Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 8 класса (Семакин И.Г.).
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Николаева Наталья Михайловна

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" для 8 класса (Семакин И.Г.).

Содержит подробное календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_semakin_8.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №187
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

РЕКОМЕНДОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО
Председатель МО                                                        Зам. дир. по УВР

________/__________                                                _______/_______________

«___»_______201_ г                                                         «___»__________201_ г

                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                        Директор ГБОУ СОШ №187

                                                                        ______/_____________________

Рабочая программа

По              ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ             в           8       классе

среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

Учитель -           Николаева Наталья Михайловна       .

Количество часов по плану -               35                      _

Учебник - Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Плановые контрольные работы -          0                     _


  1. Оглавление рабочей программы
    по информатике и ИКТ 8 класс
  2. Пояснительная записка        
  3. Содержание дисциплины        
  4. Характеристики классов        
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся        
  6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся        
  7. Календарно-тематическое планирование. VIII класс        
  8. Перечень учебно-методического обеспечения        
  9. Технические и программные  средства обучения        
  10. Список литературы        

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе 273 закона «Об образовании», образовательного стандарта 2004 года, примерной программы по информатике и ИКТ, авторской программы к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса под редакцией Семакин И.Г. и др.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе – 35 учебных часов (из расчета 1 час в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника: Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики [3], разработанной авторами учебников [4, 5] Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках [4, 5], что способствует лучшему его освоению учениками. Кроме 3 часов, посвященных компьютерным презентациям, из темы «Технология мультимедиа». Уроки по созданию  презентаций перенесены на изучение в начало года. Обусловлено это необходимостью умения современными школьниками создавать презентации не только на уроках информатики, но и на уроках по другим предметам.

За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в 8 классе добавлено по 1 часу на прохождение следующих тем: «Человек и информация», «Первое знакомство с компьютером», «Технология мультимедиа», повторение на последнем уроке в конце года.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эф
фективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением тестирования в качестве проверочной работы.

Содержание дисциплины

8 класс (35 часов)

  1. Человек и информация – 6 час. (4+2)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  •  связь между информацией и знаниями человека;
  •  что такое информационные процессы;
  •  какие существуют носители информации;
  •  функции языка как способа представления информации;
  • что такое естественные и формальные языки;
  •  как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
  •  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  •  приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  •  определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  •  приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  •  измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  •  пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  •  пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

Информатика. Компьютер. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).

  1. Первое знакомство с компьютером – 7 час. (4+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  •  правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  •  состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  •  основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  •  структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  •  типы и свойства устройств внешней памяти;
  •  типы и назначение устройств ввода/вывода;
  •  сущность программного управления работой компьютера;
  •  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  •  назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  •  включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
  •  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  •  инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  •  просматривать на экране каталог диска;
  •  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  •  использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта. Вит памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления

  1. Текстовая информация и компьютер – 10 час. (4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  •  назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  •  основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  •  набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  •  выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  •  сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Гипертекст. Двоичный код символа. Маркированный список. Нумерованный список. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Распознавание текста. Режимы работы текстового редактора (основные). Среда текстового редактора (стандартные компоненты). Стиль оформления текстовых документов. Структурные единицы текста (данные текстового редактора). Таблица кодировки. Текстовый процессор. Текстовый редактор (ТР). Шаблон .

  1. Графическая информация и компьютер – 5 час. (3+2)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  •  способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  •  какие существуют области применения компьютерной графики;
  •  назначение графических редакторов;
  •  назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  •  строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  •  сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Основные термины по разделу:

Векторная графическая информация. Видеоадаптер. Видеопамять. Графические координаты. Графические примитивы. Графический редактор (ГР). Иллюстративная графика.  Деловая графика. Код пикселя. Компьютерная анимация. Компьютерная графика. Конструкторская графика. Научная графика. Области применения компьютерной графики. Пиксель. Растр (графическая сетка). Режимы работы графического редактора растрового типа. Среда графического редактора растрового типа. Устройства ввода графической информации. Устройства вывода графической информации. Цветовая палитра RGB.

  1. Технология мультимедиа – 7 час. (3+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Основные термины по разделу:

Аналоговая форма представления звука. Аналого-цифровое преобразование (АЦП). Данные. Динамики (колонки или наушники). Звуковая карта (аудиоадаптер). Интерактивная презентация. Компьютерная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непрерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления звука. Частота дискредитации.


