Урок информатики в 5 классе по теме «Обработка текстовой и графической информации».
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Цель данного урока: повторить материал по теме «Обработка информации», закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.
Форма урока: космическое путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Обработка текстовой и графической информации». | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель информатики МБОУ Коргузинская СОШ» Романова Валентина Николаевна
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас, компьютер для начинающих.
Тема урока: «Обработка текстовой и графической информации».
Цель: повторить материал по теме «Обработка информации», закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.
Задачи:
- Обучающие:
- Совершенствовать умения обучающихся работать с разными формами представления информации;
- Закрепить умение обучающихся создавать изображения в графическом редакторе Paint;
- Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического, критического мышления, художественного вкуса и креативного мышления у обучающихся;
- Способствовать развитию коммуникативных способностей, умения работать в группах;
- Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в группах, умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- Воспитание культуры общения, толерантности;
Тип урока: урок – игра
Оборудование:
Компьютер для учителя; мультимедийный проектор с экраном; компьютеры для обучающихся; раздаточный материал;
Форма урока: космическое путешествие
Материалы к уроку: презентация, …
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Информатика и ИКТ: учебник для 5-го класса / Л.Л.Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Поурочные разработки по информатике 5 класс / Н.А. Югова, Р.Р. Камалов, Москва, «ВАКО», 2009.
- www.ogrensek.com
- www.vgoroden.ru
- www.top-desktop.ru
- www.liveinternet.ru
- www.photoshopia.ru
- www.newsmoldova.md
- www.gagarin-podpis.narod.ru
- www.youg.rzd.ru
- www.chudetstvo.ru
- www.smolensk2.ru
- www.space.au.af.mil
- www.software.ivertech.com
- www.muk-nk.ucoz.ru
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 1).
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть и в ваших глазах я уже заметила искорки любопытства. Это очень здорово! Для того чтобы на протяжении всего занятия сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение. Давайте закроем глаза и подумаем про что-нибудь хорошее, доброе.
Улыбнитесь, откройте глаза и подарите свою улыбку и хорошее настроение тому, кто рядом с вами! Молодцы! Спасибо! А теперь – за работу!
Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей.)
– Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»:
Я мечтаю о звёздных полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу звездолёт.
– Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей.)
– Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно после этого урока ваше мнение изменится.
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по загадочной галактике «Компландия».
Слайд 1
Но путь к звездам не из легких, он подвластен лишь людям, сильным телом и душой. Надеюсь, что таковыми являетесь и вы
Итог путешествия зависит от знаний, сообразительности, внимательности каждого из вас.
Космический мир информатики очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию. «Обработка текстовой и графической информации».
Слайд 2
Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом, подарим им свою улыбку. Спасибо. Молодцы.
Руководство полётом разрешите взять на себя.
В путешествие отправятся 4 экипажа знатоков информатики: «Экипаж им. Юрия Гагарина», «Земляне» «Союз» и «Восток ». У каждого члена экипажа имеются бортовые журналы, куда вы будете записывать результаты своей работы. В бортовых журналах рядом с заданием есть место для звездочек. Если задание выполнено отлично, выбираем красную звездочку, хорошо – синюю, плохо – зеленую. Я надеюсь, что зеленую звездочку никто из вас не получит.
Целеполагание.
В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на слайде) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Обработка текстовой и графической информации»…(Ответы детей)
Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели).
- Основная часть урока. Актуализация знаний.
Этап №1 «Подготовка к полёту»
Без ракеты, ребята, мы с вами никуда не сможем лететь. Инженеры-конструкторы прислали для каждого члена экипажа свои расчеты и чертежи ракетоносителей. Но чертежи выполнены невидимыми чернилами. Вам необходимо восстановить эти чертежи и построить ракету. ( Приложение №1)
Командиры экипажей, раздайте, пожалуйста, задание под №1
Вот наши ракеты готовы. Молодцы! Мы отправляемся на Космодром.
Можно стартовать. Проверим наш космический корабль. Занесем записи в бортовые журналы.
Этап №2 Клавиатура – важное устройство компьютера.
Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными клавишами клавиатуры
- Как называется клавиша отказа от выполняемой команды или предлагаемого действия?
( Esc – эскейп)
- Завершение ввода команды и ее выполнение при наборе текста – завершение ввода абзаца.
(Enter)
- Какое действие выполняет клавиша Caps Lock?
(Caps Lock – режим прописных букв)
- Как называется клавиша удаления символа слева от курсора?
(Клавиша Backspace («шаг назад») или длинная стрелка влево над клавишей Enter обычно удаляет символ, находящийся слева от курсора.)
- Какое действие выполняет клавиша Delete – делит?
(Клавиша Delete («удаление») или Del обычно используется для удаления символов, находящихся справа от курсора)
- Как быстро переместить курсор в начало строки?
(Home – хоум)
- Как быстро переместить курсор в конец строки?
