План - конспект урока |
|
ФИО преподавателя | Галимова Лейла Гатуфовна |
Место работы | ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум» |
Группа | ИС-11 |
Предмет | Информационные технологии |
Тема занятия | Создание многотабличной БД |
Используемая образовательная система (методика, технология) | Компьютерное обучение |
Используемый учебник | Гаевский А. Е. Информатика, С.М. Диго Access учебно-практическое пособие. |
Цели и задачи урока Цель:
Задачи:
Цель:
Задачи:
Цель: Задачи |
Образовательные: Cформировать у студентов новые понятия и способы действий работы в СУБД Access. - Проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.
- Способствовать расширению и углублению навыков работы студентов в создании многотабличных баз данных
- Продолжить формирование общих навыков работы в СУБД Access.
Развивающие: Способствовать развитию психологических качеств личности, а также познавательного интереса к изучаемой дисциплине. - Развитие познавательного интереса студентов к изучению данного материала.
- Способствовать развитию психологических качеств личности: любознательности, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности.
- Развитие умения работать самостоятельно, индивидуально.
Воспитательные: Способствовать формированию чувства любви и уважения к выбранной профессии - Создание ситуации успеха в изучении данного предмета
- Сформировать чувство любви к выбранной профессии
- Воспитывать чувство бережного отношения к аппаратным средствам
- Воспитание коммуникативной культуры
|
Оборудование урока | - Компьютер с проектором, доска
- Презентация, выполненная в программе Power Point
- Методические указания
|
Дидактические средства | Методические указания по выполнению практической работы |
Использованная литература | Гаевский А. Е. Информатика, С.М. Диго., Access учебно-практическое пособие. |
Межпредметные связи. | Информатика, Базы данных. |
Ход урока |
|
- Организационный момент
Цель:
Задачи преподавателя:
Методы: Задачи студентов: Методы:
Содержание этапа
|
Подготовить студентов к работе на уроке. Слайд 1
1.Сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на занятии 2. Проверить готовность кабинета и группы к работе 1. Самопроверка 2. Беседа 1. Проверить свою готовность к уроку 2. Настроиться на эффективную работу 1. Самопроверка 2. Взаимопроверка Взаимное приветствие Учет присутствующих Настрой студентов на работу, организация внимания
|
Наводящий вопрос Предполагаемый ответ Наводящий вопрос
Предполагаемый ответ
Речь преподавателя:
| Давайте вспомним, чем мы, занимались на предыдущем занятии? Учились создавать базы данных. Однотабличную базу данных. Скажите, а с помощью какого программного обеспечения , вы создавали базу данных? СУБД Access
Сообщения цели и задач урока. Мы, продолжаем изучение возможностей СУБД Access. Тема нашей практической работы: «Создание многотабличной базы данных». Слайд 2 А как вы думаете, какова цель нашего урока? (Слайд №4 . Тема урока.) Цель нашего урока: создавать многотабличную БД, создавать таблицы в режиме конструктор; использовать мастер подстановок для создания списков; связывать таблицы между собой. (Слайд 3 . Цели урока и план урока слайд 4) Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с базами данных? Пополнения счета на телефон, в библиотеке, личные дела студентов, журнал успеваемости. |
- Опрос студентов по пройденному материалу.
Цель:
Задачи преподавателя:
Методы:
Задачи студентов:
Методы: Вопросы
Ответы
3. Изучение нового учебного материала Цель:
Задачи преподавателя:
Методы:
Задачи студентов:
Методы:
Речь преподавателя:
| Фронтальный опрос полученных знаний
Установить правильность и осознанность полученных знаний на предыдущих уроках, а также устранить пробелы в знаниях.
1.Установить правильность и различия терминов. 2. Определить типичные ошибки в терминологии в ходе опроса. 3. Способствовать повторению пройденного материала. 4. Произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях. 5. Провести краткий инструктаж по технике безопасности.
1. Фронтальный опрос . 1. Закрепить понятия, пройденные на прошлом занятии. 2. Научиться отвечать на вопросы профессиональным языком.
