

0,5

0,5

1

32

Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».

1

2

33

Контрольная работа «Интернет».

-

1

1

Тема 12.Алгоритмы и исполнители

34

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

1

35

Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».

1

1

36

Управление с обратной связью. Использование циклов.

1

1

37

Практическая работа «Работа с циклами».

1

1

38

Ветвления.

1

1

39

Практическая работа «Использование ветвлений».

1

1

40

Вспомогательные алгоритмы.

0,5

0,5

1

41

Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».

1

1

42

Алгоритмы работы с величинами.

1

-

1

43

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

-

1

44

Практическая работа «Разработка линейных программ».

0,5

0,5

1

45

Оператор ветвления.

0,5

0,5

1

46

Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».

1

1

47

Логические операции.

1

-

1

48

Циклы на языке Паскаль.

0,5

0,5

1

49

Практическая работа «Циклы в Паскале».

1

1

50

Одномерные массивы в Паскале.

0,5

0,5

1

51

Практическая работа «Обработка одномерных массивов».

1

1

52

Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».

1

-

1

Тема 13. Формализация и моделирование

53

Формализация описания реальных объектов и процессов

1

1

54

Понятие модели. Графические информационные модели.

1

-

1

55

Табличные модели.

1

-

1

56

Практическая работа «Создание схем и чертежа в системе автоматизированного проектирования»

1

1

57

Кибернетическая модель управления, управление обратной связью.

1

1

58

Информационное моделирование на компьютере.

1

1

59

Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».

1

1

60

Контрольная работа «Информационное моделирование».

1

1

Тема 14. Информационные технологии в обществе

61

Предыстория информационных технологий.

1

1

62

История ЭВМ и ИКТ.

1

1

63

Основы социальной информатики.

1

1

64

Контрольная работа «Информационные технологии в обществе».

1

1

15. Итоговое повторение

65

Повторение темы «Компьютерные сети».

1

1

66

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

1

67

Повторение темы «Базы данных».

1

1


6.Организация контроля.

6.1 Контроль за выполнением практических и контрольных работ  программы.

8 класс

9 класс

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

за     год

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

за год

Практических

работ

3

5

7

5

20

3

5

14

5

27

Контрольных работ

1

1

2

1

1

4

1

7

6.2 Организация административного контроля.

С целью объективного мониторинга качества обучения, на административный контроль выносятся темы:

Класс

Тема

Срок

8

Обработка текстовой информации

Апрель

9

Обработка числовой информации

Апрель

 

6.3 Оценка знаний

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям решается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения.

К ошибкам, например, относятся: неправильное использование служебных слов алгоритмического языка; неверное указание аргументов и результатов; присваивание величине одного типа значения другого типа; нарушение порядка выполнения команд при исполнении алгоритма и т. п.

Примеры недочетов: пропуск или неправильная запись служебного слова алгоритмического языка; описаны не все промежуточные величины; случайные вычислительные погрешности при проверке условий составных команд; небрежное оформление записи алгоритма и т. п.

Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет). Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.

Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

В школах России принято оценивать результаты обучения по пятибалльной системе. Можно пользоваться следующими примерными нормами оценок.

Положительная оценка («3», «4», «5») выставляется, когда ученик показал владение основным программным материалом.

 Оценка «5» выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, «4» - при наличии 1-2 недочетов. Неудовлетворительная оценка («1», «2») выставляется в том случае, когда ученик показал неусвоение основного программного материала.

Оценка за усвоение темы выставляется на основе всех текущих отметок. Особый вес придается оценкам за итоговую контрольную работу или ответы учащихся на зачетном занятии по всей теме. При выставлении тематической оценки учитель может не учитывать текущих отметок, если по результатам тематической контрольной работы или зачета эти отметки учащимися не подтверждены (например, неудовлетворительные оценки, полученные за пробелы в знаниях и умениях, которые затем были ликвидированы).

Годовая оценка должна отражать фактический уровень знаний учащихся на конец учебного года.


7.Источники информации и средства обучения.

I.  Учебно-методический комплект

8 класс

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

9 класс

  1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 е.: ил
  2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

II. Литература для учителя.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
  2. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Web-камера.
  8. Локальная вычислительная сеть.

VI.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...