Рабочая программа "Информационные технологии" 10- 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Зубарева Ирина Васильевна

 

Особенности программы, рассчитанной на дополнительный час информатики в неделю в 10 -11 классе, в направлении по углубленному изучению основ новых информационных технологий, подразумевающем освоение дополнительного к базовой программе материала (языков программирования - VBA, линейных алгоритмов Excel), носящего не только развивающий (логику, мышление) характер, но и прикладной, ввиду активного использования данных видов программирования в среде Windows и многих компьютерных программах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Сычевская средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа

'' Информационные технологии ''

10-11 класс

Выполнила: учитель физики,

математики и информатики

Зубарева И.В.

2013-2014 уч.год

ПРОГРАММА КУРСА '' Информационные технологии ''

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из целей обучения информатике в общеобразовательном учреждении - развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, так как структурный анализ задачи, разбиение большой задачи на малые, планирование возможных ситуаций и реакций на них, понимание и использование формальных способов записи решения - эти основные компоненты операционного мышления носят универсальный характер и применимы практически во всех сферах человеческой деятельности.

Но в настоящее время, когда общество двигается по пути от постиндустриального к информационному, все большее значение в обучении и воспитании личности, востребованной социумом, принимает информатика как наука, изучающая технологию сбора, хранения и переработки информации, основным инструментом чего выступает компьютер.

Особенности программы, рассчитанной на дополнительный час информатики в неделю в 10 -11 классе, в направлении по углубленному изучению основ новых информационных технологий, подразумевающем освоение дополнительного к базовой программе материала (языков программирования - VBA, линейных алгоритмов Excel), носящего не только развивающий (логику, мышление) характер, но и прикладной, ввиду активного использования данных видов программирования в среде Windows и многих компьютерных программах.

Основная задача курса - освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.

Основное направление - офисная технология (текстовые документы, графика, электронные таблицы, презентации, персональные информационные системы); базы данных и информационные системы.

Освоение этих основ - обязательное условие развития компьютерного кругозора школьника, который позволит ему смело открывать любое приложение среды и разби-раться в нужных ему функциях.

Цели:

"освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

"овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

"развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

"воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

"выработка навыков применения средств ИТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать алгоритмические конструкции и уметь их применять для построения модели (алгоритма);

- овладеть основными средствами представления информации, необходимыми для решения задач с помощью компьютера;

- понимать общность информационных связей между элементами различных структур (устройство компьютера, команд алгоритмических языков, …);

- уметь применять основные виды программного обеспечения;

- уметь создавать собственные программные продукты.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Технология создания и обработки текстовой информации.

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документа. Параметры страницы. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд. Форматирование символов и абзацев. Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номеров страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы. Формирование оглавления. Работа с таблицами. Как создать таблицу? Операции с таблицами. Работа с рисунками.

Вставка рисунков. Операции с рисунками. Грамматика. Проверка правописания. Словарь синонимов. Перенос слов. Что еще умеет делать текстовый процессор?

Автозамена. Вставка специальных символов, дополнительные возможности. Издательские возможности процессора Word. Печать документов.

2. Обработка числовой информации.

Электронный калькулятор. Электронные таблицы. Окно программы MS Excel. Подготовка простой таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. Типы и формат данных. Ввод в ЭТ чисел, текста и формул. Встроенные функции. Работа с формулами и функциями. Расчетные операции. Решение уравнений с помощью ЭТ. Диаграммы и графики. Дополнительные возможности ЭТ. Основные статистические и математические функции Ехсеl. Логические операции в Ехсеl. Математические модели в Ехсеl. Ошибки при обработке электронных таблиц.

3. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.

Растровая и векторная графика. Форматы графических редакторов. Создание и редактирование изображений в векторном и растровом редакторах. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов. Атрибуты изображения. Техника создания изображений. Как рисовать геометрические фигуры? Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Как напечатать картинку? Подготовка презентаций. Что такое презентация?

Общие сведения о Мiсrоsоft Роwеr Роint. Принципиальная схема работы с МS Роwеr Роint. Как создавать и редактировать презентацию? Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов. Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд-фильма. Использование в презентации анимации.

4. Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Базы данных. Общие сведения об MS Аccеss. Создание БД Формы представления данных. Ввод и редактирование данных. Поиск и сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов. Реляционные БД.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

Учащиеся должны:

знать/понимать

"назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

"создавать информационные объекты, в том числе:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-создавать записи в базе данных;

-создавать презентации на основе шаблонов;

"искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов;

"пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

"создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;

"создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

"организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

70 часов ( 1 ч. в неделю)

10 класс.

Информатизация (2ч)

Сведения о видах информации, способах их сбора, передачи, хранения, преобразования. Человек как информационный процессор. Феномен персонального компьютера (ПК). Особенности современного этапа развития новых информационных технологий.