- Объяснение, рассказ
- Что такое база данных?
- Сколько способов создания таблиц в Access, вы знаете? Какой способ наиболее профессиональный, с вашей точки зрения?
- Зачем, необходимы раскрывающие списки при заполнении таблиц?
- Это различные данные, собранные в одном месте. Слайд 5
- 2 способа создания таблиц, с помощью ввода данных и с помощью конструктора создания таблиц. Наиболее профессиональным является способ с помощью конструктора создания таблиц, он позволяет самому сконструировать и определить поля и их типы данных, установить раскрывающие списки полей.
- Для упрощения ввода данных пользователю
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, пройденных на данном занятии 1. Дать конкретное представление о создании таблиц с помощью конструктора, задание дополнительных свойств полей 2. Способствовать восприятию первичного запоминания таких понятий как «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода»,«связь между таблицами». 3. Систематизировать знания и умения и навыки по пройденному материалу, на данном этапе. - Репродуктивная беседа с использованием демонстрации на экран примеров создании таблиц.
- Объяснительно- иллюстративный.
1.Ознакомиться с понятиями «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода», «связь между таблицами. 2. Уметь вводить создавать таблицы с помощью инструментальных средств Access. 3. Устанавливать связи между таблицами. 3. Аккуратно вести конспект.
1. Беседа 2. Учебная практика. 3. Конспектирование. (Слайд 5)
В вашей профессиональной деятельности вы будете сталкиваться с различными базами данных. В период прохождения практик вам неоднократно придется самим разрабатывать базы данных по своей предметной области. Создание таблицы базы данных состоит из двух этапов: - на первом этапе определяется ее структура: состав полей, их имена, тип данных и размер каждого поля ключи, индексы таблицы и другие свойства полей; -на втором этапе производится создание записей таблицы и заполнение их данными. Слайд 6 |
Задание: | Поле базы данных - это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства. Строки таблицы являются записями об объекте; эти записи разбиты на поля столбцами таблицы, поэтому каждая запись представляет собой набор значений, содержащихся в полях. Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных. Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице. Ключевое поле - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Слайд 7,8 В качестве ключевого поля чаще всего используют поле, содержащее тип данных счетчик. Однако иногда удобнее в качестве ключевого поля таблицы использовать другие поля: код товара, инвентарный номер и т. п. Многотабличная БД дает возможность создание БД, где информация содержится в нескольких таблицах. При этом между таблицами должны быть установлены связи (отношения). Связь устанавливается на основании данных в совпадающих полях. Поля могут иметь и разные имена, но тип данных должен совпадать (допускается связь через поля Счетчик-Числовое/Длинное целое). Слайд 9 MS Access поддерживает четыре типа отношений: - один к одному; - один ко многим; - многие к одному; - многие ко многим.
Разработать базу данных ГРУППА в которой хранятся сведения о студентах, родителях студентов. База данных ГРУППА будет состоять из 4 таблиц: (Слайд 10, 11)
Личные дела – анкетные данные студента: № личного дела, фамилия, имя , отчество, дата рождения, пол, национальность, домашний адрес, телефон. Имя поля | Тип данных | Размер поля | Формат поля | № | Тестовый | 5 |
| Фамилия | Тестовый | 20 |
| Имя | Тестовый | 10 |
| Отчество | Тестовый | 20 |
| дата рождения | Дата/время |
| Краткий формат даты | Код_пола | Число | Длинное целое |
| Код_национальности | Число | Длинное целое |
| домашний адрес | Тестовый | 50 |
| Паспорт | Тестовый | 10 |
| ИНН | Тестовый | 12 |
| телефон | Тестовый | 10 |
| фото | Поле OLE |
|
|
Демонстрация создания БД ГРУППА |
4. Закрепление пройденного материала Цель:
Задачи преподавателя:
Методы:
Задачи студента:
Методы:
Речь преподавателя
Закрепление материала:
Критерии оценки: |
Способствовать закреплению умений студентов в создании многотабличных баз данных в СУБД Access. - Закрепить умения и навыки студентов по заданной теме, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Научить применять полученные знания в жизненной ситуации.
