Рабочая программа по Информатике и ИКТ 8 кл
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 8 кл для обучающихся по учебнику Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_i_ikt_8_klass.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы - 8 класс
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса МОУ «Гимназия» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой. и А.Ю. Босовой.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели курса
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Задачи курса:
- освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;
- уверенное оперирование понятиями и методами информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
- эффективная работа с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;
- обеспечение индивидуальной информационной среды и защиты значимой информации, обеспечение личной информационной безопасности.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год. Контрольных работ – 4.
В ходе обучения учащиеся должны знать как:
- оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
- классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
- выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
- анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
- анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
- определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
- анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
- определять основные характеристики операционной системы;
- планировать собственное информационное пространство.
- выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
- планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
- определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
- соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
- определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
- подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Уметь:
- кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
- выполнять основные операции с файлами и папками;
- оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
- упорядочивать информацию в личной папке;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы;
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
- создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
- определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- создавать гипертекстовые документы;
- переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
- сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
- выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
Список литературы.
Учебно – методические средства обучения и контроля.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- Л.Л. Босова., А.Ю.Босова «Информатика и ИКТ» учебник для 8 класса, – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
- рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г;
- Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительно
- Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. 7 – 11 классы. М:, Бином Лаборатория Базовых знаний, 2012 г.
- Щикот С.Е. Комплексные тестовые упражнения по информатике. Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
- Е.М. Зорина ГИА 2013 Информатика – тематические тренировочные задания. М: Эксмо 2012г.
- Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Электронные учебные пособия
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
- http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 8 класс
2013-2014 учебный год
1 полугодие
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час | Коррекция | Формирование | Виды деятельности | Примечание (ЦОР) | Домашнее задание |
1 | 2.09 | Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Информация и её свойства | 1 | Информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал. Виды информации, свойства информации | Беседа, лекция, | Презентация 1.1 | Введение | |
2 | 9.09 | Представление информации | 1 | Знак, знаковая система, естественные языки. формальные языки, формы представления информации | Беседа, лекция, | Презентация 1.2 | §1.2. | |
3 | 16.09 | Дискретная форма представления информации. Двоичное кодирование. | 1 | Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода | лекция, тренир. упр | Презентация 1.3 | §1.3. | |
4 | 23.09 | Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. | 1 | Бит, информационный вес символа, информационный объём сообщения, | Беседа, лекция, | Презентация 1.4 | §1.4. | |
5 | 30.09 | Информационные процессы. Обработка информации. | 1 | Информационные процессы, информационная деятельность, сбор информации, обработка информации, хранение информации, носитель информации, передача информации, источник, канал связи, приёмник | лекция, | Презентация 1.5 | §1.5.1-1.5.3 | |
6 | 7.10 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. | 1 | Беседа, лекция, | Презентация 1.5 | §1.5.4-1.5.6 | ||
7 | 14.10 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | WWW – Всемирная паутина, | Беседа, лекция, | Презентация 1.6 | §1.6 | |
8 | 21.10 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1: «Информация и информационные процессы». | 1 | повторение | ||||
9 | 11.11 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | Компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации | Анализ К.р Лекция , работа с учебником | Презентация 2.1 | §2.1.1- 2.1.2 | |
10 | 18.11 | Персональный компьютер. | 1 | Персональный компьютер, системный блок, материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск, внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки. | Лекция | Презентация 2.2 | §2.2, | |
11 | 25.11 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | Программа, программное обеспечение, системное ПО, прикладное ПО, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа, приложения общего назначения, приложения специального назначения | Лекция | Презентация 2.3 | §2.3.1 – 2.3.2 | |
12 | 2.12 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | Лекция | Презентация 2.3 | §2.3.3- - 2.3.4 | ||
13 | 9.12 | Файлы и файловые структуры | 1 | Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла | Лекция | Презентация 2.4 | §2.4 | |
14 | 16.12 | Пользовательский интерфейс | 1 | Пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство | Лекция | Презентация 2.5 | §2.1 - 2.5 | |
15 | 23.12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 1 | Повторение |
2 полугодие
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час | Коррекция | Формирование | Виды деятельности | Примечание (ЦОР) | Домашнее задание | |
16 | 13.01 | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана. | лекция, | Презентация 3.1 | §3.1 | ||
17 | 20.01 | Компьютерная графика | 1 | Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов | лекция, | Презентация 3.2 | §3.2.1 - 3.2.4 | ||
18 | 27.01 | Создание графических изображений | 1 | Графический редактор: растровый и векторный, интерфейс графических редакторов, палитра и инструменты графических редакторов, графические примитивы. | лекция, | Презентация 3.3 | §3.3 | ||
19 | 3.02 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа №3: «Обработка графической информации». | 1 | Повторение, Контр.раб. | §3.1-§3.3 | ||||
20 | 10.02 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | Документ, текстовый документ, структурные элементы и технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор, текстовый процессор | Анализ контр. раб лекция, | Презентация 4.1 | §4.1 | ||
21 | 17.02 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | Набор текста, клавиатурный тренажёр, редактирование текста, режим вставки/замены, проверка правописания, поиск и замена, фрагмент, буфер обмена | лекция, | Презентация 4.2 | §4.2 | ||
22 | 24.02 | Прямое форматирование | 1 | Форматирование, шрифт, размер, начертание, абзац, выравнивание, отступ первой строки, межстрочный интервал, стиль, параметры страницы. | лекция, | Презентация 4.3 | §4.3 | ||
23 | 3.03 | Стилевое форматирование | 1 | лекция, | Презентация 4.3 | §4.3 | |||
24 | 10.03 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | Нумерованные, маркированные, многоуровневые списки, таблица, графические изображения | лекция, | Презентация 4.4 | §4.4 | ||
25 | 17.03 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | Программы распознавания документов, компьютерные словари, программы переводчики. | Лекция | Презентация 4.5 | §4.5 | ||
26 | 31.03 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объём текста | Лекция | Презентация 4.6 | §4.6 | ||
27 | 7.04 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | 1 | Практ. раб. | §4.1-§4.6 | ||||
28 | 14.04 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №4: «Обработка текстовой информации». | 1 | Повторение, | |||||
29 | 21.04 | Технология мультимедиа. | 1 | Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения | Анализ конт. раб лекция, | Презентация 5.1 | §5.1 | ||
30 | 28.04 | Компьютерные презентации | 1 | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон презентации, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффект анимации | лекция, | Презентация 5.2 | §5.2 | ||
31 | 5.04 | Создание мультимедийной презентации | 1 | Практич. раб. | |||||
32 | 12.04 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». | 1 | Повторение | §5.1 - §5.2 | ||||
33 | 19.05 | Основные понятия курса. Проверочная работа | 1 | тестирование | |||||
34 | 26.05 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...