Конспект урока информатики "Условный оператор IF" 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепление понятий линейный алгоритм;
- Знакомство с понятием ветвление, полное и неполное ветвление;
- Формирование умений построения блок-схем, записи программ на языке программирования Паскаль, работы на компьютере.
Развивающие:
- развивать критическое мышление как аспект учебно-интеллектуальных умений и навыков;
- развивать у школьников умения структурировать информацию.
Воспитательные:
- способствовать обогащению внутреннего мира школьников и их жизненного опыта;
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемому предмету.
Задачи урока:
- научить строить блок-схемы по аналогии к предложенным заданиям;
- активно использовать знания по теме «Условный оператор CASE»;
- активизировать в упражнениях язык программирования Паскаль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 144.5 КБ |
Презентация к уроку в 8 классе | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока информатики
в 8 классе на тему
«Условный оператор IF»
Учитель: Обмачевская Дарья Викторовна
г.Нефтекумск 2013г.
Тема урока: «Условный оператор IF»
Тип урока: урок, размещенный на Рабочем столе учителя. Урок проходит с предоставлением доступа учащемуся к Рабочему столу учителя.
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепление понятий линейный алгоритм;
- Знакомство с понятием ветвление, полное и неполное ветвление;
- Формирование умений построения блок-схем, записи программ на языке программирования Паскаль, работы на компьютере.
Развивающие:
- развивать критическое мышление как аспект учебно-интеллектуальных умений и навыков;
- развивать у школьников умения структурировать информацию.
Воспитательные:
- способствовать обогащению внутреннего мира школьников и их жизненного опыта;
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемому предмету.
Задачи урока:
- научить строить блок-схемы по аналогии к предложенным заданиям;
- активно использовать знания по теме «Условный оператор CASE»;
- активизировать в упражнениях язык программирования Паскаль.
Материал и оборудование урока:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office 2003;
- среда программирования PABC.
- обучающая программа-презентация «Оператор выбора CASE», созданная учителем средствами Microsoft PowerPoint;
- компьютеры;
- проектор;
- доска;
- ресурс из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.
Урок строится на основе:
- изученного материала по теме «Линейный алгоритм»;
- теоретического материала по теме «Условный оператор IF»
- практических упражнений, предложенных учителем;
- наглядного материала на экране;
Структура урока
- Определение темы урока и постановка целей урока. (1 мин.)
- Повторение темы «Линейный алгоритм». Фронтальный опрос. (3 мин.)
- Введение понятия «Условный оператор IF». (7 мин.)
- Применение условного оператора IF при решении задач.
(4 мин.)
- Решение задачи по аналогии. (7 мин.)
- Работа на компьютерах. (15 мин.)
- Подведение итогов урока. (1 мин.)
- Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
Ход урока
- Определение темы урока и постановка целей урока.
Здравствуйте. Сегодня мы изучим новую тему «Условный оператор IF», научимся строить блок-схемы и записывать решения задач языке программирования Паскаль.
- Повторение темы «Линейный алгоритм». Фронтальный опрос.
Мы уже изучили линейный алгоритм, строили блок-схемы и решали задачи с его использованием. Давайте немного вспомним о нем.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что такое алгоритм?
- Какие бывают алгоритмы?
- Как строится блок-схема?
- Форма записи полного и неполного ветвления на Паскале.
- Введение понятия «Условный оператор IF».
Итак, вы сказали, что при выполнении линейного алгоритма действия выполняются в строгой последовательности друг за другом. А как же быть, если в задаче стоит какое-либо условие? Для этого в программировании и существует условный оператор IF. Итак, условный оператор IF используется, при существовании условия и в зависимости от его выполнения или невыполнения осуществляются те или иные команды.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите блок-схему, отображающую условный оператор.
А сейчас мы рассмотрим форму его записи на Паскале. (На экране выведен слайд презентации).
4. Применение условного оператора IF при решении задач.
А теперь мы рассмотрим на примере задачи как используется условный оператор IF.
Условие задачи: нарисовать блок-схему и составить программу, которая сравнивает одно число с 20, а второе число с –15.