Информационные потоки (18ч)

Методы хранения и поиска информации. Элементы алгебры логики. Алгоритмы на линейно упорядоченных множествах. Информационно-поисковые системы. Базы данных. Структура и возможности реляционной базы данных. Основные функции электронной таблицы. Электронные таблицы как сращение информационно-поисковых и вычислительных систем. Использование Excel для создания собственной базы данных и для линейного программирования.

Программные среды (15ч)

Изучение учебной системы машинной графики с элементами расчёта в Qbasic, работа с ней. Векторная и растровая графика, модификации. Работа в графических редакторах Paint, CorelDraw, Fireworks, Flash, 3D. Выдача графической информации на принтер. Принципы работы графопостроителя и принтеров разного типа.

70 часов ( 1 ч. в неделю)

11 класс.

 

Пользователь (5)

Понятие об операционной системе (ОС) и программах-оболочках. Системные стандартные программы.

Теоретическое программирование (5)

Понятие интерфейса "человек-машина". Типы интерфейса. Построение сценариев программного обеспечения. Понятие о software и hardware. Трансляторы, кодировка программ. Понятие о процедурном программировании.

Программный продукт (25ч)

Понятие о программном средстве (ПС). Концепция мультимедии. Основные требования к ПС, особенности его создания и сопровождения. Модель задачи. Соотношение между понятиями "алгоритм" и "программа". Понятие компьютерной модели задачи. Построение модели: выделение предположений о модели, определение исходных данных в задаче и результатов. Интерполяция. Метод пошаговой детализации, стандартные программы и функции пользователя на VBA, понятие о проектировании PDL (program design language), структурное программирование. Основные алгоритмические конструкции: допустимые действия, ветвления, переменные, циклы и т.д. Создание программ на VisualBasic.

V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ ур

№ и тема раздела (общее количество часов по разделу)

Тема урока

ДАТА

1

Информатизация (2ч)

Инструктаж по технике безопасности. Сведения о видах информации, способах их сбора, передачи, хранения, преобразования. Человек как информационный процессор

2

Феномен персонального компьютера (ПК). Особенности современного этапа развития новых информационных технологий.

3-4

Информационные потоки (18ч)

Методы хранения и поиска информации.

5-6

Элементы алгебры логики.

7-8

Алгоритмы на линейно упорядоченных множествах.

9-10

Информационно-поисковые системы.

11-12

Базы данных.


13-14

Структура и возможности реляционной базы данных.

15-16

Основные функции электронной таблицы.

17-18

Электронные таблицы как сращение информационно-поисковых и вычислительных систем.

19-20

Использование Excel для создания собственной базы данных и для линейного программирования.

21

22

23

Программные среды (15ч)

Изучение учебной системы машинной графики с элементами расчёта в Qbasic, работа с ней.

24

25

26

Векторная и растровая графика, модификации.

27

28

29

Работа в графических редакторах Paint, CorelDraw, Fireworks, Flash, , 3D.

30

31

32

Выдача графической информации на принтер.

33

34

35

Принципы работы графопостроителя и принтеров разного типа.

11 КЛАСС

№ ур

№ и тема раздела (общее количество часов по разделу)

Тема урока

ДАТА

1

2

Пользователь (5)

Инструктаж по технике безопасности. Понятие об операционной системе (ОС) и программах-оболочках.

3

4

5

Системные стандартные программы.

6

Теоретическое программирование (5)

Понятие интерфейса "человек-машина".

7

Типы интерфейса

8

Построение сценариев программного обеспечения.

9

Понятие о software и hardware.

10

Трансляторы, кодировка программ. Понятие о процедурном программировании.

11

Программный продукт (25ч)

Понятие о программном средстве (ПС).

12

13

Концепция мультимедии

14

15

Основные требования к ПС, особенности его создания и сопровождения.

16

Модель задачи.

17

Соотношение между понятиями "алгоритм" и "программа".

18

19

Понятие компьютерной модели задачи.

20

21

22

Построение модели: выделение предположений о модели, определение исходных данных в задаче и результатов.

23

Интерполяция.

24

25

26

Метод пошаговой детализации, стандартные программы и функции пользователя на VBA, понятие о проектировании PDL (program design language), структурное программирование.

27

28

29

. Основные алгоритмические конструкции: допустимые действия, ветвления, переменные, циклы и т.д.

30

31

32

33

34

35

Создание программ на VisualBasic.


VI. СПИСОК УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ОИВТ. А.Г.Кушниренко. М,"Просвещение",1990.

2. ОИВТ. А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский. М.,"Просвещение", 1993.

3. IBM PC для пользователя. В.Э.Фигурнов. М.,"Инфра-М",1997.

4. DOS- программа QBASIC.

5. EXCEL MICROSOFT OFFICE.

6. VBA WORD.

7. А. Симанович. Практическая информатика. М., 2001г.

8. Информатика и информационные технологии. Н.Угринович. М.,Лаборатория Базовых Знаний, 2010-12г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....