- Осуществить проверку освоения умений и способов действий.
- Работа с методическими указаниями
- Компьютер
- Закрепить новые знания и умения
- Развивать навыки работы.
- Индивидуальная работа
- Самопроверка.
У вас на столах лежит материал из методических указаний для выполнения практической работы №19. Слайд 12 Задание 1-3 Создать 4 таблицы БД. В таблице личные дела для полей «паспорт» и «ИНН» установить маски ввода, применить мастер подстановок для полей Код_пола и Код_национальности
Методические указания: - Запустить программу Access - в поле имя файла вписать Группа - нажать на кнопку Создать.
- При этом Access создаст автоматически таблицу и запустит ее в режиме ввода. Для того, что бы спроектировать таблицу необходимо открыть ее в режиме конструктора. Щелкнуть на Главном меню кнопку Режим, или правой кнопкой по вкладке таблицы и из контекстного меню выбрать команду конструктор.
- При этом программа запросит вас о сохранении объекта. Дайте имя таблицы Личные дела.
- В режиме конструктор поочередно вводите имена полей при этом , укажите правильно тип данных. При необходимости задайте размер поля в области Свойства поля.
- Для поля паспорт необходимо выбрать тип данных текстовый потому что этот тип данных позволяет установить маску ввода. Номер паспорта состоит из двух частей серии 9206 и номера 562001. Для того чтобы содрать маску ввода необходимо в свойстве поля установить курсор на свойстве маска ввода - нажать на кнопку
- Откроется диалоговое окно Создание маски ввода – нажать на кнопку Список – в открывшемся окне необходимо заполнить маску ввода знаком # символизирующем цифры (см рис.)
- Аналогичным образом создайте маску ввода для поля ИНН.
Задание 4. Установление связи между таблицами. Методические рекомендации. - Перейдите в меню Работа с базой данных – Схема данных
- Откроется окно схемы данных с 3 –мя таблицами
- Нажмите на кнопку Отобразить таблицу на панели инструментов. Добавьте недостающую таблицу, предварительно ее выделив и нажав на кнопку Добавить.
- Выделите № в таблице Личные дела и удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите к таблице Родители , отпустив на поле №
- Появится окно Изменение связей. Установите флажки Обеспечение целостности данных. (см рис.)
Дополнительные задания Задание 5. Самостоятельно измените типы связей между таблицами: Личное дело – Пол Личное дело – Национальность
Задание 6. Самостоятельно заполните таблицу Личные данные и таблицу Родители - 10 значений. «5» - выполнил задания с 1-4 правильно, грамотное создание таблиц с заданием для полей масок ввода, применение мастера подстановок, определение ключевого поля ; «4» - выполнил задания с 1- 4 , но есть 1 небольшая ошибка или не совсем правильно созданы таблицы БД; «3» -, выполнил 1-2 задание, или не совсем правильно созданы таблицы БД , есть ошибки в выполнении; «2» - почти ничего не смог выполнить;
|
5. Задание на дом Цель:
|
Сообщение студентам о домашнем задании, методики его выполнения, проверка понимания студентами содержание работы и способов выполнения домашнего задания. Слайд 15. Домашнее задание: Определить сколько необходимо добавить таблиц с именами полей в базу данных Группа, что бы в этой БД хранились бы сведения о изучаемых дисциплинах и преподавателях преподающих эти дисциплины.
Критерии оценивания: «5» - выполнил задание правильно, верное определение отношений (таблиц) с указанием полей; «4» - выполнил задание, но есть 1 небольшая ошибка или не совсем правильно определены поля таблиц; «3» - выполнил задание, но есть 2 ошибки или не совсем правильно определена таблица с именами полей, «2» - почти ничего не смог выполнить;
Подведение итогов урока, выставление оценок. |