Сначала рассмотрим блок-схему к этой задаче. (На экране выведен слайд презентации, содержащий блок-схему к этой задаче.) Нарисуйте ее себе в тетради.
Теперь рассмотрим программу на Паскале. (На экране выведен слайд презентации, содержащий программу данной задачи.) Перепишите, пожалуйста программу в тетради.
- Решение задачи по аналогии.
Теперь попробуем нарисовать блок-схему и написать программу на Паскале для следующей задачи.
Условие: даны два числа a и b. Найти большее из них.
- Работа на компьютере.
На моем Рабочем столе находится документ «Заготовки». В нем вы увидите рассмотренную задачу и задачу для самостоятельного решения. Обратите внимание: задачи написаны на языке Паскаль, но программы неполные. В них отсутствует условный оператор IF. Ваше задание следующее: вы должны недостающую часть набрать самостоятельно и прислать мне. Приступайте к работе.
- Подведение итогов урока.
Итак, подведем итоги нашей с вами работы:
- Повторили линейный оператор;
- Познакомились с условным оператором;
- Научились строить блок-схемы к предложенным задачам;
8. Информация о домашнем задании и инструктаж по его применению.
На следующий урок вы должны выучить теоретический материал об условном операторе IF и решить две задачи, нарисовав к ним блок-схемы и написав программы на языке Паскаль, условия которых вы видите на экране.
Условия:
- Даны два числа a и b. Найти меньшее из них.
- Даны площади круга S1 и квадрата S2. Поместится ли квадрат в круг?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неполное ветвление IF < условие > THEN < команда 1 > Полное ветвление IF < условие > THEN < команда 1 > ELSE < команда 2 > Форма записи на Паскале
Оператор выбора CASE Оператор выбора case является обобщением оператора if и позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов. Как и в операторе if здесь может присутствовать слово else, имеющее тот же смысл.
Блок-схема ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ Усл1 Усл2 Усл N КОМАНДА 1 КОМАНДА 2 КОМАНДА N
Форма записи на Паскале CASE < ключ выбора > OF < список выбора > ELSE < операторы > END; Обратите внимание - в конце оператора case стоит ключевое слово end, для которого нет парного слова begin.
Задача Нарисовать блок-схему и составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок (1- плохо, 2 – неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 отлично).
Блок-схема начало Ввод N N=1 N=2 N=3 N=4 N=5 ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ ПЛОХО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ХОРОШО ОТЛИЧНО НЕПР. ВВОД конец
Задача на Паскале Program Zadacha; var n:integer; begin writeln (‘Введите номер оценки’); readln(n); case n of 1:writeln (‘ Плохо ’); 2:writeln (‘ Неудовлетворительно ’); 3:writeln (‘ Удовлетворительно ’); 4:writeln (‘ Хорошо ’); 5:writeln (‘ Отлично ’); else writeln (‘ неправильный ввод ’); end; readln; end.
Домашнее задание 1. Выучить конспект в тетради. 2. Задача: вводится число от 1 до 12, определяющее месяц года. Дать название этого месяца года (1 – Январь, 2 – Февраль, 3 – Март, …, 12 – Декабрь). 3. В спортивных соревнованиях Шарик, кот Матроскин, дядя Федор и почтальон Печкин заняли соответственно 1, 2, 3 и 4 места. По номеру места выдать имя участника. К задачам нарисовать блок-схемы и написать программы на Паскале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Условный оператор"
Урок знакомит учащихся с условным оператором программы на языке Паскаль, его полной и неполной формой, учит детей составлять элементарную программу с использованием условного оператор...
Конспект урока информатики в 9 классе "Операторы ввода и вывода в Pascal"
Урок разработан и проведен в рамках районного семинара учителей информатики. Содержит ЦОР сопровождения урока, выполненный в программе E-PUBLISH. К уроку составлена структурно-информационная карта, оц...
8 класс. Конспекты уроков. Нелинейные операторы
ОПЕРАТОР УСЛОВНОГО ПЕРЕХОДАПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...