Характеристики классов


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

8        класс

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.
  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%%

хорошо

50-74%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Календарно-тематическое планирование. VIII класс

Номер урока

Тема урока

Часы

Дата

Практика

Научные термины, понятия (предметная терминология)

Содержание, методические приемы

Оборудо-вание

Вид контроля, измерители

Примечание

(информацион-ные технологии, ЦОР)


Всего

Теория

Практика

План

Факт

Человек и информация (6 часов)

1

1

Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1

0

5.09


5.09

Информация. Информационные объекты различных видов. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок-лекция

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Экспресс-опрос

Презентация «Информация»

2

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1

1

0

12.09

12.09

Знания декларативные, знания процедурные. Информационные каналы человека.

Язык, языки естественные, языки формальные (искусственные)

Комбинированный

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Тестирование

Презентация «Восприятие информации человеком»

3

3

Информационные процессы.

1

1

0

19.09

19.09

Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами Роль информации в жизни людей.

Комбиниро-ванный

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Устный опрос

Презентация «Информационные процессы»

4

4

Работа с тренажёром клавиатуры

1

0

1

26.09

26.09

Работа с тренажёром клавиатуры.

Выполнение практического задания №1

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

5

5

Измерение информации.

1

2/3

1/3

3.10

3.10

Решение задач на единицы измерения количества информации.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Единицы измерения»

6

6

Измерение информации.

1

1

0

10.10

10.10

Информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации.

Комбиниро-ванный

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная работа

Компьютерный интерактивный  тест

Технология мультимедиа (3 часа)

7.

1

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

1

0

17.10

17.10

Понятие мультимедиа. Области применения. Презентация. Типы.

Урок ознакомле-ния с новым материалом

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Мультимедиа технологии»

8.

2

Компьютерные презентации.

1

2/3

1/3

24.10

24.10

Практическая работа №15. Создание презентации с использованием текста, графики и звука

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Компьютерные презентации»

9.

3

Создание презентации.

1

2/3

1/3

31.10

31.10

Практическая работа №17. Разработка презентации


Планирование презентации и слайда. Создание презентации.

Урок - практикум

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Первое знакомство с компьютером (7 часов)

10

1

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

1

0

14.11

14.11

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память). Принципы фон – Неймана. Гигиенические энергономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Устройство компьютера»

11

2

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

1

1

0

21.11

21.11

Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера.

Комбиниро-ванный

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Программное обеспечение»

12

3

Пользовательский интерфейс.

1

1

0

28.11

28.11

 

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню)

Комбини-рованный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Тестирова-ние.

Компьютерный интерактивный  тест

13

4

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

1

2/3

1/3

5.12

5.12

Практическое задание №2:

Подключение внешних устройств к персональному компьютеру

Процессор компьютера. Разрядность процессора. Тактовая частота процессора. Шина адреса. Шина данных. Шина управления

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос.

Презентации «Устройство ПК»

14

5

Файлы и файловые структуры

1

1

0

12.12

12.12

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Комбинированный урок

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентации «Файловая структура»

15

6

Работа с файловой структурой операционной системы

1

1/3

2/3

19.12

19.12

Практическое задание №3

Файловая система

Действия с файлами и папками

Урок закрепление изученного.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Компьютерный интерактивный  тест

16

7

Урок обобщения материала по теме

1

1/2

1/2

26.12

26.12

Практическая работа №4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях

Урок закрепление изученного.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Тестирова-ние.

Компьютерный интерактивный  тест

Текстовая информация и компьютер (9 час)

17.

1

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовый редактор.

1

1

0

9.01

9.01

Двоичный код символа. Принцип последовательного кодирования алфавитов. Текстовые файлы. Гипертекст.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.»

18.

2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

1

0

16.01

16.01

Понятия текстового редактора и текстового процессора. Режимы работы.  Шрифты.   Форматирование текста.       Фрагментами текста.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Текстовый редактор»

19.

3

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста.

1

2/3

1/3

23.01

23.01

Практическая

работа №5. Набор и редактирование текста.

Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста)

Комбинированный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Ввод и редактирование текста»

20

4.

Работа с текстовым редактором. Форматирование текстов.

1

2/3

1/3

30.01

30.01

Практическая

работа №6. Форматирование текста.

Форматирование текста. Параметры шрифта, параметры абзаца.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Форматирование текста»

21.

5

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены.

1

1/3

2/3

6.02

6.02

Практическая

работа №7. Работа с фрагментами через буфер обмена.

Буфер обмена. Действия с фрагментами текста.

Урок ознакомления с новым материалом.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Работа с фрагментами через буфер обмена, поиск и замена»

22.

6

Работа с таблицами.

1

2/3

1/3

13.02

13.02

Практическая работа №8. Работа с таблицами.