(End)
- Пролистывание документа на одну страницу вверх
(PageUp)
- Какое действие выполняет клавиша PageDown?
PageDown («страница вниз») приводит к перелистыванию содержимого экрана
Спасибо! Молодцы!
– Итак, к полёту всё готово. Взлетаем! Слайд 3( видео – взлет ракеты)
Этап №3 . Планета «Логические задачи»
Держим курс на планету номер один. (Слайд 4). Она называется Планета «Логические задачи». Наш полет идет отлично. Внимание, приземляемся.
Космонавты очень любят решать логические задачи. И своим гостям тоже предлагают решить такие задачи (приложение 2). Текст задачи у вас на столе и на экране.
Задача. Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Работаем всем экипажем.
Поверяем результаты. (Слайд 6 - 16). Команды получают звезды.
Ну, что ж планета «Логические задачи» позади, а впереди новые приключения и новые планеты.
Слайд 17
«Внимание! На нашем пути Неопознанный объект»
– Ой, что это? Что-то непонятное …
По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. На связь с инопланетянами выходят командиры экипажей. Вы должны узнать, что же хотят от нас инопланетяне. ( На компьютере выполняют декодирование информации).
( Для членов экипажей задание «Космическое послание»)
Этап №. «Космическое послание»
– Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!
Но что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание.
(Приложение 3)
Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве.
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. И объяснить их.
Компьютер памятью не испортишь | (Кашу маслом не испортишь.) |
Компьютер на столе не для одних только игр. | (Голова на плечах не для одной только шапки.) |
По ноутбуку встречают, по уму провожают. | (По одёжке встречают, по уму провожают.) |
Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар | Не смейся над старыми, и сам будешь стар |
Услышали нас на Земле, благодарят за работу. Молодцы!
Ответы командиров
«Продается двухместная летательная тарелка»
Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём.
Этап №5 Физкультминутка (элементы Сингапурской методики)
Внимание! Экипажи выходят в открытый космос. Вы должны встать, задвинуть стульчики. Под звуки музыки ( Приложение ) перемещаться по кабинету, собираясь по определенным группам. Не забывайте благодарить друг друга за встречу с другими членами экипажа.
(Обучающиеся получают карточки с названием устройств обработки, ввода, вывода информации, устройства памяти. Под звуки музыки ребята должны объединиться по группам:
- Устройство обработки информации – процессор
- Устройства ввода информации: мышь, клавиатура, сканер, микрофон, цифровой фотоаппарат, веб – камера
- Устройства вывода информации: монитор, принтер, колонки, проектор.
- Устройства памяти: винчестер, дисковод, CD-ROM, флэш-память.)
Слайд 6
Включаю музыку
Внимание! Выходим в открытый космос! (Под музыку ученики перемещаются по классу, объединяясь по группам)
Возвращаемся на борт космического корабля.
Этап 7. «Адаптация космонавтов» Наше путешествие подходит к концу.
Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.
– Адаптация будет происходить уже за компьютерами,
- Практическая работа.
А сейчас нам нужно подготовить фотоотчет о путешествии. Для этого мы будем использовать программу графического редактора Paint., занимаем места у компьютеров . Не забудьте о технике безопасности. Спину держим ровно. Если устали глаза, остановите работу и посмотрите вдаль. Теперь начинаем работать.
Этап 8. «Итоговая конференция»
- По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.
– Итак, обсудим наш полёт.
– Цель достигнута?
– Понравилось путешествие?
– Что запомнилось?
– Над чем ещё нам нужно поработать?
– Отметим самых активных космонавтов. Ребята, поднимите, пожалуйста, свои звёзды. Посмотрите, как их много, как они сверкают. Я надеюсь, что вы, ребята, будете блистать своими знаниями также ослепительно, как эти звёзды! (Подсчёт звёздочек. Оценки)
– Наше космическое путешествие состоялось! Спасибо за ваше усердие и старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики «Обработка текстовой и графической информации» 5 класс
Конспект урока информатики Тема: «Обработка текстовой и графической информации» Класс: 5 класс Учитель: Муксинова О.Н. Цели урока: Образовательные: • формирование представления о комбиниров...
конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"
конспект урока по информатики "Обработка текстовой и графической информации"...
конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"
http://nsportal.ru/sites/default/files/013/10/konspekt_5.doc...
Разработка урока по теме" Обработка текстовой и графической информации"
Разработка урока по теме "Обработка текстовой и графической информации"...
План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"
План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"...
Тематический контроль (тест) по информатике и ИКТ по теме "Обработка текстовой информации в текстовом процессоре Word" (7-8 класс)
Предложены два варианта и ключ к тесту....
Интерактивный тест на тему "Технология обработки текстовой и графической информации"
Интерактивный тест на тему "Технология обработки текстовой и графической информации" содержит 31 вопрос различного типа....