Рабочая программа по информатике 3 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему
Рабочая программа по информатике для 3 класса составленна на основе авторской программы Бененсон, с расширенной пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.rar | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №28 города Белова»
Согласована на заседании МО протокол №____ от «__»_______2013 г. руководитель МО _____ Никитина О.Г. | Рассмотрена на методическом совете протокол №___ от «___»_______2013 г. председатель ______ Никитина О.Г. | Утверждена Директор____Неделько О.А. «___»________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
3 класс
Составила
Бочкарева Екатерина Ивановна,
учитель информатики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 3 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Перспективная начальная школа» с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Федерального базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312).
Прохождение программы обеспечивается учебными пособиями, включенными в Федеральный перечень:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Цели и задачи курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них.
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- Учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач.
- Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
- Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере.
- Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Основные содержательные линии
1. Информационная картина мира.
2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
3. Алгоритмы и исполнители.
4. Объекты и их свойства.
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Понятие информации и работа с информацией
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации и продолжается в 3 классе.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
- планирование деятельности человека;
• управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
- рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
- перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
- фундаментальные знания о компьютере,
практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, атакже на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.
Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
Этические нормы работы с информацией,
информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
- правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
Содержание программы
Информационная картина мира (9ч.)
Способы организации информации.
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3часа).
Фундаментальные знания о компьютере.
Компьютер как исполнитель алгоритмов.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.
Алгоритмы и исполнители (11 часов).
Алгоритмы с переменными.
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.
Алгоритмы с ветвлениями.
Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.
Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации.
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Объекты и свойства (10 часов).
Объекты. Понятие класса объектов.
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией
и информационная безопасность (1 час).
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- структуру таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- что такое переменная, ее имя и значение;
- что такое ветвление;
- что такое объект;
- что такое класс объектов.
Учащиеся должны уметь:
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
- исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить среди данных объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со списками и таблицами;
- безопасной работы за компьютером;
- работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.
Учебно-тематический план
3 класс (34ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Информационная картина мира | 9ч. |
2 | Компьютер - универсальная машина для обработки информации | 3ч. |
3 | Алгоритмы и исполнители | 11ч. |
4 | Объекты и их свойства | 10ч. |
5 | Эстетические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | 1ч. |
Итого: | 34ч. |
Литература для обучающихся
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Литература для учителя
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе Примерной программы основного (общего) образования по информатике и информационным технологиям и авторской программы Е.П.Бененсона, А.Г. Паутовой «Программа курса информатики и ИКТ для начальной школы (2-4 классы)».-М.: Академкнига, 2012.
Всего часов по программе - 34, в неделю 1 час.
Обучение ведётся по учебникам Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Сроки | Всего часов | Теорит.часы | Практических | Отметка о выполнении | |
всего часов | практич. | ||||
1четверть | |||||
2четверть | |||||
3четверть | |||||
4четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...