Включение в текстовый документ таблиц.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Работа с таблицами»

23.

7

Дополнительные возможности текстового редак-тора.

1

2/3

1/3

20.02

20.02

Практическая работа №9. Работа со списками и графикой.

Орфографический контроль. Стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах.

Урок ознакомления с новым материалом

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Дополнительные возможности текстового редак-тора.»

24.

8

Итоговое  практическое задание

1

1/3

2/3

27.02

27.02

Практическая

работа №10. Итоговое  практическое задание.

Возможности текстового редактора.

Урок закрепление изученного.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Провероч-ная практичес-кая работа

25

9.

Урок обобщения материала по теме

1

2/3

1/3

6.03

6.03

Включение в текстовый документ диаграмм и графических объектов.

Урок проверки знаний

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Тестирова-ние.

Компьютерный интерактивный  тест

Графическая информация и компьютер (5 часов)

26.

1

Компьютерная графика: растровая и векторная.

1

2/3

1/3

13.03

13.03

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.

Урок ознакомления с новым материалом.

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Компьютерная графика»

27.

2

Графические редакторы растрового типа.

1

2/3

1/3

20.03

20.03

Практическая работа №11.  Создание изображения в растровом графическом редакторе.

Интерфейс графических редакторов.

Комбиниро-ванный урок.

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выборочный контроль (с/р.)

Презентация «Графические редакторы растрового типа»

28.

3

Кодирование изображения

1

2/3

1/3

3.04

3.04

Практическая работа №12.  Работа с конструктором цветов.

Принцип формирования цвета пикселя на экране. Связь между количеством цветов в палитре и количеством бит для кодирования одного пикселя (формула). Формула определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выборочный контроль (с/р.)

Презентация «Кодирование изображения»

29.

4

Работа с векторным графическим редактором.

1

2/3

1/3

10.04

10.04

Практическая работа №13.  Создание изображения в векторном графическом редакторе.

Инструменты для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника. Типы заливки, копирование, удаление и перемещение объектов изображения. изменение размеров объектов. Изменение толщины линии.

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Фронталь-ный опрос, выборочный контроль (с/р.)

Презентация «Работа с векторным графическим редактором»

30.

5

Технические средства компьютерной графики.

1

2/3

1/3

17.04

17.04

Практическая работа №14.Работа со сканером. Обработка отсканированного изображения.

Создание изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика, сканер, цифровая фотокамера

Фронталь-ный опрос, выборочный контроль (с/р.)

Презентация «Технические средства компьютерной графики»

Технология мультимедиа (7 часов)

31.

4

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

1

1

0

24.04

24.04

Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. Система ввода-вывода звука.

Урок ознакомле-ния с новым материалом

Рабочее место учителя, проектор, экран.

Фронталь-ный опрос

Презентация «Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа»

32.

5

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения.

1

2/3

1/3

8.05

8.05

Практическая работа №16. Разработка презентации с анимацией и звуком

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации..

Комбиниро-ванный урок

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика, микрофон

Фронталь-ный опрос, выбороч-ный контроль (с/р.)

Презентация «Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения.»

33.

6

Создание презентации.

1

2/3

1/3

15.05

15.05

Практическая работа №17. Разработка презентации

Планирование презентации и слайда. Создание презентации.

Урок - практикум

Провероч-ная практичес-кая работа

34.

7

Урок обобщения материала по теме

1

1

0

22.05

22.05

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране

Урок проверки знаний и умений

Рабочее место учителя, проектор, экран, рабочее место ученика.

Тестирова-ние.

Компьютерный интерактивный  тест

35.

Повторение.

1

1

0

29.05

29.05


Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

8 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

Технические и программные  средства обучения

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Наушники (рабочее место ученика).
  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  4. Колонки (рабочее место учителя).
  5. Микрофон (рабочее место учителя).
  6. Экран..
  7. Проектор.
  8. Лазерный принтер черно-белый.
  9. Сканер.
  10. Цифровая фотокамера.
  11. Цифровая видеокамера.
  12. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  7. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  8. Антивирусная программа
  9. Программа-архиватор.
  10. Клавиатурный тренажер.
  11. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  12. Система программирования ABCPascal.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)

Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин

Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин

Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования. ...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс (Семакин)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден прик...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 8 класс (Семакин И.Г.)

Настоящая программа составлена на основе "Примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ (Утверждена приказом Минобразования и науки России от 09.03.2004 №1312), программы базов...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 9 класс (Семакин И.Г.)

(Смотреть аннотацию к рабочей программе за 8 класс)...